СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиадные задания по литературе 5-11 классы школьный этап

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«10-11 кл»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ. 2018–2019 уч. г.

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 10 и 11 КЛАСС

Задания, ответы и критерии оценивания

1. [30 баллов] «КОНИ ПРИВЕРЕДЛИВЫЕ»

Прочитайте.

Я как безумный выскочил на крыльцо, прыгнул на своего Черкеса, которого водили по двору, и пустился во весь дух по дороге в Пятигорск. Я беспощадно погонял измученного коня, который, хрипя и весь в пене, мчал меня по каменистой дороге.

Солнце уже спряталось в чёрной туче, отдыхавшей на гребне западных гор; в ущелье стало темно и сыро. Подкумок, пробираясь по камням, ревел глухо и однообразно. Я скакал, задыхаясь от нетерпенья. Мысль не застать уже её в Пятигорске молотком ударяла мне в сердце! – одну минуту, ещё одну минуту видеть её, проститься, пожать ей руку... Я молился, проклинал, плакал, смеялся... нет, ничто не выразит моего беспокойства, отчаяния!.. При возможности потерять её навеки [она] стала для меня дороже всего на свете – дороже жизни, чести, счастья! Бог знает, какие странные, какие бешеные замыслы роились в голове моей... И между тем я всё скакал, погоняя беспощадно. И вот я стал замечать, что конь мой тяжёлее дышит; он раза два уж спотыкнулся на ровном месте... Оставалось пять вёрст до Ессентуков – казачьей станицы, где я мог пересесть на другую лошадь.

Всё было бы спасено, если б у моего коня достало сил ещё на десять минут! Но вдруг поднимаясь из небольшого оврага, при выезде из гор, на крутом повороте, он грянулся о землю.

  1. [5 баллов] Определите, откуда взят этот отрывок. Напишите имя автора, название произведения и главы, имена главного героя и героини, о которой говорится в отрывке.

  2. [25 баллов] Представьте, что конь наделён даром речи. Что он мог бы сказать о своём хозяине? Напишите монолог Черкеса о главном герое произведения, откуда взят отрывок. Объём – около 200 слов.





















10-11 классы



Ответы и критерии оценивания

  1. М.Ю. Лермонтов (1 балл), «Герой нашего времени» (1 балл), глава «Княжна Мери» (1 балл), Печорин (1 балл), Вера (1 балл). Всего 5 баллов.

  2. Монолог Черкеса.

Занимательность содержания, точность характеристик, наличие/отсутствие фактических ошибок

0–10 баллов

Обращение к тексту произведения

0–5 баллов

Единство стиля и общая логика текста

0–5 баллов

Общая грамотность (наличие/отсутствие орфографических, пунктуационных, речевых, грамматических ошибок)

0–5 баллов

Итого

25 баллов





Максимальный балл за все выполненные задания – 30.



Просмотр содержимого документа
«5, 6 кл»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ (ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП)

2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

5 , 6 класс



Об олимпиаде

Школьный этап Всероссийской олимпиады по литературе проводится для учащихся 5 классов. Олимпиада проверяет знания по литературе в объёме школьной программы, уровень развития речи, кругозор школьников, уровень начитанности. Каждый может принять участие в олимпиаде. 
Для учащихся 5 классов олимпиада пройдет 24 октября в традиционном формате. Учащиеся будут письменно выполнять задания олимпиады в своих школах. Проверка работ будет осуществляться районным жюри. 

Спецификация олимпиадной работы (её особенности)

Назначение олимпиадной  работы: выявить наиболее подготовленных учащихся, имеющих особые способности и склонности к предмету литература; поддержать и развить познавательные интересы учеников в области литературы; оценить уровень знаний обучающихся 5 классов по литературе.

Структура заданий школьного  этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе в 5 классе состоит из  11 заданий  . Выполняя каждое задание, ученики создают ответ, опираясь на предложенные вопросы.  

Возрастная группа участников

Олимпиадные задания по литературе школьного этапа всероссийской олимпиады разработаны ориентировочно на обучающихся   5 класса.


Темы заданий олимпиады

Задания олимпиады по литературе составлены по следующим блокам и только по произведениям русской литературы: 
1. Знания текстов художественных произведений. 
2. История литературы. 
3. Теория литературы. 
4. Литература и другие виды искусства. 
5. Творческие задания

Перечень проверяемых знаний и умений в каждом задании:

1 задание

 Знания текстов художественных произведений

 2 задание

Умение  выделять пословицы среди жанров русского фольклора

 3 задание

Знание былинных героев

 4 задание

Знание русских писателей

 5 задание

Умение определять различие авторской и народной сказки

6 задание

Знание жанров русского фольклора

 7 задание

Умение определять жанр предложенных фрагментов текста

  8 задание

Знание литературоведческого материала – постоянного эпитета

 9 задание

Умение   выделять олицетворение в предложенном материале

10 задание

Знание произведений искусства, умение выделять произведения которые относятся к художественной литературе

11 задание

Умение усвоить и положить в основу собственного сочинительства основные принципы построения сказки, композиционная стройность, логичность, ясность изложения, речевая грамотность (наличие/ отсутствие орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых ошибок)

 



Участники школьного этапа Олимпиады, набравшие наибольшее количество баллов, признаются победителями школьного этапа Олимпиады при условии, что количество набранных ими баллов превышает половину максимально возможных баллов. Призерами школьного этапа Олимпиады в пределах установленной квоты победителей и призеров признаются все участники школьного этапа Олимпиады, следующие в итоговой таблице за победителями.

 

Система оценивания отдельных заданий и работы в целом:

Работы пишутся в прозаической форме, в стихотворной, если это допускает задание, грамотность не оценивается, но учитывается, объем работ не регламентируется. Если участник использовал черновик, то он сдает его вместе с работой. Черновик может быть учтен при оценке работы в пользу участника олимпиады. Объем работы не влияет на повышение и снижение оценки.

Максимальный балл, который может получить участник при верном выполнении всех заданий, -40

 

1 задание

 

0-1 баллов

 2 задание


0-5 баллов

 3


0-1 баллов

 4

Если названо правильно только имя или отчество –ставим 0,5 б. за один ответ.

 0-5 балла

 5

Дано верное определение различий авторской и народной сказки

0-1 баллов

6


0-6 балла

 7


0-3баллов

  8


0-5 баллов

 9


0-1 баллов

 10


0-2 баллов

11

композиционная стройность, логичность, ясность изложения, речевая грамотность (наличие/ отсутствие орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых ошибок)

10 баллов

 

Итого

40 баллов

Продолжительность олимпиады в академических часах

На выполнение заданий по литературе  для 6 класса отводится  1,5 часа.


Перечень материально-технического обеспечения школьного этапа олимпиады  в зависимости от предложенного содержания и примеров заданий, возможные принадлежности

 Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по литературе проходит в один (по возможности неучебный) день. Момент вскрытия пакетов с заданиями должен быть зафиксирован протоколом в присутствии представителей оргкомитета школьного этапа олимпиады по литературе и членов жюри.

При проведении школьного этапа олимпиады выделяется несколько аудиторий для каждой параллели. Участники олимпиады размещаются по одному человеку за партой.

Необходимо обеспечить школьников комплектом заданий, писчебумажными принадлежностями (тетрадями, ручками), ознакомить учащихся с правилами выполнения заданий.

Наличие в аудитории дополнительного материала (текстов художественной литературы, словарей разных видов, учебно-методической литературы, средств мобильной связи, компьютера и т.д.) исключается. В случае нарушения этих условий учащийся исключается из состава участников олимпиады.

Перед выполнением заданий на школьном этапе с участниками олимпиады должен проводиться инструктаж о технической стороне выполнения заданий.

Все олимпиадные задания выполняются письменно. Работы предварительно кодируются.

 Для составления рейтинга участников Олимпиады желательно использовать компьютер(ноутбук) с программой MS Excel или её аналогом. Для тиражирования материалов необходим ксерокс или принтер. В здании, где проводится Олимпиада, должен быть оборудованный всем необходимым медицинский пункт с дежурным врачом, присутствие которого должно быть обеспечено на всё время проведения Олимпиады.































Олимпиада по литературе

Школьный этап

  1. -2019 уч.год.

5, 6 класс


I. Знания текстов художественных произведений. 

1. Какой персонаж описан в данном отрывке?

«Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

И жених сыскался ей,

Королевич Елисей.»

А) Молодая царевна В) Царевна-лебедь

Б) Царевна-лягушка Г) Золушка

2. Собери пословицы, соединив их части из первой и второй колонки.

- На чужой сторонушке… - дальше будешь.

- Книга – наш друг,… - рад родной воронушке.

- Кто друга в беде покидает,… - без неё, как без рук.

- Долог день до вечера,… - тот сам в беду попадает.

- Тише едешь - - коли делать нечего.

3. Кто из героев не относится к былинным?

А) Добрыня Никитич В) Иван-царевич

Б) Алёша Попович Г) Илья Муромец

II. История литературы. 

4. Восстановите полные формы имен писателей (имя, отчество, фамилия).

Иван Андреевич Лермонтов

Михаил Юрьевич Гоголь

Лев Николаевич Крылов

Александр Сергеевич Толстой

Николай Васильевич Пушкин



III. Теория литературы. 

5.Чем отличается авторская сказка от народной?

6. Какие из перечисленных жанров относятся к фольклору:

скороговорка, стихотворение, загадка, пословица, повесть, поэма, рассказ, сказка, поговорка, былина?

7. Определите и назовите жанр по фрагментам текста.

Фрагмент

название жанра

А)Жил-был добрый царь Матвей,;

Жил с царицею своей

Он в согласье много лет;

А детей всё нет как нет.


Б) Один в поле не воин


В) Красное коромысло через реку повисло.



8. Соотнеси приведенные имена существительные с постоянными эпитетами (можно соединить их стрелочками):


  • девица

  • земля

  • сокол

  • слезы

  • меч

  • русская

  • красная

  • булатный

  • ясный

  • горькие









9. Каким выразительным средством являются выделенные слова в отрывке из стихотворения:

Поёт зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка…


А) Эпитетом В) Метафорой

Б) Олицетворением Г) Гиперболой



IV. Литература и другие виды искусства. 

10. Отметить произведения искусства, которые относятся к художественной литературе:

А) И.Е.Репин «Стрекоза»

Б) П.П.Ершов «Конек – Горбунок»

В). П.И. Чайковский «Щелкунчик»

Г) А.М. Опекушин. Памятник А.С.Пушкину

Д) С.Аксаков. «Аленький цветочек».


V. Творческое задание

11. В сказках часто оживают неодушевленные предметы. Например, штопальная игла, чернильница, монетка у Г.Х. Андерсена, зеркальце у А.С. Пушкина, игрушки у Т.А. Гофмана и А. Милна, карты у Л. Кэрролла.

Сочините сказку, где бы главным действующим лицом стала какая-нибудь вещь.





Ответы на олимпиадные задания по литературе

№ вопроса

ответ

баллы

1

А

0-1

2

На чужой сторонушке рад чужой воронушке.

Книга – наш друг, без неё, как без рук.

Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает.

Долог день до вечера, коли делать нечего.

Тише едешь - дальше будешь.


0-5

3

В

0-1

4

Иван Андреевич Крылов

Александр Сергеевич Пушкин

Михаил Юрьевич Лермонтов

Лев Николаевич Толстой

Николай Васильевич Гоголь


0-5

Если названо правильно только имя или отчество –ставим 0,5 б. за один ответ.

5

У авторской сказки есть один конкретный автор – писатель, автором же фольклорных произведений является народ.-

0-1

6

Скороговорка, загадка, пословица, сказка, поговорк,.былина

0-6

7

а) сказка; б) пословица; в)загадка

0-3

8

  • Девица красная

  • земля русская

  • сокол ясный

  • слезы горькие

  • меч булатный


0-5

9

Б

0-1

10

Б, Д.

0-2

11

композиционная стройность, логичность, ясность изложения, речевая грамотность (наличие/ отсутствие орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых ошибок)

0-10

итого


Максимально -40



Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл (в задании №6 по 0,5 б.) , таким образом, максимальное количество баллов – 40.



Просмотр содержимого документа
«7-8 класс»

Задания школьной олимпиады по литературе 7-8 классы

Задание № 1. (максимальный балл – 20)

Среди героев русской и мировой литературы есть такие, которых нельзя однозначно

определить как «хороших» или «плохих», «положительных» или «отрицательных».

Назовите 3–5 примеров таких героев. Кратко охарактеризуйте каждого из них,

используя вводные слова «с одной стороны … с другой стороны…», союз «однако»

или другие средства, который помогут вам оформить высказывание о неоднозначном

герое. Не забудьте подтверждать свои мысли примерами.

Распределение баллов: по 5-балльной системе оценивается:

а) количество упомянутых героев, соответствующих условию задания;

б) точность и глубина характеристик героев,

в) наличие и точность примеров и аргументов;

г) стиль ответа и отсутствие в нём речевых и иных ошибок.


Задание № 2. Целостный анализ текста (35 баллов)

Прочитайте текст. Напишите о нём сочинение, отвечая на поставленные вопросы.

В чём, по Вашему мнению, заключается смысл названия? К какому жанру Вы бы отнесли этот текст? Почему главным героем Заходер делает Индюка? Охарактеризуйте мысли Индюка. Чему они посвящены, как выражены? В чём, по Вашему мнению, смысл концовки? Что Вы можете сказать об авторской позиции? Как она выражена?

Необязательно отвечать на все вопросы последовательно. Пишите развёрнуто, связно, внятно, свободно.

Борис Владимирович Заходер (1918−2000)

О ЧЕМ ИНДЮК ДУМАЛ

Жил-был на свете Индюк. Жил – и всё думал. Всё – о себе: какой он, Индюк? Только вылупился из яйца – подумал: «Ай-ай-ай, какой я маленький! Надо расти!» Стал расти. Рос, рос − вырос с хорошего поросёнка. Подумал: «Ого-го, какой я большой! Молодец!» И верно – большой стал Индюк. Взрослый. Красные серьги у него под носом выросли. Погляделся в лужу – хвост распустил. Подумал: «Вот он я какой! Красивый!» Маленькая девочка во двор зашла − кинулся на неё, забормотал, забормотал – напугал до полусмерти. И подумал: «Ай да я! Какой я сильный да храбрый!» Кого ни встретит − со всеми у него один разговор: – Балды-балды! «Вы, мол, балды, – думает, – а я – вон какой умный!»

Индюк индюком! Ну, долго ли, коротко ли – пришло время хозяйке Индюка ловить.

А он не дался. Через забор перемахнул – и в лес. Бежит – думает: «Что – взяли? Врёте! Я ого-го какой хитрый!» А Лиса, известное дело, тут как тут... Ощипала Индюка, обедать села. А сама приговаривает:

– Эх, Индюк, Индюк! Всю-то жизнь ты о себе думал, а самого главного так и не понял: какой ты вкусный!


Задание № 3


Дайте ответ на вопросы:

  1. Как звали сказочного героя, который называл себя «самым правдивым человеком на земле»?

  2. У какого из русских царей просил кузнец Вакула черевички для своей любимой Оксаны?

  3. Между какими двумя страшными чудовищами вынужден был проплыть корабль Одиссея?

  4. Назовите подлинное имя капитанской дочки.

Ответ:

  1. ___________________________

  2. ___________________________

  3. ___________________________

  4. ___________________________

Итог: 2 балла (за каждый правильный ответ – 0, 5 балла)

Задание № 4

О каком литературном произведении идет речь? Назовите автора и произведение.

  1. Герой этого произведения так и не сделал предложение молодой девушке-сироте, рожденной от помещика и его горничной.

Автор: _____________________

Произведение:________________________

  1. В этой драме автор обращается к исторической теме. Он показывает царя и патриарха, дворянство и народ, перенося действие из центра русского государства на русско-литовскую границу, из дворца на площадь, из боярских палат – в келью монастыря.

Автор: ______________________

Произведение:_________________________

Итог: 4 балла (за каждый правильный ответ – 2 балл)

Задание № 5

Отметьте верные утверждения:

  1. Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери был военным пилотом и принимал участие во Второй мировой войне;

  2. Петь Лазаря – это значит развлекать окружающих веселыми песнопениями;

  3. Произведение «Старосветские помещики» написал А. С. Пушкин;

  4. Предки М. Ю. Лермонтова были выходцами из Шотландии;

  5. Ася гуляла по Бежину лугу;

  6. Ямб – трехсложный размер силлабо-тонической системы стихосложения;

  7. Эпос, лирика, драма – роды литературы;

  8. Антитеза - это художественное противопоставление характеров, обстоятельств, усиливающее эмоциональную окраску речи.

Ответы: ____________________________

Итог: 2 балла (за каждый правильный ответ – 0, 5 балла)

Задание №6

Продолжите строчки стихотворения Ф. Тютчева «Неохотно и несмело», вспомнив или подобрав по смыслу рифму. Определите тип рифмы, стихотворный размер

Ф. Тютчев

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят -

Бегут и будят сонный _____,

Бегут, _____________ …


Они гласят во все концы:

«__________, _____________,

Мы молодой весны гонцы,


Она нас ____________!


Весна идет, весна идет,

И тихих, теплых _______ дней

Румяный, светлый _________

Толпится весело __________!»





Итог: 7 баллов (за каждое правильно подобранное слово – 0, 5 балла); тип рифмы – 1 балл, стихотворный размер – 1 балл.

Задание №7

Прочитайте стихотворение Давида Самойлова «Красная осень». Каким видит поэт мир вокруг себя? Оформите свои впечатления и наблюдения в виде краткого разбора этого стихотворения с элементами литературоведческого анализа. Работа должна представлять собой цельный, связный, завершённый текст.

При работе можете опираться на следующие вопросы.

1. Как вы представляете себе ситуацию, в которой находится лирический герой стихотворения? Каким он видит мир вокруг себя? Как создается образ мира и героя в произведении?

2. Составьте список слов, обозначающих в стихотворении подробности видимого мира; какие из них сохраняют основное предметное значение, а какие становятся знаками переживаний лирического героя?

3. Какие изобразительно-выразительные средства языка помогают поэту создать картину осенней природы?

4. Проанализируйте звуковую организацию стихотворения: выделите звуковые повторы, соотнесите значение отмеченных этими повторами слов.

5. Какие фрагменты текста показались вам особенно выразительными с точки зрения ритмики?


Давид Самойлов

Красная осень


Внезапно в зелень вкрался красный лист,
Как будто сердце леса обнажилось,
Готовое на муку и на риск.

Внезапно в чаще вспыхнул красный куст,
Как будто бы на нем расположилось
Две тысячи полураскрытых уст.

Внезапно красным стал окрестный лес,
И облако впитало красный отсвет.
Светился праздник листьев и небес
В своем спокойном благородстве.

И это был такой большой закат,
Какого видеть мне не доводилось.
Как будто вся земля переродилась
И я по ней шагаю наугад.


Критерии оценивания:

При оценивании работы рекомендуем распределить баллы в соответствии с предложенными вопросами: до 5 баллов по каждой позиции (итого 25 баллов); 3балла оставить для оценивания богатства речи учащегося и оригинальности его работы.

Максимальное количество баллов28.

Задание 8

Узнайте произведения по их сюжету. Назовите автора, произведение.

  1. Бедный человек, у которого дочь уехала с гусаром в город, остался один и умер от горя.

Ответ__________________________________

  1. История молодой девушки, которая тайно венчается в церкви с любимым, но, узнав в женихе незнакомца, теряет сознание и расстается с ним. Волею провидения через некоторое время они снова встречаются.

Ответ

1_______________________________________

2_______________________________________

Итог: 4балла (за каждый правильный ответ – 1 балл)


Задание №9

Отметьте неверные утверждения:

  1. Панночка была ведьмой.

  2. Поэт А.С. Пушкин обожал зиму.

  3. Предок Н.В. Гоголя был выходцем из Шотландии.

  4. М.Ю. Лермонтов никогда не был на Кавказе.

  5. «Песнь о вещем Олеге» написал А. С. Пушкин.

  6. В рассказе А.П. Чехова «Лошадиная фамилия» речь идет о лечении зубов.

  7. Притча – это небольшой рассказ, содержащий религиозное или моральное поучение в иносказательной форме.

  8. Дактиль – двусложный размер силлабо-тонического стихосложения.

Ответ ____________________________

Итог: 2 балла (за каждый правильный ответ – 0,5 балла)



Задание 10

Продолжите строчки стихотворения Ф. Тютчева «Неохотно и несмело», вспомнив или подобрав по смыслу рифму. Определите тип рифмы, стихотворный размер

Ф. Тютчев

Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля.

Чу, за тучей ___________,

Принахмурилась __________ .


Ветра теплого ______________,

Дальний гром и дождь порой…

Зеленеющие нивы

Зеленее под ____________.


Вот пробилась из-за ____________

Синей молнии струя –

Пламень белый и летучий

Окаймил ее ______________.




Чаще капли _______________,

Вихрем пыль летит с ___________,

И раскаты громовые

Все сердитей и смелей.


Солнце раз еще ___________

Исподлобья на __________ -

И в сиянье потонула

Вся смятенная земля.



Ответ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Итог: 7 баллов (за каждое правильно подобранное слово – 0, 5 балла); тип рифмы – 1 балл, стихотворный размер – 1 балл.


Задание № 11

Прочитайте стихотворение К.М. Симонова. Напишите о нём сочинение,

опираясь на поставленные вопросы: Как устроено художественное пространство стихотворения? Как движется время в стихотворении? В чём лирический сюжет стихотворения? С помощью каких художественных средств созданы образы? Каков центральный образ стихотворения и в чём заключается его символическая роль?

Необязательно отвечать на все вопросы последовательно. Вы можете избрать свой путь анализа. Пишите развёрнуто, связно, внятно, свободно.

Константин Михайлович Симонов (1915–1979)

ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА

Меня просил попутчик мой и друг,—

А другу дважды не дают просить,—

Не видя ваших милых глаз и рук,

О вас стихи я должен сочинить.

В зелёном азиатском городке,

По слухам, вы сейчас влачите дни,

Там, милый след оставив на песке,

Проходят ваши лёгкие ступни.

За друга легче женщину просить,

Чем самому припасть к её руке.

Вы моего попутчика забыть

Не смейте там, в зелёном городке.

Он говорил мне, что давно, когда

Ещё он вами робко был любим,

Взошедшая Полярная звезда

Вам назначала час свиданья с ним.

Чтоб с ним свести вас, нет сейчас чудес,

На край земли нас бросила война,

Но всё горит звезда среди небес,

Вам с двух сторон земли она видна.

Она сейчас горит ещё ясней,

Попутчик мой для вас её зажёг,

Пусть ваши взгляды сходятся на ней,

На перекрёстках двух земных дорог.

Я верю вам, вы смотрите сейчас,

Пока звезда горит − он будет жить,

Пока с неё не сводите вы глаз,

Её никто не смеет погасить.

Где юность наша? Где забытый дом?

Где вы, чужая, нежная? Когда,

Чтоб мёртвых вспомнить, за одним столом

Живых сведёт Полярная звезда?




























Ответы

Задание № 1. (максимальный балл – 20)

Распределение баллов: по 5-балльной системе оценивается:

а) количество упомянутых героев, соответствующих условию задания;

б) точность и глубина характеристик героев,

в) наличие и точность примеров и аргументов;

г) стиль ответа и отсутствие в нём речевых и иных ошибок.



Задание № 2. Целостный анализ текста (35 баллов)

Прочитайте текст. Напишите о нём сочинение, отвечая на поставленные вопросы.

В чём, по Вашему мнению, заключается смысл названия? К какому жанру Вы бы отнесли этот текст? Почему главным героем Заходер делает Индюка? Охарактеризуйте мысли Индюка. Чему они посвящены, как выражены? В чём, по Вашему мнению, смысл концовки? Что Вы можете сказать об авторской позиции? Как она выражена?

Необязательно отвечать на все вопросы последовательно. Пишите развёрнуто, связно, внятно, свободно.

Задание № 3

Ответ: Барон Мюнхгаузен, Екатерина II, Между Сциллой и Харибдой, Маша Миронова.

Итог: 2 балла (за каждый правильный ответ – 0, 5 балла)



Задание № 4

О каком литературном произведении идет речь? Назовите автора и произведение.

Ответ: 1 И.С. Тургенев «Ася» 2. А.С. Пушкин «Борис Годунов»

Итог: 4 балла (за каждый правильный ответ – 2 балл)

Задание № 5

Отметьте верные утверждения:

Ответы: 1, 4, 7, 8

Итог: 2 балла (за каждый правильный ответ – 0, 5 балла)

Задание №6

Продолжите строчки стихотворения Ф. Тютчева «Неохотно и несмело», вспомнив или подобрав по смыслу рифму. Определите тип рифмы, стихотворный размер





Ответ: брег; и блещут, и гласят...; "Весна идет, весна идет; выслала вперед!; майских; хоровод; за ней!..". Тип рифмовки – перекрестная. Стихотворный размер – 4-хстопный ямб.

Итог: 7 баллов (за каждое правильно подобранное слово – 0, 5 балла); тип рифмы – 1 балл, стихотворный размер – 1 балл.

Задание №7

Прочитайте стихотворение Давида Самойлова «Красная осень». Каким видит поэт мир вокруг себя? Оформите свои впечатления и наблюдения в виде краткого разбора этого стихотворения с элементами литературоведческого анализа. Работа должна представлять собой цельный, связный, завершённый текст.


Критерии оценивания:

При оценивании работы рекомендуем распределить баллы в соответствии с предложенными вопросами: до 5 баллов по каждой позиции (итого 25 баллов); 3балла оставить для оценивания богатства речи учащегося и оригинальности его работы.

Максимальное количество баллов28.


Задание 8

Узнайте произведения по их сюжету. Назовите автора, произведение.

Ответ: 1.А. Пушкин «Станционный смотритель»; 2. А. Пушкин «Метель»

Итог: 4балла (за каждый правильный ответ – 1 балл)


Задание №9

Отметьте неверные утверждения:

Ответ: 2, 3, 4, 8

Итог: 2 балла (за каждый правильный ответ – 0,5 балла)


Задание 10

Продолжите строчки стихотворения Ф. Тютчева «Неохотно и несмело», вспомнив или подобрав по смыслу рифму. Определите тип рифмы, стихотворный размер




Ответ: поля, земля; порывы, грозой; тучи, края; дождевые, с полей; взглянуло, поля. Тип рифмы – перекрестная. Стихотворный размер – 4-хстопный хорей.

Итог: 7 баллов (за каждое правильно подобранное слово – 0, 5 балла); тип рифмы – 1 балл, стихотворный размер – 1 балл.

Задание № 11

Прочитайте стихотворение К.М. Симонова. Напишите о нём сочинение,

опираясь на поставленные вопросы: Как устроено художественное пространство стихотворения? Как движется время в стихотворении? В чём лирический сюжет стихотворения? С помощью каких художественных средств созданы образы? Каков центральный образ стихотворения и в чём заключается его символическая роль?

Необязательно отвечать на все вопросы последовательно. Вы можете избрать свой путь анализа. Пишите развёрнуто, связно, внятно, свободно.

Просмотр содержимого документа
«9 класс»

Задания для олимпиады по русской литературе (школьный этап)

9 класс 2017 -18 гг


Задание №1

Выполните целостный анализ предложенного текста, фрагмента художественного произведения. Вы можете опираться на данные после него вопросы или выбрать собственный путь анализа. Ваша работа должна представлять цельный, связный, завершённый текст.


* * *

К вечеру снег еще подсыпал, и на другое утро еще до восхода солнца в степи было уже светло и прозрачно, как днем. Покой и тишина разлились всюду, и острый голод по-зимнему дал о себе знать. Волчья стая прислушивалась к округе – пора было на промысел, добывать прокорм. Акбара ждала для облавы на сайгаков сообщников из других стай. Все слушали и ждали тех сигналов. Вот Большеголовый сидит в нетерпеливом напряжении, еще не ведая, какие тяготы несет охота, вот Быстроногий тоже наготове, а вот Любимица – глядит в синие глаза волчицы преданно и смело, а рядом прохаживается отец семейства – Ташчайнар. И все ждали, как повелит Акбара.

Акбара встала с места и двинулась трусцой, ждать дальше было некогда. И все последовали за ней, на испытание, на первую для её волчат великую охоту на сайгаков.

Акбара взбежала на один пригорок, чтобы оглядеться, и замерла, вглядываясь в дали синими глазами и запахи ветра перебирая нюхом. Великая саванна пробуждалась, насколько хватало глаз, в тумане легком виднелись стада сайгаков.

Вдруг послышался странный гул откуда-то со стороны и сверху, какое-то гудение пошло над степью, но вовсе не похожее на громыхание грозы. То были вертолеты. Они пересекли небо Моюнкумов, как рыбы, не оставляющие следов в воде.

Степные волки, ничего не подозревая, старательно подкрадывались окольными путями к заветной цели, ведомые все той же волчицей Акбарой, бесшумно ступая по мягкому снегу. Молодые волки от нетерпения судорожно подергивали хвостами и ставили уши торчком, вскипала кровь и у сдержанного Ташчайнара, готового вонзить клыки в настигнутую жертву, но Акбара, пряча пламень в глазах, не давала пока знака к рывку, ждала наиболее верного момента.

И тут поистине точно гром с неба – снова появились те вертолеты. В этот раз они летели слишком скоро и сразу пошли угрожающе низко над всполошившимся поголовьем сайгаков, дико кинувшихся вскачь прочь от чудовищной напасти. Это произошло круто и ошеломительно быстро – не одна сотня перепуганных антилоп, обезумев, потеряв вожаков и ориентацию, поддалась беспорядочной панике, ибо не могли эти безобидные животные противостоять летной технике. А вертолетам точно только того и надо было – прижимая бегущее стадо к земле и обгоняя его, они столкнули его с другим таким же многочисленным поголовьем сайгаков, оказавшимся по соседству, и, вовлекая все новые и новые встречные стада в это моюнкумское светопреставление, сбивали с толку панически бегущую массу степных антилоп, что еще больше усугубило бедствие, обрушившееся на парнокопытных обитателей никогда ничего подобного не знавшей саванны. И не только парнокопытные, но и волки, их неразлучные спутники и вечные враги, оказались в таком же положении.

Волкам надо было исчезнуть, унести ноги, двинуться куда-нибудь в безопасное место, однако именно этому не суждено было осуществиться. Не успели они отбежать подальше, как послышалось содрогание и гудение земли, как в бурю, – неисчислимая сайгачья масса, гонимая по степи вертолетами в нужном им направлении, со страшной скоростью катилась вслед за ними. Волки, не успев ни свернуть, ни притаиться, оказались на пути живого всесокрушающего потока громадного, набегающего, точно туча, поголовья. И если бы они на секунду приостановились, то неминуемо были бы растоптаны и раздавлены под копытами сайгаков. И только потому, что волки не сбавили шагу, а, наоборот, в страхе припустили еще сильнее, они остались в живых. И теперь уже они сами оказались в плену, в гуще этого великого бегства, невероятного и немыслимого.

В этом бешеном убийственном галопе Акбарины волки пока еще держались кучно, и Акбара пока еще могла видеть их краем глаза – вот они среди антилоп, распластавшись, ускоряют бег, ее первые отпрыски, выкатив от ужаса глаза, – вот Большеголовый, вот Быстроногий, и едва поспевает, все больше слабея, Любимица, а вместе с ними и он обращен в панический бег – гроза Моюнкумов, ее Ташчайнар. Первой сгинула Любимица. Упала под ноги стада, только визг раздался, заглушенный мгновенно топотом тысяч копыт…

И когда гонимые антилопы хлынули на большую равнину, их встретили охотники, а вернее, расстрельщики. Hа вездеходах-«уазиках» с открытым верхом они расстреливали сайгаков на ходу из автоматов, в упор, без прицела, косили как будто сено на огороде. А за ними двинулись грузовые прицепы – бросали трофеи один за одним в кузова, и люди собирали дармовой урожай. Дюжие парни прикалывали недобитых сайгаков, гонялись за ранеными и тоже приканчивали, но главная их задача заключалась в том, чтобы раскачать окровавленные туши за ноги и одним махом перекинуть за борт! Саванна платила богам кровавую дань за то, что смела оставаться саванной, – в кузовах вздымались горы сайгачьих туш.

Врезаясь на машинах в гущу загнанных, уже выбивающихся из сил сайгаков, отстрельщики валили животных направо и налево, еще больше нагнетая панику и отчаяние. Страх достиг таких апокалипсических размеров, что волчице Акбаре, оглохшей от выстрелов, казалось, что весь мир оглох и онемел, что везде воцарился хаос и само солнце, беззвучно пылающее над головой, тоже гонимо вместе с ними в этой бешеной облаве, что оно тоже мечется и ищет спасения и что даже вертолеты вдруг онемели и уже без грохота и свиста беззвучно кружатся над уходящей в бездну степью, подобно гигантским безмолвным коршунам…

И тут человек с микрофоном заметил вдруг, что рядом, чуть не бок о бок с машиной среди спасающихся бегством антилоп скачет волк, а за ним еще несколько волков. Он дернулся, что-то заорал хрипло и злорадно, бросил микрофон и выхватил винтовку, перекидывая ее на руку и одновременно перезаряжая. Акбара ничего не могла поделать, она не понимала, что человек в стеклянных наглазниках целится в нее, а если бы и понимала, все равно ничего не смогла бы предпринять – скованная облавой, она не могла ни увильнуть, ни остановиться, а человек все целился, и это спасло Акбару. Что-то резко ударило под ноги, волчица перекувырнулась, но тут же вскочила, чтобы не быть растоптанной, и в следующее мгновение увидела, как высоко взлетел в воздух подстреленный на бегу ее Большеголовый, самый крупный из ее первенцев, как он, обливаясь кровью, медленно падал вниз, медленно перекидываясь на бок, вытягивался, суча лапами, возможно, исторгнул крик боли, возможно, предсмертный вопль, но она ничего не слышала, а человек в стеклянных наглазниках торжествующе потрясал винтовкой над головой, и в следующее мгновение Акбара уже перескочила через бездыханное тело Большеголового, и тут вновь ворвались в ее сознание звуки реального мира – голоса, шум облавы, несмолкающий грохот выстрелов, пронзительные гудки автомашин, крики и вопли людей, хрип агонизирующих антилоп, гул вертолетов над головой… Страшно было смотреть на этих людей в облитой кровью с головы до ног одежде…

(По роману Ч. Айтматова «Плаха»)

Опорные вопросы:

  1. В природе хищник-волк противопоставлен жертве-сайгаку. Как изменилось это противопоставление в предложенном фрагменте романа? Какие изобразительно-выразительные средства использует автор, чтобы показать страшное лицо «истинного хищника»?

  2. В романе Ч. Айтматова «Плаха» несколько сюжетных линий, одна из них связана с одушевлением образа волчицы Акбары, обладающей удивительными синими глазами. Как в данном фрагменте романа показаны страдания матери-волчицы? Какие художественные изобразительно-выразительные средства использует писатель?

  3. Саванна в романе Ч. Айтматова – это не только определённая экосистема, это дикая природа, свободная от деятельности человека. Как вы понимаете фразу: «Саванна платила богам кровавую дань за то, что смела оставаться саванной…»







Критерии оценивания

  1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие

а) Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне, авторская позиция не искажена

30

б) Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта поверхностно, односторонне, авторская позиция не искажена

20

в) Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта поверхностно, односторонне, авторская позиция искажена

10

г) Тема не раскрыта

0

2. Привлечение текста произведения для аргументации

а) Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., фактические ошибки отсутствуют

15

б) Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., но допущены одна-две фактические ошибки,

ИЛИ

для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), фактические ошибки отсутствуют

10

в) Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), допущены одна-две фактические ошибки;

ИЛИ для аргументации текст привлекается на уровне пересказа, фактические ошибки отсутствуют или допущены одна-две фактические ошибки.

5

в) Суждения не аргументируются текстом произведения,

ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены три или более фактические ошибки

0

3. Опора на теоретико-литературные понятия


а) Теоретико-литературные понятия включены в сочинение корректно и использованы для анализа текста произведения, в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют

10

б) Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения, И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий.

7

в) Допущено более одной ошибки в использовании понятий.

3

4. Композиционная цельность и логичность


а) Сочинение характеризуется композиционной цельностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена

5

б) Сочинение характеризуется композиционной цельностью и последовательностью изложения, НО допущено одна-две логические ошибки

3

в) В сочинении прослеживается композиционный замысел, НО отсутствует композиционная цельность и последовательность изложения,

И/ИЛИ

допущено три-четыре логические ошибки

1

в) В сочинении не прослеживается композиционный замысел, грубые нарушения последовательности изложения существенно затрудняют понимание смысла,

И/ИЛИ

допущено более четырех логических ошибок

0

5. Соблюдение речевых норм


а) Речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка

10

б) Допущены две-три речевые ошибки

7

в) Допущены четыре речевые ошибки

3

г) Допущено пять или более речевых ошибок

0

Максимальный балл

70 баллов





Задание № 2

Группа блогеров решила заняться пропагандой лирики русских поэтов среди молодёжи. Напишите и вы свою страницу для этого блога.



Критерии оценивания

1. Соответствие ответа заданию

а) Сочинение свидетельствует о понимании задания как пропаганды лирики русских поэтов

5

б) Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании задания

3

б) Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей

0

2. Привлечение текста произведения для аргументации

а) Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., фактические ошибки отсутствуют

5

б) Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., но допущены одна-две фактические ошибки,

ИЛИ

для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), фактические ошибки отсутствуют

3

в) Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), допущены одна-две фактические ошибки;

ИЛИ для аргументации текст привлекается на уровне пересказа, фактические ошибки отсутствуют или допущены одна-две фактические ошибки.

0

  1. Логичность и соблюдение речевых норм


а) Отсутствуют логические, речевые ошибки

5

б) Допущено не более одной ошибки каждого вида: логическая и/или речевая (суммарно не более двух ошибок)

3

в) Допущено две или более ошибок одного вида независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов

0

Максимальный балл

15 баллов