Направления работы классного руководителя
1. Организация деятельности классного коллектива
1. Ведение журнала.
2. Организация классного коллектива: распределение поручений, работа с активом, направление учеников в советы дел, организация каждого коллективно-творческого дела.
3. Организация дежурства по классу, по школе.
4. Соблюдение санитарного состояния прикрепленного кабинета.
5. Забота о внешнем виде воспитанников.
6. Организация питания.
7. Забота о финансовом обеспечении классных нужд (классный фонд, оплата различных услуг).
Направления классных часов:
2. Организация учебной работы классного коллектива и отдельных учащихся
1. Строгий контроль посещаемости. Классный руководитель несет личную ответственность за пропуски учащимися занятий без уважительной причины.
2. Забота о заболевших школьниках, обеспечение им помощи в учебе, передачи уроков, внимание товарищей по классу.
3. Создание обстановки, благоприятствующей учебе.
4. Координация деятельности учителей, работающих в классе (регулирование отношений, коррекции, помощи в учебе; проведение мини педсовета учителей, работающих в классе, раз в четверть).
5. Работа с ученическими дневниками, контакт с родителями по поводу успеваемости школьников.
6. Создание условий для развития наиболее одаренных детей, для развития познавательных интересов, расширения кругозора учащихся (вовлечение в кружки, факультативы, конкурсы, олимпиады, смотры, организации устных журналов, экскурсии, посещение выставок, поездок и т.д.).
7. Развитие умения научно организовать умственный труд (цикл бесед, рекомендации, индивидуальная работа, привлечение к работе психолога).
8. Забота о круге чтения (рекомендации учителей-предметников, знакомство с кругом чтения, помощь в выборе книг, коррекция).
3. Организация внеучебной жизни классного коллектива
1. Создание микроклимата в классе, формирование межличностных отношений, их коррекция, регулирование взаимоотношений.
2. Развитие учений общаться, воспитание ответственности перед коллективом через порученное дело, помощь в исполнении, контроль за его исполнением.
3. Организация творческих дел в классе с привлечением учащихся или всего коллектива класса, организация коллективно-творческих дел.
4. Всемерное вовлечение в общественно-полезную деятельность, воспитание доброты и милосердия.
5. Охрана здоровья с учетом отклонений от норм здоровья каждого ученика, укрепление здоровья, вовлечение в физкультурную, спортивную работу. Организация спортивных соревнований, спортивных игр, походов.
6. Помощь в деятельности различных детских общественных организаций.
7. Поиск интересных форм, глубокого содержания каждого организуемого дела, определение целесообразности и целенаправленности при организации и проведении любой встречи классного руководителя и классного коллектива.
8. Организация различных видов воспитания (нравственного, трудового, гражданского, эстетического).
Направления классных часов
«Азбука общения» (1-4 класс);
«О братьях наших меньших» (1-4 класс);
«Берегите природу!» (1-4 класс);
Творческое дело (проект): новогодняя игрушка, новогодняя елка, осенний листопад, весенние цветы (1-4 класс);
Правила дорожного движения (1-4 класс);
«33 богатыря» (1-4 класс);
«Великие полководцы России» (3-4 класс);
«Наша Родина – Россия» (3-4 класс)
23 февраля (1-4 класс);
8 марта (1-4 класс);
9 мая (1-4 класс);
4 ноября (1-4 класс);
Масленица (1-4 класс);
Новый год (1-4 класс);
Рождество (1-4 класс);
Пасха (1-4 класс);
«Книга – лучший друг!» (1-4класс);
Здоровый образ жизни (1-4 класс);
Занимательная математика (1-4 класс);
«Путешествие в страну Русского языка» (3-4 класс);
Экологические экскурсии (2-4 класс);
Краеведческие экскурсии (2-4 класс);
Волшебство окружающего мира (1-4 класс; темы: «осень золотая», «волшебница зима», «весенняя капель», «золотой луч»);
4. Изучение личности и коррекция воспитания школьников
1. Изучение личности школьников с помощью имеющихся методик.
2. Работа с характеристиками учащихся для коррекции личности воспитанников.
5. Работа с родителями
1. Проведение тематических родительских собраний 1 раз в четверть, дней открытых дверей 1 раз в четверть.
2. Изучение условий воспитания в семье.
3. Индивидуальная работа с родителями.
4. Привлечение родителей для организации внеклассных и внешкольных мероприятий.
Направление тематики род. собраний:
1 класс:
знакомство родителей с правилами школы;
психологическая готовность ребенка к обучению в школе;
помощь родителям в выполнении дом. заданий;
«ребенок и компьютер»;
«наши первые успехи»;
приобщение ребенка к труду;
воспитание в ребенке самостоятельности;
2 класс:
«наш дружный коллектив»;
как сделать книгу для ребенка другом;
воспитание нравственных основ личности;
«ребенок и телевизор»;
здоровый образ жизни;
как справляться со стрессом;
3 класс:
Чтобы учение было в радость;
Эстетическое воспитание ребенка;
«Мой ребенок становится трудным»;
«Воображение и его роль в жизни ребенка»
«Перелистывая страницы учебного года» (итоги года);
4 класс:
Возрастные особенности детей 10-11 лет;
Здоровье ребенка в руках взрослых;
Как уберечь ребенка от насилия;
Прощай начальная школа.
«Учение»
Задачи:
развитие познавательного интереса, самостоятельности, смекалки;
формирование интереса к процессу познания;
воспитание читательской активности;
осуществление экологического, эстетического, патриотического, профессионально-ориентационного воспитания младших школьников.
Формы работы: - тематические классные часы;
- викторины;
- беседы;
- экскурсии;
- читательские пятиминутки.
«Труд, художественная деятельность»
Задачи:
стимулирование потребности в продуктивной творческой деятельности через непосредственное знакомство с различными видами художественной деятельности;
формирование творческого воображения, любознательности;
осуществление эстетического воспитания школьников;
воспитание аккуратности, приобщение к созданию уюта вокруг себя;
создание атмосферы радости, восхищения в процессе коллективно-поисковой деятельности учащихся.
Формы работы: - беседы;
- творческие конкурсы;
- рейды;
- коллективные дела;
- практикумы.
«Классный коллектив»
Задачи:
формирование нравственных качеств учащихся: умение дружить, беречь дружбу;
привитие детям нравственных норм цивилизованного общества;
раскрытие сущности нравственных отношений между людьми;
формирование навыков и привычек, облегчающих установление контактов в общении, создании атмосферы доверия.
Формы работы: - тематические классные часы;
- беседы;
- практические занятия;
- праздники;
- чтение художественной литературы по теме.
«Здоровье»
Задачи:
формирование установки на здоровый образ жизни;
сохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни;
развитие у детей потребности в создании здоровой окружающей среды в школе и семье.
Формы работы: - тематические классные часы;
- беседы;
- встречи с медицинскими работниками;
- практические занятия;
- спортивные соревнования;
- утренняя зарядка;
- физминутки на уроках;
- походы в лес.
«Досуг»
Задачи:
развитие коммуникативных качеств личности, артистизма, познавательного интереса, самостоятельности;
формирование творческого воображения, оригинальности, эмоциональности восприятия;
воспитание уважительного отношения к мнению другого человека.
Формы работы: - познавательные игры;
- утренники;
- тематические праздники;
- конкурсы;
- семейные вечера;
- классные посиделки.
«Культура поведения»
Задачи:
Формы работы: - тематические классные часы;
- индивидуальные беседы;
- практические занятия.
Формы проведения классного часа
1) Дискуссионные формы:
● диспут; - дискуссия; - конференция; круглый стол; вечер вопросов и ответов; встреча с интересными людьми; лекторий; аукцион.
2) Формы состязательного характера:
● конкурс, викторина, путешествие, КВН, эстафета полезных дел, смотр, парад, презентация, турнир, олимпиада;
3) Творческие формы:
● фестиваль
● выставка
● устный журнал
● живая газета
● творческий труд
● представление (проектов)
● юморина
● спектакль
● концерт
● ярмарка;
4) Игровые формы:
● сюжетные игры
● интеллектуальные
● игры – катастрофы;
5) Формы психологического просвещения:
● тренинг
● исследование;
6) Подвижные формы:
● веселые старты
● малая олимпиада
● школьная олимпиада
● день...(атлетики, здоровья и т.д.)
7) Формы работы вне школы:
● экскурсия
● поход
● выход (концерт, цирковое, театральное представление).
Тематика классных часов в соответствии с направлениями работы классного руководителя
Темы тематических классных часов определяются потребностями духовного развития учащихся, их интересами, стремлениями. Выделяется классный час (ситуационный) и как час коррекции поведения учащихся.
Этапы проведения классного часа
Классный час состоит из нескольких частей:
● вступительная часть – постановка вопроса;
● основная (содержательная) часть – материал для решения вопроса;
● заключительная часть – решение вопроса и определение его жизненного значения.
Подготовка к классному часу классный руководитель должен выполнить следующее:
Определение темы классного часа, формулировка его целей исходя из задач воспитательной работы с коллективом;
Тщательный отбор материала с учетом поставленных целей и задач исходя из требований к содержанию классного часа;
Составление плана подготовки проведения классного часа;
Подбор наглядных пособий, музыкального оформления, подготовку помещения, создание обстановки, благоприятной для рассмотрения вопроса, для откровенного, непринужденного разговора;
Определение целесообразности участия в классном часе учащихся и их родителей, друзей, старших и младших товарищей, работников школы, специалистов по обсуждаемой теме;
Определение своей роли и позиции в процессе подготовки и проведения классного часа;
Выявление возможностей по закреплению полученной информации в дальнейшей практической деятельности детей.
Классный час состоит из нескольких частей:
● вступительная часть – постановка вопроса;
● основная (содержательная) часть – материал для решения вопроса;
● заключительная часть – решение вопроса и определение его жизненного значения.
Формы проведения родительского собрания
педагогическая мастерская,
организационно-деятельностная игра,
конференция,
диспут,
практикум;
Этапы проведения родительского собрания
1. Вступительное слово классного руководителя (представление гостей) (5 мин).
2. Анализ анкет родителей (классным руководителем, психологом, учителем), чтобы ярче представить обсуждаемую на собрании проблему (5-7 мин).
3. Выступление по теме собрания (специалиста или классного руководителя). Оно должно быть ярким, лаконичным, доступным (10-15 мин).
4. Обсуждение проблемы родителями (20 мин).
5. Анализ классным руководителем успеваемости класса. Начинать нужно только с положительных результатов. Никогда не надо называть по фамилиям отстающих, недисциплинированных детей, не «клеймить их позором». Анализ должен выражать уверенность, что совместная работа позволит исправить положение дел
6. В заключительной части встречи классный руководитель благодарит родителей за участие, совместную работу. Предлагает взять памятку о прошедшей встрече. Просит задержаться на минуточку тех родителей, у детей которых есть проблемы в обучении или поведении, чтобы выяснить причины этих проблем и совместно найти решение.
Класс | Обще - интеллектуальное направление. Учение | Спортивно-оздоровительное направление. Здоровье | Общеультурное направление Досуг Культура поведения | Духовно-нравственное направление. | Социальная деятельность. Труд Классный коллектив | Свободное общение. Работа с родителями Родительские собрания |
1 | Занимательная математика; «Книга – лучший друг!»; | Здоровый образ жизни; | 23 февраля; 8 марта; Творческое дело (проект): новогодняя игрушка, новогодняя елка, осенний листопад, весенние цветы; Викторина – «Птицы – наши друзья»; | 9 мая-День Победы; | «Станем друзьями природы» | знакомство родителей с правилами школы; приобщение ребенка к труду; «ребенок и компьютер»; воспитание в ребенке самостоятельности; |
2 | Занимательная математика; «Книга – лучший друг!»; Краеведческие экскурсии; | Здоровый образ жизни; Экологические экскурсии; | 23 февраля; 8 марта; Творческое дело (проект): новогодняя игрушка, новогодняя елка, осенний листопад, весенние цветы; Викторина – «Птицы – наши друзья»; | 9 мая-День Победы; «Что такое добро и зло?» | «Станем друзьями природы»; «Развитие комнатных растений» | здоровый образ жизни; как справляться со стрессом; воспитание нравственных основ личности; как сделать книгу для ребенка другом; |
3 | Занимательная математика; «Книга – лучший друг!»; «Путешествие в страну Русского языка»; Краеведческие экскурсии; | Здоровый образ жизни; Экологические экскурсии; | 23 февраля; 8 марта; Творческое дело (проект): новогодняя игрушка, новогодняя елка, осенний листопад, весенние цветы; | Моя родословная; 9 мая-День Победы; «Что такое добро и зло?» | «Станем друзьями природы»; « Красота вокруг»- борьба с мусором; «Развитие комнатных растений»; | Чтобы учение было в радость; Эстетическое воспитание ребенка; «Мой ребенок становится трудным»; «Воображение и его роль в жизни ребенка» «Перелистывая страницы учебного года» (итоги года); |
4 | Занимательная математика; «Книга – лучший друг!»; «Путешествие в страну Русского языка»; Краеведческие экскурсии; | Здоровый образ жизни; Экологические экскурсии; | 23 февраля; 8 марта; Творческое дело (проект): новогодняя игрушка, новогодняя елка, осенний листопад, весенние цветы; | Моя родословная; 9 мая-День Победы; «Что такое добро и зло?» | «Станем друзьями природы»; « Красота вокруг»- борьба с мусором; «Развитие комнатных растений»; | Возрастные особенности детей 10-11 лет; Здоровье ребенка в руках взрослых; Как уберечь ребенка от насилия; Прощай начальная школа; |