СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Моя статья из журнала "Литература в школе"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

М.С. ДОНЧЕНКО,

 

школа № 40, г. Владимир

 

 

 

 

 

От «искусства чтения» к «мастерству понимания»

 

   Ниже приведены примеры проблемно-творческих заданий для анализа текста художественных произведений, традиционно изучаемых в школе. Задания дают ученикам возможность войти в художественный мир писателя. Учитель не стремится к тому, чтобы ответы школьников однозначно исчерпывали задания, а оставляет простор для иного решения проблемы. Цель учителя при анализе художественного текста – пробудить в ребятах с помощью этих заданий жажду творческого поиска, неприятие общих мест, прописной морали. Это и есть решение главное задачи в работе учителя-словесника: преподавание литература посредством самой литературы.

 

А.С. Грибоедов. «Горе от ума»

  ? В.Г. Белинский отмечал, что Фамусов – это «гоголевский городничий этого круга общества. Его философия и та же…». В чем сходство философии Фамусова и героя «Ревизора»  Н.В. Гоголя?

  ? Определите, какие новые драматические оттенки внесла в комедию сцена разоблачения Молчалина  (действие IV, явление 12 и 13), которой не было в первоначальном варианте.

  ? Как вы думаете, сколько лет Петрушке, слуге Фамусова?  В спектакле  «Горе от ума», поставленном режиссёром Г.А. Товстоноговым в БДТ им. М.Горького в Ленинграде, Петрушка – ровесник своего хозяина. С какой целью это было сделано?

  ? Не кажется ли вам, что эпизод, связанный в произведении с Репетиловым, может быть без ущерба удалён, ведь он никак не движет основную сюжетную линию? Если же данная сцена, по вашему убеждению, выглядит органичной и необходимой для целостного звучания пьесы, то объясните, благодаря чему это происходит. Например, известный актёр и режиссёр Ю. Завадский, исполнивший роль Чацкого, признавался в процессе репетиций: «Сказать по правде, для меня ещё эта сцена с Репетиловым лишняя. Какая моя задача в ней? Жду кареты…» Согласны ли вы с подобным мнением? Какую задачу, по-вашему, должен решать в этой сцене актёр, играющий Чацкого?

 

А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»

   ? Рассмотрим две характеристики. В одной речь идёт об Ольге, в другой о Татьяне.

 

Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда как утро весела,

Как жизнь поэта простодушна,

Как поцелуй любви мила…

(Глава II,строфа XXIII)

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

(Глава II, строфа XXV)

Не противоречат ли приведённые строки отношению поэта к Татьяне и Ольге, ведь на первый взгляд пушкинский идеал проигрывает в сравнении с вполне заурядным женским типом? Как бы вы опровергли это утверждение?

  ?  Завершая первую главу романа, А.С. Пушкин писал:

 

Пересмотрел всё это строго:

Противоречий очень много,

Но их исправить не хочу.

 

В самом деле, в «Евгений Онегин» чрезвычайно много сознательно допущенных «противоречий». Вот одно из них. О Татьяне автор сначала говорит:

 

Она по-русски плохо знала,

Журналов наших не читала

И выражалася с трудом

На языке своём родном.

(Глава III, строфа XXVI)

 

Впоследствии он замечает:

 

Татьяна (русская  душою)…

( Глава V , строфа IV)

 

   ?  Как бы вы разрешил эти противоречия?

   ?  Вспомните письмо Татьян к Онегину. Прочитайте его и обратите внимание, как происходит  в нём смена местоимений: сначала героиня обращается к герою на «вы», затем на «ты» и в конце письма снова на «вы».

Как это характеризует переживаемое ею противоречивое психологическое состояние?

   ?  Проанализируйте, какую роль в лирических отступлениях в романе играет мотив воспоминаний.

 

Н.В. Гоголь. «Мёртвые души»

 

  ?  В произведении рассказывается о прошлом только двух  героев   ?   Чичикова и Плюшкина, а биографические сведения всех остальных персонажей  

не сообщаются. Случайно ли это? Имеет ли данный художественный факт какое-то объяснение?

   ?  С какой, на ваш взгляд, целью в поэме изображена сцена завтрака у полицмейстера ,где Чичиков, довольный выгодно проведёнными сделками по покупке мёртвых душ, приходит  в такое веселое расположения, настолько, как пишет Гоголь, «развязывается», что «стал  читать Собакевичу послание в стихах Вертера к Шарлотте,  на которое тот хлопал только глазами, сидя в креслах, ибо после осетра чувствовал более позыв ко сну»(глава 7).

   ?  Какие новые штрихи к портрету Чичикова добавляет эта сцена?

   ?  С какой художественной целью «перепутаны» в произведении времена года: собравшись к Манилову, Чичиков надевает «шинель на больших медведях», в

 

имении же его встречают «клумбы с кустами сиреней и

жёлтых акаций..пруд, покрытый зеленью»; Коробочка, впуская Чичикова на ночлег, говорит о вьюге на дворе, а  у самой в огороде цветут фруктовые деревья, свинья ест арбузные корки и так далее.  Попытайтесь истолковать эти несоответствия как имеющие непосредственную связь с общей идейной направленностью «Мёртвых душ».

   ?  Почему Н.В. Гоголь сохраняет некоторую таинственность действий Чичикова, связанных с покупкой мёртвых душ, оставляя объяснение цели его предприятия на конец поэмы?

 

А.Н.Островский. «Гроза»

   ?  В своём последнем монологе Катерина произносит такие слова: «А об жизни и думать не хочется. Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо!»(д.5, явл. 4). Объясните, почему героиня произносит именно эти слова, ведь ничего «нехорошего» окружающим она вроде бы не сделала.

   ?  Как вы думаете, что заставило А.Н. Островского выкинуть реплику Кабановой «Присядемте», сказанную в конце проводов сына в путь, и заменить её на «Садитесь все!»? Почему драматурга не устроила также первая редакция реплики Катерины: «Я не умею так-то», произнесённая в ответ на слова варвары: « А по-моему: делай что хочешь, только бы шито да крыто было», и в окончательном варианте главная героиня говорит по-другому: «Не хочу я так»?

   ?  Кому в драме А.Н. Островского «Гроза» принадлежат следующие реплики?

  • Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказываю.
  • Да как же я могу, маменька, вас ослушаться?
  • Не уважишь тебя, как же!
  • Баклуши ты, что ль, бить сюда приехал! Дармоед!
  • Пропади ты пропадом!
  • Бла-алепие, милая, бла-алепие!

   ?  Как языковые маски характеризуют стоящих за ними действующих лиц?

 

Л.Н. Толстой. «Война и мир»

   ?  Почему, на ваш взгляд, Л.Толстой отказался от сцены избиения Пьером Анатоля Курагина после его попытки бежать с Наташей, как это было в первоначальном варианте?

   ?  Рассказывая о сложных финансовых делах Ростовых, Л.Толстой создаёт в романе такой образ: «Граф, как в огромных тенётах, ходил в своих делах, стараясь не верить тому, что он запутался, и с каждым шагом всё более и более запутываясь и чувствуя себя не в силах ни разорвать сети, опутавшие его, ни осторожно, терпеливо приняться распутывать их» (т.2, ч.IV, гл. 8).

   ?  Почему писатель четыре раза использует в одной фразу однокоренные слова?

   ?  Первое появление Наполеона в романе (перед началом Аустерлицкого сражения) отмечено такой деталью : « … он снял перчатку с красивой белой руки, сделал ею знак маршалам и отдал приказание начинать дело» (т.1 ч.III, гл.14). Что характеризует эта деталь в облике Наполеона, как она связана с его целостным образом?

   ?  В одном из изданий «Войны и мира» (1873) Л.Толстой  исключил ряд военно-исторических и философских рассуждений из текста, а часть вынес в специально написанное приложение. Как вы думаете, чем он руководствовался, пропустив таким образом?

   ?  В романе (т.3 ч.I, гл.2) изображен фрагмент переправы польских улан через Вильно. Как свидетельствуют историки, Наполеон сам приказал польским уланам вплавь перебраться  через реку. У Толстого переправа совершается по инициативе полковника и самих улан, пожелавших отличиться перед  императором.  Перечитайте эту сцену, в которой Наполеон изредка равнодушно взирает на гибнущих в воде солдат. Зачем писателю понадобилось отступление от исторических фактов? Что даёт в данном случае художественный вымысел для характеристики образа Наполеона?