МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 25 »
ПРЕДГОРНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
357355, Ставропольский край, Предгорный район, п. Нижнеэтокский, ул. Шоссейная, б/нТел/факс 8 (879 61) 48-1-49, e-mail: mouoosh25@rambler.ru
Выступление по теме
« Опыт работы по формированию функциональной грамотности на занятиях по внеурочной деятельности»
Подготовила :
учитель начальных классов
МБОУ ООШ №25 п.Нижнеэтокский
Тахтамышева Надежда Николаевна
п.Нижнеэтокский 2024
«Формирование функциональной грамотности во внеурочной деятельности»
Слайд2 «Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
Они будут открывать это новое сами.
Моя задача- помочь им раскрыться и развить собственные идеи»
И.Г.Песталоцци
Слайд3
Уважаемые коллеги! Начать свое выступление мне хочется с известной притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время. Называется она «Чайная церемония».
«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.
Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.
Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке. Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.
Ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии.
Только последний ученик ничего не сказал.
Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.
- Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило: «Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».
- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.
- Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.
В деятельности учителя можно отметить следующие методические приёмы:
самостоятельная работа по приобретению знаний, «обучение в сотрудничестве», значимость практических знаний.
Действительно, мудрости учителя можно позавидовать. Он понимал, что
- самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;
- «обучение в сотрудничестве» даёт также положительные результаты, это интерактивный метод;
- умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей.
Притча «Чайная церемония» - о знаниях и применении их на деле, говоря современным языком «функциональная грамотность школьников»
.
Теоретическая часть. Что такое функциональная грамотность.
Почему понятие функциональной грамотности стало актуальным для современной школы?
Потому, что оно направлено не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.
Для формирования функциональной грамотности в начальной школе важно, чтобы задания, которые получают дети, были близки их опыту и окружению. Близкая тема вдохновляет ребенка узнавать, потому что знания могут быть сразу применены в реальной жизни .
Для успешного развития функциональной грамотности школьников и достижения ключевых и предметных компетенций необходимо соблюдать следующие условия:
занятия должны носить деятельностный характер;
деятельность ориентирована на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты;
предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели;
Слайд 4 Следовательно, научиться действовать ученик может только в процессе самого действия.
В современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности ребенка:
1)добывать новые знания;
2) применять полученные знания на практике;
3)оценивать свое знание-незнание;
4)стремиться к саморазвитию.
Слайд 5 Существуют формы и методы, которые способствуют развитию функциональной грамотности. Вы видите их на экране.
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Занятия внеурочной деятельностью помогают решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребенка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, это и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Многие люди думают, что внеурочные занятия не столь важны, как основные предметы и науки, но это не так.
Задача внеурочной деятельности в том, чтобы научить ребёнка смотреть на мир под другим углом, дать понять, что он способен сориентироваться в ситуации и найти выход из нее самостоятельно, приобрести новые знания, правильно поставить цель и разработать план действии.
Слайд 6 Внеурочные занятия помогают сформировать различные навыки современного успешного человека, т.е. функционально грамотную личность:
– человека, способного к принятию самостоятельного решения и выбора;
– умеющего нести ответственность за принятые решения;
– способного быть ответственным за себя и своих близких;
– умеющего «учиться» и желающего постоянно самосовершенствоваться;
– обладающего различными компетенциями в разных областях;
– умеющего нестандартно решать задачи;
– легко адаптирующегося в социуме;
– умеющего искать общие решения и компромиссы;
– хорошо владеющего устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми;
– владеющего современными информационными технологиями.
Происходит развитие дизайнерского мышления – развитие неординарной, интересной личности, профориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства.
Слайд7 Основные направления формирования функциональной грамотности вы видите на экране.
1.Математическая грамотность
2.Читательская грамотность
3.Естественнонаучная грамотность
4.Финансовая грамотность
5.Глобальные компетенции
6.Креативное мышление
Слайд 8 Я веду курс внеурочной деятельности «Юный художник». Расскажу подробнее, как я развиваю функциональную грамотность на этих занятиях. Рассмотрим это на примере занятия по изготовлению подарков для мам к 8 марта. Рассмотрим три основных этапа, в ходе которых я использовала различные приёмы, направленные на развитие ФГ
Слайд 9 1 Этап. Планирование и организация.
На этом этапе мы поставили цель, определили задачи. Дети получили мотивацию на самостоятельную поисковую деятельность, что заинтересовало и вовлекло их в работу. _- Приближался праздник 8 марта. Нам нужно поздравить мам. Мы решили, что подарки должны быть не только красивыми и приятными внешне, но и полезными в быту. Что бы это могло быть?
На данном этапе использовался приём Корзина идей. Были предложены следующие варианты:
- Открытка
- Прихватка
-Разделочная доска
-Ваза
- Из предложенных вариантов подарков для мам, мы должны выбрать тот , который можно выполнить быстро, с минимальными денежными вложениями, чтобы он был необычный и оригинальный, и в то же время объединен одной темой.
(В результате коллективного обсуждения дети делают вывод, что лучший вариант – разделочная доска)
Мы обсудили идеи для реализации проекта. Составили план работы, утвердили сроки его реализации. Распределили обязанности между участниками проекта. Выбрали материалы и обсудили практическую часть.
Купили все необходимое. Надо было рассчитать денежные затраты на покупку материалов для поделок.
Цель данного этапа - научиться решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи; формировать способность строить социальные отношения, работая в группе, способствовать формированию основ финансовой грамотности, которые включают знание и понимание финансовых терминов и понятий , а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений.
Слайд 10 2-ой этап – Практический
Сначала дети выбирали дизайн своей доски, проявляя при этом творческое воображение, некоторые пользовались предложенными вариантами из интернета.
Здесь формируется креативное мышление - способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствования идей, направленных на получение оригинальных, нестандартных решений, развитие воображения.
В процессе непосредственного изготовления подарка мамам
ребята познакомились с алгоритмом выполнения дизайна доски в технике «Декупаж».
Во время групповой работы дети прочитали памятки с алгоритмом выполнения поделки, обсудили каждый их пункт. Способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности – это одна из составляющих ФГ - читательская грамотность. После этого просмотрели обучающий мастер-класс по декупажу.
Затем выполняли работу по заданному алгоритму .
В процессе работы ребята помогали друг другу, подсказывали, советовались, при этом учились успешно и уважительно взаимодействовать, а также действовать ответственно для обеспечения устойчивого коллективного благополучия, что предусматривает ещё одна составляющая ФГ - глобальная компетентность.
Т. о., на данном этапе занятия реализуются практические навыки, формируются:
-информационная грамотность,
- коммуникативная грамотность,
-организационные умения и навыки,
- переработка и систематизация имеющихся знаний,
- оценочные умения,
-умение делать выводы,
-умение использовать информацию, предоставленную в различных формах,
- умение контролировать ход и результат решения проблемы
- умение результативно мыслить и работать с информацией,
- взаимодействовать при работе в группах, в коллективе,
Слайд 11 3-ий этап – Аналитический - Презентация проекта
Выполнив работу, необходимо оценить результаты, обсудить, достигнуты ли поставленные цели; проанализировать ошибки. В процессе обсуждения выполненных работ, дети учились способности строить социальные отношения; развивать рефлексивные умения, обеспечивающие оценку своей грамотности.
На этом этапе формировались :
- оценочные умения (самостоятельно делать выбор и отвечать за него),
- умение делать выводы, формулировать их на основе имеющихся данных,
- умение анализировать,
- умение контролировать ход и результат решения проблемы,
- умение корректировать свою деятельность.
Т. о. современные методы и формы работы оказывают педагогам практическую помощь в решении профессиональных задач, способствуют развитию школьной информационно-образовательной среды, направленной на повышение функциональной грамотности обучающихся
Слайд 13 Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя добиться развития функциональной грамотности.