ОБЖ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА
«Методика» в переводе с древнегреческого – это «способ познания», «путь исследования». Методика обучения ОБЖ - это педагогическая наука о задачах, содержании и методах обучения безопасности жизнедеятельности. Она изучает и исследует закономерности процесса обучения безопасности жизнедеятельности в целях повышения его эффективности и качества. Таким образом, методика призвана совершенствовать процесс обучения, его организацию и основные факторы.
Основными исследовательскими методами методики обучения БЖД являются наблюдение и эксперимент. Кроме этих методов используются следующие исследовательские методы: метод беседы, метод изучения процесса обучения курсу ОБЖ, метод анкетирования, метод тестирования, оценивания и др. Педагогическое наблюдение - это изучение практики преподавания курса ОБЖ без воздействия на процесс обучения. Исследователь посещает и анализирует уроки ОБЖ, изучает результаты тестирования и анкетирования учащихся, конспекты и протоколы открытых уроков учителей, знакомится с передовым опытом по материалам школьных методообъединений. Педагогический эксперимент (лат. experimentum – проба, опыт) – исследовательский метод, который заключается в том, чтобы путем активного вмешательства создать исследовательскую ситуацию, получить возможность ее изменять, варьировать ее условия, сделав возможным и доступным изучение педагогических явлений через их внешние проявления, раскрывая тем самым механизмы и тенденции возникновения и функционирования изучаемого явления. Он позволяет глубже, чем другие методы, проверить эффективность тех или иных нововведений в области обучения и воспитания, сравнить значимость различных факторов в структуре педагогического процесса и выбрать наилучшее (оптимальное) длясоответствующих ситуаций их сочетание, выявить необходимые условия реализации определенных педагогических задач.
Принцип доступности и посильности. Сущность этого принципа при изучении курса ОБЖ сводится к тому, чтобы изучаемый материал по уровню трудности был доступен, но требовал затраты определенных усилий для его усвоения. Правильное понимание и применение принципа доступности и посильности имеют чрезвычайно большое значение для умственного развития учащегося. Проблема допустимого уровня трудности обучения очень сложна. Посильность выдвигаемых перед учеником трудностей является основой развития внутренних побудительных мотивов познавательной деятельности, которые являются движущей силой учения. Легкость обучения снижает не только мыслительную активность, но и интерес к учению, излишняя трудность не приводит к успеху, а отсутствие успеха вызывает потерю уверенности в себе, убивает интерес к учению. Правильно определенная посильность обучения способствует и развитию познавательной активности, и ускорению общего развития учащихся. В этом проявляетсяособая взаимозависимость между обучением и развитием. Обучение и учитывает уровень развития учащихся, и одновременно содействует его повышению. С принципом доступности и посильности особенно тесно связан принцип учета возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, который является одним из очень важных принципов обучения БЖД, во многом обусловливающим действенность и результативность всех остальных.
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» - это учебный предмет, содержание которого составляют общие закономерности опасных явлений и соответствующие методы и средства защиты человека в любых условиях его обитания. Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» предназначена для формирования у обучаемых цельного представления об опасных и чрезвычайных ситуациях, возникающих в процессе жизнедеятельности человека, и о мерах защиты от их последствий. Она решает три группы учебных задач: а) идентификация (распознавание) опасностей: вид опасности, пространственные и временные координаты, величина, возможный ущерб, вероятность и др.; б) профилактика идентифицированных опасностей на основе сопоставления затрат и выгод; в) в соответствии с концепцией остаточного риска часть идентифицированных опасностей может с определенной вероятностью реализоваться, следовательно, третья группа задач - это действия в условиях чрезвычайных ситуаций.
При формировании содержания курса ОБЖ предлагается опираться на следующие принципы: 1. Системный подход к важнейшим проблемам современности. 2. Сохранение достижений, наработанных в курсе ОБЖ с 1991г. 3. Дополнение содержания имеющегося курса ОБЖ материалами по безопасности общества на глобальном и национальном уровнях при переходе к ноосферному развитию в соответствии с современными научными представлениями и официальными документами. 4. Последовательное проведение в материалах курса ОБЖ линии единства, неразрывности всех вопросов безопасности человека, составляющих в целом главную проблему XXI века. 5. Содействие воспитанию у учащихся оптимистического, но, прежде всего активного, деятельностного отношения к жизни. 6. Реализация в программах для классов принципа «от простого к сложному» и обеспечение соответствия изучаемых материалов возрасту учащихся; сквозное, но ступенчатое построение содержания. 7. Осуществление взаимосвязи материалов курса ОБЖ с другими предметами при ориентации на системообразующую роль в общем образовании вследствие необходимости изменения направленности последнего с учетом перехода цивилизации к устойчивому (ноосферному) развитию. 8. Формирование цельного научного мировоззрения учащихся по проблемам безопасности человека в XXI века.
Согласно федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования изучение основ безопасности жизнедеятельности в основной школе направлено на достижение следующих целей: освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасной жизнедеятельности; воспитание ответственности за личную безопасность и безопасность окружающих, ценностного отношения к своему здоровью и жизни; развитие эмоционально-волевых качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; овладение умениями определять потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь. Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования представлен на базовом и профильном уровнях. Изучение основ безопасности жизнедеятельности в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства; воспитание ответственности за личную безопасность и безопасность общества; отношения к здоровью и человеческой жизни как главной ценности; уважения к героическому наследию России, государственной символике и традициям; развитие эмоционально-волевых черт личности, обеспечивающих безопасное поведение в опасных и чрезвычайных ситуациях; бдительности по предотвращению актов экстремизма и терроризма; потребности ведения здорового образа жизни; необходимых физических и психологических качеств личности при подготовке к защите Отечества; овладение умениями действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим; оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья. В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне ученик должен знать основы здорового образа жизни и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье, вредные привычки и их профилактику; потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания; основы безопасной жизнедеятельности в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного происхождения; основные задачи РСЧС и гражданской обороны; основные задачи государственных служб по обеспечению безопасности населения и порядок взаимодействия населения с этими службами; уметь и применять в практической деятельности и повседневной жизни правильно действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания; соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему; выполнять правила дорожного движения (в части правил, касающейся пешехода, велосипедиста, водителя мопеда); правильно пользоваться бытовыми приборами и инструментами, бытовыми приборами контроля качества окружающей среды и продуктов питания; соблюдать меры предосторожности и правила поведения пассажиров в общественном транспорте; соблюдать меры предосторожности и правила поведения в криминогенной ситуации и в местах большого скопления людей, применять элементарные способы самозащиты в конкретной ситуации криминогенного характера; проявлять бдительность и правильно действовать в случае угрозы террористического акта; правильно пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, индивидуальной медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь в неотложных случаях; ориентироваться на местности, подавать сигналы бедствия, добывать огонь, воду и пищу, строить укрытие (жилище) в случае вынужденного (автономного) пребывания в природной среде; правильно действовать в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного происхождения; правильно действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей, ценностей и продуктов питания в случае эвакуации населения; обращаться за помощью в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи. В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне ученик должен знать основы здорового образа жизни и факторы, влияющие на него; потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания; основные задачи государственных служб по обеспечению безопасности жизнедеятельности; основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан; порядок постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу; состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации; основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе; особенности прохождения военной службы по призыву и по контракту; альтернативной гражданской службы; предназначение, структуру и задачи РСЧС; предназначение, структуру и задачи гражданской обороны; уметь выполнять последовательно действия при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания; действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!» и комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей, ценностей и продуктов питания в случае эвакуации населения; применять элементарные способы самозащиты в конкретной ситуации криминогенного характера; правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; ориентироваться на местности, подавать сигналы бедствия, добывать огонь, воду и пищу в случае автономного существования в природной среде; правильно пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, индивидуальной медицинской аптечкой); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: вести здоровый образ жизни; правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях; уметь пользоваться бытовыми приборами, лекарственными препаратами и средствами бытовой химии, бытовыми приборами экологического контроля качества окружающей среды и продуктов питания; соблюдать общие требования безопасности при пользовании транспортными средствами, при нахождении на улице, правила поведения на воде, меры пожарной и инфекционной безопасности; оказывать первую медицинскую помощь в неотложных ситуациях; вызывать (обращаться за помощью) в случае необходимости соответствующие службы экстренной помощи