СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обособление приложений с союзом как

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка в 8 классе. "Обособление приложений с союзом как". 

Просмотр содержимого документа
«Обособление приложений с союзом как»


ОБОСОБЛЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЙ С СОЮЗОМ КАК

 

Цели: 

  • закрепить умения по распознаванию и выделению обособленных определений и приложений;

  • пронаблюдать условия обособления приложений с союзом КАК;

  • развивать навык построения рассуждения на лингвистическую тему;

  • формировать мотивацию к изучению языка.


ХОД УРОКА.

Этап урока

Учитель

Ученик

Организационный момент.

Приветствие.

Приветствие.

Актуализация знаний.

Проверочная работа по изученному материалу.

Тест

Учащимся предлагаются несколько условий обособления определе­ний и приложений, обозначенных буквами (А, Б, В, Г, Д, Е), и несколько предложений с обособленными определениями и приложениями.


Задание: найти соответствия цифры, обозначающей предложе­ние, и буквы, указывающей на условие обособления:


А - определение обособлено, так как стоит после определяемого су­ществительного;

Б - приложение обособлено, так как стоит после имени собственного;

В - приложение обособлено, так как относится к личному местоиме­нию;    ,

Г - определение обособлено, так как имеет добавочное обстоятель­ственное значение;

Д - определение обособлено, так как отделено от определяемого су­ществительного другими членами предложения;

Е- приложение обособлено, так как обозначает собственное имя и поясняет нарицательное существительное.


1.     Я старался вообразить себе капитана Миронова, моего будущего начальника, и представлял его строгим, сердитым (А. С. Пушкин).

2.     Тополи, покрытые росой, наполняли воздух нежным ароматом (А. Чехов).

3.     У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, чёрные глаза, серые скулы, широкое лицо... (И. Тургенев).

4.     Оглушенный ударом Грузовского кулака, Буланин сначала заша­тался на месте, ничего не понимая (А. Куприн).

5.     В гневе грома, чуткий демон, он давно усталость слышит (А. М. Горький).

6.     Залитые солнцем, стлались за рекой гречаные и пшеничные нивы (М. Шолохов).





























1Б; 2А; ЗЕ; 4Г; 5В; 6Д.

Подготовка к формулированию темы урока и целеполаганию.

«Загадки капитана Флинта»

1. Сегодня утром Катаев(1)опытный служака(2) рассказывал о вчерашнем происшествии.

2. Уверенный в себе(1)капитан оставался таким даже в самых трудных ситуациях.

3. Полученный ответ рассматривается(1)как согласие.

4. Ему ли(1)карлику(2)тягаться с исполином?

5. Маленький чернявый лейтенант(1)по фамилии Жук(2)привел батальон к задним дворам той улицы.

6. Ее отец(1)моряк(2)редко бывал дома.

7. Сергеев(1)лоцман(2)хорошо знал это место в океане.

8. Свой путь на морскую службу он начал(1)как участник экспедиции.

- Правила обособления какого члена предложения требуется знать для решения этих предложений?

- Обратите внимание на 8 предложение. Назовите тему урока.

- Каким способом вы будете решать загадки капитана Флинта? Посовещайтесь в группах и скажите ответ.

















- приложения.

- Обособление приложений с союзом как.


Новый материал.

Учитель сообщает учащимся, что в обособлении приложений есть некоторые особенности, и предлагает ознакомиться с условиями обособле­ния одиночных приложений, относящихся к имени существительному соб­ственному.

Учащиеся самостоятельно знакомятся с правилом (без примечания) § 39

При изучении примечания к правилу § 31, с. 143-144, можно исполь­зовать опорную запись:

  1. С Горьким как писателем я познакомился уже давно.

  2. Мне хочется сохранить эти письма как память.

  3. Как стилист Чехов недосягаем.


Анализируем предложения:

/. Леонтьев увлекся этой мыслью, но, как человек осторожный, по­ка что о ней никому не рассказывал (К. Паустовский). 

Илюше иногда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и все переделать самому (Н. Гончаров).

  1. Железобетон как строительный материал стал применяться
    уже давно. Мы восприняли эти слова как похвалу. Свой путь в науку он
    начал как участник экспедиции.


Обращаем внимание учащихся на следующий нюанс, помогающий отличить обособленное приложение с союзом как (запятая ставится) от оборота с союзом как (запятая не ставится). Необходимо обращать внима­ние на порядок слов. Чаще всего приложение с как стоит после подлежаще­го или дополнения, выраженного существительными или местоимением: Иванов, как лучший хирург, всем известен (запятая ставится). Если же обо­рот подчиняется сказуемому и чаще всего стоит после него, то запятая не ставится: Иванов всем известен как лучший хирург.

Следует остановиться ещё и на тех случаях, когда предмет (лицо) характеризуется с разных сторон. Здесь как также близко по значению словам в качестве, в роли. В этих случаях запятая не ставится: Я говорю об этом не только как зритель, но и как участник передачи.





В качестве

х

Как стилист Чехов не досягаем.

В качестве

х

С Горьким как писателем я познакомился уже давно.

В качестве

х

Мне хочется сохранить эти письма как память.


Закрепление изученного. 

1. Расставить знаки препинания, объяснить их.

1. С Горьким как писателем я познакомился уже давно.

2. Эта тра­ва используется как лекарственное растение.

3. Широко известны и лю­бимы посетителями Третьяковской галереи произведения Феофана Грека иностранца, нашедшего в конце четырнадцатого века вторую родину в Московском государстве и Андрея Рублева его ученика затмившего славу своего учителя.

4. Лучший слесарь на заводе и первый силач в слободке он держался с начальством грубо и поэтому зарабатывал мало (А.М.Горький). 

5. И он как человек сметливый тотчас воспользовался исключительностью своего положения (И. Тургенев).


2. Расставьте знаки препинания.

  1. Левин как свой человек должен был принять участие в этих планах.

  2. Сам человек работящий он не выносил лени во всех ее видах.

  3. Мы встретились как старые знакомые.

  4. Полесье сохранилось у меня в памяти как печальная но немного загадочная страна.













  1. Левин, как свой человек, должен был принять участие в этих планах.

  2. Сам человек работящий, он не выносил лени во всех ее видах.

  3. Мы встретились как старые знакомые.

  4. Полесье сохранилось у меня в памяти как печальная, но немного загадочная страна.

Физминутка



Закрепление изученного.

Работа в парах Учащимся предстоит выполнить самостоятельную работу в парах. 1 вариант находит предложения, в которых приложение с дефисным написанием, а 2 вариант выяснит, в каких предложениях приложение выделяется при помощи тире. Ответы проверяются друг у друга по ключу.

1. В каких предложениях приложение присоединяется к определяемому слову с помощью дефиса?

  1. Мальчик пастух заиграл на жалейке.

  2. Это был худенький юноша выдумщик и спорщик.

  3. Течёт Волга река почти через всю страну.

  4. Сумерки, но мы дети ещё на улице.

  5. Пел свою нехитрую песню медный самовар инвалид.

2Выясните, в каких предложениях при помощи тире выделяется приложение.

  1. Этим летом я поехал в Тарусу – тихий городок на Оке.

  2. На собрании присутствовал почётный гость – знатный купец Прохор.

  3. Яков Степанович – человек до всего любопытный, вникающий в суть любого дела и неслыханно скромный.

  4. Шмидт – это человек, рождённый и воспитанный морем.

  5. Остров затянулся туманом – серой неподвижной мглой.

    1. Ключ 1,3,5

    2. Ключ 1,2, 5




Рефлексия.

Продолжи предложения:

1. Я считаю, что занятие было интересным /скучным.

2. Я научился многому /малому.

3. Я думаю, что слушал других внимательно/невнимательно.

4. Результатами своей работы на уроке я доволен/ не доволен.


Задание на дом.

Параграф 39 (учить). На выбор:

  1. Составьте рассказ на лингвистическую тему об обособлении приложений с союзом как.

  2. Составить 7 предложений по теме урока.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!