СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Односоставные безличные предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку русского языка в 8 классе "Односоставные безличные предложения"

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Односоставные безличные предложения"»

Безличные  предложения

Безличные предложения

Проверка домашнего задания

Проверка домашнего задания

Предложение 1 1.Сразу после окончания варки тыкве нн ого (прилаг. с суфф. -енн-) супа кладут в него тонкие полоски слаб ос олё н ой (образ. от слово-сочет.; образ. от глаг. несов.в.) сёмги, дают ему настоят ь ся (что сделать?) в течени е (предлог временной) 3-5 минут и подают к столу.

Предложение 1

1.Сразу после окончания варки тыкве нн ого (прилаг. с суфф. -енн-) супа кладут в него тонкие полоски слаб ос олё н ой (образ. от слово-сочет.; образ. от глаг. несов.в.) сёмги, дают ему настоят ь ся (что сделать?) в течени е (предлог временной) 3-5 минут и подают к столу.

Предложения 2. 2.Традицио нн о (суфф. -онн-) го-товят жаре нн ого (есть завис. слова) с яблоками гуся на Новый год и другие праз д ники (непроиз-нос. согл.). В начинку дополни-тельно добавляют 100 грамм помытого и крупно нареза нн ого (образ. от глаг. сов. в.) черносли-ва без косточек.

Предложения 2.

2.Традицио нн о (суфф. -онн-) го-товят жаре нн ого (есть завис. слова) с яблоками гуся на Новый год и другие праз д ники (непроиз-нос. согл.). В начинку дополни-тельно добавляют 100 грамм помытого и крупно нареза нн ого (образ. от глаг. сов. в.) черносли-ва без косточек.

 Тыквенного супа (согл.) Кладут в него (управл.) ↓ ↓ ↓ ↓ ↓  (прилаг.) (сущ.) (глаг.) (предл.) (мест.)

Тыквенного супа (согл.) Кладут в него (управл.)

↓ ↓ ↓ ↓ ↓

(прилаг.) (сущ.) (глаг.) (предл.) (мест.)

Безличные предложения

Безличные предложения

Цели урока: Узнать: 1) Какие предложения называ-ются безличными? 2) Чем выражено сказуемое в безличных предложениях? 3) Зачем нужны БП?

Цели урока:

Узнать:

1) Какие предложения называ-ются безличными?

2) Чем выражено сказуемое в безличных предложениях?

3) Зачем нужны БП?

Типы односоставных предложений Главный член подлежащее Главный член сказуемое определённо-личное  назывное неопределённо-личное безличное

Типы односоставных предложений

Главный член

подлежащее

Главный член сказуемое

определённо-личное

назывное

неопределённо-личное

безличное

Уже совсем рассвело . Его знобило . На дворе пустынно . Здесь так душно . Вам не видать таких сражений! – Выделите грам. основы предложений. – Определите, чем выражено сказуемое. – Может ли быть действующее лицо в этих предложениях?
  • Уже совсем рассвело .
  • Его знобило .
  • На дворе пустынно .
  • Здесь так душно .
  • Вам не видать таких сражений!

Выделите грам. основы предложений.

Определите, чем выражено сказуемое.

Может ли быть действующее лицо в этих предложениях?

Сделаем вывод:  Безличные предложения – это …

Сделаем вывод:

Безличные предложения – это …

Сделаем вывод:  Безличные предложения – это односоставные предложения, в которых …

Сделаем вывод:

Безличные предложения – это односоставные предложения, в которых …

Сделаем вывод:  Безличные предложения – это предложения, в которых  нет  и  не может быть подлежащего .

Сделаем вывод:

Безличные предложения – это предложения, в которых нет и не может быть подлежащего .

Заполним таблицу Пример Чем выражено сказуемое Светает! Приятно пахнет розой. Выхода не было. Быть грозе! В лесу тихо. В доме прибрано. Хочется покорить все вершины.

Заполним таблицу

Пример

Чем выражено сказуемое

Светает!

Приятно пахнет розой.

Выхода не было.

Быть грозе!

В лесу тихо.

В доме прибрано.

Хочется покорить все вершины.

Пример Чем выражено сказуемое Светает! Безличным глаголом Приятно пахнет розой. Личным глаголом в безличном значении Выхода не было. Словами нет, не было, не будет Быть грозе! Инфинитивом В лесу тихо. Предикатив. наречием В доме прибрано. Краткое страдательное причастие ср. рода Хочется покорить все вершины. Безличный глагол + инфинитив

Пример

Чем выражено сказуемое

Светает!

Безличным глаголом

Приятно пахнет розой.

Личным глаголом в безличном значении

Выхода не было.

Словами нет, не было, не будет

Быть грозе!

Инфинитивом

В лесу тихо.

Предикатив. наречием

В доме прибрано.

Краткое страдательное причастие ср. рода

Хочется покорить все вершины.

Безличный глагол + инфинитив

Определите способ выражения сказуемых в БП. 1. В комнате темно. 2. Уже очень поздно. 3. Здесь свежо, как на море. 4. В лесу всегда тихо. 5. Прогремело вдали.

Определите способ выражения сказуемых в БП.

1. В комнате темно.

2. Уже очень поздно.

3. Здесь свежо, как на море.

4. В лесу всегда тихо.

5. Прогремело вдали.

Определите способ выражения сказуемых в БП. 6. Из-за холода его знобит. 7. Им ещё учиться и учиться! 8. На небе нет ни облачка. 9. В саду пахнет яблоками. 10. Ничего вам не обещано!

Определите способ выражения сказуемых в БП.

6. Из-за холода его знобит.

7. Им ещё учиться и учиться!

8. На небе нет ни облачка.

9. В саду пахнет яблоками.

10. Ничего вам не обещано!

Определите способ выражения сказуемых в БП. 1. В горнице моей светло. 2. От солнца рябит в глазах. 3. Хочется петь от счастья. 4. Ветра уже нет. 5. Ей незачем идти на каток.

Определите способ выражения сказуемых в БП.

1. В горнице моей светло.

2. От солнца рябит в глазах.

3. Хочется петь от счастья.

4. Ветра уже нет.

5. Ей незачем идти на каток.

МОЛОДЦЫ!

МОЛОДЦЫ!

 Закрепление

Закрепление

Тестовая работа 1. Укажите односост. предложение. А. Красота спасёт мир. Б. Ищи свой путь с малых лет. В. Запас кармана не трёт. Г. Правда глаза колет.

Тестовая работа

1. Укажите односост. предложение.

А. Красота спасёт мир.

Б. Ищи свой путь с малых лет.

В. Запас кармана не трёт.

Г. Правда глаза колет.

2. Укажите односоставные предложения. А. Ему не спалось всю ночь. Б. Дитя не боялось плавать. В. Дело словом не заменишь. Г. Слева услышали шорох.

2. Укажите односоставные предложения.

А. Ему не спалось всю ночь.

Б. Дитя не боялось плавать.

В. Дело словом не заменишь.

Г. Слева услышали шорох.

3. Укажите «лишнее» предлож-е   А. Погляди на узоры зимы! Б. Проснись, мой друг! В. На деньги ума не купишь. Г. Своя ноша не тянет.

3. Укажите «лишнее» предлож-е

А. Погляди на узоры зимы!

Б. Проснись, мой друг!

В. На деньги ума не купишь.

Г. Своя ноша не тянет.

4. Укажите определённо-лич-ное предложение. А. Отрицать ошибки – это двойная ошибка. Б. Долго сидели молча. В. Хорошо в зимнем лесу. Г. Сперва проверь, а потом верь.

4. Укажите определённо-лич-ное предложение.

А. Отрицать ошибки – это двойная ошибка.

Б. Долго сидели молча.

В. Хорошо в зимнем лесу.

Г. Сперва проверь, а потом верь.

 5. Укажите неопределённо-лич- ное предложение.  А. Усердие – мать удачи.  Б. Лгать – значит прыгать с крыши ночью.  В. Слепого в вожаки не бе-рут.  Г. Одной рукой бант не завя-жешь.

5. Укажите неопределённо-лич- ное предложение.

А. Усердие – мать удачи.

Б. Лгать – значит прыгать с крыши ночью.

В. Слепого в вожаки не бе-рут.

Г. Одной рукой бант не завя-жешь.

6. Укажите безличное пред-ложение. А. На улице похолодало. Б. О вкусах не спорят. В. Вот моя машинка! Г. Если человека не знаешь, то его не хвали и не ругай.

6. Укажите безличное пред-ложение.

А. На улице похолодало.

Б. О вкусах не спорят.

В. Вот моя машинка!

Г. Если человека не знаешь, то его не хвали и не ругай.

7. Укажите «лишнее» пред-ложение. А. Глухому не шепнёшь. Б. Надо стараться дать уму как можно больше пользы. В. Люблю морозную зиму. Г. Не для школы, а для жизни учимся.

7. Укажите «лишнее» пред-ложение.

А. Глухому не шепнёшь.

Б. Надо стараться дать уму как можно больше пользы.

В. Люблю морозную зиму.

Г. Не для школы, а для жизни учимся.

8. Укажите «лишнее» пред-ложение. А. Злое слово больно жгло. Б. Растение любило свет, тепло и влагу. В. Дитя собирало цветы. Г. От реки несло сыростью.

8. Укажите «лишнее» пред-ложение.

А. Злое слово больно жгло.

Б. Растение любило свет, тепло и влагу.

В. Дитя собирало цветы.

Г. От реки несло сыростью.

9. В каком определённо-личном предложении сказуемое выражено глаголом в форме 2-го лица ед.ч. изъявит. наклонения? А. За всё прости меня. Б. Вечером читаю книгу. В. Скажешь – не воротишь. Г. Ничего не делая, учимся только дурным делам.

9. В каком определённо-личном предложении сказуемое выражено глаголом в форме 2-го лица ед.ч. изъявит. наклонения?

А. За всё прости меня.

Б. Вечером читаю книгу.

В. Скажешь – не воротишь.

Г. Ничего не делая, учимся только дурным делам.

10. Укажите «лишнее» пред-ложение. А. Охватило душу тревогой. Б. Вокруг пахнет морозной свежестью. В. На улице очень светло. Г. Волной смыло вещи в море.

10. Укажите «лишнее» пред-ложение.

А. Охватило душу тревогой.

Б. Вокруг пахнет морозной свежестью.

В. На улице очень светло.

Г. Волной смыло вещи в море.

Слова из «Домостроя»  Есть и пить следует без шума великого; при старых нужно мол­чать, премудрых слушать, старшим надо покоряться, с равными и младшими рекомендуется любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь; нельзя свирепствовать словом, хулить в бе­седе, не стоит смеяться много; глаза надо держать книзу, а душу ввысь; нужно избегать суеты.

Слова из «Домостроя»

Есть и пить следует без шума великого; при старых нужно мол­чать, премудрых слушать, старшим надо покоряться, с равными и младшими рекомендуется любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь; нельзя свирепствовать словом, хулить в бе­седе, не стоит смеяться много; глаза надо держать книзу, а душу ввысь; нужно избегать суеты.

Подведение итогов урока - Какие предложения называются безличными? - Чем отличаются БП от ОЛП и НЛП? - Зачем нужны БП?

Подведение итогов урока

- Какие предложения называются безличными?

- Чем отличаются БП от ОЛП и НЛП?

- Зачем нужны БП?

Домашнее задание § 25, упр. 207. *** Составьте безличные предложения с данными глаголами.  смотреть представить  бороться  прилететь  делать   явиться  попасть   живописать

Домашнее задание

§ 25, упр. 207.

*** Составьте безличные предложения с данными глаголами.

смотреть представить

бороться прилететь

делать явиться

попасть живописать

Домашнее задание: Составьте безличные предложения с данными глаголами. смотреть   представить бороться   прилететь делать   явиться попасть   живописать

Домашнее задание:

  • Составьте безличные предложения с данными глаголами.

смотреть представить

бороться прилететь

делать явиться

попасть живописать

Рефлексия Что нового узнали на уроке? Чему научились? Какой этап урока был самым интересным? Что было трудно?

Рефлексия

  • Что нового узнали на уроке?
  • Чему научились?
  • Какой этап урока был самым интересным?
  • Что было трудно?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!