СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обращения и вводные слова

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обращения и вводные слова»

  Обобщение изученного  по теме:  «Обращение,  вводные слова  и вставные конструкции»

Обобщение изученного по теме: «Обращение, вводные слова и вставные конструкции»

УЭ - 0 ЦЕЛИ: ЗАКРЕПИТЬ УМЕНИЯ РАЗЛИЧАТЬ И ОФОРМЛЯТЬ ПРИ ПИСЬМЕ ДАННЫЕ СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ.    закрепить умение находить обращения в тексте и выделять на письме знаками препинания;  уметь опознавать вводные слова в тексте, определять их смысловые значения, оформлять на письме;  уметь различать вводные слова и омонимичные конструкции;  уметь использовать вводные конструкции в речи, выразительно читать с с интонацией вводности;  уметь отличать вставные конструкции от вводных и пунктуационно оформлять их на письме

УЭ - 0 ЦЕЛИ: ЗАКРЕПИТЬ УМЕНИЯ РАЗЛИЧАТЬ И ОФОРМЛЯТЬ ПРИ ПИСЬМЕ ДАННЫЕ СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ.

  • закрепить умение находить обращения в тексте и выделять на письме знаками препинания;
  • уметь опознавать вводные слова в тексте, определять их смысловые значения, оформлять на письме;
  • уметь различать вводные слова и омонимичные конструкции;
  • уметь использовать вводные конструкции в речи, выразительно читать с с интонацией вводности;
  • уметь отличать вставные конструкции от вводных и пунктуационно оформлять их на письме
УЭ – 1 ЦЕЛЬ: ЗАКРЕПИТЬ УМЕНИЕ НАХОДИТЬ ОБРАЩЕНИЯ В ТЕКСТЕ, ВЫДЕЛЯТЬ ЗНАКАМИ ПРЕПИНАНИЯ Найдите обращения, расставьте знаки препинания: Земля родная о тебе и сны, и думы наши. Здра…ствуй красавица Волга! Ой ты Волга р…димая Волга, кто (не) любит твоих берегов! Ты дог…дался мой читатель с кем бился доблес(?)ный Руслан? О муза ты была мне другом! Нет дорогой ты не прав. Говори, что хочеш… Михаил я знаю, что ты скажеш… . Унылая пора Очей оч…рованье  Приятна мне твоя прощальная краса. Что же ты моя старушка пр…умолкла у окна? Не шуми сосна, не пыли дорога.

УЭ – 1 ЦЕЛЬ: ЗАКРЕПИТЬ УМЕНИЕ НАХОДИТЬ ОБРАЩЕНИЯ В ТЕКСТЕ, ВЫДЕЛЯТЬ ЗНАКАМИ ПРЕПИНАНИЯ

Найдите обращения, расставьте знаки препинания:

  • Земля родная о тебе и сны, и думы наши.
  • Здра…ствуй красавица Волга!
  • Ой ты Волга р…димая Волга, кто (не) любит твоих берегов!
  • Ты дог…дался мой читатель с кем бился доблес(?)ный Руслан?
  • О муза ты была мне другом!
  • Нет дорогой ты не прав.
  • Говори, что хочеш… Михаил я знаю, что ты скажеш… .
  • Унылая пора Очей оч…рованье

Приятна мне твоя прощальная краса.

  • Что же ты моя старушка пр…умолкла у окна?
  • Не шуми сосна, не пыли дорога.
ПРОВЕРЬТЕ ПО КЛЮЧУ: Земля родная, о тебе и сны, и думы наши. Здравствуй, красавица Волга! Ой ты, Волга, родимая Волга, кто не любит твоих берегов! Ты догадался, мой читатель, с кем бился доблестный Руслан? О муза, ты была мне другом! Нет, дорогой, ты не прав. Говори, что хочешь, Михаил, я знаю, что ты скажешь. Унылая пора! Очей очарованье!  Приятна мне твоя прощальная краса. Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? Не шуми, сосна, не пыли, дорога.

ПРОВЕРЬТЕ ПО КЛЮЧУ:

  • Земля родная, о тебе и сны, и думы наши.
  • Здравствуй, красавица Волга!
  • Ой ты, Волга, родимая Волга, кто не любит твоих берегов!
  • Ты догадался, мой читатель, с кем бился доблестный Руслан?
  • О муза, ты была мне другом!
  • Нет, дорогой, ты не прав.
  • Говори, что хочешь, Михаил, я знаю, что ты скажешь.
  • Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

  • Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна?
  • Не шуми, сосна, не пыли, дорога.
КРИТЕРИИ ВЫСТАВЛЕНИЯ ОТМЕТОК:  10 + «5»  8-9 + «4»  5-7 + «3»

КРИТЕРИИ ВЫСТАВЛЕНИЯ ОТМЕТОК:

10 + «5»

8-9 + «4»

5-7 + «3»

УЭ –2 Цель: закрепить умение опознавать вводные слова в тексте, выделять их знаками препинания. ЗАДАНИЕ: НАЙДИТЕ В ТЕКСТЕ ВВОДНЫЕ СЛОВА, РАССТАВЬТЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ И УКАЖИТЕ ИХ ЗНАЧЕНИЕ.   ДРУЗЬЯ МОИ ЧИТАЙТЕ КНИГИ! КНИГИ - НАШИ УЧИТЕЛЯ И ПОМОЩНИКИ. ОНИ БЕЗУСЛОВНО ИГРАЛИ И ПРОДОЛЖАЮТ ИГРАТЬ ГЛАВНЕЙШУЮ РОЛЬ В РАЗВИТИИ НАШЕЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.  ВО-ПЕРВЫХ КНИГИ РАССКАЗЫВАЮТ О ТОМ , ЧТО ЧЕЛОВЕЧЕСТВО СОВЕРШИЛО ПЕРЕДУМАЛО ДОСТИГЛО В ДАЛЁКОМ ПРОШЛОМ. ВО-ВТОРЫХ ОБЪЯСНЯЮТ И УВЛЕКАЮТ В МИР БУДУЩЕГО. ХОРОШИЕ КНИГИ БЕССПОРНО РАЗВИВАЮТ УМ ПОМОГАЮТ ВЫРАБАТЫВАТЬ ХАРАКТЕР ФОРМИРУЮТ ВКУС. ПОЛЬЗА ОТ ОБЩЕНИЯ С КНИГАМИ И В ТОМ ЧТО ОНИ БЕЗ СОМНЕНИЯ ПОВЫШАЮТ ГРАМОТНОСТЬ ПРИВИВАЮТ ВКУС К ХОРОШЕМУ СЛОВУ И КОНЕЧНО ЛЮБОВЬ К ЯЗЫКУ.  ВЫПИШИТЕ ВВОДНЫЕ СЛОВА, ОПРЕДЕЛИТЕ ИХ ЗНАЧЕНИЯ

УЭ –2 Цель: закрепить умение опознавать вводные слова в тексте, выделять их знаками препинания.

ЗАДАНИЕ: НАЙДИТЕ В ТЕКСТЕ ВВОДНЫЕ СЛОВА, РАССТАВЬТЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ И УКАЖИТЕ ИХ ЗНАЧЕНИЕ. ДРУЗЬЯ МОИ ЧИТАЙТЕ КНИГИ! КНИГИ - НАШИ УЧИТЕЛЯ И ПОМОЩНИКИ. ОНИ БЕЗУСЛОВНО ИГРАЛИ И ПРОДОЛЖАЮТ ИГРАТЬ ГЛАВНЕЙШУЮ РОЛЬ В РАЗВИТИИ НАШЕЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ. ВО-ПЕРВЫХ КНИГИ РАССКАЗЫВАЮТ О ТОМ , ЧТО ЧЕЛОВЕЧЕСТВО СОВЕРШИЛО ПЕРЕДУМАЛО ДОСТИГЛО В ДАЛЁКОМ ПРОШЛОМ. ВО-ВТОРЫХ ОБЪЯСНЯЮТ И УВЛЕКАЮТ В МИР БУДУЩЕГО. ХОРОШИЕ КНИГИ БЕССПОРНО РАЗВИВАЮТ УМ ПОМОГАЮТ ВЫРАБАТЫВАТЬ ХАРАКТЕР ФОРМИРУЮТ ВКУС. ПОЛЬЗА ОТ ОБЩЕНИЯ С КНИГАМИ И В ТОМ ЧТО ОНИ БЕЗ СОМНЕНИЯ ПОВЫШАЮТ ГРАМОТНОСТЬ ПРИВИВАЮТ ВКУС К ХОРОШЕМУ СЛОВУ И КОНЕЧНО ЛЮБОВЬ К ЯЗЫКУ. ВЫПИШИТЕ ВВОДНЫЕ СЛОВА, ОПРЕДЕЛИТЕ ИХ ЗНАЧЕНИЯ

ПРОВЕРЬТЕ ПО КЛЮЧУ:  1) безусловно – большая степень уверенности  2) во-первых – связь мыслей, порядок  3) во-вторых - связь мыслей, порядок  4) наконец - связь мыслей, порядок  5) бесспорно - большая степень уверенности  6) без сомнения - большая степень уверенности  7) конечно - большая степень уверенности  Оцените, пользуясь критериями: 7 + - «5» 6 – 5 + - «4» 4 + - «3»

ПРОВЕРЬТЕ ПО КЛЮЧУ:

1) безусловно – большая степень уверенности

2) во-первых – связь мыслей, порядок

3) во-вторых - связь мыслей, порядок

4) наконец - связь мыслей, порядок

5) бесспорно - большая степень уверенности

6) без сомнения - большая степень уверенности

7) конечно - большая степень уверенности

Оцените, пользуясь критериями:

7 + - «5»

6 – 5 + - «4»

4 + - «3»

ВНИМАНИЕ! Эффектиный вид запоминания - эйдетизм Этот особый вид памяти заключается в способности сохранять яркие образы предметов долгое время спустя после исчезновения их из поля зрения .  Домашнее задание : оформить цветовую таблицу значений всех групп вводных слов

ВНИМАНИЕ!

Эффектиный вид запоминания - эйдетизм

Этот особый вид памяти заключается в способности сохранять яркие образы предметов долгое время спустя после исчезновения их из поля зрения .

Домашнее задание : оформить цветовую таблицу значений всех групп вводных слов

для выражения уверенности : безусловно, конечно, бесспорно и т.д. для выражения неуверенности : вероятно, видимо, наверное и т.д. для выражения того или иного чувства:  к счастью, к досаде, странное дело и т.д. 4) для указания на источник сообщения: говорят, по-моему, по словам, думаю, помнится и т.д. 5)  для привлечения внимания читателя или слушателей: видишь ли, послушай, простите, пожалуйста, извините и т.д. 6) для указания на последовательность явлений , на связь между ними: во-первых, наконец, итак, с одной стороны и т.д. 7) для указания на способ оформления мысли: одним словом, иначе говоря, кстати, лучше сказать, проще говоря и т.д.
  • для выражения уверенности : безусловно, конечно, бесспорно и т.д.
  • для выражения неуверенности : вероятно, видимо, наверное и т.д.
  • для выражения того или иного чувства:

к счастью, к досаде, странное дело и т.д.

4) для указания на источник сообщения: говорят, по-моему, по словам, думаю, помнится и т.д.

5) для привлечения внимания читателя или слушателей: видишь ли, послушай, простите, пожалуйста, извините и т.д.

6) для указания на последовательность явлений , на связь между ними: во-первых, наконец, итак, с одной стороны и т.д.

7) для указания на способ оформления мысли: одним словом, иначе говоря, кстати, лучше сказать, проще говоря и т.д.

УЭ – 3 ЦЕЛЬ: УМЕТЬ ОТЛИЧАТЬ ВВОДНЫЕ СЛОВА ОТ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Задание 1 : расставьте знаки препинания и определите вводными словами или членами предложения являются выделенные слова. Правда в огне не горит и в воде (не) тонет. Правда с годами он становит (?)ся опытнее. Поезда пр…ходят точно по расписанию. Он точно (не)много странен и молчалив. Инж…нер очевидно был пр…красно образован. Его влияние на окружающих было очевидно . Дождь казалось зарядил (на)долго. Море на сотни миль казалось пусты (н,нн)ым. Поезд мчал меня к счастью . Станция к счастью была (не)д…леко. Я знаете (не) пойду туда. Вы это зна…те ?

УЭ – 3 ЦЕЛЬ: УМЕТЬ ОТЛИЧАТЬ ВВОДНЫЕ СЛОВА ОТ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Задание 1 : расставьте знаки препинания и определите вводными словами или членами предложения являются выделенные слова.

  • Правда в огне не горит и в воде (не) тонет.
  • Правда с годами он становит (?)ся опытнее.
  • Поезда пр…ходят точно по расписанию.
  • Он точно (не)много странен и молчалив.
  • Инж…нер очевидно был пр…красно образован.
  • Его влияние на окружающих было очевидно .
  • Дождь казалось зарядил (на)долго.
  • Море на сотни миль казалось пусты (н,нн)ым.
  • Поезд мчал меня к счастью .
  • Станция к счастью была (не)д…леко.
  • Я знаете (не) пойду туда.
  • Вы это зна…те ?
 Ключ Правда в огне не горит и в воде не тонет. Правда, с годами он становится опытнее. Поезда приходят точно по расписанию. Он, точно, немного странен и молчалив. Инженер, очевидно, был прекрасно образован. Его влияние на окружающих было очевидно . Дождь, казалось, зарядил надолго. Море на сотни миль казалось пустынным. Поезд мчал меня к счастью . Станция, к счастью, была недалеко. Я, знаете, не пойду туда. Вы это знаете ?

Ключ

  • Правда в огне не горит и в воде не тонет.
  • Правда, с годами он становится опытнее.
  • Поезда приходят точно по расписанию.
  • Он, точно, немного странен и молчалив.
  • Инженер, очевидно, был прекрасно образован.
  • Его влияние на окружающих было очевидно .
  • Дождь, казалось, зарядил надолго.
  • Море на сотни миль казалось пустынным.
  • Поезд мчал меня к счастью .
  • Станция, к счастью, была недалеко.
  • Я, знаете, не пойду туда.
  • Вы это знаете ?
Оцените, пользуясь критериями: 12 + - «5» 9 – 11 + - «4» 6 – 8 + - «3»

Оцените, пользуясь критериями:

12 + - «5»

9 – 11 + - «4»

6 – 8 + - «3»

Задание 2 . Отличай вводные слова от других слов Вдруг действительно неужели Будто бы вероятно впоследствии Просто пожалуй покуда Непременно конечно согласно Особенно по слухам в течение Поистине допустим например Примерно вообразите извините Словно наоборот жаль

Задание 2 . Отличай вводные слова от других слов

Вдруг действительно неужели

Будто бы вероятно впоследствии

Просто пожалуй покуда

Непременно конечно согласно

Особенно по слухам в течение

Поистине допустим например

Примерно вообразите извините

Словно наоборот жаль

УЭ – 4 ЦЕЛЬ: УМЕТЬ ИСПОЛЬЗОВАТЬ В РЕЧИ ВВОДНЫЕ КОНСТРУКЦИИ.   Домашнее задание:  напишите письмо другу с использованием вводных и вставных конструкций

УЭ – 4 ЦЕЛЬ: УМЕТЬ ИСПОЛЬЗОВАТЬ В РЕЧИ ВВОДНЫЕ КОНСТРУКЦИИ.

Домашнее задание:

напишите письмо другу с использованием вводных и вставных конструкций

УЭ – 5 Цель: закрепить умение отличать вставные конструкции от вводных, выразительно читать и пунктуационно оформлять на письме. Задание: найдите предложения со вставными конструкциями, оформите их пунктуационно. Этот человек надо вам заметить старожил. На другой день как я и ожидал меня вызвали к доске. И всё лицо его такое доброе и родное излучало свет и радость. Студенты их было четверо держались в стороне от нас. Во время болезни я это хорошо помню отец весело возился со мной. Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд даже самый грубый возвышается до творчества. Задание: выписать два предложения со вставными конструкциями.  Работа в парах!

УЭ – 5 Цель: закрепить умение отличать вставные конструкции от вводных, выразительно читать и пунктуационно оформлять на письме.

Задание: найдите предложения со вставными конструкциями, оформите их пунктуационно.

  • Этот человек надо вам заметить старожил.
  • На другой день как я и ожидал меня вызвали к доске.
  • И всё лицо его такое доброе и родное излучало свет и радость.
  • Студенты их было четверо держались в стороне от нас.
  • Во время болезни я это хорошо помню отец весело возился со мной.
  • Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд даже самый грубый возвышается до творчества.

Задание: выписать два предложения со вставными конструкциями.

Работа в парах!

УЭ – 6 ЦЕЛЬ: КОНТРОЛЬ И САМОКОНТРОЛЬ Задание : решите комплексную пунктуационную задачу. Расставьте пропущенные знаки препинания.  Дорогой Сергей Иванович мы решили другого выхода у нас не было продолжать путь без проводников, но к великой нашей досаде совсем потеряли тропу и к общему удивлению попали в непроходимый бурелом.

УЭ – 6 ЦЕЛЬ: КОНТРОЛЬ И САМОКОНТРОЛЬ

Задание : решите комплексную пунктуационную задачу. Расставьте пропущенные знаки препинания.

Дорогой Сергей Иванович мы решили другого выхода у нас не было продолжать путь без проводников, но к великой нашей досаде совсем потеряли тропу и к общему удивлению попали в непроходимый бурелом.

КЛЮЧ Дорогой Сергей Иванович, мы решили (другого выхода у нас не было) продолжать путь без проводников, но, к великой нашей досаде, совсем потеряли тропу и, к общему удивлению, попали в непроходимый бурелом.

КЛЮЧ

Дорогой Сергей Иванович, мы решили (другого выхода у нас не было) продолжать путь без проводников, но, к великой нашей досаде, совсем потеряли тропу и, к общему удивлению, попали в непроходимый бурелом.

УЭ – 7  ЦЕЛЬ: ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. 1.Как вы считаете, достигнуты ли цели урока? 2.Как бы вы оценили результаты своей работы на уроке? 3. В листе самооценки подсчитайте количество набранных за урок баллов и выставьте оценку. Отметки за урок: 32 - « 5 » до 28 - « 4 » до 20 - «3»

УЭ – 7 ЦЕЛЬ: ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

1.Как вы считаете, достигнуты ли цели урока?

2.Как бы вы оценили результаты своей работы на уроке?

3. В листе самооценки подсчитайте количество набранных за урок баллов и выставьте оценку.

Отметки за урок:

32 - « 5 »

до 28 - « 4 »

до 20 - «3»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!