СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Неполные предложения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Неполные предложения»

Тема. Общее понятие о неполном предложении. Неполное предложение.

Цели: ознакомить с неполными предложениями,; научить распознавать неполные предложения, определять их тип, находить пропущенный член предложения, ставить тире на месте неназванного члена, выраженного глаголом, использовать неполные предложения в диалоге; развивать умение правильно и уместно использовать в речи неполные конструкции.

Оборудование: учебник, учебные тексты, презентация .

Тип урока: урок изучения нового материала.

Метод: беседа по вопросам, конструирование предложений, занимательные задания, тесты, игры – «Да», «нет», «+, - » .

Ход урока:

I. Организационный этап. Организация работы в группах.

II. Актуализация опорных знаний. Проверка выполнения домашнего задания.

Задание 1. Повторение пройденного.

- Грамматическая основа предложения – это главные и второстепенные члены предложения. «Нет»

- Сказуемое это главный член предложения, который обозначает действие или состояние предмета. «Да»

- Сказуемое по способу выражения может быть гла­гольным (простым и составным) и именным (состав­ным). «Да»

- Ко второстепенным членам относятся подлежащее, обстоятельство, определение. «Нет»

- В предложении : Мой друг семи пядей во лбу. – фразеологизм является сказуемым. «Да»

—Дополнение — второстепенный член предложения, который зависит от слов со значением действия или признака, поясняет эти слова и отвечает на вопросы косвенных падежей . «Нет»

— Определение — второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? «Да»

-Приложение — это второстепенный член предложения, который отвечает на вопрос какой? и поясняет или уточняет член предложения, к которому относится. «Да»

—Дополнение — второстепенный член предложения, который обозначает место, время, причину, образ действия и т.д. и отвечает на вопросы где? когда? почему? как? «Нет»

Обстоятельства выражаются наречиями, деепричастиями и деепричастными оборотами, существительными в косвенных падежах, неопределённой формой глагола, синтаксически неразложимыми словосочетаниями, сравнительными оборотами. «Да»

Задание 2 . Выборочный диктант.

1. Кто-то шёл мерной тяжёлой походкой. (Арс.) 2. Ноги его были по щиколотку в воде. (А. Т.) 3. Она вся вспыхну­ла от стыда. (Фад.) 4. Плясал он до изнеможения. (Шол.) 5. Всё утро голубь ворковал у нас на окне. (Паст.) 6. Он был уже внизу. (Булг.) 7. Стояли плотной толпой, перешёп­тывались. (Шол.) 8. С лёгким сердцем ехал он теперь до­мой. (Зайц.) 9. Душно стало в сакле, и я вышел на воздух освежиться. (Л.) 10. Мальчик только что перестал играть и откинулся на траву. (Кор.)

Выборочный диктант:

1. мерной тяжёлой походкой (обр.дейст)

2. по щиколотку в воде (меры)

3. от стыда (причины)

4. до изнеможения (обр.дейст)

5. Всё утро (времени) , на окне (места)

6. уже ( времени), внизу (места)

7. плотной толпой (обр.дейст)

8. С лёгким сердцем (обр.дейст) , теперь (времени), до­мой. (места) (Зайц.)

9. Душно (обр.дейст), в сакле (места), на воздух освежиться (цели)

10. только что (времени) , на траву (места)

III. Изучение нового материала

Объяснение учителя: Общее понятие о неполных предложениях.

Прочитайте предложения, сравните их строение и определите, в каком из них пропущены некоторые чле­ны предложения.

  1. Во дворе нашей школы растут чинары. За оградой — высокие тополя.

2. Перед грозой ветер трепал верхушки деревьев, срывал листья и уносил их вдаль. После лив­ня — ни грозы, ни ветра.

3. Каждый человек выбирает свою дорогу. Перед нами небывалые пути.

— По строению и значению различаются полные и неполные предложения. В полных предложениях есть все члены предложения, необходимые для полноты строения и значения. Неполным называется предложение, в котором пропущен какой-либо член предложения (главный или второстепенный), отсутствующие члены могут быть восстановлены из контекста.

Общее понятие о неполных предложениях.

Я читаю интересную книгу. (Это полное предложение, в котором непрерывная цепочка связей между словами.)

Неполнота предложений не нарушает смысловой законченности данных предложений и не мешает целям общения, например:

Я очень люблю читать фантастику, а мой друг — очерки по истории го­сударства (пропущено сказуемое и обстоятельство очень любит).

Неполные предложения часто встречаются во второй части сложных предложений, например:

Все получали письма, а я не получал. (во второй части пропущено до­полнение писем).

В неполных предложениях цепочка связей разрушается:

— Какую книгу ты читаешь? (Полное)

— Интересную.( Ответ на вопрос является неполным предложением, хотя ответ понятен из контекста (языкового окружения).

Задание 3. Упражнение 110. Прочитайте предложения и определите, ка­кой член (или какие члены) предложения пропущен.

1.— Постой, ты кто же? — удивился Куров.

— Ростислав Соколов, —

отрекомендовался мальчик и даже

поклонился при этом.(Б. Пол.)

2.— Ты бросил жену, Микола?

— Нет, она меня. (Шол.)

3.— Булочник Коновалов здесь работает?

— Здесь! — ответил я ей. (М. Г.)

4. Калиныч стоял ближе к природе.

Хорь же — к лю­дям, к обществу. (Т.)

5. Кто его ждал?

Пустая, неуютная комната. (Б. Пол.)

6. Мать сунула отцу пакет, а перчатки дать забыла.

Я протянул отцу свои. (С. Бар.)

7. В одной руке он держал удочку,

а в другой — кукан с рыбёшкой. (Сол.)

Задание 4 . В неполном предложении на месте пропущенно­го члена предложения может стоять тире, например:

1. Землю солнце красит, а человека — труд. (Посл.)

2. На подушке — ёлки тень резная. (Заб.)

Неполные предложения особенно типичны для диа­логической речи. В таких предложениях употребляют­ся лишь те слова, без которых мысль становится непо­нятной. Найдите пропущенные слова

Упражнение 113. Прочитайте. Укажите неполные предложения.

1. — Что у вас в узле, орлы?

— Раки, — ответил неохотно высокий.

— Ого! Где вы их достали?

— Возле плотины. (Шол.)

Упражнение 113. Прочитайте. Укажите неполные предложения.

2. Маленькое путешествие в детство. Продолжите диалог.

  • Кто говорит?

  • Слон.

  • Откуда?

  • От верблюда.

  • Что вам надо?

  • Шоколада.

  • Для кого?

  • Для сына моего…

- А много ли прислать?

- Да пудов этак пять или шесть:
Больше ему не съесть,

Он у меня еще маленький!

К. И. Чуковский.


Задание 5. Восстановите (устно) опущенные в неполных предложениях члены, сопоставляя полные и неполные предложения.

1) Набирайся ума в учении, храбрости в сражении.

  1. Мир освещается солнцем, а человек — знанием.

3) Слова хороши правдивые, а лисьи шубы — пушистые.

4) Река узнаётся в плавании, человек — в беде.

5) За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.

6) Дерево дорого плодами, а человек делами.

7) Храбрый узнается на войне, мудрый – в гневе, друг - в нужде.

8) Кто чего ищет, а мать всегда ласки.

9) Не по словам судят, а по делам.
  — Какова сфера употребления неполных предложений?

(Живая разговорная речь. Они встречаются в пословицах, поговорках, помогают в сжатой форме чётче выразить мысль. Неполные предложения передают взволнованность говорящего, позволяют достичь выразительности.)

IV.Закрепление.

Задание 6. Упражнение 112. Подготовьте выразительное чтение какого- либо стихотворения или басни. В тетрадь запишите взятые из них примеры неполных предложений.

И. А. Крылов ЛЮБОПЫТНЫЙ

  "Приятель дорогой, здорово!

Где ты был?" -

"В кунсткамере*, мой друг!

Часа там три ходил;

Все видел, высмотрел; от удивленья,

Поверишь ли, не станет ни уменья

Пересказать тебе, ни сил

Уж подлинно, что там чудес палата!

Куда на выдумки природа торовата!

Каких зверей, каких там птиц я не видал!

Какие бабочки, букашки,

Козявки, мушки, таракашки!

Одни как изумруд, другие как коралл!

Какие крохотны коровки!

Есть, право, менее булавочной головки!" -

"А видел ли слона? Каков собой на взгляд?

Я чай, подумал ты, что гору встретил?" -

"Да разве там он? - "Там". –

"Ну, братец, виноват:

Слона-то я и не приметил"

* Кунсткамера - старинное название музея, в котором собраны редкости и

диковинки.

Минутка смеха

- Как ты думаешь, кто в нашем классе лучше всех знает немецкий язык?
- По- моему, наша учительница.

-Фу! Кто это так ужасно, омерзительно воет?

- Это я, мам!

-Ну, пой, пой, мой соловушка!

(Найдите неполные предложения)

З а д а н и е 7. (+, -)

Найдите примеры, в которых есть неполные предложения.

 1) Ещё одна минутка объяснения, и давнишняя вражда готова была погаснуть. -

2 ) Литературу я люблю до самозабвенья. -

3 ) Даже в пустяках надо быть правдивым. -

4 ) Над могилою героя ночная звезда. +

5 ) Перед нами небывалые пути. +

6 ) Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей. +

7 ) В углу старый кожаный диван. +

8) Они говорили долго: бабушка тихо и жалобно, дед крикливо и сердито +

  9) Ещё земли печален вид, а воздух уж весною дышит. -

10) За линейкой ехали охотники с собакой, за охотниками — кучер Игнат. +

V.Подведение итогов урока:

  1. Какие, по вашему мнению, предложения называют полными?

  2. А какие – неполными?

  3. Почему их называют неполными? Чего в них не хватает?

  4. Приведите пример неполного предложения.

  5. Как вы думаете, где мы часто встречаем неполные предложения?

  6. Отличаются ли неполные предложения от полных пунктуационно?

Рефлексия:

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Что понравилось выполнять на уроке?
- Довольны ли вы собой?

VI.Домашнее работа.

Р.р. Упражнение 114. Прочитайте текст, ответьте на вопро­сы, выполните задания.

Букинистические книги.

Лексическая работа: букинист - торговец подержанными и старинными книгами. Они не пахнут свежей типографской краской.

Их переплёты иногда потрёпаны и испорчены. Это старые книги.

Говорят, в Париже, на самом знаменитом букинистичес­ком развале, между Королевским мостом и мостом Сен- Мишель, они л..жат грудами в огромных ларях или просто разложе..ы на камнях набережной. И люди ходят по набе­режной, ходят ч..сами, г..дами. Опускают руку в огромный ларь, нащуп..вают плотную поверхность теляч..ей кожи стари..ого пер..плёта или тиснё..ую гладь сафьяна, доста­ют, раскрывают с треп..том.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!