СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации к самостоятельной работе по дисциплине "Право"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В помощь студентам, изучающим дисциплину "Право"

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации к самостоятельной работе по дисциплине "Право"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего образования

«Оренбургский государственный университет»




УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Предметно-цикловая комиссия социально-гуманитарных и общеобразовательных дисциплин






И.Ф. Русанова





МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА



ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПРАВО»















Оренбург 2016

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студента по дисциплине «Право» /сост. И.Ф. Русанова. – Оренбург : Университетский колледж ОГУ, 2016. - 29 с.






Методические рекомендации предназначены для студентов Университетского колледжа ОГУ, специальности 38.02.07 Банковское дело, 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

В методических рекомендациях даны общие положения о самостоятельной работе студентов в рамках указанной дисциплины. Описаны цели, виды работ, требования к итоговой форме отчетности по самостоятельной работе в процессе обучения студента, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.








Преподаватель ________________________ И.Ф. Русанова

(подпись)

« 04 » октября 20 16 г.


Рассмотрены на заседании цикловой комиссии информационных технологий

Протокол № 3 от « 14 » октября 2016г.


Председатель ПЦК СГОД ______________ О.А. Ушакова














Содержание

Введение …………………………………………………………………………4

1 Организация самостоятельной работы студента ……………….…………5

2 Методические рекомендации ……………………….……………………...6

2.1 Методические рекомендации по подготовке домашних заданий ……… 7

2.2 Методические рекомендации по подготовке к устному опросу ……...….8

2.3 Методические рекомендации по подготовке реферата …………… ……. 8

2.4 Методические рекомендации по выполнению контрольной работы…….11

2.5 Методические рекомендации по подготовке творческих заданий ………11

2.6 Методические рекомендации к решению правовых задач ……………….14

2.7 Методические рекомендации по выполнению индивидуальных заданий16

2.8 Методические рекомендации по составлению глоссария ………………. 16

2.9 Методические рекомендации по выполнению тестовых заданий ……… 18

2.10 Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям ..19

2.11 Методические рекомендации по подготовке к ролевым играм ………..20

2.12 Методические рекомендации по работе с источниками права …………21

2.13 Методические рекомендации по подготовке к зачету ………………… 22

3 Коррекционная часть ………………………………………...……………23

3.1 Примерный график индивидуальной работы со студентами ………… . .23

3.2 Организация самостоятельной деятельности и консультаций ……….... 25

Используемые источники ……………………………………………………....26

Приложение А …………………………………………………………………...28

Приложение Б ……………………………………………………………….......29




















Введение



Дисциплина «Право» входит в общеобразовательные дисциплины базового и углубленного уровней программы подготовки специалистов среднего звена для специальностей экономического профиля обучения.

Основу программы составляет содержание, разработанное на основании примерной программы в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

При изучении права формируются гражданско-правовая активность, ответственность, правосознание, правовая культура, навыки правомерного поведения, необходимых для эффективного выполнения основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника).

Приоритетным направлением является формирование правовой компетентности и приобретение определенного правового опыта в рамках учебной и внеучебной деятельности.

Основная задача среднего профессионального образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Самостоятельная работа студентов является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой.

Для студентов с ограниченными возможностями здоровья при организации самостоятельной работы предусматриваются все виды работ, указанные в настоящих методических рекомендациях, также возможен индивидуальный подход в виду особых условий и выполнение работ, предусмотренных в коррекционной части.

Коррекционная часть данных методических рекомендаций направлена на создание системы комплексной помощи студентам с ОВЗ в освоении программы подготовки специалистов среднего звена, коррекцию недостатков в физическом, психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию, а также на обеспечение условий для успешного усвоения курса дисциплины. Коррекционная часть предусматривает создание специальных условий обучения и педагогического взаимодействия, позволяющих учитывать особые образовательные потребности студентов с ОВЗ посредством индивидуализации образовательного процесса, организации элементов дистанционного образования. Комплекс мероприятий коррекционной работы должен обеспечивать выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ при изучении данной дисциплины.

Допуск к освоению программы подготовки специалистов среднего звена осуществляется на основе медико-социальной экспертизы. Организация специальных условий обучения по данной дисциплине осуществляется с учетом рекомендаций данной экспертизы, особенностей психофизического развития и в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии.

Коррекционная часть определяет специальные условия изучения разделов дисциплины, условия соблюдения допустимого уровня нагрузки. Коррекционная часть методических рекомендаций содержит, во-первых, цели и задачи коррекционной работы с обучающимися. Во-вторых, план индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, способствующих освоению обучающимися с ОВЗ профессиональных умений, предусмотренных к усвоению в рамках данной дисциплины. В-третьих, структурные элементы системы комплексного сопровождения и поддержки обучающихся с ОВЗ в условиях образовательного процесса. В-четвертых, механизм взаимодействия с преподавателем, предусматривающий общую единую стратегическую направленность работы, объединяющий очное и он-лайн взаимодействие.

Организация СРС ориентируется на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению, с учетом потребностей и возможностей личности.

Весь учебный процесс от начала изучения и до завершения учебного курса рассчитан на самостоятельную работу студента под руководством и при помощи преподавателя.





1. Организация самостоятельной работы студентов



Формы самостоятельной работы студентов определяются содержанием учебной дисциплины, степенью подготовленности студентов.

Самостоятельное изучение теоретического материала курса «Право» предусмотрено на всём протяжении курса. Такая работа сопровождает лекционные и семинарские занятия, промежуточный и итоговый контроль, и в то же время является отдельным видом самостоятельной работы студента.

Источниками для самостоятельного изучения теоретического курса права выступают:

- учебники по предмету;

- источники права (нормативно-правовые акты: текст Конституции, Кодексы и др.);

- курсы лекций по предмету;

- научные статьи в периодической юридической печати и рекомендованных сборниках.

При подготовке к семинарам или написании рефератов и сообщений отдельные публикации и статьи по предмету можно найти в следующих журналах:

- «Государство и право»;

- «Журнал российского права»;

- «Правоведение»;

- «Lex Russia (Труды МГЮА)»;

- «Российский юридический журнал» и др.

Многие печатные публикации размещаются в справочных правовых системах «Консультант плюс», «Гарант».

Самостоятельная работа реализуется:

- непосредственно в процессе аудиторных занятий - на лекциях, практических и семинарских занятиях;

- в контакте с преподавателем вне рамок расписания - на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.;

- в электронной образовательной среде;

- в библиотеке, дома при выполнении студентом учебных и творческих задач.

Самостоятельная работа студентов предполагает следующие виды отчетности:

- выполнение домашних заданий разнообразного характера;

- подготовку и написание докладов, сообщений, рефератов, эссе и других письменных работ на заданные темы,

- поиск и отбор информации по отдельным разделам курса в сети Интернет;

- самостоятельное изучение источников, в том числе нормативных правовых актов и практики их применения;

- решение правовых задач;

- выполнение творческих заданий (презентаций, проектов, буклетов);

- текущее и итоговое тестирование;

- подготовка к сдаче зачета.

Процесс организации самостоятельной работы студентов включает в себя следующие этапы:

1.Подготовительный (определение целей, подготовка методического обеспечения, подготовка оборудования).

2.Основной (использование приемов поиска информации, усвоения, переработки, применения, передачи знаний, фиксирование результатов, самоорганизация процесса работы).

3.Заключительный (оценка значимости и анализа результатов, их систематизация, выводы о направлениях оптимизации труда).







2. Методические рекомендации

2.1 Методические рекомендации по подготовке домашних заданий

Цель выполнения домашнего задания состоит в закреплении полученных студентами на лекциях и при самостоятельном чтении учебно-методической литературы знаний. Кроме обязательных заданий студенту хорошо успевающему по учебной дисциплине преподавателем должна быть рекомендовано в индивидуальном порядке выполнение какого-либо творческого задания.

К выполнению каждого обязательного домашнего задания крайне важно приступать только после ознакомления с материалами учебных изданий и правовых актов, рекомендованных к соответствующей теме. Задание может включать в себя анализ содержания терминов, понятий содержащихся в нормативно-правовых актах.

Одной из важнейших форм самостоятельной работы студентов является подготовка заданий с выполнением практического домашнего задания. Практическое домашнее задание заключается в письменном решении задач. Для закрепления теоретического материала, с целью выработки у студентов навыков по применению источников гражданского права студентам задается на дом решение задач. Задачи должны быть решены в письменном виде. При решении указывается тема задачи, дается ответ на каждый вопрос задачи отдельно. Ответ должен быть полным и мотивированным, содержать ссылку на применяемую норму права.

Кроме того, с целью формирования практических навыков студентам может быть предложено в качестве домашнего задания составить отдельный правоприменительный документ (договор, исковое заявление, акт по рассматриваемой теме). Подобные документы не должны иметь вид типовых, должны содержать все необходимые реквизиты, а также отвечать основным требованиям по содержанию.

В качестве формы текущего рубежного контроля применяется подготовка студентами докладов в пределах тем соответствующего раздела дисциплины. Доклады готовятся для устного выступления и поручаются студентам в соответствии с числом тем докладов. Регламент докладов 8-10 минут. Остальные студенты должны подготовить по 2-3 вопроса по каждой из тем доклада. Доклады и вопросы готовятся на базе материалов, полученных на лекции, семинарских занятиях, а также самостоятельного изучения студентами источников. Студенты, задающие вопросы должны сами для себя сформулировать ответы на них, и в случае расхождения с ответом на эти вопросы докладчика, высказать и аргументировать свой ответ. Предварительно до начала слушания докладов студенты задающие вопросы должны представить преподавателю в письменном виде эти вопросы и ответы на них. Самостоятельность в подготовке вопросов и ответов проверяется преподавателем.

С целью формирования практических навыков студентам может быть предложено в качестве домашнего задания составить отдельный правоприменительный документ (договор, исковое заявление, резюме). Подобные документы не должны иметь вид типовых, должны содержать все необходимые реквизиты, а также отвечать основным требованиям по содержанию.

2.2 Методические рекомендации по подготовке к устному опросу



Самостоятельная работа студентов включает подготовку к устному опросу. Для этого студент изучает лекции, основную и дополнительную литературу, публикации, информацию из Интернет-ресурсов.

Эффективность подготовки студентов зависит от качества ознакомления с рекомендованной литературой. Для подготовки к устному опросу студенту необходимо ознакомиться с материалом, посвященным изучаемой теме в учебнике или другой рекомендованной литературе, записях с лекционного занятия. Развернутый ответ должен следовать определенной логике и последовательности изложения, состоять из многих предложений, содержать доводы и выводы.

1 Вопросы для собеседования.

Раздел «Введение. Предмет и метод дисциплины «Право»»

  1. Понятие, сущность и признаки права.

  2. Право как совокупность нормативных правовых актов.

  3. Право как наука.

  4. Право как система правоотношений.

  5. Право как правосознание.

  6. Право как справедливость.

7. Связь государства и права.

8. Исторические типы права.

9. Функции права. Значение права в современном  обществе.

10. Принципы права.

11. Предмет и методы правового регулирования.

Критерии оценки: оценки студентов будут зависеть от полноты ответов на вопросы, уровня начитанности, наличия убедительных фактов и аргументов, логики изложения, языка и стиля, глубины анализа правовых источников.



2.3 Методические рекомендации по подготовке рефератов



Очень важным и более сложным видом самостоятельной работы является написание реферата (письменной работы на определенную тему).

Написание реферата соединяет в себе элементы учебно-поисковой и научно-исследовательской работы. При этом важно помнить, что реферат – это не простое изложение уже известного учебного материала, а попытка создания творческой научной работы с соответствующими обобщениями и выводами, носящими самостоятельный характер. Работа над рефератом начинается с определения темы. Студент имеет возможность выбрать одну из тем в перечне. Важным этапом на этом пути является составление плана, т.е. определение тех вопросов, которые будут раскрыты в процессе написания реферата. После выбора темы и первоначального ознакомления с общей и специальной литературой студент с помощью преподавателя составляет ориентировочный план, который призван обеспечить дальнейшую целенаправленную работу над темой.

При разработке темы важную роль играет введение - начальная

часть реферата. В нем в сжатом виде раскрываются следующие вопросы:

- обосновывается актуальность избранной темы, ее теоретическая и

практическая значимость и место среди других проблем;

- характеризуется нормативно-правовая база, на основе которой раскрывается тема;

- дается анализ работ, написанных по данной теме;

- определяется круг вопросов, которые будут рассмотрены в основ-

ной части;

- формулируются задачи и обосновывается структура работы.

В основной части реферата следует выделить не более двух-трех

главных вопросов. При раскрытии их содержания необходимо обратить

внимание на сохранение логической связи между ними и последовательность перехода от одного вопроса к другому.

В период работы над основной частью особое значение уделяется

отбору, осмыслению и обобщению фактического материала, выявлению

основных тенденций изучаемых процессов и явлений, подкреплению их

типичными примерами из юридической практики. Тщательно следует отбирать, использовать и цитировать нормативные источники, учебную и научную литературу. Без использования источников и литературы нельзя написать работу, особенно такую, где речь идет о принципиальных положениях юриспруденции и где необходимы точные юридические формулировки. Недопустимо применение цитат без ссылок на источники. Там, где это целесообразно, можно сокращать цитату или давать ее в собственном изложении. Работа должна носить творческий характер, что предусматривает известную свободу в изложении материала, собственный анализ, обобщения, научную и юридическую оценку фактов.

Раскрытие каждого вопроса реферата должно заканчиваться краткими выводами, причем выводы предыдущего вопроса должны подводить к основному содержанию последующего, для того, чтобы укрепить связь всех вопросов между собой и обеспечить единство содержания всей письменной работы.

Завершающей частью реферата является небольшое по объему заключение, в котором необходимо:

- подвести итоги всей выполненной работы;

- кратко ответить на вопросы, сформулированные во введении;

- отметить элементы новизны;

- дать практические рекомендации по использованию материалов

реферата в будущей деятельности.

Большое значение в процессе работы над рефератом должно быть

уделено его оформлению. В верхней части первого, титульного, листа

(приложение А) необходимо указать название учебного заведения, предметно - цикловой комиссии, где выполнена письменная работа. Далее необходимо указать тему работы, номер учебной группы, фамилию, имя, отчество студента и научного руководителя, а также год написания реферата.

На второй странице помещается план работы. Затем,

начиная с третьей страницы, выделяется в виде подзаголовка наименование вопроса и раскрывается его содержание.

В конце реферата располагается список использованных автором

при написании реферата источников и литературы, который оформляется в соответствии с общепринятыми правилами. При составлении данного списка необходимо помнить о том, что в него можно включить только те источники, которые непосредственно использовались при написании реферата.

Темы рефератов и сообщений:

Тема Право в системе социальных норм»

1. Право в жизни человека.

2. Правовая культура.

Тема «Основы конституционного права»

  1. Этапы развития конституционного права.

  2. Народовластие как важнейший принцип Конституционного строя России.

  3. Принципы Конституции РФ 1993 г.

  4. Конституционно-правовой статус личности.

  5. Конституционные права, свободы и обязанности: понятие, юридические свойства и система, гарантии реализации.

Тема «Финансовое право»

  1. Финансовая система государства.

  2. Виды финансового контроля.

  3. Основные понятия бюджетного права.

  4. Права и обязанности субъектов налоговых правоотношений.

Тема «Банковское право»

  1. Банковская система Российской Федерации.

  2. Роль и функции Центрального банка в кредитной системе Российской Федерации.

  3. Эмиссия денег.

Тема «Семейное право»

1. Права детей в России.

2. Семья и закон.

Тема «Трудовое право»

1. Трудовые правоотношения.

2. Защита трудовых прав.


2.4 Методические рекомендации по выполнению контрольной работы

Контрольная работа – самостоятельный труд студента,  который способствует углублённому изучению пройденного материала.  Цель выполняемой работы: получить специальные знания по определенной теме. Написанию контрольной работы предшествует большая самостоятельная работа по изучению учебной, специальной научной литературы. Она позволяет студенту овладеть комплексом основных навыков и приемов анализа, обобщения, классификации полученной информации, которая поможет в дальнейшей профессиональной деятельности.

Контрольная работа излагается логически последовательно, грамотно и разборчиво. В тексте контрольной работы не допускается произвольное сокращение слов (кроме общепринятых).

По всем возникшим вопросам студенту следует обращаться за консультацией к преподавателю. Время выполнения контрольной работы определяется также преподавателем. По результатам проверки контрольная работа оценивается на 2-5 баллов. В случае отрицательной оценки, студент должен ознакомиться с замечаниями и, устранив недостатки, повторно сдать работу на проверку.



2.5 Методические рекомендации по подготовке творческих заданий (презентаций, проектов, буклетов)

Общие требования к презентации:

- презентация не должна быть меньше 10 слайдов;

- первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; фамилия, имя автора; номер учебной группы, название учебного учреждения;

- следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы (моменты) презентации. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание;

- дизайн-эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста;

- в презентации необходимы импортированные объекты из существующих цифровых образовательных ресурсов. (Наиболее приемлемым и удобным в работе является ЦОР «Использование Microsoft Office»;

- последними слайдами презентации должны быть глоссарий и список литературы.

Логическая последовательность создания презентации:

- структуризация учебного материала,

- составление сценария презентации,

- разработка дизайна мультимедийного пособия,

- подготовка медиафрагментов (аудио, видео, анимация, текст),

- проверка на работоспособность всех элементов презентации.

Одним из важных моментов является сохранение единого стиля, унифицированной структуры и формы представления учебного материала на всем уроке. При создании мультимедийного пособия предполагается ограничиться использованием двух или трех шрифтов. Вся презентация должна выполняться в одной цветовой палитре, например на базе одного шаблона, также важно проверить презентацию на удобство её чтения с экрана. 
Тексты презентации не должны быть большими. Выгоднее использовать сжатый, информационный стиль изложения материала. Нужно будет суметь вместить максимум информации в минимум слов, привлечь и удержать внимание обучаемых.

При подготовке мультимедийных презентаций возможно использование ресурсов сети Интернет, современных мультимедийных энциклопедий и электронных учебников. Удобным является тот факт, что мультимедийную презентацию можно будет дополнять новыми материалами, для её совершенствования, тем более что современные программные и технические средства позволяют легко изменять содержание презентации и хранить большие объемы информации.

Предлагаемые темы (на выбор):

«Система и структура права»

1. Сущность права.

2. Правовая система государства.

3. Право в жизни человека.

Раздел 3. «Отрасли российского права».

1. Этапы развития Конституции России.

  1. Закон и власть.

  2. Институт президентства: полномочия Российского Президента.

  3. Система государственных органов Российской Федерации.

  1. Судебная система РФ.

  2. Права и свободы человека и гражданина по Конституции РФ.

  3. Государственная символика РФ.

  4. Труд и закон.

  5. Содержание трудового договора.

  6. Гражданско-правовые сделки.

  7. Семья и закон.

  8. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

  9. Виды юридической ответственности за финансовые правонарушения.

  10. Система заработной платы, оплата труда по ТК РФ.

  11. Участники банковских правоотношений.

16.Права и обязанности налогоплательщика.

17. Банковская система РФ.

18. Денежная и валютная система РФ.

19. Финансовые правоотношения.

20. Налоговая система РФ.

Проект – это творческая деятельность, дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение ролей (если имеется в виду групповая работа), т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", предметными, т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение.


Основные этапы работы над проектом

Этапы

Задачи

Деятельность студентов

Деятельность преподавателя

1. Подготовка

Определение темы, цели. Выбор группы учащихся

Собирают информацию. Обсуждают задание

Мотивирует учащихся. Объясняет цели проекта

2. Планирование


Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде

Формируют задачи. Уточняют информацию. Выбирают, обосновывают свои критерии успеха

Помогает в анализе и синтезе


3. Принятие решения

Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности

Работают с информацией. Проводят синтез и анализ идей. Выполняют исследование

Наблюдает.

Консультирует.

Предлагает

дополнительные

источники

информации

4. Выполнение

Работа над проектом. Оформление

Выполняют исследование и работают над проектом. Оформляют проект

Консультирует

5. Оценка результатов

Анализ выполнения, достигнутых коллективом результатов (успехов и неудач) и причины, самооценка


Анализируют достижения поставленной цели. Готовятся к защите

Направляет процесс анализа. Советует, как подготовиться к защите

6. Защита проекта

Подготовка презентации и выступления. Объяснение полученных результатов. Коллективная защита проекта. Оценка

Защищают проект. Участвуют в коллективной оценке результатов

Оценивает результаты деятельности студентов

Кардинальное отличие проектного обучения от классических методов заключается в том, что на разных этапах студенты преимущественно действуют самостоятельно, преподаватель выступает в роли консультанта.

Темы проектной деятельности (на выбор):

  1. «Организация профилактики правонарушений в молодежной среде»;

  2. «Банк России - сегодня»;

  3. «Я - гражданин России (я и мой выбор)»;

  4. «Правовое регулирование заработной платы в РФ»;

  5. «Роль и значение семьи в современном обществе»;

  6. «Права, свободы и обязанности граждан РФ».

Буклет – это информационно-иллюстрированный материал, представляющий собой лист формата А4, сложенный вдвое, втрое и так далее. Главной отличительной чертой буклета является отсутствие различных скрепляющих его элементов - скрепок, клея и прочих составляющих. Буклет более информативен и компактен, чем листовка. В нем можно поместить любую графическую (фотографии, схемы, картинки) информацию, и текстовую информацию. Текст и дизайн буклета должен содержать элементы, формирующие импульсный интерес, заставляющий прочесть или рассмотреть главную информационную составляющую. Дизайн буклета не должен быть перегружен текстовой составляющей, иначе его просто не будут читать. Информация должна быть представлена лаконично и предельно ясно. Иллюстрации и таблицы должны быть к месту и органично дополнять текст.



2.6 Методические рекомендации к решению правовых задач


Для закрепления теоретического материала, с целью выработки у студентов навыков по применению источников права студентам дается задание - решение правовых задач. Задачи должны быть решены в письменном виде. При решении указывается тема задачи, дается ответ на каждый вопрос задачи отдельно. Ответ должен быть полным и мотивированным, содержать ссылку на применяемую норму права.

Условия задания, задачи и кейса необходимо читать внимательно. Каждое предложение может иметь значение для правильного решения. От студента требуется точное исследование изложенных обстоятельств, определение проблемных моментов. Решение должно быть нацелено на тот вопрос, который поставлен в задании.

Задания, задачи необходимо решать таким образом, чтобы решение имело внутреннюю структуру и логику изложения материала. Главное правило при построении структуры решения состоит в том, что в большинстве случаев структура решения задачи предопределяется нормами действующего законодательства.

Любое задание завершается общим выводом. Принимая во внимание специфику предмета, желательно в выводах оперировать словами «согласно статье…Федерального закона…», «в соответствии с действующим законодательством…». Но очень важны личное мнение, рассуждение и отношение студента к условиям задачи и его решению.

Примеры задач.

1.17-летние подруги после окончания средней школы, желая трудоустроиться, читали газету «Биржа труда». В ней они увидели объявление о приеме на следующие вакансии:

- швея на швейное производство;

- рабочий на лакокрасочное производство;

- кондуктор автобуса;

- продавец в продовольственный магазин;

- секретарь судебного заседания в районный суд;

- крупье в казино.

Могут ли девушки претендовать на эти вакансии? Дайте мотивированный ответ.

Порядок выполнения:

    1. Внимательно прочитайте текст задачи.

    2. Найди в Трудовом кодексе раздел, посвященный данному правоотношению.

    3. Письменно ответь на вопрос задачи, аргументируя свой ответ соответствующей статьей Трудового кодекса.

2. Иванов увидел за забором предприятия, приглянувшиеся ему детали. Дождался ночи, перелез через забор и был задержан охраной. Пытался сопротивляться. Был доставлен в отделение полиции. Через два дня уголовное дело в отношении его прекращено и передано в комиссию по делам несовершеннолетних в силу того, что детали признаны металлоломом. Какой вид правонарушения усматривается в действиях Иванова?

Порядок выполнения:

  1. Внимательно прочитайте текст задачи.

  2. Найди в КОАП РФ раздел, посвященный данному правоотношению.

  3. Письменно ответь на вопросы задачи, аргументируя свой ответ соответствующей статьей нормативного источника.


2.7 Методические рекомендации по выполнению индивидуальных заданий


Умение применять на практике усвоенные знания и способы выполнения действия проверяются при письменном или устном индивидуальном опросе во время выполнения небольших по объёму самостоятельных и проверочных работ. Устная работа по карточкам проводится для проверки усвоения формулировок, понятий, законов, закономерностей, умения раскрывать внутреннюю сущность изучаемого явления, умения привести факты, подтверждающие то или иное положение. Данный метод контроля позволяет не только опрашивать и контролировать знания учащихся, но и сразу же поправлять, повторять и закреплять знания, умения и навыки. Письменная - позволяет охватить большее количество людей, в сравнении с устным опросом, за тот же промежуток времени.

Карточки с разным уровнем сложности и содержат задания разных типов:

- задания с выбором одного верного ответа из четырёх;

- задания с выбором нескольких верных ответов из предложенных вариантов;

- задания на соответствие понятия и его определения;

- задания, которые заключается в том, чтобы вставить по смыслу пропущенное слово;

- задания на решение ситуативных задач.

Выполнение дидактических карточек с вопросами и задани­ями рассчитано на определенное время.


2.8 Методические рекомендации по составлению глоссария


Составление глоссария – это вид самостоятельной работы студента, выражающейся в подборе и систематизации терминов, непонятных слов и выражений, встречающихся при изучении темы. Развивает у студентов способность выделять главные понятия темы и формулировать их.

Существует два основных метода составления глоссария:

- в алфавитном порядке;

- по мере появления терминов в тексте.

Первая часть каждого пункта глоссария – это точная формулировка интересующего термина. Так, слова и аббревиатуры приводятся в именительном падеже и единственном числе, глаголы – в неопределенной форме, а словосочетания – в полном виде.

Вторая часть пункта – пояснение и описание. Они должны наиболее полно раскрывать суть термина. По возможности, редкие слова и фразы нужно раскрыть на конкретных примерах.

Главное правило глоссария – достоверность. 

- Пояснение должно наиболее точно отражать суть термина или фразы.

- Пояснение должно быть корректным и понятным. Нельзя использовать откровенные жаргонизмы, но и слишком сложный научный текст может только запутать пользователя.

- Толкования слов должны быть строго лаконичными. Не следует делать их пространными, излишне исчерпывающими, многословными, несущими избыточную информацию.

- Учитывать все варианты. Если один и тот же термин может иметь несколько равнозначных значений, нужно учитывать все варианты, и на конкретных примерах приводить значение термина в том или ином контексте.

Действия студента:

- прочитать материал источника, выбрать главные термины, непонятные слова;

- подобрать к ним и записать основные определения или расшифровку понятий;

- критически осмыслить подобранные определения и попытаться их модифицировать (упростить в плане устранения избыточности и повторений);

- оформить работу и представить в установленный срок.

Критерии оценки: соответствие терминов теме; многоаспектность интерпретации терминов и конкретизация их трактовки в соответствии со спецификой изучения дисциплины; соответствие оформления требованиям; работа сдана в срок.

Например:

Аудит – независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Бухгалтерия — штатно-структурное подразделение хозяйствующего субъекта, предназначенное для аккумулирования данных о его имуществе и обязательствах.

Бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Валютные ценности – иностранная валюта и внешние ценные бумаги.

Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоговый контроль – деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ и т.д.


2.9 Методические рекомендации по выполнению тестовых заданий


Тестирование позволяет путем поиска правильного ответа и разбора допущенных ошибок лучше усвоить тот или иной материал. Для выполнения тестового задания, прежде всего, следует внимательно прочитать поставленный вопрос. После ознакомления с вопросом следует приступать к прочтению предлагаемых вариантов ответа. Необходимо прочитать все варианты и в качестве ответа следует выбрать лишь один индекс (цифровое обозначение), соответствующий правильному ответу. Тесты составлены таким образом, что в каждом из них правильным является лишь один из вариантов. Выбор должен быть сделан в пользу наиболее правильного ответа.

На выполнение теста отводится ограниченное время. Оно может варьироваться в зависимости от уровня тестируемых, сложности и объема теста. Как правило, время выполнения тестового задания определяется из расчета 30-45 секунд на один вопрос. К работе над тестовым заданием следует приступать после изучения рекомендованной литературы и материалов лекций.

Например:

Раздел «Система и структура права»

1 Что составляет предмет правового регулирования?

а) совокупность приемов, средств и способов воздействия на общественные отношения;

б) нормативные правовые акты;

в) общественные отношения.

2. Право – это

а) особая политическая организация;

б) система обязательных норм поведения;

в) сложившиеся в обществе духовные начала.

3. К социальным нормам относятся:

а) научные идеи;

б) обычаи;

в) экономические законы;

г) технические нормы.

4. Художник следует в своем творчестве сложившимся в данную эпоху представлениям о прекрасном, т.е.

а) традициям;

б) этическим нормам;

в) эстетическим нормам;

г) правилам этикета.

5. Регулирует отношения, складывающиеся по поводу организации и деятельности исполнительных органов власти (правительства, министерств, администраций областей, краёв и др.)

а) трудовое право;

б) административное право;

в) гражданское право;

г) семейное право.

6. Регулирует порядок исполнения наказаний, назначенных за совершенные преступления

а) гражданско-процессуальное право;

б) административно-процессуальное право;

в) уголовно-процессуальное право;

г) уголовно-исполнительное право.

7. В системе источников современного российского права приоритет имеют

а) указы Президента РФ;

б) постановления Правительства РФ;

в) правовые прецеденты;

г) законы РФ.

8. Законы отличаются от подзаконных нормативно-правовых актов

а) общеобязательностью;

б) системностью изложения;

в) формальной определенностью;

г) юридической силой.

9. Граждане начали сбор подписей на выдвижение кандидата в депутаты Государственной Думы от своего избирательного округа, это -

а) нормы права;

б) нормы обычаев;

в) корпоративные нормы;

г) моральные нормы.

10. Что является примером правонарушения?

а) невыполнение строительной фирмой условий договора о строительстве дома;

б) отключение подачи воды из – за форс мажорных обстоятельств в отдельные дома;

в) выезд начинающего водителя на трассу в час пик;

г) выступление работника на собрании коллектива с критикой администрации.



2.10 Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям


При подготовке к семинарским студенты вновь обращаются к ранее пройденному материалу. В процессе самостоятельной работы студентам необходимо ориентироваться на лекционные материалы, а также учебную и научную литературу, которая указана в учебно-методических пособиях, а также рекомендуется преподавателем. Особое внимание необходимо обращать на положения нормативно-правовых актов. Для полноты учебной информации студенту рекомендуется изучать учебники, монографические работы по соответствующей теме, учебные пособия, журнальные статьи. Студент вправе придерживаться любой из представленных в научной и учебной литературе теме (в том числе отличной от преподавателя), но при условии достаточной и логичной научной рекомендации. В случае возникновения затруднений студент вправе обратиться за консультацией к преподавателю в установленные часы консультаций.

Важным источником, используемым в ходе подготовки к семинарским занятиям является конспект лекций, где учебный материал дается в систематизированном виде, основные положения детализируются, подкрепляются наглядными примерами, нормативно-правовыми актами.

В ходе подготовки к семинарским занятиям студентам надлежит обращать внимание не только на уровень запоминания, но также и на степень понимания отдельных уголовно-правовых категорий и реальных юридических проблем.

Например: Тема «Основные конституционные права, свободы и обязанности».

1. Понятие и содержание прав и свобод человека.

2. Основные права и свободы человека, их классификация.

3. Свойства прав и свобод.

4. Концепция поколений прав человека.

Литература.

1. Права человека: учебник / отв. ред. Е.А. Лукашева. – М.: Норма, 2013. – С. 23-49; 143-153.

2. Головистикова, А.Н. Права человека: учебник / А.Н. Голови- стикова. – М.: Эксмо, 2010. – С. 48-66.

3. Ковалев, А.А. Международная защита прав человека: учебное пособие / А.А. Ковалев. – М.: Статут, 2013. – С. 38-62.

4. Варламова, Н.В. Классификация прав человека: подходы к проблеме / Н.В. Варламова // Сравнительное конституционное обозрение. – 2009. – № 4. – С. 152-166.

5. Варламова, Н.В. Третье поколение прав человека? / Н.В. Вар- ламова // Российский юридический журнал. – 2011. – № 2. – С. 9-18.

6. Решетникова, С.Б. Поколения прав человека: структура и ос- новные проблемы формирования / С.Б. Решетникова // Юридическая мысль. – 2014. – № 3 (83). – С. 69-73.

7. Андрианова, В.В. Права человека и современность / В.В. Ан- дрианова // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Юридические науки. –2011. – № 2. – С. 8- 14.

2.11 Методические указания по подготовке к ролевым играм


По инициативе студентов отдельные семинарские занятия также могут проводиться в форме ролевой игры. В ролевой игре предполагается совместная деятельность группы студентов под управлением преподавателя с целью решения учебных и профессионально- ориентированных задач путем игрового моделирования реальной проблемной ситуации. Ролевая игра требует от студента проявить умение анализировать и решать типичные профессиональные задачи. Подготовка к ролевой игре состоит в ознакомлении с материалами, предназначенными для освоения той или иной темы. Прежде всего, это изучение организационной документации. Это, например: Кодекс об административных правонарушениях РФ, служебные (должностные) инструкции и другие материалы, в том числе - законодательные решения федеральных и региональных органов власти.

Распределение ролей и задач по их исполнению осуществляется заранее ведущими ролевой игры, которые назначаются преподавателем по согласованию с группой. В ходе самоподготовки к полугрупповым занятиям функции по каждой роли уточняются. Время проведения ролевой игры определяется её темой и сценарием.

Успешно выполняет задание студент, если он активно исполняет свою роль, вносит идеи и предложения, полностью и аргументировано отвечает на вопросы ведущего или участников игры, показывает уверенные знания и умения по теме занятия, оперирует нормативными документами, координирует свои действия с другими участниками, исполняющими соответствующие роли.

Сценарий ролевой игры по теме: «Производство по делам об административных правонарушениях»

Участники игры.

1. Правонарушитель.

2. Свидетель (свидетели).

3. Сотрудники полиции.

4. Начальник ОВД.

5. Судья районного суда.

6. Защитник.

7. Родственники, знакомые, соседи (факультативно).

Вариант фабулы дела.

Правонарушитель во дворе жилого дома в присутствии играющих детей распивал спиртные напитки. Проживающий в этом доме гражданин сделал ему замечание. Правонарушитель, считая себя оскорбленным, нецензурно обругал его, последний позвонил в полицию. Сотрудники полиции после выяснения обстоятельств дела доставили правонарушителя в ОВД для составления протокола. Начальник ОВД рассмотрел материалы дела и вынес постановление. Правонарушитель (с помощью защитника) обжаловал постановление. Судья рассмотрел материалы дела с участием различных лиц.

Студенты могут самостоятельно выбрать фабулу дела.

Процессуальные документы, которые должны быть составлены.

1. Протокол об административном задержании.

2. Протокол об административном правонарушении.

3. Постановление начальника ОВД.

4. Жалоба на постановление.

5. Постановление (решение) судьи.

При составлении процессуальных документов для ролевых игр можно использовать образцы протоколов, постановлений и других актов, рекомендованных федеральными органами исполнительной власти. Большая часть образцов документов размещена в разделе «Деловые бумаги» справочной правовой системы «Консультант плюс».

Те студенты, которые не получили отдельной роли в имитационной игре, выступают в качестве зрителей-экспертов, и дают собственное заключение (в произвольной форме, если иное не задано) о соблюдении действующего законодательства по итогам ролевой игры.


2. 12 Методические рекомендации по работе с источниками права



Очень важно формировать умения и навыки студента в поиске, отборе и систематизации необходимых источников и содержащихся в них нормативно-правовых актов. Законы и подзаконные акты нужно исследовать и изучать вначале по правовым источникам, а затем уже по научной и учебной литературе. Это могут быть законы, указы, постановления, решения, приговоры, указания, заявления, инструктивные письма и другие документы государственных и негосударственных органов и организаций, а также международные договоры и другие документы международного характера. Изучать и использовать нормативно-правовые и иные юридически значимые документы нужно по официальным изданиям соответствующих правотворческих и правоприменительных органов.

Анализируя статьи одних нормативных актов, сопоставляя их с

другими, необходимо сделать вывод о высшей юридической силе одних

по сравнению с другими.

Следует обратить особое внимание при самостоятельном изучении источников на новую для студента терминологию, без знания которой он не сможет усвоить содержание документа, а в дальнейшем и ключевых положений изучаемой дисциплины в целом. В этих целях, как показывает опыт, незаменимую помощь оказывают всевозможные юридические справочные издания, прежде всего, энциклопедического характера.

Изучая отдельные нормы права отраслевого законодательства, целесообразно использовать в обучающем процессе извлечения из законов или подзаконных нормативно-правовых актов. Прочитывать весь закон нет смысла. Необходимо отобрать ту его часть, которая соотносится с вопросом изучаемой темы. Например, при изучении финансового права, полагаясь на статьи Налогового кодекса РФ, можно ответить на вопросы, касающиеся порядка обложения налогов, прав и обязанностей налогоплательщика и т.п.



2.13 Методические рекомендации по подготовке к зачету



  Цель зачёта - проверка и оценка уровня полученных студентом специальных познаний по учебной дисциплине, а также умения логически мыслить, аргументировать избранную научную позицию, реагировать на дополнительные вопросы, ориентироваться в массиве правовых норм. Оценке подлежит также и правильность речи студента. Дополнительной целью итогового контроля в виде зачёта является формирование у студента таких качеств, как организованность, ответственность, трудолюбие, самостоятельность. Зачет по курсу «Право» проводится в устной форме. Студент в целях получения качественных и системных знаний должен начинать подготовку к зачёту задолго до его проведения, лучше с самого начала лекционного курса. Основным источником подготовки к экзамену является конспект лекций, где учебный материал дается в систематизированном виде, основные положения его детализируются, подкрепляются современными фактами и информацией, которые в силу новизны не вошли в опубликованные печатные источники. В ходе подготовки к зачету студентам необходимо обращать внимание не только на уровень запоминания, но и на степень понимания излагаемых проблем.



3. Коррекционная часть



Программа коррекционной работы составляется с учетом студента посещать учебные занятия, проводимые в колледже. Индивидуализация образовательного процесса рекомендована в ситуациях хронической неуспеваемости студента, в силу своих особенностей который не может освоить учебный материал в определенном темпе, форме, объеме, который предусмотрен программой подготовки специалистов среднего звена. Индивидуализация образовательного процесса может быть показана при неспособности самостоятельно справиться с учебными затруднениями, при значительных пропусках занятий. В связи с особыми потребностями, свойственные лицам с ОВЗ возможно использование специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе специализированных компьютерных технологий, обеспечивающих доступность образовательной среды, индивидуализации и дифференциации обучения с использованием методов дополнительного образования.



3.1 Примерный график индивидуальной работы со студентом с ОВЗ

I семестр


Неделя

Вид работы

Форма контроля

Раздел 1 Введение. Предмет и метод дисциплины «Право»

1 неделя

Лекция 2/2

Собеседование

Составление глоссария

Раздел 2 Система и структура права

3 неделя

Лекции 2/4, 2/6

Заполнение таблицы

Правовой диктант

Подготовка реферата

Выполнение творческого задания

Составление глоссария

Тест

5 неделя

Лекции 2/8, 2/10

7 неделя

Лекции 2/12, 2/14


10 неделя

Лекции 2/16-2/18

Раздел 3 Отрасли российского права

Конституционное право


12 неделя

Лекция 2/22

Написание реферата

Индивидуальная проверочная работа

14 неделя

Лекции 2/24-2/28

Составление глоссария

16 неделя

Лекции 2/30-2/36


Творческая работа

Тест

II семестр

Неделя

Вид работы

Форма контроля

Гражданское право

2 неделя

Лекции 2/2, 2/4

Опрос по вопросам лекций

Составление глоссария

3 неделя

Лекция 2/6

Практическая работа: заполнение договора

Творческая работа

Решение правовых задач

Тест

Финансовое право



Написание реферата

5 неделя

Лекции 2/2/10, 2/12

7 неделя

Лекции 2/14-2/18

Составление глоссария

Банковское право

10 неделя

Лекции 2/20,2/22

Творческие задания

Тест

Семейное право

12 неделя

Лекция 2/24

Подготовка реферата

Творческое задание (буклет)

14 неделя

Лекции 2/26, 2/28

Практическая работа: заполнение договора

Решение правовых задач

Тест

Трудовое право

16 неделя

Лекции 2/32, 2/34

Выполнение творческих заданий

17 неделя

Лекция 2/36

Решение правовых задач

18 неделя

Лекции 2/38-2/42

Составление глоссария

Тест

Административное право

19 неделя

Лекции 2/46-2/50

Работа по индивидуальным карточкам

20 неделя

Лекции 2/52, 2/54

Составление глоссария

Тест

Уголовное право

21 неделя

Лекции 2/58, 2/60

Практическая работа: заполнение заявления

Решение правовых ситуаций

Творческие задания

22 неделя

Лекции 2/62-2/66

Практическая работа: заполнение заявления

Составление глоссария

Тест

23 неделя

Подготовка к зачету

Зачет


3.2 Организация самостоятельной деятельности и консультаций


В целях организации самостоятельной деятельности студента и контроля выполнения заданий для студента предлагается график индивидуальной работы, а также способ связи с ним с применением дистанционных технологий, например, через электронную почту e-mail ([email protected]).

С целью индивидуального подхода к организации работы со студентами с ограниченными возможностями здоровья, при затруднении выполнения заданий учебного курса, предусмотрены индивидуальные консультации. Консультация осуществляется в удобное время для преподавателя и студента, как аудиторно по индивидуальному графику, так и дистанционно.


Используемые источники

Основная литература

1.Румынина, В.В. Основы права: учебник для СПО / В.В.Румынина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ФОРУМ, 2008. – 256 с.

2.Шкатулла, В.И. Основы права: учебное пособие для студентов СПО / В.И.Шкатулла, В.В.Надвикова, М.В.Сытинская; под ред. В.И.Шкатуллы. – 2-е изд., стереотип. – М.: Академия: Мастерство: Высшая школа, 2010. – 336 с.

3. Шкатулла, В.И. Основы правовых знаний под редакцией В.И. Шкатуллы.-2изд., М.: Академия: Мастерство: Высш.школа, 2001.- 336с.

Законодательные акты

1. Полный свод Кодексов и Законов РФ. – СПб.: ИД Весь, 2009. – 992 с.

2. Гражданский кодекс РФ: офиц. текст [федер. закон: принят Гос. Думой 24.10.1994г.: № 51-ФЗ с изм. 301.03.2013.// Справочно-правовая система "Консультант Плюс" : [Электронный ресурс] / Компания "Консультант Плюс".

3.Кодекс РФ об административных правонарушениях: офиц. текст [федер. закон: принят Гос. Думой 20.12.2001г.: с изм. 23.02.2013.// Справочно-правовая система "Консультант Плюс" : [Электронный ресурс] / Компания "Консультант Плюс".

4.Семейный кодекс РФ: офиц. текст [федер. закон: принят Гос. Думой 15.11.1997г.:

с изм. 12.11.2013.// Справочно-правовая система "Консультант Плюс" : [Электронный ресурс] / Компания "Консультант Плюс".

5.Трудовой кодекс РФ: офиц. текст [федер. закон: принят Гос. Думой 30.12.2001г. № 197-ФЗ: с изм. 29.12.2012.// Справочно-правовая система "Консультант Плюс" : [Электронный ресурс] / Компания "Консультант Плюс".

6.Уголовный кодекс РФ: офиц. текст [федер. закон: принят Гос. Думой 24.05.1996г.: с изм. 13.07.2013.// Справочно-правовая система "Консультант Плюс" : [Электронный ресурс] / Компания "Консультант Плюс".

7.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон:  от 18.12.2001 N 174-ФЗ: офиц. текст с изм. от 27.07.2010. № 195-ФЗ «Собрание законодательства РФ». — М.: Эксмо, 2008.

Дополнительная литература

1. Алимова, Н.А. Юридический справочник на все случаи жизни / Н.А.Алимова, К.О.Гущина, М.А.Шалагина. – М.: Дашков и Ко, 2008. – 308 с.

2.Мушинский, В.О. Основы правоведения: учебник для школы. -4изд., М.: Международные отношения, 1998.- 288с.

3.Шкатулла, В.В. Основы российского права: хрестоматия.- М.: Высш. школа, 1997.-319с.

Интернет-ресурсы

  1. Основы права: дистанционный курс / под патронажем образовательного центра ОАО "Газпром". – М.: 2009. - Режим доступа: http://gazpromschool.by.ru/projects/pravo.

  2. Правоведение: интерактивный курс / под патронажем ИДО РУДН. – М.: 2008. -Режим доступа: http://ido.edu.ru/ffec/juris-index.html.

  3. Официальный сайт справочно-правовой системы по законодательству "Консультант-Плюс". – М.: 1997-2013. – Режим доступа: http:// www.consultant.ru.

Программное обеспечение современных информационно- коммуникационных технологий

  1. Правоведение. [Электронный ресурс]: электронный учебный курс / под ред. Алексеенко В.А., Булакова О.Н., Зыковой И.В..- М. : КноРус, 2009. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв., цв.

  2. Консультант Плюс: Электронная библиотека студента [Электронный ресурс] : Электрон. дан. прог. – М. : Консультант-Плюс, 2008 . - 1 электрон. опт. диск(CD-ROM). 






































СТО 02069024.101 2015

Приложение А


Пример оформления титульного листа реферата



Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КОЛЛЕДЖ



Предметно-цикловая комиссия социально-гуманитарных и общеобразовательных дисциплин




РЕФЕРАТ (16 пт, полужирный) ______________________________________(16 пт, полужирный)




Руководитель

______ _________________

подпись инициалы фамилия

«___»_____________20___г.


Студент группы

______ ________________

подпись инициалы фамилия

«___»_____________20___г




Оренбург 20_




П р и м е ч а н и я

1 Неуказанные размеры шрифта 14 pt.

2 Оформление реквизита «подпись» синими чернилами.


Приложение Б


Требования к оформлению иллюстраций (схем)


Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, фотоснимки, диаграммы и др.) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице.

Иллюстрации нумеруют арабскими цифрами сквозной нумерацией, приводя эти номера после слова «Рисунок».

Иллюстрации каждого приложения нумеруют арабскими цифрами отдельной нумерацией, добавляя перед каждым номером обозначение данного приложения и разделяя их точкой.

Иллюстрации необходимо выравнивать по центру страницы.

Рисунок должен отделяться от основного текста одним межстрочным интервалом.

Иллюстрации при необходимости могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст).

Слово «Рисунок» и наименование помещают после пояснительных данных (при наличии таковых), с абзацного отступа.

Точку в конце наименования рисунка не ставят.


Пример:


Рисунок 1 – Схема состава правонарушения