Тема. Общее понятие о неполном предложении. Неполное предложение.
Цели: ознакомить с неполными предложениями,; научить распознавать неполные предложения, определять их тип, находить пропущенный член предложения, ставить тире на месте неназванного члена, выраженного глаголом, использовать неполные предложения в диалоге; развивать умение правильно и уместно использовать в речи неполные конструкции.
Оборудование: учебник, учебные тексты, презентация .
Тип урока: урок изучения нового материала.
Метод: беседа по вопросам, конструирование предложений, занимательные задания, тесты, игры – «Да», «нет», «+, - » .
Ход урока:
I. Организационный этап. Организация работы в группах.
II. Актуализация опорных знаний. Проверка выполнения домашнего задания.
Задание 1. Повторение пройденного.
- Грамматическая основа предложения – это главные и второстепенные члены предложения. «Нет»
- Сказуемое это главный член предложения, который обозначает действие или состояние предмета. «Да»
- Сказуемое по способу выражения может быть глагольным (простым и составным) и именным (составным). «Да»
- Ко второстепенным членам относятся подлежащее, обстоятельство, определение. «Нет»
- В предложении : Мой друг семи пядей во лбу. – фразеологизм является сказуемым. «Да»
—Дополнение — второстепенный член предложения, который зависит от слов со значением действия или признака, поясняет эти слова и отвечает на вопросы косвенных падежей . «Нет»
— Определение — второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? «Да»
-Приложение — это второстепенный член предложения, который отвечает на вопрос какой? и поясняет или уточняет член предложения, к которому относится. «Да»
—Дополнение — второстепенный член предложения, который обозначает место, время, причину, образ действия и т.д. и отвечает на вопросы где? когда? почему? как? «Нет»
Обстоятельства выражаются наречиями, деепричастиями и деепричастными оборотами, существительными в косвенных падежах, неопределённой формой глагола, синтаксически неразложимыми словосочетаниями, сравнительными оборотами. «Да»
Задание 2 . Выборочный диктант.
1. Кто-то шёл мерной тяжёлой походкой. (Арс.) 2. Ноги его были по щиколотку в воде. (А. Т.) 3. Она вся вспыхнула от стыда. (Фад.) 4. Плясал он до изнеможения. (Шол.) 5. Всё утро голубь ворковал у нас на окне. (Паст.) 6. Он был уже внизу. (Булг.) 7. Стояли плотной толпой, перешёптывались. (Шол.) 8. С лёгким сердцем ехал он теперь домой. (Зайц.) 9. Душно стало в сакле, и я вышел на воздух освежиться. (Л.) 10. Мальчик только что перестал играть и откинулся на траву. (Кор.)
Выборочный диктант:
1. мерной тяжёлой походкой (обр.дейст)
2. по щиколотку в воде (меры)
3. от стыда (причины)
4. до изнеможения (обр.дейст)
5. Всё утро (времени) , на окне (места)
6. уже ( времени), внизу (места)
7. плотной толпой (обр.дейст)
8. С лёгким сердцем (обр.дейст) , теперь (времени), домой. (места) (Зайц.)
9. Душно (обр.дейст), в сакле (места), на воздух освежиться (цели)
10. только что (времени) , на траву (места)
III. Изучение нового материала
Объяснение учителя: Общее понятие о неполных предложениях.
Прочитайте предложения, сравните их строение и определите, в каком из них пропущены некоторые члены предложения.
-
Во дворе нашей школы растут чинары. За оградой — высокие тополя.
2. Перед грозой ветер трепал верхушки деревьев, срывал листья и уносил их вдаль. После ливня — ни грозы, ни ветра.
3. Каждый человек выбирает свою дорогу. Перед нами небывалые пути.
— По строению и значению различаются полные и неполные предложения. В полных предложениях есть все члены предложения, необходимые для полноты строения и значения. Неполным называется предложение, в котором пропущен какой-либо член предложения (главный или второстепенный), отсутствующие члены могут быть восстановлены из контекста.
Общее понятие о неполных предложениях.
Я читаю интересную книгу. (Это полное предложение, в котором непрерывная цепочка связей между словами.)
Неполнота предложений не нарушает смысловой законченности данных предложений и не мешает целям общения, например:
Я очень люблю читать фантастику, а мой друг — очерки по истории государства (пропущено сказуемое и обстоятельство очень любит).
Неполные предложения часто встречаются во второй части сложных предложений, например:
Все получали письма, а я не получал. (во второй части пропущено дополнение писем).
В неполных предложениях цепочка связей разрушается:
— Какую книгу ты читаешь? (Полное)
— Интересную.( Ответ на вопрос является неполным предложением, хотя ответ понятен из контекста (языкового окружения).
Задание 3. Упражнение 110. Прочитайте предложения и определите, какой член (или какие члены) предложения пропущен.
1.— Постой, ты кто же? — удивился Куров.
— Ростислав Соколов, —
отрекомендовался мальчик и даже
поклонился при этом.(Б. Пол.)
2.— Ты бросил жену, Микола?
— Нет, она меня. (Шол.)
3.— Булочник Коновалов здесь работает?
— Здесь! — ответил я ей. (М. Г.)
4. Калиныч стоял ближе к природе.
Хорь же — к людям, к обществу. (Т.)
5. Кто его ждал?
Пустая, неуютная комната. (Б. Пол.)
6. Мать сунула отцу пакет, а перчатки дать забыла.
Я протянул отцу свои. (С. Бар.)
7. В одной руке он держал удочку,
а в другой — кукан с рыбёшкой. (Сол.)
Задание 4 . В неполном предложении на месте пропущенного члена предложения может стоять тире, например:
1. Землю солнце красит, а человека — труд. (Посл.)
2. На подушке — ёлки тень резная. (Заб.)
Неполные предложения особенно типичны для диалогической речи. В таких предложениях употребляются лишь те слова, без которых мысль становится непонятной. Найдите пропущенные слова
Упражнение 113. Прочитайте. Укажите неполные предложения.
1. — Что у вас в узле, орлы?
— Раки, — ответил неохотно высокий.
— Ого! Где вы их достали?
— Возле плотины. (Шол.)
Упражнение 113. Прочитайте. Укажите неполные предложения.
2. Маленькое путешествие в детство. Продолжите диалог.
-
Кто говорит? -
Слон. -
Откуда? -
От верблюда. -
Что вам надо? -
Шоколада. -
Для кого? | - А много ли прислать? - Да пудов этак пять или шесть: Больше ему не съесть, Он у меня еще маленький! К. И. Чуковский. |
Задание 5. Восстановите (устно) опущенные в неполных предложениях члены, сопоставляя полные и неполные предложения.
1) Набирайся ума в учении, храбрости в сражении.
-
Мир освещается солнцем, а человек — знанием.
3) Слова хороши правдивые, а лисьи шубы — пушистые.
4) Река узнаётся в плавании, человек — в беде.
5) За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.
6) Дерево дорого плодами, а человек делами.
7) Храбрый узнается на войне, мудрый – в гневе, друг - в нужде.
8) Кто чего ищет, а мать всегда ласки.
9) Не по словам судят, а по делам.
— Какова сфера употребления неполных предложений?
(Живая разговорная речь. Они встречаются в пословицах, поговорках, помогают в сжатой форме чётче выразить мысль. Неполные предложения передают взволнованность говорящего, позволяют достичь выразительности.)
IV.Закрепление.
Задание 6. Упражнение 112. Подготовьте выразительное чтение какого- либо стихотворения или басни. В тетрадь запишите взятые из них примеры неполных предложений.
И. А. Крылов ЛЮБОПЫТНЫЙ
"Приятель дорогой, здорово!
Где ты был?" -
"В кунсткамере*, мой друг!
Часа там три ходил;
Все видел, высмотрел; от удивленья,
Поверишь ли, не станет ни уменья
Пересказать тебе, ни сил
Уж подлинно, что там чудес палата!
Куда на выдумки природа торовата!
Каких зверей, каких там птиц я не видал!
Какие бабочки, букашки,
Козявки, мушки, таракашки!
Одни как изумруд, другие как коралл!
Какие крохотны коровки!
Есть, право, менее булавочной головки!" -
"А видел ли слона? Каков собой на взгляд?
Я чай, подумал ты, что гору встретил?" -
"Да разве там он? - "Там". –
"Ну, братец, виноват:
Слона-то я и не приметил"
* Кунсткамера - старинное название музея, в котором собраны редкости и
диковинки.
Минутка смеха
- Как ты думаешь, кто в нашем классе лучше всех знает немецкий язык?
- По- моему, наша учительница.
-Фу! Кто это так ужасно, омерзительно воет?
- Это я, мам!
-Ну, пой, пой, мой соловушка!
(Найдите неполные предложения)
З а д а н и е 7. (+, -)
Найдите примеры, в которых есть неполные предложения.
1) Ещё одна минутка объяснения, и давнишняя вражда готова была погаснуть. -
2 ) Литературу я люблю до самозабвенья. -
3 ) Даже в пустяках надо быть правдивым. -
4 ) Над могилою героя ночная звезда. +
5 ) Перед нами небывалые пути. +
6 ) Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей. +
7 ) В углу старый кожаный диван. +
8) Они говорили долго: бабушка тихо и жалобно, дед крикливо и сердито +
9) Ещё земли печален вид, а воздух уж весною дышит. -
10) За линейкой ехали охотники с собакой, за охотниками — кучер Игнат. +
V.Подведение итогов урока:
-
Какие, по вашему мнению, предложения называют полными?
-
А какие – неполными?
-
Почему их называют неполными? Чего в них не хватает?
-
Приведите пример неполного предложения.
-
Как вы думаете, где мы часто встречаем неполные предложения?
-
Отличаются ли неполные предложения от полных пунктуационно?
Рефлексия:
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Что понравилось выполнять на уроке?
- Довольны ли вы собой?
VI.Домашнее работа.
Р.р. Упражнение 114. Прочитайте текст, ответьте на вопросы, выполните задания.
Букинистические книги.
Лексическая работа: букинист - торговец подержанными и старинными книгами. Они не пахнут свежей типографской краской.
Их переплёты иногда потрёпаны и испорчены. Это старые книги.
Говорят, в Париже, на самом знаменитом букинистическом развале, между Королевским мостом и мостом Сен- Мишель, они л..жат грудами в огромных ларях или просто разложе..ы на камнях набережной. И люди ходят по набережной, ходят ч..сами, г..дами. Опускают руку в огромный ларь, нащуп..вают плотную поверхность теляч..ей кожи стари..ого пер..плёта или тиснё..ую гладь сафьяна, достают, раскрывают с треп..том.