Обобщение педагогического опыта учителя биологии Воротынцевой Н.В.
Свое выступление начну с утверждения психологов, что результативность деятельности человека зависит лишь на 20% от его интеллекта, а на 80% от мотивов.
Вот тогда передо мной возник вопрос: «Как повысить учебную мотивацию детей на уроках биологии?».
К сожалению, в нашей школе (когда начала работать учителем биологии) таблицы и плакаты были в потрепанном виде, 1 рабочий микроскоп и т.п. Про наличие компьютера даже и говорить нечего. Мы создавали наглядность для уроков своими силами как могли.
Затем открыла для себя Интернет, пришло время дисков с биологическими таблицами и учебной флэш-анимацией. Я совершенно не знала, что в Канаде придумали и разработали смарт-доски, но мечтала об этом.
Сегодня использую ИКТ в рамках уроков биологии самым различным образом.
Самый начальный этап – простой вывод наглядных пособий и таблиц на экран. Сегодня совсем не обязательно сканировать рисунок из учебника. Существует большое количество учебных дисков по биологии.
Следующий этап – это создание презентаций, в которую можно встроить не только рисунки, но и анимацию, и голос за кадром, и фрагмент учебных фильмов.
Сейчас по всем классам и учебным разделам разработаны ИКТ уроки., которые собраны в папки по классам с 6 по 11.
Следующий этап – один из самых сложных, когда доска перестает быть простым экраном и становится именно интерактивной доской. Это продумывание различных заданий и вариантов проверки знаний учащихся, когда ученик использует интерактивные возможности доски.
1. Например вот такие задания – подчеркнуть лишнее,
подчеркнуть ошибку, или «Шуточная физминутка», где надо вписать правильный ответ
2. На экране видно, что смарт - доску можно использовать как меловую.
3. Отгадывая кроссворд, ученик вписывает нужные буквы
4. Сохранив сделанные записи на доске, можно использовать этот материал в других классах.
5. Использование флеш -анимаций на уроках
В ближайшем времени доска будет подключена к интернету и можно в он-лайн режиме проходить тестирование, выполнять виртуальные лабораторные работы.
На экране вы видите видео фрагмент работы учеников на интерактивной доске. Когда ученик с помощью электронного маркера «перемещает» из галереи, запрограммированной в доске, нужную картинку и подписывает её части. Другой ученик проходит тестирование, подставляя нужные слова к рисунку.
Также достаточно труднореализуемый на сегодняшний день момент – это компьютерное тестирование. Я создаю тесты с помощью готовой тестовой оболочки. Конечно, грамотно реализовать этот этап трудно и не всегда получается – но за ним будущее.
Один из этапов, возможно необязательных, - создание сайта для систематизации накопленной информации. Конечно, такая подготовка занимает немало времени. Но зато легко можно найти материал и через год, и через два, отредактировать его или создать новую версию урока на основе старой.
Таким образом, предварительная работа помогла реализовать и следующие этапы по педагогическому опыту:
1 этап: Теоретический анализ источников
2 этап: проведение диагностики учебной мотивации и компьютерной грамотности учащихся.
3 этап: Введение ИКТ в образовательный процесс (с появлением интерактивной доски в кабинете).
4 этап: Подведение итогов.
Опыт показал, что мотивация учащихся при работе в проекте всегда выше, чем при обычном проведении урока.
Со своими проектами мы принимали участие в областных и районных конкурсах проектов.
Но были и первые ошибки, когда дети копировали чужие рефераты, презентации, при этом грубо нарушая авторские права. Поэтому согласна с мнением других педагогов, лучше давать задания на анализ , сравнение каких- либо природных объектов, явлений по биологии.
На экране видны результаты диагностики учебной мотивации по предмету в начале и конце исследования.
Мотивация | Уровень учебной мотивации в % |
2013г. | 2017г. |
Внутренняя (Готовность к самообразованию, получению дополнительных знаний) | 10% | 37% |
Внешняя (активность, инициативность на занятиях, проявление интереса к изучаемому предмету | 90% | 53% |