Мониторинг учебных достижений обучающихся и качества преподавания иностранного языка в школе. Пути повышения качества обучения
английскому языку.
«Современное, качественное образование должно быть доступно
для каждого ребёнка. Равные образовательные возможности – мощный
ресурс для развития страны и обеспечения социальной справедливости»
В.В. Путин
(Слайд 2)
Социально-политические и экономические преобразования во всех сферах жизни нашего общества привели к существенным изменениям в сфере образования. В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования, одним из основных направлений и первоочередных задач образовательной политики является обновление содержания образования, улучшение качества обучения и совершенствование механизмов контроля за качеством образования.
(Слайд 3)
В настоящее время, когда выполняются требования федерального государственного образовательного стандарта общего образования к обучению иностранному языку и доминирующим подходом в обучении стал компетентностный подход, возникла необходимость рационального управления учебным процессом. Такое управление невозможно без четкой системы контроля, поэтому актуальным стало практическое применение педагогического мониторинга качества образовательного процесса в школе, который обеспечивает объективный подход к оцениванию различных составляющих иноязычной компетенции обучающихся.
(Слайд4)
Сущность педагогического мониторинга как средства управления качеством образования состоит в том, что он представляет собой целостную систему взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов: диагностики, контроля, оценки, коррекции и прогнозирования.
(Слайд 5)
При осуществлении мониторинга учитель обладает достоверной информацией для управления качеством образования, что и является целью мониторинга. Основными задачами педагогического мониторинга являются:
своевременное выявление изменений, происходящих в образовательном процессе, и факторов, их вызывающих
предупреждение негативных тенденций
осуществление краткосрочного прогнозирования развития
оценка эффективности
(Слайд 6)
Система педагогического мониторинга включает в себя несколько процедурных этапов:
Подготовительный
разработка программы проведения мониторинга, выделение целей и задач для каждого этапа проведения
подготовка методик статической обработки данных
разработка технологии педагогического анализа полученных результатов
Оперативный
сбор информации (тестирование, контрольная работа, анкетирование и др. измерительные материалы)
Аналитический
проведение анализа полученной информации, получение ее качественных и количественных характеристик
проверка результатов, формулировка основных направлений коррекционной работы
Фиксация информации
Наибольшего времени требует II этап – основной элемент в организации мониторинга. Он предполагает разнообразие видов деятельности.
Не менее важен III этап – аналитический. Обработка, систематизация информации послужит дальнейшему использованию данных мониторинга. Информацию лучше всего накапливать в форме таблиц, диаграмм, шкал.
Сопоставление данных мониторинга с запланированными показателями дает возможность увидеть, насколько верными были решения, поможет скорректировать, пересмотреть формы, способы действия или же утвердиться в их правильности. Такой подход не только удобен, но и позволяет минимизировать субъективные расхождения при выставлении оценки, а также выработать единые требования как к обучению, так и к оцениванию.
(Слайд 7)
Применительно к школе можно выделить следующие виды мониторинга: текущий, тематический и итоговый мониторинг. Текущий вид мониторинга подразумевает, в первую очередь, проверку знаний и умений обучающихся на разных этапах урока. Тематический мониторинг связан с контролем знаний и умений обучающихся после изучения крупной темы. Итоговый мониторинг – это контроль за результатами обучения после крупного раздела или курса в целом.
(Слайд 8)
В процессе осуществления мониторинга я использую различные методы проверки и контроля знаний обучающихся, как традиционные (устный, письменный, текстовый), так и не традиционные (модульная и рейтинговая системы, портфолио, урок-дискуссия). Каждый из перечисленных методов имеет свои преимущества и недостатки.
В настоящее время одной из наиболее технологичных, объективных и эффективных форм проведения мониторинга качества знаний и умений обучающихся является тестирование, поскольку представляет собой кратковременное технически сравнительно просто составленное испытание, проводимое в равных для всех испытуемых условиях. Кроме того, решение теста поддается качественному учету и служит показателем степени усвоения ключевых понятий, тем и разделов учебной программы, умений, навыков и прочее. Во всех современных УМК по английскому языку контроль качества знаний осуществляется в основном в виде тестов.
Однако тест фиксирует только результаты работы, но не ход ее выполнения, возможно угадывание правильного ответа, а также случаи, когда выбор неправильного ответа объясняется невнимательностью обучающегося, поэтому рациональнее сочетать тестирование с различными формами традиционного контроля.
(Слайд 9 - 12)
В этой связи важную роль играет анализ контрольных работ учащихся, так как от его правильности и своевременности зависят способы корректировки знаний, умений и навыков обучаемых, полученных при изучении определенного раздела материала.
Приведенный ниже анализ контрольных работ был проведен в 7 и 8 классах в 2018-19 учебном году (Приложение1). Также приводится сравнительный анализ результатов сдачи ГИА по английскому языку в 2017 – 2019 гг.
(Слайд 13)
Таким образом, педагогический мониторинг как средство управления и контроля учебно-воспитательным процессом обеспечивает учителя обратной связью об уровне усвоения учебного материала с помощью регулярного системного отслеживания степени или уровня обученности. Результаты мониторинговых исследований позволяют скорректировать содержание обучения, обосновать правомерность тех или иных управленческих действий. В условиях инновационной деятельности педагогический мониторинг стал механизмом в системе учебно-воспитательного процесса, который способствует стимулированию, активизации, развитию учащихся, связан с предоставлением им большей свободы и ответственности. Точнее сказать, мониторинг качества образования является одним из основных инструментов, способствующих повышению эффективности управления школой.
2