СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Неполные предложения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Неполные предложения

Просмотр содержимого документа
«Неполные предложения»

МКОУ «Татильская СОШ»

Открытый урок по русскому языку  в 8 классе.

Тема: «Неполные предложения».

Подготовила Магомедаливеа З. Д.,

учитель русского языка и литературы.

 

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: урок – исследование

Цель: дать понятие о структурных особенностях неполных предложений и сформировать  умения различать неполные и полные типы односоставных и двусоставные предложения и опознавать их в тексте.

Задачи:

обучающие: знать неполные и виды односоставных предложений, формировать умение синонимической замены неполных полными предложениями.

развивающие: активизировать познавательную деятельность учащихся; развивать логическое мышление, творческие способности; обучать  анализу, сравнению, обобщению, выделению ключевого слова, аргументации  и выводу.

воспитательные: воспитывать интерес к познанию и открытиям; культуру общения, самостоятельность, волю и настойчивость, уверенность в своих силах, стремление к достижению результата.

Оборудование:    таблица, учебник, индивидуальный раздаточный материал для учащихся (карточки с заданиями), художественный текст, Толковый словарь русского языка  Ожегова С. И., Н. Ю. Шведова.

Технологии:

- Технология развития «критического мышления»;

- Исследование в обучении;

- Обучение в сотрудничестве (в парах, в группах), формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Ход урока

  1.  Словарный диктант.  Проверка знания написания словарных слов по учебнику русского языка  в 8 классе М. М. Разумовской. Форма:

Орфографическая «дуэль» ( По упражнениям ЗСП учебника ).

В течение урока, наподобие тучи, вслед за учителем, идти  след в след, смотреть в голубую даль, показаться вдали, в продолжении романа, учить в течение долгого времени, сложить вчетверо.

После диктанта – взаимопроверка и подведение итогов : «Кто победил», «Кто ранен», «Кто убит».

  1. Повторение изученного материала по теме «Простое предложение». Форма:   « Блиц-опрос». Учитель задаёт вопросы, требующие ответа «да» или «нет»».

  1. Определение – главный член предложения?  (нет)

  2.  Подлежащее – второстепенный член предложения?  (нет)

  3.  Возможна ли постановка тире между подлежащим и сказуемым? (да)

          4.     Может ли сказуемое быть простым именным? (нет)

           5.      Может ли сказуемое быть простым глагольным? (да)

   6.Подлежащее может быть  выражено прилагательным? (да)

   7.Дополнение – второстепенный член предложения? (да)

   8.Сказуемое – второстепенный член предложения? (нет)

  9.В словосочетании книга сестры –согласованное определение? (нет)

  10.В двусоставных предложениях один главный член предложения? (нет)

  11. Ставится ли запятая в сочетании «ни свет ни заря»? ( нет)

   12.Правильно ли выражение : «Я одела платье» ? (нет)

  1. Правильно ли выражение: «мама надела дочку»? (нет)

  2. Слово «пятёрка» - числительное? (нет)

  1.  В предложении «Солнце село» солнце является дополнением? (нет)

          16.Предложение «Какой сегодня день?» повествовательное? (нет)

     17.Правильно ли согласовано определение в сочетании «Длинный магистраль»?         (нет)

  1. Объяснение нового материала.

а) Создание речевой ситуации.

- Кто ваш классный руководитель?

- Какой предмет она ведёт?

Анализ прозвучавших ответов. Запись их и полных ответов на доске.

а) Создание эвристической ситуации.

- Какова тема нашего урока?

Определите самостоятельно, какие же предложения называются неполными?

4.Изучение темы.

  1. Практическая работа.

— Запишите пословицы, опустив повторяющееся слово и поставив тире.

— Выполните синтаксический разбор шестого предложения.

  1. Мир освещается солнцем, а человек освещается знанием.

  2. Ложь стоит на одной ноге, а правда стоит на двух.

  3. Змея один раз меняет кожу, а предатель  меняет каждый день

  4. Кривое дерево исправляет рубанок, дурного человека исправляет народ.

  5. Знание создаёт науку, а невежество создаёт веру.

6) Ржа железо ест, а печаль ест сердце. (Пословицы)

  1. Синтаксический анализ сложных предложений.

б) Беседа по записанным пословицам.

- Как произносится вторая часть предложения?

- С помощью чего соединены части сложного предложения?

- Какая из частей сложного предложения полная, какая – неполная?

Сделайте вывод.

(Вывод: Пропуск члена предложения в произношении может быть выражен паузой, а на письме обозначен тире ).

а) Синтаксический анализ сложного предложения   Из лощины пахло укропом, а из  озёр – глубокой водой.

- Что представляет собой первая часть предложения?  Что – вторая?  Чем соединены части сложного предложения?

3. Слуховой диктант.

Цель работы: определить полные или неполные предложения.(в столбик с левой стороны укажите номера предложений: (+ обозначает полное, - неполное предложение)

1. +    Тамбов  – старинный русский город.

2. –    В центре города – областной краеведческий музей.

3. +    С колеса обозрения в городском парке открывается красивый вид .

4. +    - Хотите поехать в областной центр на экскурсию?

5. -      - Конечно.

6.+       Зима.

7. +    - Тебе нравится решать лингвистические задачи?

8. -  - Нравится.

Пояснения учителя.

Обратите внимание, что в неполном предложении пропуск членов предложения подтверждается наличием в нем зависимых от этого члена слов.

Структура односоставных предложений такова, что один из главных членов в ней не пропущен, а невозможен. Конечно, мы можем, например, «подставить» подлежащее в определенно-личное или неопределенно-личное предложение, но тогда изменится сама их структура, они  станут двусоставными. В неполных же предложениях пропущенные члены подразумеваются, они пропущены потому, что полное их значение очевидно из контекста, из ситуации.  

                 5.Закрепление изученного

  1. Упражнение на различение односоставных и неполных предложений.

- Докажите, что первое предложение – двусоставное, второе –односоставное безличное, третье – односоставное назывное.

Наступает вечер. Вечереет. Вечер.

-  Почему второе и третье предложения нельзя назвать неполными?

  1. Шутке - минутка

 – Части предложений «потеряли « друг  друга. Соберите их и ответьте на вопрос: почему во второй части пословиц ставится тире? ( Работа по карточкам)

Коня узнают по зубам

Горькое сладким -  трудно

Бранить лучше в глаза

Из слушанного – знания

Сладкое горьким сделать легко

Хвалить – за глаза

Человека – по речам.

Из капель получается море

( 1. Сладкое горьким сделать легко, горькое сладким – трудно. 2. Бранить лучше в глаза – хвалить за глаза. 3. Из капель получается море - из слушанного – знания.  Коня узнают по зубам, человека- по речам.

Во вторых частях пословиц  ставится тире, так как в них пропущен член предложения)

  1. Работа с учебником.    Приём «Дневник исследователя»

-Разделите страницу тетради пополам. В левой стороне напишите «Знал (а) « и запишите всё, что вы знали о неполном предложении. В правой стороне напишите «Узнал (а)» и запишите, что вы узнали о неполном предложении.

6. Итог урока.

Работа с текстом. Вставьте  в текст  пропущенные слова, подобрав их из справок и ответьте на вопросы:

- С какой целью используются в речи неполные предложения?

   - Какова сфера употребления неполных предложений?

    Неполные предложения делают речь…, экономнее без ущерба для смысла.

      Сфера употребления неполных предложений – …речь. Они частые гости в …, в непринуждённых художественных …  .  Среди …, …  также можно встретить … односоставные предложения.   Они позволяют глубокое содержание «упаковать»  в сжатую, компактную форму.

Для справок: лаконичный, разговорный, диалог, описание, поговорка, пословица, неполное.

7.Рефлексия.

На уроке было….               Мне понравилось….

Мне не понравилось….     На уроке я узнал (а)….

  1. Домашнее задание.

Написать мини - сочинение «Январский денёк», употребив  в нём двусоставные,  односоставные и неполные предложения.

Литература

  1. Костяева Т. А, Чуриков Г. М. Сборник диктантов по пунктуации: 8 9 кл.: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989.- 160 с.

  2. Постникова И.И, Т. Н. Зинченко, Моранькова М. П., И. М. Подгаецкая. Это непростое простое предложение: Кн. Для учащихся. –М.: Просвещение, 1985. – 127 с. с ил.

3.Финтисова О. А. Русский язык. 8 класс: система уроков по учебнику под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта.- Волгоград: Учитель, 2013. – 237 с.

Приложение

Творческие задания  к уроку по теме «Неполные предложения»

Задание 1. Части предложений «потеряли « друг  друга. Соберите их и ответьте на вопрос: почему во второй части пословиц ставится тире?

Коня узнают по зубам

Горькое сладким -  трудно

Бранить лучше в глаза

Из слушанного – знания

Сладкое горьким сделать легко

Хвалить – за глаза

Человека – по речам.

Из капель получается море

Задание 2. Вставьте  в текст  пропущенные слова, подобрав их из справок. Сделайте вывод: где употребляются неполные предложения.

          Неполные предложения делают речь…, экономнее без ущерба для смысла.

         Сфера употребления неполных предложений – …речь. Они частые гости в …, в непринуждённых художественных …  .  Среди …, …  также можно встретить … односоставные предложения.   Они позволяют глубокое содержание «упаковать»  в сжатую, компактную форму.

Для справок: лаконичный, разговорный, диалог, описание, поговорка, пословица, неполное.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!