МБОУ ССОШ №1
Тема урока: "Односоставные предложения. Повторение"
Урок русского языка в 8 классе
Учитель русского языка Вальченко Н. М.
Тип урока: урок повторения и обобщения изученного
Цели урока:
образовательная: повторение и обобщение материала по теме: "Односоставные предложения";
развивающая: продолжить развивать внимание учащихся, их речь, логическое мышление, умение сравнивать и делать выводы, развивать орфографическую и пунктуационную зоркость.
Методы:
-словесные, наглядные;
-проблемно - поисковые;
-взаимный контроль, самопроверка.
Приемы:
-беседа, самостоятельная работа, фронтальный и индивидуальный
опрос, дифференцированный подход.
Погружение
Проверка знаний
1.Работа с тестом (выполняют 4 уч-ся)
2.Работа у доски
Когда читаешь книгу вслух, то, что происходит на каждой ее странице, отражается на лицах всех, кто собрался за столом.
- Выполнить синтаксический разбор предложения
-Установить, есть ли в его составе односоставные предложения
-Выписать примеры словосочетаний с разными видами подчинительной связи
3.Проверка домашней работы
-Рассказать об односоставных предложениях, используя схему из №248, привести примеры.
-Из №249 указать примеры односоставных предложений
-Почему больше опред.-личн. и нет неопр.- неопред.- личных? Каково ваше мнение?
Переход к теме урока
М. В.Ломоносов писал:"Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глаголов" к украшению и важности служит."А вот как объясняет использование в речи неопределенно-личных предложений ученый-лингвист 20 века Александр Матвеевич Пешковский: "Внимание сосредоточено на действии, действующее лицо намеренно устранено, намеренно представляется как неизвестное, неопределенное. "
Проверка схемы работающего у доски
Проверка учеником работы уч-ся, связанной с разбором
предложения
Актуализация знаний о типах односоставных предложений
- Прочтите текст №2 стр. 55( первые два абзаца)
- Какова основная мысль, высказанная автором ?
- Среди предложений № 3 - №8 найдите примеры односоставных предложений ( они могут быть простыми, могут входить в состав сложных).
№4 о-л ; №5 о-л и н-л; №7 н-л и безл.; №8 безл.
- О каких типах односоставных предложений мы еще не вспомнили?
Ничего не упустили?
- Ведь на нашем уроке сегодня мы с вами что делаем? (Повторяем изученный материал)
- Итак... ( О назывных и обобщенно-личных)
- Сейчас мы услышим стихи. Наша задача заключается в том, чтобы найти в них назывные предложения и ответить на вопрос: с какой целью авторы используют назывные предложения?
( Звучат стихи А. Блока "Ночь, улица, фонарь, аптека..."
и А. Фета "Шепот, робкое дыханье...")
- Об использовании назывных предложений Фетом Л. Н. Толстой писал: "В нем, стихотворении, нет ни единого глагола... Каждое выражение - картина."
-Практически то же самое можно сказать и о стихотворении Блока.
Попробуем и мы творить.
Творческая работа
- Перестроить двусоставные предложения в односоставные
Слайд №1-3(смотри приложение)
- Задание. Найти о-л предложения. Что изменилось бы, если бы автор написал:
Земля! Я люблю твое дыханье,
Я целую родники твои...
( Фраза становится громоздкой, внимание переходит на "Я", главной фигурой становится личность поэта, появляется речевая ошибка)
А. М. Пешковский на этот счет писал: "Предложения с местоимениями являют собою речь более вялую, разжиженную, но ничем не более ясную."
Стихотворения с о-л предложениями более приближены к читателю, имеют доверительную интонацию.
Подведение итогов
- Закончить фразу:
Я научилась (-лся)...
Мне хочется сказать...
Домашнее задание: № 246, пов. п. 20-24
Творческая работа (Приложение)
---Перестроить двусоставные предложения в односоставные
Слайд №1
1. Сладко пахнет резеда.
2.Начинался рассвет.
3. Стукнул мороз.
4. Я любуюсь звездным небом.
5. Школа отремонтирована к новому учебному году.
--- И вновь каких предложений не оказалось?
(Обобщ.- личн.)
--- А теперь внимание!
Слайд №2
--- Необходимо восстановить предложение и определить его тип
1в.
\цыпл'ат па ос'ин'и щ'итай'ут\
2в.
\уч'эн'й'э да трут к слав'э в'идут\
Слайд №3
Земля! Я люблю твое дыханье,
Целую родники твои-
И, не имеющий названья,
Проходит тайный ток в крови...