Новые формы воспитательных практик.
Я предлагаю вам прогуляться по фотовыставке. Моя экспозиция носит название: Арт-технологии в воспитании, а девиз моей фотовыставки: «Творчество смывает пыль повседневности с души».
В настоящий момент в воспитании приобретает популярность арт- технология, которая востребована в работе классного руководителя, а главное нравится детям. Может показаться, что арт-технология–это любое творчество. Но это не так. Арт-технология — это специально организованное педагогом творчество.
Данные формы работы дают возможность классному руководителю без нотаций, нравоучений формировать у детей морально-нравственные качества, повышать стрессоустойчивость, развивать такие важные в современном мире способности, как креативность, работу в команде и эмоциональный интеллект.
Существует миф -, что арт-технология –это рисование. Данный метод включает в себя много направлений: сказкотерапию, изотерапию, библиотерапию, песочную терапию, танцевальную терапию, музыко терапию, куклотерапию, маскотерапию, фототерапию, кинотерапию.
Ну а теперь остановимся на некоторых экспонатах.
Константин Дмитриевич Ушинский называл сказки «первыми блестящими попытками русской педагогики», но как метод воспитания сказкотерапия получила популярность в последнее десятилетие.
Секрет сказкотерапии очень прост: сказки любят и взрослые, и дети, Сказки любят все. Даже те, кто не любит сознаваться в этом. В сказке все как в сказке. Это не обо мне, и это очень даже обо мне, и о вас, и о них, наших детях. В сказочной форме свою проблему легче увидеть и легче принять (не так обидно, не так больно). Для сказочного героя легче придумать выход из положения — ведь в сказке все можно! А потом этот выход, оказывается, можно использовать и для себя. К тому же всем известно, что сказки всегда хорошо кончаются.
Существует много способов работы со сказкой и сказочным сюжетом. Сказки можно сочинять, рисовать, проигрывать, дописывать.
Сказка создает пространство для воспитания таких качеств, как милосердие, толерантность, щедрость, бережное отношение к природе, учат проявлять заботу.
А теперь обратите внимание на следующий экспонат нашей фотовыставки: воспитание посредством ИЗО искусства.
И я хочу представить один из новых трендов, способов погрузиться в творческое состояние и посмотреть на окружающий мир под непривычным углом – это Правополушарное рисование
Современному обществу требуются творческие люди, которые с легкостью выходят из сложных ситуаций и мыслят креативно.
По мнению психологов люди с аналитическим складом ума с легкостью могут решить сложнейшие задачи, а вот творческая работа им дается с трудом. Для решения данной проблемы необходимо развивать правое полушарие мозга.
Ученые доказали, что для активизации деятельности правого полушария мозга выступает рисование, а в частности правополушарное рисование. Данный метод я активно применяю в работе с учащимися моего класса. Например, выполняя проект, посвященный Дню космонавтики, мы применили одну из форм арттехнологии, что позволило поддержать интерес детей к этой теме, применить на практике освоенные знания о космосе.
Метод правополушарного рисования делает человека более внимательным к людям и окружающему миру, формирует умение наблюдать, замечать красоту окружающего мира и направлен на развитие умственных, познавательных, коммуникативных способностей.
А мы с вами переходим к очень современному и любимому у молодежи экспонату. Современные дети и молодежь очень любят себя фотографировать, делать селфи. И это можно и нужно использовать в воспитательной работе.
В данной форме воспитательной практики существует много методик
можно создать коллаж, актуальную для подростка тематическую фотоподборку, например, «Семейный альбом». Методика «Портретная галерея» помогает подростку по-новому взглянуть на семью, узнать истории, судьбы родных людей, формируя тем самым семейные ценности.
Среди учащихся нашей школы пользуется популярностью такая форма, как фотокросс, когда даем тему, делим классы на группы, ограничиваем время и, раз это игра, значит должен быть и победитель.
Ну и переходим к последнему экспонату. Это кино. 19 февраля 2021 года стартовал Всероссийский проект «Киноуроки в школах России». Целью проекта является создание киноуроков –детских короткометражных фильмов воспитательного значения и методических пособий к ним. Каждый фильм рассчитан на воспитание одного качества. Фильмы короткометражные по 10-20 минут, с методическими материалами, презентациями. Невероятный, шикарный проект, который уже оценили мои дети.
Представленные на выставке методы воспитательных практик можно использовать в работе классного руководителя с детьми любого возраста, как в индивидуальной, так и в групповой и коллективной форме.
Хочу отметить, что деятельность классного руководителя не ограничивается данными формами, но они очень хорошо вписываются в систему воспитательной работы. Их можно использовать для диагностики, для формирования определенных черт характера, в различных направлениях работы классного руководителя: патриотического, духовно-нравственного, здоровьесберегающего , экологического , художественно-эстетического.
«Педагог, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживёт вместе с ребёнком много вдохновляющих минут» (Януш Корчак)