МБОУ «СОШ№ 3 им. Страховой З.Х.»
г. Донской, Тульской области
Образовательный проект
НАМ ЖИТЬ И ПОМНИТЬ!
2019г.
Название проекта: «Нам жить и помнить!»
Автор проекта: Шекурова С.А., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 3 им. Страховой З.Х.»
Вид проекта: долгосрочный, информационно-познавательный, творческий.
Продолжительность проекта: сентябрь – май 2019-2020г.
Команда проекта: учащиеся 5-11 классов, учителя русского языка и литературы
Актуальность проекта: В 2020 году исполнится 75 лет со дня Великой Победы. В тот день в далеком 1945 году народ огромной страны, раскинувшейся от Балтийского до Чукотского, от Белого до Черного морей, в едином порыве выдохнул: «Выдюжили, выстояли, одолели! Победили!» Победа досталась неимоверной ценой. Насколько неимоверной, они, наши деды и прадеды, тогда вряд ли осознавали – слишком кровоточили ещё раны сёл и городов, раны каждой семьи. Эти 1418 дней и ночей были заполнены таким напряжением моральных и физических сил, таким беспримерным трудом, ратным и тыловым, такой болью потерь и поражений, что даже спустя 75 лет невозможно в полной мере взвесить подлинную цену Великой Победы.
В наши дни можно часто услышать вопрос: «Зачем снова говорить о войне, после которой прошло больше семидесяти лет?» Но правы ли будем мы, забыв о тех, кто погиб или был изувечен, защищая Родину? Правы ли мы будем, забыв об огромной роли писателей, поэтов, помогавших бороться и побеждать? Многие поэты и писатели были на фронте в качестве военных корреспондентов и о войне знали не понаслышке. В самые трудные для народа дни войны громко звучали их голоса.
Листая страницы книг, написанных в час военных сражений, мы листаем страницы памяти своего сердца. Мы видим и слышим дни и годы, наполненные жестокой, разрушительной войной, пропитанные человеческой кровью и слезами. Да, многие поэты пали смертью храбрых на этой войне. Но они и сегодня с нами, потому что слово, рожденное в огне, написанное кровью сердца, — бессмертно.
Так как современные учащиеся большую часть времени проводят за компьютером, мы решили осуществить свой проект в электронном варианте и с размещением в соцсетях с целью создания условий для большей доступности.
Идея проекта:
Мы не должны забывать то страшное время. Именно через стихотворения военных лет подрастающему поколению проще узнать о том, что происходило в те годы.
Создана впечатляющая летопись Великой Отечественной в прозе, поэзии, фильмах, живописных полотнах, памятниках. Но порой стихотворения с их жизненным текстом спасали, поддерживали, придавали боевой дух и объединяли... И мы должны знать, помнить и передавать последующим поколениям стихи военной поры!
Знание поэзии Великой Отечественной войны способствует воспитанию патриотизма, формированию уважительного отношения к истории страны, поэтому нам показалось интересным погружение в этот непростой материал. Так возникла идея создания проекта, тема которого является особо актуальной в период подготовки к празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне.
Проблема:
Поэзия Великой Отечественной войны изучается в школе, но в очень малом объёме. Проект призван восполнить пробелы в знаниях учащихся по данной теме через интеграцию истории и литературы, поспособствовать развитию патриотизма в каждом ребёнке.
Патриотизм — сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ. Поэтому патриотическое воспитание неотъемлемо связано с ознакомлением окружающего нас мира. Изучая историю войны, мы должны объединиться в борьбе за мир. А подрастающее поколение, воспитанное на примерах мужества и героизма дедов и прадедов, не должно допустить мировую военную катастрофу!
Один из наиболее эффективных методов патриотического воспитания — проектная деятельность, позволяющая учащимся самостоятельно работать с историческим и литературным материалом, чувствовать гордость за тех, кто освободил мир от фашизма. Реализация проекта «Нам жить и помнить!» позволяет задействовать различные виды детской деятельности, позволит объединить взрослых и детей.
Цель проекта:
Воспитание чувства патриотизма у школьников через проектную деятельность.
Задачи проекта:
Обучающие:
- расширение и углубление знаний о важнейшем периоде в истории страны – Великой Отечественной войне, формирование и развитие интереса к литературе патриотического, исторического, краеведческого содержания, к художественной литературе, раскрывающей данную тематику;
- формирование знаний о людях, воевавших на полях сражений во время Великой Отечественной войны, на основе ярких представлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания.
Развивающие:
- совершенствование речи учащихся;
- обогащение и развитие словарного запаса учащихся, ознакомление с произведениями
- побуждение к творческой деятельности (создание видеороликов).
Воспитывающие:
- сохранение памяти о героических и трагических событиях Великой Отечественной войны, пропаганда уважения к ветеранам и участникам Великой Отечественной войны и национальной гордости за страну;
- формирование нравственной культуры подрастающего поколения, предупреждение проявлений национализма и экстремизма в молодежной среде.
Новизна военно-патриотического проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость учащихся и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включённость. Проект позволяет учащимся и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру.
Предполагаемый результат:
- сохранение в памяти поколений героической истории страны, подвигов и славных побед наших предков;
- приобщение учащихся к богатствам отечественной литературы, открывающей наиболее трагические страницы истории нашей Родины;
- развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;
- воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, формирование гуманистического мировоззрения учащихся;
- пополнение страниц школьного сайта, канала YouTube, создание сообществ в соцсетях «Одноклассники», «ВКонтакте».
Условия реализации проекта:
- заинтересованность педагогов школы, учащихся и их родителей;
- регулярность, системность организации работы;
- создание материально-технических условий, использование электронных ресурсов и мультимедийного оборудования.
Ресурсное обеспечение проекта:
- авторские видеоролики;
- художественная литература, отражающая военную тематику 1941-1945г.г.
Критерии эффективности проекта:
- рост мотивации к изучению проблемы у всех участников проекта;
- увеличение количества учащихся в проектной деятельности.
Система работы по проекту включает:
- создание предметной среды - художественная литература, иллюстрации, создание презентации;
- совместную деятельность педагога и детей – классные часы, беседы, участие в мероприятиях на патриотическую тему.
Этапы проекта:
1. Подготовительный (сентябрь-октябрь 2019г.)
- Что такое проект?
- определение темы, цели и задач проекта;
- составление плана работы;
- беседа с учащимися «Что я знаю о войне и о поэтах, писателях военного времени?»;
- поиск учащимися информации по заданной теме (книги, сеть Интернет, рассказы старшего поколения, исторические киноленты);
- посещение зала « Боевой славы»;
-создание родительско-ученических сообществ в соцсетях «Одноклассники», «ВКонтакте».
-Раскрутка групп до 100 подписчиков
2. Основной(ноябрь-май2019)
Содержание проекта
Проект состоит из цикла видеороликов, имеющих различный формат, тематическую направленность «Стихи о войне».
- Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний учащихся по проблемам патриотического воспитания.
- Поисково-исследовательская работа учащихся вместе с родителями и учителями русского языка и литературы (сбор информации), работа в сети Интернет.
- Чтение художественной и публицистической литературы по данной проблеме.
- Заучивание и выразительное чтение стихотворений поэтов военной поры.
-Оформление результата проекта в виде видеороликов.
3. Заключительный(май 2019)
- Проведение итогового общешкольного мероприятия «Стихи, опалённые войной».
- Подведение итогов работы над проектом.
Ожидаемые результаты:
Реализация проекта работы по патриотическому воспитанию и образованию позволит в дальнейшем:
- создать условия для эффективного формирования у учащихся и их родителей культуры познавательной деятельности по сохранению памяти о героических и трагических событиях Великой Отечественной войны, пропаганды уважения к ветеранам и участникам Великой Отечественной войны и национальной гордости за страну;
- расширить и систематизировать знания о поэтах и их произведениях в годы Великой Отечественной войны;
- усвоить алгоритм создания проекта: постановка цели, поиск различных средств достижения цели, анализ полученных результатов;
- закрепить навыки продуктивной деятельности при изготовлении творческих работ;
- достичь положительного результата при участии учащихся в различных мероприятиях патриотической направленности;
- сформировать уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла; бережное отношение к семейным фотографиям и реликвиям (документы, медали, грамоты и т.п.);
Аналитический этап
Через разные формы деятельности раскрыть ценностную значимость чувства гражданственности и патриотизма. Расширить и углубить знания о важнейшем периоде в истории страны – Великой Отечественной войне, формировать и развивать интерес к литературе патриотического, исторического, краеведческого содержания, к художественной литературе, раскрывающей данную тематику. Демонстрируются все творческие работы, выполненные в ходе проекта, и навыки в организации и проведении школьных мероприятий. Каждый учащийся рассказывает, чему научился, что сделал сам, а где работа была проведена при помощи взрослых, друзей.
- создание материально-технических условий, использование электронных ресурсов и мультимедийного оборудования.
Предложения по возможному распространению проекта:
Проект можно использовать в любом классе, в кружковой работе, на уроках литературы и в подготовке учащихся написанию сочинений, связанных с военно-патриотической темой.
7