Моделирование как метод познания на уроках истории и обществознания
Моделирование на уроках истории и обществознания
Моделирование – процесс создания моделей
Модель – упрощенное представление о
реальном объекте
МОДЕЛИРОВАНИЕ
М О Д Е Л Ь
О Б Ъ Е К Т
Моделирование на уроках истории и обществознания
Модель – это материальный или мысленно представляемый объект, который в процессе познания (изучения) замещает объект-оригинал, сохраняя некоторые важные для данного исследования типичные его черты
Моделирование на уроках истории и обществознания
тоже объект
может быть материальной и мысленной
замещает объект
сохраняет черты объекта
может сохранять только некоторые черты объекта, важные для данного исследования
Моделирование на уроках истории и обществознания
Модели по методу научного познания
материальные
информационные
Моделирование на уроках истории и обществознания
Материальные модели
подобные
аналоговые
используются объекты той же природы
используются объекты другой физической природы
Моделирование на уроках истории и обществознания
Информационные модели
образно-
знаковые
интуитивные
знаковые
образные
Моделирование на уроках истории и обществознания
Модели по временному фактору
статические
динамические
Моделирование на уроках истории и обществознания
Свойства модели:
- наглядность
- замещение
- упрощение:
- изоляция от внешних факторов учет лишь некоторых факторов уменьшение числа исследуемых параметров идеализация
- изоляция от внешних факторов учет лишь некоторых факторов уменьшение числа исследуемых параметров идеализация
- изоляция от внешних факторов
- учет лишь некоторых факторов
- уменьшение числа исследуемых параметров
- идеализация
Моделирование на уроках истории и обществознания
Функции модели:
- быть средством построения нового знания
- прогнозировать развитие процессов или явлений
- решать эвристические задачи
- служить средством интерпретации информации
Моделирование на уроках истории и обществознания
Этапы моделирования:
- познание исследование презентация проектирование структурирование прогнозирование и т.д.
- познание исследование презентация проектирование структурирование прогнозирование и т.д.
- познание
- исследование
- презентация
- проектирование
- структурирование
- прогнозирование и т.д.
Моделирование на уроках истории
Этапы моделирования:
- определение ситуации моделирования:
Тема урока
Ситуации моделирования
Россия в начале XX в.
Этнический состав населения (диаграмма)
Многоукладность экономики (схема); доля иностранного капитала (диаграмма); модель модернизации и т.д.
Экономика России.
Самодержавие в начале XX в.
Государственное устройство (схема)
Общественное движение в начале XX в.
Ретроспективные задания, план текста
Карта, модели сражений
Русско-японская война
Политические партии в России (таблица), деловые задания, ролевые ситуации
Революция 1905 – 1907 г.
Россия в 1907 – 1914 гг.
Реформа Столыпина как модель модернизации России
Моделирование на уроках истории
Этапы моделирования:
Государственное устройство Российской империи
ИМПЕРАТОР
Правительствующий
Сенат
Комитет
министров
Святейший
Синод
Государственный
Совет
Министерства
Губернаторы
Губернское
правление
Губернская
канцелярия
Моделирование на уроках истории
Работа с моделями:
1. чтение модели, ее интерпретация
извлечение полезной информации
Моделирование на уроках истории
Работа с моделями:
2. решение проблемных задач
Порвалась цепь великая, Порвалась, расскочилася, Одним концом по барину, Другим по мужику.
Н.А.Некрасов
Образная модель какого события представлена поэтом? Как от этого события пострадали и барин, и мужик?
Моделирование на уроках истории и обществознания
Работа с моделями:
3. развитие образного мышления
Напишите письмо запорожцев турецкому султану.
Моделирование на уроках истории и обществознания
Работа с моделями:
4. Развитие ассоциативного мышления
Моделирование на уроках истории и обществознания
Работа с моделями:
5. развитие оценочных навыков
И.С. Тургенев
К.С. Аксаков
Чью позицию в оценке реформ Петра I вы бы заняли? Составьте модель своего выступления.
Моделирование на уроках истории и обществознания
Работа с моделями:
6. Синтез накопленной информации:
Типичные социальные роли:
- Гражданин
- Семьянин
- Труженик
- Собственник
- Потребитель
Составьте синквейн на тему одной из социальных ролей.
Моделирование на уроках истории и обществознания
Работа с моделями:
6. Формирование УУД:
- Игра «Три предложения»
- Игра «Древо познания»
- Игра «Реставрация»
Моделирование на уроках истории и обществознания
Моделирование
- специально организованная деятельность по овладению методом моделирования
- форма отражения действительности
- получение опыта моделирования путем практической деятельности
Моделирование на уроках истории и обществознания
П амять не восстанавливает прошлое таким, каким оно было, она преображает это прошлое, идеализируя его в соответствии с ожидаемым будущим.
Н.А. Бердяев