Просмотр содержимого документа
«Образовательный проект "Семейное чтение"»
М БОУ Лицей №1 им. А.С. Пушкина
Библиотечный проект
«Семейное чтение»
Паспорт проекта
Полное название проекта | Семейное чтение |
Целевая группа | Учащиеся 1-4 классов |
Руководитель проекта | Феклистова П.И. |
Основные цели и задачи проекта | Цель проекта: - формирование мотивации чтения учащихся младшего и среднего школьного возраста, возрождение традиций семейного чтения. Задачи проекта: - создание модели взаимодействия «ученик – родитель –библиотекарь» с целью оказания информационно – методической поддержки; - приобщение учащихся к систематическому чтению детской литературы и посещению школьной библиотеки; - воспитание навыков культуры чтения в семье. |
Период и этапы реализации проекта | 2021 – 2022 года 1 этап – Подготовительно-моделирующий – 03.2021 г. 2 этап - Практически - экспериментальный - 04.2021 – 04.2022 г.г. 3 этап – Аналитико-обобщающий – 05.2022 г. |
Ожидаемые результаты | Рост читательской активности учащихся, повышение востребованности школьной библиотеки. Повышение активности взаимодействия родителей и школьной библиотеки. Положительная динамика культуры чтения школьников. |
1. Аннотация проекта
Основной тенденцией последних лет является снижение престижа чтения в обществе, в большинстве российских семей книга не значится в приоритетных духовных ценностях.
Чтение в наши дни больше ориентируется на удовлетворение информационно – прагматических потребностей, а не общекультурных, эстетических и эмоциональных. Но чтение остаётся важнейшим инструментом образования, социализации и развития личности. Личности, умеющей охватывать целое, адекватно оценивать ситуацию, быстро принять правильное решение, иметь большой объем памяти, лучше владеть речью, точнее формулировать мысли, свободно писать. Чтение формирует качества развитого и социально – ценного человека, воспитать такого человека можно только с самых молодых лет.
Большую роль в этом процессе играет систематическое его приобщение к семейному чтению. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно.
В современном обществе утрачена традиция семейного чтения. Книга оказалась вытеснена современными технологиями, интерес к ней потерян. Но книги остаются и останутся не только и не столько источником информации, сколько предметами жизненной важности для детей во всех аспектах, так как книги остаются эмоциональной, интеллектуальной и социальной поддержкой.
Мониторинговые исследования, проведенные в школе, выявили негативные факторы в формировании «Читателя - ребёнка»:
1. Утрата традиций семейного чтения.
2. Отсутствие домашних библиотек.
3. Снижение мотивации чтения.
4. Чтение носит разовый характер.
Для устранения данных проблем школьная библиотека должна изменить свою миссию - стать катализатором интереса семейного чтения.
Соответственно функции библиотеки должны выйти на новый уровень – возродить, а затем развивать традиции семейного чтения как культурной нормы развития ребёнка.
2 .Цели и задачи
Цель проекта: формирование мотивации чтения учащихся младшего и среднего школьного возраста, возрождение традиций семейного чтения.
Задачи проекта:
- создание модели взаимодействия «Ученик – Родитель – Библиотекарь» с целью оказания информационно – методической поддержки;
- приобщение учащихся к систематическому чтению детской литературы и посещению школьной библиотеки;
- воспитание навыков культуры чтения в семье.
3. Этапы реализации проекта
1 этап Подготовительно-моделирующий март 2021 г.
№ п/п | Мероприятия и этапы его выполнения | Исполнители | Сроки |
1 | Составление плана проекта | Феклистова П.И. | Март 2021 г. |
2 | Сбор информации по теме проекта | Феклистова П.И. | Март 2021 г. |
3 | Оформление документации | Феклистова П.И. | Март 2021 г. |
4 | Проведение исследования «Роль семьи в формировании интереса к чтению учащихся младших классов» | Феклистова П.И. | Март 2021 г. |
5 | Разработка анкет и опросников по тематике проекта. | Феклистова П.И. | Март 2021 г. |
2 этап Практически - экспериментальный апрель 2021 – апрель 2022 г.г.
№ п/п | Мероприятия и этапы его выполнения | Исполнители | Сроки | Читательский адрес |
1 | Организация лектория: «Подарите детям счастье» для родителей учащихся младшего и среднего школьного возраста, посвящённого детскому чтению: « Домашняя библиотека и семейное чтение» « Что мешает и что содействует чтению детей: важные советы» «Организация модели детского чтения. Виды чтения» «Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребёнка» « Роль книги в духовно – нравственном становлении личности» | Феклистова П.И. | Апрель 2021 г. – Апрель 2022 г. | Родители уч-ся 1-5 кл. |
2 | День открытых дверей: «В библиотеку всей семьёй»; | Феклистова П.И. Классные руководители | Апрель 2022 г. | Родители и учащиеся |
3 | Консультация для родителей у тематической полки: «Семейное чтение»; «Как приучить ребёнка читать», «Готовимся к школе». Рекомендация новых книг по семейному воспитанию | Феклистова П.И. Классные руководители | Август –Сентябрь 2021 г. Май 2021 г. | Родители и учащиеся 1-5 классов |
4 | Книжная выставка – просмотр: «Дарующие радость» (лучшие детские книги для семейного чтения). | Феклистова П.И. Классные руководители | | Родители и учащиеся |
5 | Праздник для бабушек и внуков, посвященный Дню пожилого человека: «Добрые, милые бабушки…» Выставки книг: «Эти книги читали бабушки и дедушки» и «Эти книги читаю я». | Феклистова П.И. Классные руководители | Октябрь 2021 г. | Родители и учащиеся 4-х классов |
6 | Громкое чтение книги: А.Платонов «Ещё мама» | Феклистова П.И. Классные руководители | Ноябрь 2021 г. | Учащиеся 3-х классов |
7 | Литературно – игровая программа «Строим свой дом» | Феклистова П.И. Классные руководители | Декабрь 2021 г. | Учащиеся 2-х классов родители |
8 | Акция «Подарим книгу библиотеке» среди родителей и учащихся | Феклистова П.И. Классные руководители | Январь –март 2022 г. | Родители и учащиеся |
9 | Представление нового рекомендательного списка: «Что читать летом младшим школьникам» | Феклистова П.И. Классные руководители | Май 2021 г. | Родители и учащиеся |
10 | Разработка мини – памятки «Как стать родителями читающего ребёнка» | Феклистова П.И. Классные руководители | Октябрь 2021 г. | Родители и учащиеся |
11 | Неделя Детской книги: Посвящение в Читатели (1–е кл) Литературная игра – викторина: «Мой любимый сказочник» | Феклистова П.И. Классные руководители | Апрель 2021 г. Апрель 2021 г. | Учащиеся и родители 1-х классов Учащиеся 5-х классов |
12 | Литературно-конкурсная программа: Пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я»- Конкурс на лучший рисунок о маме. Конкурс стихов о маме | Феклистова П.И. Классные руководители | Март 2022 г. | Учащиеся и родители 2-х классов |
13 | Урок – память, посвящённый В.Таначеву (его имя носит наша школа) | Феклистова П.И. Классные руководители | Октябрь 2021 г. | Учащиеся 5 «А» класса |
14 | Презентация: «В гостях у героев детских журналов» | Феклистова П.И. Классные руководители | Январь –Февраль- 2022 г. | Учащиеся 3-4 классов |
15 | Фестиваль мини – проектов: «Любимая книга нашей семьи» | Феклистова П.И. Классные руководители | Апрель- Май 2022 г. | Учащиеся 1-5 классов, родители |
16 | Выставка – чествование «Самые читающие!» | Феклистова П.И. Классные руководители | Апрель- Май 2022 г. | Учащиеся 1-5 классов, родители |
3 этап Аналитико-обобщающий – 05.2022 г.
№ п/п | Мероприятия и этапы его выполнения | Исполнители | Сроки | Читательский адрес |
1 | Отчёт по проекту на педагогическом совете | Феклистова П.И. | Апрель-май 2022 г. | Решение педагогического совета |
2 | Информационное сообщение по проекту на заседании МО начальных классов | Феклистова П.И. | Выступление на МО |
3 | Роль школьной библиотеки развитии чтения школьников: анкетирование, сбор отзывов. | Зав.библиотекой | Отзывы родителей |
4. Модель взаимодействия «Ученик – Родитель – Библиотекарь»
библиотекарь
5. Ожидаемые результаты
Рост читательской активности учащихся, повышение востребованности школьной библиотеки.