Обобщение изученного по теме: «Обращение, вводные слова и вставные конструкции»
УЭ - 0 ЦЕЛИ: ЗАКРЕПИТЬ УМЕНИЯ РАЗЛИЧАТЬ И ОФОРМЛЯТЬ ПРИ ПИСЬМЕ ДАННЫЕ СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ.
- закрепить умение находить обращения в тексте и выделять на письме знаками препинания;
- уметь опознавать вводные слова в тексте, определять их смысловые значения, оформлять на письме;
- уметь различать вводные слова и омонимичные конструкции;
- уметь использовать вводные конструкции в речи, выразительно читать с с интонацией вводности;
- уметь отличать вставные конструкции от вводных и пунктуационно оформлять их на письме
УЭ – 1 ЦЕЛЬ: ЗАКРЕПИТЬ УМЕНИЕ НАХОДИТЬ ОБРАЩЕНИЯ В ТЕКСТЕ, ВЫДЕЛЯТЬ ЗНАКАМИ ПРЕПИНАНИЯ
Найдите обращения, расставьте знаки препинания:
- Земля родная о тебе и сны, и думы наши.
- Здра…ствуй красавица Волга!
- Ой ты Волга р…димая Волга, кто (не) любит твоих берегов!
- Ты дог…дался мой читатель с кем бился доблес(?)ный Руслан?
- О муза ты была мне другом!
- Нет дорогой ты не прав.
- Говори, что хочеш… Михаил я знаю, что ты скажеш… .
- Унылая пора Очей оч…рованье
Приятна мне твоя прощальная краса.
- Что же ты моя старушка пр…умолкла у окна?
- Не шуми сосна, не пыли дорога.
ПРОВЕРЬТЕ ПО КЛЮЧУ:
- Земля родная, о тебе и сны, и думы наши.
- Здравствуй, красавица Волга!
- Ой ты, Волга, родимая Волга, кто не любит твоих берегов!
- Ты догадался, мой читатель, с кем бился доблестный Руслан?
- О муза, ты была мне другом!
- Нет, дорогой, ты не прав.
- Говори, что хочешь, Михаил, я знаю, что ты скажешь.
- Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
- Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна?
- Не шуми, сосна, не пыли, дорога.
КРИТЕРИИ ВЫСТАВЛЕНИЯ ОТМЕТОК:
10 + «5»
8-9 + «4»
5-7 + «3»
УЭ –2 Цель: закрепить умение опознавать вводные слова в тексте, выделять их знаками препинания.
ЗАДАНИЕ: НАЙДИТЕ В ТЕКСТЕ ВВОДНЫЕ СЛОВА, РАССТАВЬТЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ И УКАЖИТЕ ИХ ЗНАЧЕНИЕ. ДРУЗЬЯ МОИ ЧИТАЙТЕ КНИГИ! КНИГИ - НАШИ УЧИТЕЛЯ И ПОМОЩНИКИ. ОНИ БЕЗУСЛОВНО ИГРАЛИ И ПРОДОЛЖАЮТ ИГРАТЬ ГЛАВНЕЙШУЮ РОЛЬ В РАЗВИТИИ НАШЕЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ. ВО-ПЕРВЫХ КНИГИ РАССКАЗЫВАЮТ О ТОМ , ЧТО ЧЕЛОВЕЧЕСТВО СОВЕРШИЛО ПЕРЕДУМАЛО ДОСТИГЛО В ДАЛЁКОМ ПРОШЛОМ. ВО-ВТОРЫХ ОБЪЯСНЯЮТ И УВЛЕКАЮТ В МИР БУДУЩЕГО. ХОРОШИЕ КНИГИ БЕССПОРНО РАЗВИВАЮТ УМ ПОМОГАЮТ ВЫРАБАТЫВАТЬ ХАРАКТЕР ФОРМИРУЮТ ВКУС. ПОЛЬЗА ОТ ОБЩЕНИЯ С КНИГАМИ И В ТОМ ЧТО ОНИ БЕЗ СОМНЕНИЯ ПОВЫШАЮТ ГРАМОТНОСТЬ ПРИВИВАЮТ ВКУС К ХОРОШЕМУ СЛОВУ И КОНЕЧНО ЛЮБОВЬ К ЯЗЫКУ. ВЫПИШИТЕ ВВОДНЫЕ СЛОВА, ОПРЕДЕЛИТЕ ИХ ЗНАЧЕНИЯ
ПРОВЕРЬТЕ ПО КЛЮЧУ:
1) безусловно – большая степень уверенности
2) во-первых – связь мыслей, порядок
3) во-вторых - связь мыслей, порядок
4) наконец - связь мыслей, порядок
5) бесспорно - большая степень уверенности
6) без сомнения - большая степень уверенности
7) конечно - большая степень уверенности
Оцените, пользуясь критериями:
7 + - «5»
6 – 5 + - «4»
4 + - «3»
ВНИМАНИЕ!
Эффектиный вид запоминания - эйдетизм
Этот особый вид памяти заключается в способности сохранять яркие образы предметов долгое время спустя после исчезновения их из поля зрения .
Домашнее задание : оформить цветовую таблицу значений всех групп вводных слов
- для выражения уверенности : безусловно, конечно, бесспорно и т.д.
- для выражения неуверенности : вероятно, видимо, наверное и т.д.
- для выражения того или иного чувства:
к счастью, к досаде, странное дело и т.д.
4) для указания на источник сообщения: говорят, по-моему, по словам, думаю, помнится и т.д.
5) для привлечения внимания читателя или слушателей: видишь ли, послушай, простите, пожалуйста, извините и т.д.
6) для указания на последовательность явлений , на связь между ними: во-первых, наконец, итак, с одной стороны и т.д.
7) для указания на способ оформления мысли: одним словом, иначе говоря, кстати, лучше сказать, проще говоря и т.д.
УЭ – 3 ЦЕЛЬ: УМЕТЬ ОТЛИЧАТЬ ВВОДНЫЕ СЛОВА ОТ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Задание 1 : расставьте знаки препинания и определите вводными словами или членами предложения являются выделенные слова.
- Правда в огне не горит и в воде (не) тонет.
- Правда с годами он становит (?)ся опытнее.
- Поезда пр…ходят точно по расписанию.
- Он точно (не)много странен и молчалив.
- Инж…нер очевидно был пр…красно образован.
- Его влияние на окружающих было очевидно .
- Дождь казалось зарядил (на)долго.
- Море на сотни миль казалось пусты (н,нн)ым.
- Поезд мчал меня к счастью .
- Станция к счастью была (не)д…леко.
- Я знаете (не) пойду туда.
- Вы это зна…те ?
Ключ
- Правда в огне не горит и в воде не тонет.
- Правда, с годами он становится опытнее.
- Поезда приходят точно по расписанию.
- Он, точно, немного странен и молчалив.
- Инженер, очевидно, был прекрасно образован.
- Его влияние на окружающих было очевидно .
- Дождь, казалось, зарядил надолго.
- Море на сотни миль казалось пустынным.
- Поезд мчал меня к счастью .
- Станция, к счастью, была недалеко.
- Я, знаете, не пойду туда.
- Вы это знаете ?
Оцените, пользуясь критериями:
12 + - «5»
9 – 11 + - «4»
6 – 8 + - «3»
Задание 2 . Отличай вводные слова от других слов
Вдруг действительно неужели
Будто бы вероятно впоследствии
Просто пожалуй покуда
Непременно конечно согласно
Особенно по слухам в течение
Поистине допустим например
Примерно вообразите извините
Словно наоборот жаль
УЭ – 4 ЦЕЛЬ: УМЕТЬ ИСПОЛЬЗОВАТЬ В РЕЧИ ВВОДНЫЕ КОНСТРУКЦИИ.
Домашнее задание:
напишите письмо другу с использованием вводных и вставных конструкций
УЭ – 5 Цель: закрепить умение отличать вставные конструкции от вводных, выразительно читать и пунктуационно оформлять на письме.
Задание: найдите предложения со вставными конструкциями, оформите их пунктуационно.
- Этот человек надо вам заметить старожил.
- На другой день как я и ожидал меня вызвали к доске.
- И всё лицо его такое доброе и родное излучало свет и радость.
- Студенты их было четверо держались в стороне от нас.
- Во время болезни я это хорошо помню отец весело возился со мной.
- Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд даже самый грубый возвышается до творчества.
Задание: выписать два предложения со вставными конструкциями.
Работа в парах!
УЭ – 6 ЦЕЛЬ: КОНТРОЛЬ И САМОКОНТРОЛЬ
Задание : решите комплексную пунктуационную задачу. Расставьте пропущенные знаки препинания.
Дорогой Сергей Иванович мы решили другого выхода у нас не было продолжать путь без проводников, но к великой нашей досаде совсем потеряли тропу и к общему удивлению попали в непроходимый бурелом.
КЛЮЧ
Дорогой Сергей Иванович, мы решили (другого выхода у нас не было) продолжать путь без проводников, но, к великой нашей досаде, совсем потеряли тропу и, к общему удивлению, попали в непроходимый бурелом.
УЭ – 7 ЦЕЛЬ: ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
1.Как вы считаете, достигнуты ли цели урока?
2.Как бы вы оценили результаты своей работы на уроке?
3. В листе самооценки подсчитайте количество набранных за урок баллов и выставьте оценку.
Отметки за урок:
32 - « 5 »
до 28 - « 4 »
до 20 - «3»