СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Морфема - наименьшая значимая часть слова.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок включает все этапы в соответствии с ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Морфема - наименьшая значимая часть слова.»

Морфема - наименьшая значимая часть слова.

1 ч.

Комбинированный урок

Знать понятие «морфема. Уметь выделять в слове морфемы; понимать, что морфемы — значимые части слова

Извлекать фактуальную информацию из текстов; воспроизводить исходный текст в устной форме, соблюдая нормы его построения; соблюдать в процессе построения текста осн. нормы рус. лит-го языка

Интерес к пересказу исходного текста; стремление к совершенствованию собственной речи

Морфемный анализ слов.

§ 70, пересказ; разбор слов по составу


Тема урока, раздела

Кол. часов

Тип урока

Планируемые результаты

Элементы деят-сти

Дом. задание

Предметные

Метапред-ые

Личностные





Цель деятельности учителя

Дать понятие о морфемике как разделе языкознания, подвести к пониманию морфемы как значимой части слова

Тип урока

Урок объяснения нового материала

Планируемые образова­тельные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятия «морфема», «значимая часть слова», предмет изуче­ния морфемики; отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова; уметь выделять в слове морфемы, отличать однокорен­ные слова от форм одного и того же слова.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): умение находить, преобразовы­вать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуни­кационные технологии.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования. Стремление к совершенствованию своих знаний.

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; исследовательский метод; индивидуальная, фронтальная

Оборудование

Доска, компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрацион­ный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока

Основные понятия

Форма слова, способы образования форм слов различных частей речи






Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, зада­ния и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации взаимо­действия

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Промежу­точный контроль

1

2

3

4

5

6

7

1. Моти­вация (са­моопреде­ление) к учебной деятель­ности

Эмоциональная, психологиче­ская и мотива- ционная подго­товка учащихся к усвоению изу­чаемого мате­риала

Орг. момент

Здравствуйте! Говорят мысли материальны, если что-то загадать и очень этого желать, то это обязательно исполниться. Я вам желаю плодотворной, активной работы на уроке. Заполните листы обратной связи на начало урока.

Вступительное слово.

Учитель. Все на свете состоит из чего-то: лес – из деревьев, облака – из множества водяных капелек. Из чего же строятся слова?

Они сделаны из своего “строительного материала”. (слайд 2) Как называется этот материал? “Строительные блоки” для слов называются морфемами. Их четыре: приставка, корень, суффикс и окончание.

В каком разделе изучаются морфемы? Где об этом можно узнать или найти? (учебник, памятка). Изучаются они в разделе “Морфемика”.

Какова будет сегодня тема нашего урока? Морфема – наименьшая значимая часть слова.

Вы знаете кто такие исследователи? А хотите ими быть? Тогда вы сегодня не ученики, а юные исследователи!


Слушают учителя, участвуют в диа­логе с учителем. Размещают учеб­ные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Фрон­тальная

Личностные: положитель­но относятся к учению, познавательной деятельно­сти, стремятся приобретать новые знания, умения, со­вершенствовать имеющиеся. Познавательные: осознают учебно-познавательную за­дачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учите­лем и одноклассниками или самостоятельно) необходи­мые действия, операции.

Коммуникативные: рабо­тают в парах (обменивают­ся мнениями, учатся пони­мать позицию партнера, в том числе и отличную от своей)

Листы

обратной

связи










1

2

3

4

5

6

7








2. Актуа­лизация и пробное учебное действие

Воспроизведе­ние ранее изу­ченного, уста­новление преем­ственных связей прежних и но­вых знаний и применение их в новых ситуа­циях

Обдумайте план урока (слайд 3).

(Выслушивает варианты ответов детей.)

Обдумывают от­веты на вопросы и осознают, что имеют недоста­точно знаний для полных ответов

Группо­вая

Познавательные: осущест­вляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, класси­фикации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Устные ответы

3. Выявле­ние места и причины затрудне­ния

Обсуждение ре­зультатов пре­дыдущего этапа. Словесно-иллю­стративный рас­сказ. Просмотр мультимедий­ной презентации «Части слова»

Каждая морфема в слове имеет свое значение. Вот, например, морфема –ш-. Сама по себе она не имеет смысла.

- Прочитайте слова с этой морфемой: шли, прошли. Что обозначает корень –ш- ? (движение человека пешком).

Каждая морфема вносит в слово свою часть смысла. И получаются интересные и выразительные слова.

Морфемы строят их дружно, общими усилиями создавая такое количество слов, что из них складывается весь язык. (слайд 4)

(слайд 5) значимость суффикса

(слайд 6) значимость окончания глагола

(слайд 7) значимость приставки

ФИЗМИНУТКА (слайд 8)

(слайд 9) значимость окончания прилагательного

Смотрят презен­тацию; восприни­мают на слух информацию, ос­ваивают лингвис­тические термины

Фрон­тальная

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; прояв­ляют способность к само­оценке своих действий, по­ступков.

Познавательные: устанав­ливают причинно-следствен­ные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Устные ответы. Вопросы для уточ­нения инфор­мации





Продолжение табл.


1

2

3

4

5

6

7

4. Целе-

Раскрытие сущ­

- Какая из морфем самая главная? Когда появляется важная информация о слове? (Когда появля­ется корень)

Формулируют

Индиви­

Личностные: осознают

Вопросы

полагание

ности новых по­


цель учебной дея­

дуальная,

свои возможности в учении;

для уточ­

и постро­

нятий, усвоение

- Когда говорят о важном, о главном, употребляют слово ко­

тельности в диа­

групповая

способны адекватно рассу­

нения

ение про­

новых способов

рень: корень зла, в корне неправильно, смотри в корень.(слайд 10)

логе с учителем;


ждать о причинах своего

инфор­

екта выхо­

учебной и умст­

У слов тоже есть самое важное, самое главное - корень. Корень -

высказывают соб­


успеха или неуспеха в уче­

мации

да из за­

венной деятель­

это главная часть слова, которая несет самый главный смысл.

ственные мысли;


нии, связывая успехи с уси­


труднения

ности учащихся.

Корень берет на свои плечи самый важный смысл не одного

обосновывают


лиями, трудолюбием.



Беседа. Обуча­

Слова. Как называются слова с одним корнем? ( родственными

свою точку зрения.


Познавательные: извлека­



ющая игра

(однокоренными)).


В сотрудничестве


ют необходимую информа­




- Игра «Третий лишний» (слайд 11)

Отгадайте загадки.

с учителем и од­


цию из прослушанного объ­




- Угадайте, о каких людях идет речь в книге Н. Носова «Незнай­

ноклассниками


яснения учителя, высказы­




ка в Солнечном городе», взрослых или малышах: Козявкин, Бу-

делают вывод


ваний одноклассников,




кашкин, Штанишкин, Сапожкин, Гулькин, Мулькин, Таракаш-

о роли морфем


систематизируют собствен­




кин, а также профессорша Мордочка? (О малышах.)

как значимых


ные знания.




-А как бы вы назвали огромный арбуз? (Арбузище.) Какой

частей слова


Регулятивные: планируют




суффикс вам бы помог?



(в сотрудничестве с учите­




- Каким живым существам дают названия с суффиксами -ат-



лем и одноклассниками или




и -ят-1 (Котятам, зверятам.)



самостоятельно) необходи­




- Назовите слова с суффиксами-«дразнилками» на -юга. (Жадю­



мые действия, операции,




га, хитрюга.)



действуют по плану.




- Давайте сделаем вывод: только лив корне заключается смысл



Коммуникативные: строят




слова? (Нет, корень несет самый главный смысл, а оттенки



небольшие монологические




значения передаются и другими морфемами.)



высказывания, осуществ­




Организует и сопровождает совместную учебную деятель­



ляют совместную деятель­




ность. Дополняет ответы



ность в парах и рабочих







группах с учётом конкрет­







ных учебно-познавательных







задач











Продолжение табл.




1

2

3

4

5

6

7

5. Первич­

Обобщение,

Что такое формы слова? Выпишите формы слова. (слайд 12)

Выполняют уп­

Индиви­

Познавательные: выпол­

Мини-

ное закре­

систематизация


ражнения, отве­

дуальная,

няют учебно-познаватель­

сочине-

пление

знаний и форми­


чают на вопросы.

фупповая

ные действия в материали­

ния.

с коммен­

рование рацио­


Слушают мини-


зованной и умственной

Устные

тирова­

нальных спосо­

Организует и сопровождает совместную учебную деятель­ность.

сочинения одно­


форме; осуществляют для

ответы

нием

бов применения


классников. Вы­


решения учебных задач



их на практике.


деляют главное,


операции анализа, синтеза,



Беседа, состав­


устанавливают


сравнения, классификации,



ление связных


причинно-след­


устанавливают причинно-



рассказов. Зна­


ственные связи


следственные связи, делают



комство с рабо­


между отдельны­


обобщения, выводы



тами учащихся


ми языковыми яв­лениями





1

2

3

4

5

6

7








6. Само­стоятель­ная работа с самопро­веркой по эталону

Выполнение разноуровневых обучающих уп­ражнений на ос­нове текстов учебника или книг для вне­классного чтения

Выполнение упр.№ 376 (первая строка)


Самостоятельное выполнение разных по сложности упражне­ний, подобранных учителем в соответствии с уровнем подго­товки класса. Создает условия для устранения перегрузки уча­щихся и овладения новым учебным материалом непосредст­венно на уроке

Выполняют упр. 376, 377, 378, отвечают на во­просы

Индиви­дуальная, групповая

Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения.

Познавательные: самосто­ятельно выделяют и форму­лируют цель; осуществляют поиск необходимой инфор­мации

Письмен­ные ра­боты

7. Рефлек­сия учеб­ной дея­тельности на уроке (итог урока)

Заключительная беседа по во­просам

  • Что нового узнали на уроке?

  • Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

  • Как вы их преодолевали?

  • Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

  • Дайте оценку нашей работе: поставьте балл.

Д/з: упр. № 376 (вторая строка) доделать. (слайд 13)

Определяют свое эмоциональное состояние на уро­ке. Заполняют дневники дости­жений

Индиви­дуальная, групповая

Познавательные: приобре­тают умения мотивирован­но организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

Листы

обратной

связи