СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« Опыт работы по формированию функциональной грамотности на занятиях по внеурочной деятельности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

опыт работы по формированию функциональной грамотности во внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«« Опыт работы по формированию функциональной грамотности на занятиях по внеурочной деятельности»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 25 »

ПРЕДГОРНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

357355, Ставропольский край, Предгорный район, п. Нижнеэтокский, ул. Шоссейная, б/нТел/факс 8 (879 61) 48-1-49, e-mail: mouoosh25@rambler.ru










Выступление по теме

« Опыт работы по формированию функциональной грамотности на занятиях по внеурочной деятельности»







Подготовила :

учитель начальных классов

МБОУ ООШ №25 п.Нижнеэтокский

Тахтамышева Надежда Николаевна



п.Нижнеэтокский 2024

«Формирование функциональной грамотности во внеурочной деятельности»

Слайд2 «Мои ученики будут узнавать новое не от меня;

Они будут открывать это новое сами.

Моя задача- помочь им раскрыться и развить собственные идеи»

И.Г.Песталоцци

Слайд3

Уважаемые коллеги! Начать свое выступление мне хочется с известной притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время. Называется она «Чайная церемония».

«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.

Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.

Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке. Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.

Ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии.

Только последний ученик ничего не сказал.

Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.

- Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило: «Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».

- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.

- Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.

В деятельности учителя можно отметить следующие методические приёмы:

самостоятельная работа по приобретению знаний, «обучение в сотрудничестве», значимость практических знаний.

Действительно, мудрости учителя можно позавидовать. Он понимал, что

- самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;

- «обучение в сотрудничестве» даёт также положительные результаты, это интерактивный метод;

- умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей.

Притча «Чайная церемония» - о знаниях и применении их на деле, говоря современным языком «функциональная грамотность школьников»



.




Теоретическая часть. Что такое функциональная грамотность.


Почему понятие функциональной грамотности стало актуальным для современной школы?

Потому, что оно направлено не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.

Для формирования функциональной грамотности в начальной школе важно, чтобы задания, которые получают дети, были близки их опыту и окружению. Близкая тема вдохновляет ребенка узнавать, потому что знания могут быть сразу применены в реальной жизни .

Для успешного развития функциональной грамотности школьников и достижения ключевых и предметных компетенций необходимо соблюдать следующие условия:

  • занятия должны носить деятельностный характер;

  • деятельность ориентирована на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты;

предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели;

  • используются продуктивные формы групповой работы;

Слайд 4 Следовательно, научиться действовать ученик может только в процессе самого действия.

В современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности ребенка:

1)добывать новые знания;

2) применять полученные знания на практике;

3)оценивать свое знание-незнание;

4)стремиться к саморазвитию.

Слайд 5 Существуют формы и методы, которые способствуют развитию функциональной грамотности. Вы видите их на экране.

  • Групповая форма работы

  • Игровая форма работы

  • Творческие задания

  • Тестовые задания

  • Практическая работа

  • Ролевые и деловые игры

  • Исследовательская деятельность

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Занятия внеурочной деятельностью помогают решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребенка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, это и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

  Многие люди думают, что внеурочные занятия не столь важны, как основные предметы и науки, но это не так.

 Задача внеурочной деятельности в том, чтобы научить ребёнка смотреть на мир под другим углом, дать понять, что он способен сориентироваться в ситуации и найти выход из нее самостоятельно, приобрести новые знания, правильно поставить цель и разработать план действии.

Слайд 6 Внеурочные занятия помогают сформировать различные навыки современного успешного человека, т.е. функционально грамотную личность:

человека, способного к принятию самостоятельного решения и выбора; 

умеющего нести ответственность за принятые решения; 

способного быть ответственным за себя и своих близких; 

умеющего «учиться» и желающего постоянно самосовершенствоваться;

 – обладающего различными компетенциями в разных областях; 

умеющего нестандартно решать задачи; 

легко адаптирующегося в социуме;

 – умеющего искать общие решения и компромиссы;

хорошо владеющего устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми; 

владеющего современными информационными технологиями.

 Происходит развитие дизайнерского мышления – развитие неординарной, интересной личности, профориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства. 


Слайд7 Основные направления формирования функциональной грамотности вы видите на экране.

1.Математическая грамотность

2.Читательская грамотность

3.Естественнонаучная грамотность

4.Финансовая грамотность

5.Глобальные компетенции

6.Креативное мышление


Слайд 8 Я веду курс внеурочной деятельности «Юный художник». Расскажу подробнее, как я развиваю функциональную грамотность на этих занятиях. Рассмотрим это на примере занятия по изготовлению подарков для мам к 8 марта. Рассмотрим три основных этапа, в ходе которых я использовала различные приёмы, направленные на развитие ФГ


Слайд 9 1 Этап. Планирование и организация.

  На этом этапе мы поставили  цель, определили задачи. Дети получили мотивацию на самостоятельную поисковую деятельность, что заинтересовало и вовлекло их в работу. _- Приближался праздник 8 марта. Нам нужно поздравить мам. Мы решили, что подарки должны быть не только красивыми и приятными внешне, но и полезными в быту. Что бы это могло быть?

На данном этапе использовался приём Корзина идей. Были предложены следующие варианты:

- Открытка

- Прихватка

-Разделочная доска

-Ваза

- Из предложенных вариантов подарков для мам, мы должны выбрать тот , который можно выполнить быстро, с минимальными денежными вложениями, чтобы он был необычный и оригинальный, и в то же время объединен одной темой.

(В результате коллективного обсуждения дети делают вывод, что лучший вариант – разделочная доска)

Мы обсудили идеи для реализации проекта. Составили план работы, утвердили сроки его реализации. Распределили обязанности между участниками проекта. Выбрали материалы и обсудили практическую часть. 

Купили все необходимое. Надо было рассчитать денежные затраты на покупку материалов для поделок.

Цель данного этапа - научиться решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи; формировать способность строить социальные отношения, работая в группе, способствовать формированию основ финансовой грамотности, которые включают знание и понимание финансовых терминов и понятий , а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений.






Слайд 10 2-ой этап – Практический

Сначала дети выбирали дизайн своей доски, проявляя при этом творческое воображение, некоторые пользовались предложенными вариантами из интернета.

Здесь формируется креативное мышление - способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствования идей, направленных на получение оригинальных, нестандартных решений, развитие воображения.


В процессе непосредственного изготовления подарка мамам

ребята познакомились с алгоритмом выполнения дизайна доски в технике «Декупаж».

Во время групповой работы дети прочитали памятки с алгоритмом выполнения поделки, обсудили каждый их пункт. Способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности – это одна из составляющих ФГ - читательская грамотность. После этого просмотрели обучающий мастер-класс по декупажу.

Затем выполняли работу по заданному алгоритму .

В процессе работы ребята помогали друг другу, подсказывали, советовались, при этом учились успешно и уважительно взаимодействовать, а также действовать ответственно для обеспечения устойчивого коллективного благополучия, что предусматривает ещё одна составляющая ФГ - глобальная компетентность.

Т. о., на данном этапе занятия реализуются практические навыки, формируются:

-информационная грамотность,

- коммуникативная грамотность,

-организационные умения и навыки,

- переработка и систематизация имеющихся знаний,

- оценочные умения,

-умение делать выводы,

-умение использовать информацию, предоставленную в различных формах,

- умение контролировать ход и результат решения проблемы

- умение результативно мыслить и работать с информацией,

- взаимодействовать при работе в группах, в коллективе,


Слайд 11 3-ий этап – Аналитический -  Презентация проекта


Выполнив работу, необходимо оценить результаты, обсудить, достигнуты ли поставленные цели; проанализировать ошибки. В процессе обсуждения выполненных работ, дети учились способности строить социальные отношения; развивать рефлексивные умения, обеспечивающие оценку своей грамотности.

На этом этапе формировались :

- оценочные умения (самостоятельно делать выбор и отвечать за него),

- умение делать выводы, формулировать их на основе имеющихся данных,

- умение анализировать,

- умение контролировать ход и результат решения проблемы,

- умение корректировать свою деятельность. 


Т. о. современные методы и формы работы оказывают педагогам практическую помощь в решении профессиональных задач, способствуют развитию школьной информационно-образовательной среды, направленной на повышение функциональной грамотности обучающихся

Слайд 13 Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя добиться развития функциональной грамотности.