1. Тип 1 № 12155
На рисунке изображена схема регуляции дыхания человека.
Какое общее свойство живых систем она иллюстрирует?
2. Тип 2 № 39181
Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ОРГАНИЗМЫ
А) вороний глаз обыкновенный
Б) пингвин императорский
В) сенная палочка
Г) спорынья
ЦАРСТВА
1) Животные
2) Бактерии
3) Грибы
4) Растения
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
3. Тип 3 № 39061
Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) отдел Покрытосеменные
2) род Горох
3) класс Двудольные
4) семейство Бобовые
5) вид Горох Посевной
4. Тип 4 № 12236
Изучите график, отражающий зависимость изменения температуры верхнего слоя кожи человека от продолжительности контакта с холодной (t = + 6 °C) водой (по оси у отложена температура верхнего слоя кожи в месте контакта с водой (в °С), а по оси х — продолжительность контакта с холодной водой (в с)).
Какие два из нижеприведенных описаний наиболее точно отражают данную зависимость?
1) На 300 секунде контакта с холодной водой температура верхнего слоя кожи человека равна 34 °C.
2) Снижение температуры верхнего слоя кожи человека продолжается все время контакта с холодной водой.
3) Температура верхнего слоя кожи человека сначала резко снижается, а затем плавно возвращается к норме.
4) После 360 секунды контакта с холодной водой в организме начинаются необратимые процессы.
5) В начале контакта с холодной водой температура верхнего слоя кожи повышается.
5. Тип 5 № 1503
Установите последовательность стадий жизненного цикла папоротника орляка, начиная с оплодотворения. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) оплодотворение
2) развитие половых клеток
3) развитие спорангиев на листьях
4) развитие корневища
5) развитие заростка
6) развитие спор в спорангиях
6. Тип 6 № 306
Для диагностики какого заболевания используется данный медицинский прибор?
1) нефрита
2) пневмонии
3) гипотонии
4) гриппа
7. Тип 7 № 1585
Известно, что лесные муравьи общественные насекомые.
Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения из шести, относящиеся к описанию данного признака этого насекомого и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) окраска их тела черная
2) длина тела достигает у самки 16−18 мм
3) бесплодные самки заботятся о потомстве
4) некоторые муравьи непрерывно переносят личинок и куколок
5) основным членом каждого гнезда является «царица», откладывающая яйца
6) рабочие муравьи берегут личинок от пересыхания и перегрева
8. Тип Д16 № 247
Изучите таблицу, в которой приведены две группы растений:
Группа 1 | Группа 2 |
Хламидомонада | Кукушкин лен |
Улотрикс | Хвощ полевой |
Ламинария | Ряска |
Что из перечисленного ниже было положено в основу разделения (классификации) этих растений в группы?
1) способ питания растений
2) деление тела на части
3) источник питания для человека
4) среда обитания
9. Тип 9 № 1886
Какие из перечисленных свойств характерны для представителей типа круглые черви? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) тело не разделено на сегменты
2) не имеют кровеносной системы
3) все животные обоеполые
4) нервная система состоит из нескольких продольных стволов
5) имеют вторичную полость тела
6) пищеварительная система замкнута
10. Тип 10 № 860
Вставьте в текст «Хвощи» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.
ХВОЩИ
Хвощи — это ___________ (А) растения, размножающиеся при участии ___________ (Б). В наших лесах встречается два вида побегов хвоща: ___________ (В), на котором развиваются споры, и ___________ (Г), похожий на маленькую зеленую елочку. Появление хвощей на полях — признак избыточного содержания кислот в почве.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) весенний | 2) семейные | 3) корневище | 4) насекомое |
5) летний | 6) осенний | 7) вода | 8) споровые |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
11. Тип 11 № 410
Установите соответствие между животным и типом его постэмбрионального развития. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ЖИВОТНОЕ
A) исполинский кенгуру
Б) травяная лягушка
В) гребенчатый тритон
Г) прыткая ящерица
Д) средиземноморская черепаха
ТИП РАЗВИТИЯ
1) прямое
2) непрямое
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
12. Тип 12 № 440
Верны ли следующие суждения о процессах роста растений?
А. У двудольных растений, выросших из черенков, развивается мочковатая корневая система.
Б. От главного корня растений отрастают придаточные корни.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
13. Тип 13 № 61
Рассмотрите фотографию листа винограда. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа; жилкование листа; форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части; форма края. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.
А. Тип листа
Б. Жилкование листа
1) параллельное | 2) дуговидное |
3) пальчатое | 4) перистое |
В. Форма листа
Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части
Д. Край листа
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
14. Тип 14 № 35291
Под каким номером изображен головной мозг человека?
15. Тип 15 № 1546
Какая из перечисленных систем органов человека развивается из энтодермы?
1) выделительная
2) дыхательная
3) кровеносная
4) покровная
16. Тип 16 № 37125
Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение кровеносной системы человека. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) нижняя полая вена
2) сонная артерия
3) верхняя полая вена
4) легочная артерия
5) аорта
6) грудной лимфатический поток
17. Тип 17 № 249
Какие структуры относят к центральной нервной системе человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) спинно-мозговой нерв
2) нервные узлы
3) продолговатый мозг
4) нервные сплетения
5) спинной мозг
6) мозжечок
18. Тип 18 № 37121
Установите соответствие между примерами и типами рефлексов. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
А) отдергивание руки от горячего предмета
Б) плач ребенка при виде человека в белом халате
В) протягивание руки годовалым малышом к увиденным сладостям
Г) глотание при раздражении рецепторов корня языка пищевым комком
Д) выделение слюны при виде красиво сервированного стола
Е) учащенное сердцебиение при воспоминании о неприятном событии
ТИПЫ РЕФЛЕКСОВ
1) безусловный
2) условный
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
19. Тип 19 № 35259
Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задание.
Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания пеночки .
1) продуцент
2) насекомоядный
3) сезонная миграция
4) травоядный
5) редуцент
6) консумент второго порядка
20. Тип 20 № 35209
Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входит зеленая дубовая листовертка. В ответе запишите последовательность букв, которыми на схеме обозначены выбранные организмы.
21. Тип 21 № 35269
Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность пядениц и дубовых заболонников, если в течение нескольких лет шло уменьшение численности зябликов? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
1) увеличится
2) уменьшится
3) не изменится
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Численность пядениц | Численность дубовых заболонников |
| |
22. Тип 22 № 12247
Рассмотрите рентгенограмму с изображением позвоночника человека. Как называют нарушение скелета, изображенное на рисунке 1. Назовите одну из причин этого заболевания у человека.
23. Тип 23 № 20986
Ученый изучал условия прорастания семян гороха. Он взял два одинаковых стакана, налил в оба немного воды. В каждый из стаканов ученый положил одинаковое количество гороха. Один стакан поставил на свет, а второй убрал шкаф. Через пару дней в обоих стаканах горох пророс.
Какой вывод можно сделать на основании этого наблюдения? Моделью каких условий прорастания семян в естественной среде выступает горох, убранный в шкаф?
24. Тип 24 № 2256
СТРОЕНИЕ СТЕБЛЯ ДРЕВЕСНОГО РАСТЕНИЯ
Стебель древесного растения снаружи защищен покровными тканями. У молодых стеблей весной клетки покровной ткани покрыты тонкой кожицей. У многолетних растений к концу первого года жизни кожица замещается многослойной пробкой, состоящей из мертвых клеток, заполненных воздухом. Для дыхания в кожице у молодых побегов имеются устьица, а позже образуются чечевички — крупные, рыхло расположенные клетки с большими межклетниками.
К покровной ткани прилегает кора, образованная разными тканями. Наружная часть коры представлена слоями клеток механической ткани с утолщенными оболочками и тонкостенных клеток основной ткани. Внутренняя часть коры образована клетками механической и проводящей ткани и называется лубом. В состав луба входят ситовидные трубки, по которым идет нисходящий ток: органические вещества передвигаются от листьев. Ситовидные трубки состоят из клеток, соединенных концами в длинную трубку. Между соседними клетками имеются мелкие отверстия. Через них, как через сито, передвигаются органические вещества. Кроме ситовидных трубок в состав луба входят лубяные волокна и клетки основной ткани.
К центру от луба в стебле расположен другой слой — древесина. Он состоит из сосудов и древесных волокон. По сосудам идет восходящий ток: вода с растворенными в ней веществами передвигается от корней к листьям и цветкам. Между древесиной и лубом находится тонкий слой клеток образовательной ткани — камбий. В результате деления клеток камбия стебель растет в толщину. Клетки камбия делятся вдоль своей оси. Одна из дочерних клеток отходит к древесине, другая — к лубу.
В центре стебля лежит толстый слой рыхлых клеток основной ткани, в которых откладываются запасы питательных веществ, — это сердцевина.
Используя содержание текста "Строение стебля древесного растения", ответьте на следующие вопросы.
1) Что такое луб?
2) В чем сходство и различие в функционировании ситовидных трубок и сосудов?
3) На пне спиленного дерева обнаружилось, что сердцевина находится не
в центре спила, а смещена. По одну ее сторону слой древесины толще, а по другую тоньше. Как можно объяснить такое явление?
25. Тип 25 № 2312
Пользуясь таблицей «Размеры яйцеклеток животных», ответьте на вопросы и выполните задание.
Размеры яйцеклеток животных
Животные | Размеры яйцеклеток (в мм) |
Аскарида | 0,04 |
Курица | 30 |
Моллюски, иглокожие | 1,4 |
Лягушка | 1,5 |
Корова | 0,15 |
Лососевые рыбы | 6–9 |
Страус | 80 |
Крокодил | 50 |
Кошка | 0,13 |
Человек | 0,1 |
1. У какого организма, представленного в таблице, самая маленькая яйцеклетка?
2. Почему размеры яйцеклеток птиц и рептилий составляют десятки миллиметров?
26. Тип 26 № 12949
Александр, известный футболист, находится на тренировочных сборах, где активно утром и вечером тренируется перед чемпионатом. Используя данные таблиц 1 и 2 ответьте на следующие вопросы.
1) Каковы энергозатраты Александра за два тайма по 45 минут и 10 минут дополнительного времени?
2) После тренировки Александр заказал в столовой омлет с ветчиной, жареный картофель и апельсиновый сок. Сможет ли Александр заказать еще и салат с курицей, при условии, что ему нельзя превышать количество потраченных за тренировку калорий?
3) Назовите одну из функций жиров.
Таблица 1
Энергетическая и пищевая ценность продуктов
Блюда и напитки | Энергетическая ценность (ккал) | Белки (г) | Жиры (г) | Углеводы (г) |
Бутерброд с мясом | 425 | 39 | 33 | 41 |
Бутерброд с курицей | 355 | 13 | 15 | 42 |
Бутерброд с ветчиной | 380 | 19 | 18 | 35 |
Жареный картофель | 225 | 3 | 12 | 29 |
Омлет с ветчиной | 350 | 21 | 14 | 35 |
Салат овощной | 60 | 3 | 0 | 10 |
Салат с курицей | 250 | 14 | 12 | 15 |
Мороженое шоколадное | 325 | 6 | 11 | 50 |
Вафельный рожок | 135 | 3 | 4 | 22 |
Лимонад | 170 | 0 | 0 | 42 |
Апельсиновый сок | 225 | 2 | 0 | 35 |
Чай без сахара | 0 | 0 | 0 | 0 |
Чай с сахаром (две чайные ложки) | 68 | 0 | 0 | 14 |
Таблица 2
Энергозатраты при различных видах физической активности
Виды физической активности | Энергетическая стоимость |
Прогулка - 5 км/ч; езда на велосипеде - 10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука; гребля на байдарке | 4,5 ккал/мин |
Прогулка - 5,5 км/ч; езда на велосипеде - 13 км/ч; настольный теннис | 5,5 ккал/мин |
Ритмическая гимнастика; прогулка - 6,5 км/ч; езда на велосипеде - 16 км/ч; каноэ - 6,5 км/ч; верховая езда - быстрая рысь | 6,5 ккал/мин |
Роликовые коньки - 15 км/ч; прогулка - 8 км/ч; езда на велосипеде - 17,5 км/ч; бадминтон - соревнования; большой теннис - одиночный разряд; легкий спуск с горы на лыжах: водные лыжи | 7,5 ккал/мин |
Бег трусцой; езда на велосипеде - 19 км/ч; энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом в зале; ига в водное поло; колка дров; хоккей с шайбой | 9,5 ккал/мин |