СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация учебного процесса на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал можно использовать для создания педагогического опыта, в разделе -организация учебного процесса.

Просмотр содержимого документа
«Организация учебного процесса на уроках математики»

Организация учебного процесса на уроке математики


Ещё десять- пятнадцать лет назад вопрос «математической культуры» прозвучал бы дико для российских школьников, преподавателей. Однако в последние годы выясняется, что для большинства юношей и девушек сущность «математических» рассуждений остаётся тайной за семью печатями. Им приходится с трудом постигать азбуку логических построений. Научиться чётко представлять, что надо доказывать утверждение как теорему или привести контрпримеры; что в математике существуют необходимые и достаточные условия, причины и следствия; что система уравнений и их совокупность разные вещи; что понятие равносильности неравенств или уравнений не заучивается, а формулируется самостоятельно. Все эти смысловые тонкости и составляют понятие «математической культуры»

Вооружить учащихся опорным уровнем знаний, выработать у них

прочные математические знания – одно из важнейших программных

требований, выполнение которого при обучении математики требует от учителя и учеников немало усилий. И хотя в основе современного школьного курса лежат математические правила, выкладки, доказательства, это ещё не обеспечивает учащихся знаниями.

Успех обучения математике определяется не столько знанием правил, а их пониманием, умением применять их. Ведь выявить внутреннее содержание правила удаётся далеко не всем, и тогда теория усваивается формально и не даёт ощутимых результатов в обучении. Значительная часть учащихся, не применяет правила при решении заданий, потому что не видит, в каких случаях можно допустить ошибку.

Учитывая данный факт, при планировании работы по выработке вычислительных навыков (что является неотъемлемой частью каждого урока математики) использую принцип этапности.


Начальным этапом (первым) считаю не только психологическую подготовку, но и, обязательно устную работу. Данный вид работы позволяет не только непрерывно тренировать математические навыки, но и делают материал более доступным, что не только отражается на качестве знаний, но и сокращает время работы над заданиями. Задания, используемые на данном этапе, не отличаются разнообразием, но при регулярном их использовании дают продуктивный результат. Предлагаю некоторые из них:

Данные задания помогают ученику узнать секреты устного счёта

3,9:0,3 0,55:0,11 6·0,5 4·1,5 4·2,5

2,5:0,5 0,63:0,09 12·0,5 8·1,5 6·2,5


Такие упражнения позволяют ученикам сделать вывод: если у делимого и у делителя одинаковое число знаков после запятой, то при делении десятичных дробей, на запятую внимание не обращают; умножить на 0,5 значит разделить на 2; умножить на 1,5 значит к целому прибавить половину; умножить на 2,5 значит к двум целым прибавить половину


; 16· ; 25· ; 28· ; 36· .


Эти упражнения говорят о том, что умножить целое число на ; ; ; ;

Значит, разделить на 2, 4, 5,7, 9.

Для учащихся 7-9 классов можно включить задания с алгебраическими выражениями


; ; ; ;

Этот вид заданий обучает учащихся видеть правило сокращения дроби (при делении выражений с противоположными знаками получится -1).

Считаю нужным добавить, что данные виды заданий устного плана целесообразно использовать ежеурочно как элементы разминки для регулярного тренинга.


Вторым этапом данного вида работы является процесс повторения ранее изученного. Он может быть осуществлён разными способами.

• «Использование большой динамической пары»

Данный приём моей работы заключает следующее: каждый ученик класса должен опросить другого (всех учеников класса) и ответить на их вопросы. Чтобы воспитать у учащихся ответственность за порученную работу и поощрить тех, кто хочет поскорее ответить сам, не опрашивая остальных,

8

подчёркиваю, что оценка за повторение будет поставлена тому, кто опросил

всех. Причём разрешаю вести опрос не только на уроке, но и на перемене. Если ученик опросил всех, ему выставляю оценку за повторение почти всегда высокую, а затем он получает следующее небольшое задание для опроса.

Во время работы в динамической паре дети свободно пересаживаются, говорят в пол голоса, что раскрепощает детей, стоит рабочий шум. И всё же это вызывает нарушение дисциплины, поэтому работу в большой динамической паре провожу изредка, когда необходимо освежить в памяти большой раздел.


Третьим этапом

в выработке вычислительных навыков (считаю нужным заметить в очередной раз, что данное деление условно, так как вычислительная работа, а также решение задач- неотъемлемый компонент каждого урока математики) является контроль полученных знаний.

На этом этапе использую различные задания, зависящие от того, какой вид деятельности проверяется.

Регулярно применяя изложенный в разделе «Организация учебного процесса», материал, отметила, рост познавательной активности, качества знаний. Исходя из этого я пришла к выводу, что навыки вычислительной работы, относящиеся к числу сложнейших, требуют непрерывной целенаправленной работы, и лишь дифференцированный подход к каждому ученику, осуществляемый на уроках с тщательным подбором материала, с использованием средств наглядности, предусматривает высокие результаты.