Мотивация к учебной деятельности. Цель: сформулировать тему урока. | На свете все состоит из чего-то: напр: облака – из множества водяных капелек. (Слайд 1) Посмотрите, что на картине? Лес – из чего он состоит? (из деревьев), Дом (из кирпичей). Кирпич – это строительный материал. А как вы думаете, есть ли строительный материал в русском языке? Ну напр. из чего состоят предложения? Из слов, а слова? (цепочка). Это и есть строительный материал русского языка. То, что вы сказали, это с фонетической точки зрения. Посмотрите на след.слайд (школа – школьник) (слайд 2). Что изменилось в данных словах? (лексическое значение) - А с помощью чего изменилось лексическое значение? (ответы учащихся) Еще слова состоят из корня, приставки, окончания, и суффикса. А из этих частей слова, какая самая главная? Корень – это главная часть слова. (слайд 3). | Определяют тему урока и цели. | Метапредметные результаты Целеполагание (Р) Постановка вопросов (К) Предметные результаты Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.) Формулирование проблемы (П – лог.) |
Объяснение нового материала Первичное закрепление знаний Физ. минутка | -ИТАК, назовем тему урока. Все эти части слова, которые вы назвали, по-другому они называются МОРФЕМЫ. А раздел науки о языке, который изучает морфемы, называется МОРФЕМИКА. (слайд 4) Давайте сформулируем цели урока (слайд 5) Узнаем, что такое…. - Морфема. Научимся… - выделять морфемы в словах; - понимать … роль морфем в образовании слов и форм слова. Давайте попробуем дать лексическое значение каждой морфеме: Лес – из какой морфемы состоит данное слово? (корень) Что вы можете сказать о слове лес? Теперь к этому слову давайте добавим суффикс? (Лесник) Что-нибудь изменилось с добавлением суффикса? Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Теперь к этому же корню добавьте приставку. Перелесок – небольшой лес, отделенный полянами от других лесных участков. Что изменилось? Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. А как называем эти слова, у которых 1 корень? (однокоренные) Слово корень – это многозначное слов, давайте посмотрим в словаре, какие значения имеет слово. Ребята, а есть слова без суффиксов и приставок? (есть) А без корня? (нет) А почему? (потому что в корне находится основное лексическое значение слова). Значит корень – это главная часть слова, без которого ни одно слово не обходится без него. Давайте теперь дадим лексическое значение корню. Корень – это главная значимая часть слова, в котором заключено основное лексическое значение слова. Какая морфема у нас осталась? (окончание) (слайд 6) Что–нибудь изменилось с изменением окончания? А какие слова не имеют окончания? (предлог, союзы, наречия) Окончание – значимая часть слова, которая служит для изменения формы слова. Вывод: (слайд 7) Все части слова имеют определенное значение. Приставка, корень, суффикс служат для образования слов, а окончание - для изменения формы слова. Из парт мы выйдем дружно, но шуметь совсем не нужно, встали прямо, ноги вместе, ну –ка плечи распрямите, поднимите, опустите. Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь, Сели, встали, сели, встали. Раз – подняться, подтянуться, 2 – согнуться, разогнуться, 3 – головою три кивка, 4 – руками помахать, 5 – за парты сесть опять. | Учащиеся называют морфемы, высказывают свои предположения о значении приставки, суффикса, окончания. Работа со словарем. Исследовательский метод. Выполняют движения за учителем, набираются новых сил для закрепления новой темы. | Метапредметные результаты Планирование (Р) Прогнозирование (Р) Сотрудничество в поиске и выборе информации (К) Предметные результаты Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование (П – моделирование) |
Закрепление изученного материала Цель этапа: усвоение учащимися порядка морфемного разбора слова. | Давайте откроем учебники на стр.5, Параграф 71. Вам даны две колонки. Определите в какой колонке находятся однокоренные слова, а в какой – формы одного и того же слова. А для того чтобы это узнать, мы с вами подчеркнем морфемы. (слайд 8) Задание 2. (слайд 9) Работа по группам. 1 группа должна образовать со словами мир, счастье, работа новые слова (однокоренные), а 2 группа - формы одного и того же слова. Задание 3. (слайд 10) А теперь, попытайтесь самостоятельно выделить в данных словах морфемы: Хлебный, подручный, безветренный, земляной, надрежут, подснежники. Дополним определения: (слайд 11) Морфема – это часть слова____ В русском языке __4__ морфемы __корень, суффикс, приставка, окончание . | Работа с учебником. Работа в паре. Групповая работа Работа на доске Проверяют насколько хорошо поняли изученный материал. | Метапредметные результаты Контроль (Р) Оценка (Р) Коррекция (Р) Управление поведением партнера (К) Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) Предметные результаты Действие по аналогии (П) Умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.) |
Рефлексия. Итог урока. | - А как вы думаете, для чего нам нужно знать, как построено слово? (чтобы правильно писать слова, быть грамотными). - Ведь в будущем кем бы мы не пошли работать, нам нужно будет где-то что-то писать, заполнять. Поэтому морфемы необходимо учить и понимать. -Закончите предложения: Сегодня на уроке я: задумался (о чем?) - что такое морфема. убедился (в чем?) что мы раньше изучали удивился (чему?) что каждая часть слова имеет значение обрадовался (чему?) я могу определить часть слов огорчился (чему?) что окончание не образует новые слова - Оцените свою работу на уроке. (слайд 12) | Ребята пытаются сделать для себя выводы. | Умение осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.(Р) Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, взаимодействовать в паре. (К) |