декабря. Классная работа.
Учитель русского языка и литературы
ГБ ОУ лицей 419 Санкт-Петербурга
Басина Светлана Павловна
Урок русского языка в 5 классе.
Сядьте ровно, улыбнитесь
И друг к другу повернитесь.
Каждый даст свою ладошку
И пожмет ее немножко.
Мы друг друга уважаем,
Никого не обижаем.
Фонетическая заря́дка
Даёт Катери́нке карти́нки Кари́нка, карти́нки в корзи́нку кладёт Катери́нка.
Орфографический практикум
- Под..тожить, от..скать, меж..нститутский, раз..скать, с..кономить, без..нициативный, пред..дущий, раз..бить, пред(?)явить, от(?)ехать, от..скивать .
Проверь себя!
- Под ы тожить, от ы скать, меж и нститутский, раз ы скать, с э кономить, без ы нициативный, пред ы дущий, разбить, пред ъ явить, от ъ ехать, от ы скивать.
Эксперимент! Найдите закономерность в правописании слов:
Бессердечный
Бесчувственный
Беспричинный
Бестолковый
Воссоздание
Встрепенулся
Растянул
Бездумный
Беззаботный
Безвозвратный
Безраздельный
Вознаграждение
Взрыхлить
Развести
Особенности написания приставок на З/С
- Сделать вывод, закончив схематическую запись.
… перед …
… перед …
Стр. 141, правило
Звонкая –З пишется в приставке, если после неё стоит з вонкая согласная:
Звени, звонок, зови, звонок!
Б, В, Г,Д,Ж,З, Л, М, Н, Р
З
Глухая – с- пишется в приставке, если после неё стоит глухая с огласная:
Глухой глухого видит
С
- Ф, Т, С, Ш, К, П, Х, Ц, Ч,Щ
Глухие звуки – это непоседы,
Они спокойно не желают жить,
Они мечтают звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить!
Как легче запомнить?
Из предложения вычеркни все гласные. Какие согласные остались?
СТ Е ПК А Ф Е Ц , Х О Ч Е ШЬ Щ Е Ц?
ЗАПОМНИ!!!
Приставки З- в русском языке не бывает!
Есть только приставка С-
Сжечь
Сбежать
Спеть
Сделать
ЗАПОМНИ!!!
- З десь
- З дание
- З дравница
- З доровье Ни з ги* не видать (ничего не видно)
Зга* – неясное происхождение: либо - дорога, тропинка (стега, стезя), либо темь, потемки, темнота (сгинуть?)
Правописание приставок раз-, рас-, роз-, рос-
Без- или бес-?
Срочный, спорный, вкусный, цельный, словесный, полезный, сонный, ценный.
Раз- или рас-?
Тратить, звонить, жечь, считать, таять, чертить. Правило – стр.142
Воз- или вос-?
Кликнуть, держаться, звать, произвести, создавать, наградить.
Из истории языка
воз, вос, низ, нис
Имеют книжный, возвышенный характер
(возгордиться, воскликнуть, низвергнуть, ниспадающий).
вз, вс
Употребляются в нейтральных словах
(взвешенный, вскрикнуть).
Лингвистические заметки стр.142, упр. 354, 360
Подберите к каждому слову подходящую
для него приставку на -З, -С или приставку С-
… цветающий, …мерить, …дельник, …ведчик, …лететь, …бежать,
… ложение, …править, …порядок, …пытывать, …бираться, …дуть,
… трепенуться, …шумный, …следовать.
Зада́ние.
Вставь бу́квы .
Ра..да́ть
з
Бе..пла́тный
с
Бе..боле́зненный
з
Ра..толкова́ть
с
з
Бе..вку́сный
Ра..гово́р
з
Зада́ние.
Распредели́ слова́.
Практи́ческое зада́ние Распредели́ слова́. Табли́цу запиши́ в тетра́дь.
Ра..шевели́ть, ра..ря́д,
ра..ска́з,
ра..бе́г,
ра..положи́ться, ра..писа́ние,
ра..добы́ть,
ра..би́ть.
Приста́вка РАЗ
Приста́вка РАС
Приста́вка РАЗ
раз ря́д
Приста́вка РАС
раз бе́г
рас шевели́ть
рас ска́з
раз добы́ть
раз би́ть
рас положи́ться
рас писа́ние
Зада́ние.
Распредели́ слова́ на три гру́ппы.
С приста́вкой на С-
С приста́вкой на З -
ра с толкова́ть
Без приста́вки
(З - вхо́дит в ко́рень )
с бить
с жать
с гиб
бе з де́йствовать
зда́ни е
здоро́вь е
зде́ш ний
С приста́вкой на С-
С приста́вкой на З -
Без приста́вки
(З - вхо́дит в ко́рень)
Практи́ческое зада́ние Распредели́ слова́. Табли́цу запиши́ в тетра́дь.
Ра..толкова́ть, ..бить, ..жать, ..да́ние,
бе..де́йствовать, ..доро́вье, ..гиб, ..де́шний.
Продолжить таблицу – упр. 353
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Графически объясните их правописание.
Ра…текалась, ра...ливалась
Реч…ка (по) л…су в...сной,
Во...хищалась, любовалась
То б…резой, то с…сной.
Проверь себя!
Ра с текалась, ра з ливалась
Речка (по) лесу весной,
Во с хищалась, любовалась
То б е резой, то с о сной.
В каком слове пропущена буква з ?
- и...вержение;
- ра…спросить;
- …казать;
- во...клицать.
Проверь себя!
- и з вержение;
- ра с спросить;
- с казать;
- во с клицать.
Итог урока Заполни таблицу
Что я узнал(а) о приставках?
Приставка – это…
-С- в приставках пишется…
-З- в приставках пишется…
Рефлексия
- Удалось ли нам ответить на проблемные вопросы?
- Какие открытия вы сделали для себя сегодня на уроке?
- Что у вас сегодня получалось хорошо?
- Какие трудности возникли у вас в процессе работы?
- Над чем еще нужно вам поработать?
Домашнее задание:
- Параграф 35,
- выучить правила и словарные слова.
- Упр.251
Использованные источники:
- Сайт Видеоуроки.нет
- https://videouroki.net/profile/classes
- Российская электронная школа
- https://resh.edu.ru/office/user/newhomework/
- Образовательный сайт Захарьиной Е.А.
- https:// saharina.ru/teacher/leaners
- УМК Русский язык. Рыбченкова Л. М. (5-9) 5 класс
- https:// prosv.ru/umk/element/russian-rybchenkova.1902.html