4
ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС
«УЧИТЕЛЬ ГОДА РОСИИИ- 2015»
КОНКУРС
«УЧИТЕЛЬ ГОДА»
Балаганский район
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ЭССЕ»
Лариса Александровна Чертовская.,
МБОУ Шарагайская СОШ, Балаганский район
С улыбкой по жизни…
Кто улыбкою жизнь встречает,
Кто с улыбкой детей пеленает,
Кто с улыбкой проблемы решает,
Чья улыбка, как луч мудреца,
Тот, как солнце, все согревает,
Тот улыбкою зло побеждает,
Тот великую тайну знает!
Суть улыбки — радость Творца.
Марианна Озолиня
Твори, дерзай и увлекай!
С улыбкой в шумный класс шагай!
И никогда не унывай!
Ты даришь свет, ты это знай!
В 1985 году я впервые переступила порог школы, как учитель начальных классов.
Летом 1985 года впервые готовилась встретиться со своими первыми будущими первоклассниками. Момент волнительный и очень ответственный. Поэтому принялась читать научную литературу о рекомендациях для молодых специалистов. В какой-то малоизвестной статье нашла совет: не улыбаться первую неделю своим «первошам», для «создания строгого авторитета учителя» … И вот первое занятие… Первые мысли в голове: «Не улыбаться! Быть строгой! Только не улыбаться!.. Как не улыбаться, они ведь такие милые, непосредственные, да и я привыкла, любой разговор начинать с улыбки, а тут маленькие детки, которые и так напуганы в преддверии нового этапа, нового человека в своей жизни, ещё и я со своей строгостью». Я поменяла тактику, стала такой, какой хочу быть для своих первоклассников…
«От улыбки в небе радуга зажжется…». Слова этой детской песенки раскрывают волшебную силу этого эмоционального состояния. Непринужденная улыбка человека привлекает окружающих, располагает к себе. Искренний учитель способен творить чудеса, он излучает свет, передает душевное тепло коллегам, родителям, а главное – своим ученикам. Входя в класс, я дарю своё тепло и тут же взамен получаю беззубые улыбки и множество сияющих глаз.
Думала ли я, что когда-то стану учителем? Нет. Ближе к выпускному классу я уже всерьёз задумалась о будущей профессии. Главную роль, в выборе которой сыграли близкие мне люди: моя мама, моя первая учительница и все, кто видел, моё отношение к детям. Даже на выпускном вечере, директор школы, представляя меня, сказала:
«Будущий учитель начальных классов». Вот с этих слов и началась моя учительская деятельность
И вот, я – учитель. Учитель – это даже не просто профессия. Это образ жизни. Это осознание огромной ответственности перед государством, обществом, и прежде всего – перед учеником. Каждый день на меня смотрят глаза моих учеников, ждут нового, того, что не встретят в обыденной обстановке.
За партами на моих уроках сидит будущее нашей страны. И в этом будущем предстоит жить мне, моим родным, моему ребенку. И от того, какими станут эти дети, зависит не только жизнь страны, но и моя тоже.
Я – первая учительница. Я – первый учитель, который входит в жизнь ребёнка и его семьи. Хлебороб, засеяв поле, урожай соберёт через 3 месяца и увидит свои плоды. Виноградарь, посадив лозу, увидит плод своих трудов через 2 года. А учитель – только через 10 и более лет…
Но главное – это урок. Оказывается, «стоять у доски – интересно». Ведь каждый урок – открытие. Я поняла, что обучение и воспитание детей – занятие многотрудное.
В работе учителя важно всё: и свой почерк, то есть методическое мастерство, и безупречное знание предмета, и искусство общения. Убедилась, что существует своего рода закон воздействия учительского слова на ученика. Если я хорошо вижу, чувствую, сопереживаю то, о чём говорю, то слова мои действуют с большой силой и вызывают у детей те мысли, чувства и состояния, которые я хотела передать.
Мне помогают в работе умение управлять собой, искать в себе нестандартность и незаурядность, чувство юмора, умение подшутить над собой. Важным оказалось и умение ценить своё и чужое время, ведь это единственное, чего нельзя возвратить обратно при всём желании. В школе как нигде ощущаешь дефицит времени. Да, его нет на друзей, на то, чтобы побродить по лесу, который всего в двухстах метрах от дома…
Говорят, при нелюбимом деле время ползёт волом, при любимом мчится скакуном.
Я – счастливый человек. Занимаюсь интереснейшим делом, тем, что мне нравится, любимым делом. Я – счастливый человек. Имею возможность постоянно общаться с младшими школьниками – детьми необыкновенными и непосредственными. Но так сложилась, что работаю теперь не только с малышами, а со старшими классами.
Выходит, я люблю своё дело, хотя и проблем, с которыми я столкнулась в школе, оказалось немало. Так получилось, что я теперь работаю учителем предметником, учитель ИНФОРМАТИКИ.
Так, в течение ряда лет в школе не было постоянного учителя информатики, не прослеживались системность, преемственность в обучении, как следствие - низкая мотивация учащихся. На компьютерах шла смена операционной системы на Линукс. Смущало и большое количество авторов учебников для каждого класса, не хватало методического мастерства (пришлось обратиться за помощью коллег, в том числе в Интернет-сообществах).
Поставила перед собой ряд задач: изучать, разрабатывать и использовать в работе новые технологии, пополнять методическую копилку с целью повышения эффективности и качества образовательного процесса, формировать мотивацию учащихся к изучению предмета, в том числе через внеурочную деятельность, готовить к сознательному выбору будущей профессии, повышать уровень информатизации педагогов и родителей.
Моё кредо – «развивать и развиваться». Постепенно в моём арсенале появились новинки, позволяющие сделать обучение более интересным, результативным.
Добро пожаловать на урок.
Идет закрепление темы. Класс увлечённо работает с пошаговыми разноуровневыми инструкциями (мы называем их Хелпики).
На уроке равнодушных нет. Вижу, как дети стремятся быстро справиться с заданиями первого уровня, чтобы перейти к более сложным, позволяющим осуществлять самостоятельный поиск, решать задания разными способами, отбирать рациональный вариант решения через сравнение. Если не успел сделать выполнить задания на уроке – не беда, Хелпики размещены на моём сайте, можно поработать дома.
Такие инструкции мною разработаны практически по каждой теме. Они позволяют систематизировать изучаемый материал, экономить время на поиск информации, так как содержат теоретическую часть, повышается эффективность повторения и закрепления изученного материала.
До конца урока 10 минут. Времени вполне достаточно, чтобы провести тестирование учащихся по теме. Скажете: какое тестирование? Конец урока – дети устали. Ничего подобного.
Представьте: двадцать пять учеников одновременно с помощью собственной мышки (без ПК) отвечают на вопросы и рисуют на общем экране. Все работают с удовольствием, тут же отслеживают свои ответы при помощи разноцветных курсоров мыши (робот, снежинка и другие символы).
Я долго искала систему, которая позволяла бы быстро оценить знания учащихся на любом этапе урока, увидеть ошибки, и при этом была бы мобильной, не требовала никаких настроек, количество участников опроса не ограничено и главное – недорогой. И я её нашла.
Речь идёт о современной интерактивной разработке от компании Microsoft Mouse Mischief. Она позволяет пробудить любопытство учеников, повысить мотивацию, организовать работу в командном режиме. Даже самым стеснительным детям на уроке комфортно.
Конец урока. Обязательно провожу рефлексию. На объявление домашнего задания времени не трачу – ученики найдут его на моём сайте.
Как здорово, что у учителя сегодня есть возможность продолжить общение за рамками урока через сайт.
Звенит звонок. Я снова спешу на встречу с детьми.
Самые увлечённые предметом учащиеся активно помогают мне решать задачу повышения компьютерной грамотности жителей села.
Я – УЧИТЕЛЬ. Это моё дело. Это мой выбор. Это моя жизнь. И я уверенно иду «по вертикали».
А какой я учитель?.. Думая о своей будущей профессии, никогда не представляла себя строгой учительницей, грозно топающей по классу, с указкой в руке. Нет! Мне хотелось быть для своих учеников звёздочкой в пасмурную ночь, но при этом учиться и открывать новые знания вместе с ними, никогда не ставить себя выше… На мой взгляд, учитель – культурный человек, тогда и только тогда, когда он способен уважать других, способен уважать то, чего не знает, способен к самоуважению.
«Никто не лучше никого». Я стараюсь нести эту мудрость детям!
Думаю учителю необходимо иметь шестое чувство, которое помогает находить контакт с людьми, а особенно с детьми. Шестое чувство – это доброта, совесть, толерантность, умение найти «ключ» к любому ребенку. Стараюсь быть отдушиной, доставлять детям радость от общения со мной, показать свою обеспокоенность за их дальнейшую жизнь.
«Настоящий учитель не тот, кто тебя постоянно воспитывает, а тот, кто помогает тебе стать самим собой».
-Эти замечательные слова принадлежат поэту Михаилу Светлову.
С мыслями об этой идее, стараюсь помочь детям выявить в себе положительные качества и черты, предлагаю пути их развития.
Не стоит бояться рисковать, меняться, учиться жизни. Стоит пробовать, дерзать, творить, не останавливаясь на достигнутом.
Счастлива ли я?.. Счастье у каждого своё, оно складывается из многих показателей. Одно из его составляющих для меня является выбранная профессия.
Я – счастливый человек. Имею возможность оказывать помощь, и моя помощь принимается. Я – счастливый человек. Пребываю в состоянии непрерывного развития, познаю себя, открывая всё новые черты. Я – счастливый человек, поэтому я иду по жизни с улыбкой, поэтому я живу.
Утро. Все спешат на работу, спешу и я, заместитель директора школы по УВР, учитель информатики. Сейчас поздороваюсь с детьми, возьму журнал, и … понеслось…: 7 уроков в первую смену, плюс к этому срочный отчёт в раойн, выставление оценок в дневник.ру, размещение новостей на сайте, ремонт компьютера в кабинете и т.д.
А вечером счастливые глаза моей семьи: наконец-то мама дома!
Но что-то не так............
С чего начинается любовь к делу? Может быть, с удачи? А удачу подарили люди: мои наставники, коллеги по работе , любимые ученики. Значит, любовь к делу с людей и начинается.