СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные направления и методические рекомендации по переходу на новый образовательный стандарт в 2022/2023 учебном году

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Основные направления и методические рекомендации по переходу на новый образовательный стандарт в 2022/2023 учебном году»

ФГОС-2021: основные направления и методические рекомендации по переходу на новый образовательный стандарт в 2022/2023 учебном году Базовым принципом системы российского образования должен стать принцип справедливости. Качественное образование должно быть доступным для каждого ребенка. / В.В.Путин

ФГОС-2021:

основные направления и методические рекомендации по переходу на новый образовательный стандарт

в 2022/2023 учебном году

Базовым принципом системы российского образования должен стать принцип справедливости. Качественное образование должно быть доступным для каждого ребенка. / В.В.Путин

 ФГОС - 2021!   « ФГОС-3 »?*( нет , официальная нумерация новому стандарту не присваивалась). « Обновлённый ФГОС »?*( нет , он утверждён как новый с учётом преемственности и перспективности). « ФГОС третьего поколения »?*( нет , см. то же, что и ФГОС -3). (*это название допустимо в неофициальной речи как метонимическая замена. Удобно для общения в профессиональной среде)  Правильно – ФГОС - 2021!

ФГОС - 2021!

« ФГОС-3 »?*( нет , официальная нумерация новому стандарту не присваивалась).

« Обновлённый ФГОС »?*( нет , он утверждён как новый с учётом преемственности и перспективности).

« ФГОС третьего поколения »?*( нет , см. то же, что и ФГОС -3).

(*это название допустимо в неофициальной речи как метонимическая замена. Удобно для общения

в профессиональной среде)

Правильно – ФГОС - 2021!

Когда и на основании чего  осуществляется переход на новый стандарт?  Важно! Методологическая основа ФГОС не изменилась: системно-деятельностный подход  ФГОС -2021 вступит в силу  с 1 сентября 2022 года Новые стандарты коснуться детей, которые пойдут  в 1 - ые и 5 - ые классы !!! Ученик – активный субъект образовательного процесса. Важная роль в обучении отводится самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Когда и на основании чего осуществляется переход на новый стандарт?

Важно!

Методологическая основа ФГОС не изменилась:

системно-деятельностный подход

  • ФГОС -2021 вступит в силу

с 1 сентября 2022 года

  • Новые стандарты коснуться детей, которые пойдут

в 1 - ые и 5 - ые классы !!!

Ученик – активный субъект образовательного процесса. Важная роль в обучении отводится самостоятельной познавательной деятельности школьника.

 ФГОС - 2021     Основные изменения во ФГОС -2021 по сравнению с предыдущими стандартами    ФГОС -2021 обеспечивает (цитаты из стандарта): 1) единство образовательного пространства РФ; 2) преемственность образовательных программ НОО, ООО и СОО; 3) вариативность содержания образовательных программ ООО; 4) государственные гарантии получения качественного образования на основе единства требований к условиям реализации программ ООО и результатам их освоения; 5) формирование российской гражданской идентичности обучающихся; 6) сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа РФ, реализацию права обущающихся на изучение родного языка и возможность получения образования на родном языке.

ФГОС - 2021

Основные изменения во ФГОС -2021 по сравнению с предыдущими стандартами

ФГОС -2021 обеспечивает (цитаты из стандарта):

1) единство образовательного пространства РФ;

2) преемственность образовательных программ НОО, ООО и СОО;

3) вариативность содержания образовательных программ ООО;

4) государственные гарантии получения качественного образования на основе единства требований к условиям реализации программ ООО и результатам их освоения;

5) формирование российской гражданской идентичности обучающихся;

6) сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа РФ, реализацию права обущающихся на изучение родного языка и возможность получения образования на родном языке.

ФГОС – 2021 изменил и расширил требования к материально-технической базе

и организации образовательного процесса

Деление учеников на группы

Оснащение кабинетов

Использование электронных средств обучения, дистанционных технологий

Новые стандарты НОО и ООО позволяют организовать образовательную деятельность при помощи деления обучающихся на группы не только внутри класса, но и внутри параллели. Ранее ФГОС таких норм не устанавливал.

Обучение в группах можно строить по-разному: с учетом успеваемости или образовательных потребностей и интересов обучающихся.

Это позволит педагогам реализовывать дифференцированный подход.

Ранее ФГОС предъявлял общие требования к оснащению кабинетов. Новый ФГОС ООО установил требования к оснащению кабинетов по отдельным предметным областям:

П. 36.3 . «Кабинеты по предметным областям "Русский язык и литература", "Родной язык и родная литература» должны быть оснащены комплектами наглядных пособий, карт, учебных макетов, а также специального оборудования, обеспечивающего развитие компетенций в соответствии с программой ООО».

Новый ФГОС фиксирует право школы применять различные образовательные технологии, в том числе дистанционные .

При этом, если школьники учатся с использованием дистанционных технологий, ОО должна обеспечить их индивидуальным авторизованным доступом ко всем ресурсам. И доступ должен быть как на территории школы, так и за ее пределами:

«Информационно-образовательная среда Организации должна обеспечивать:

  • возможность использования участниками образовательного процесса ресурсов и сервисов цифровой образовательной среды;
  • безопасный доступ к цифровым образовательным ресурсам;
  • дистанционное взаимодействие всех участников образовательных отношений (обучающихся, родителей (или законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, педагогических работников и др. участников образовательного процесса) в рамках дистанционного образования с соблюдением законодательства Российской Федерации…».
Изменение и расширение требований к материально-технической базе и организации образовательного процесса Повышение квалификации педагогов Обучающиеся с ОВЗ В разделе «Общие положения» указано, что ФГОС НОО не нужно прим ен ять для обучения детей с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями.  Адаптированные программы на уровне ООО разрабатывают на основе нового ФГОС ООО. Для этого в него внесли вариации предметов. Предыдущие ФГОС четко определяли, что повышать квалификацию педагоги должны не реже чем раз в три года. Новые ФГОС эту норму исключили . В Законе об образовании по-прежнему закреплено, что педагог может проходить дополнительное профессиональное образование и обязан систематически повышать квалификацию. Но указания, как часто он должен это делать, теперь нет.

Изменение и расширение требований

к материально-технической базе и

организации образовательного процесса

Повышение квалификации педагогов

Обучающиеся с ОВЗ

  • В разделе «Общие положения» указано, что ФГОС НОО не нужно прим ен ять для обучения детей с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями.
  • Адаптированные программы на уровне ООО разрабатывают на основе нового ФГОС ООО. Для этого в него внесли вариации предметов.

Предыдущие ФГОС четко определяли, что повышать квалификацию педагоги должны не реже чем раз в три года.

Новые ФГОС эту норму исключили . В Законе об образовании по-прежнему закреплено, что педагог может проходить дополнительное профессиональное образование и обязан систематически повышать квалификацию. Но указания, как часто он должен это делать, теперь нет.

Обеспечение вариативности содержания программ ООО во ФГОС -2021 Это нужно знать учителю русского языка и литературы! Предметные области Учебные предметы Русский язык и литература Русский язык Родной язык и родная литература  Литература Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации  Родная литература  Границы  аудиторной  нагрузки  Предыдущий  ФГОС  ООО Минимум 5267 Максимум  Новый ФГОС ООО  6020 5058  5549  Объём аудиторных часов уменьшился!

Обеспечение вариативности содержания программ ООО во ФГОС -2021

Это нужно знать учителю русского языка и литературы!

Предметные области

Учебные предметы

Русский язык и литература

Русский язык

Родной язык и родная литература

Литература

Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации

Родная литература

Границы аудиторной нагрузки

Предыдущий ФГОС ООО

Минимум

5267

Максимум

Новый ФГОС ООО

6020

5058

5549

Объём аудиторных часов уменьшился!

 Рекомендуемое количество часов на изучение дисциплин предметной области «Русский язык и литература»  (из «Примерной рабочей программы ООО» )   Класс Предмет 5 класс Русский язык 170 ч Литература 6 класс Родной язык 102 ч 204 ч 7 класс 136 ч 68 ч Родная литература 8 класс 102 ч 9 класс 102 ч 68 ч 68 ч 34 ч 102 ч 34 ч 34 ч 68 ч 34 ч 102 ч 34 ч 34 ч 34 ч 34 ч ОДОБРЕНА РЕШЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ОБЩЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ, протокол 3/21 от 27.09.2021 г.

Рекомендуемое количество часов на изучение дисциплин предметной области «Русский язык и литература» (из «Примерной рабочей программы ООО» )

Класс

Предмет

5 класс

Русский язык

170 ч

Литература

6 класс

Родной язык

102 ч

204 ч

7 класс

136 ч

68 ч

Родная литература

8 класс

102 ч

9 класс

102 ч

68 ч

68 ч

34 ч

102 ч

34 ч

34 ч

68 ч

34 ч

102 ч

34 ч

34 ч

34 ч

34 ч

ОДОБРЕНА РЕШЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

ПО ОБЩЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ, протокол 3/21 от 27.09.2021 г.

Изменения в требованиях к пояснительной записке ООП и структуре содержательного раздела Пояснительная записка к ООП Содержательный раздел ООП На уровне ООО вместо программы развития УУД необходимо указать программу формирования УУД. На уровне НОО и ООО дополнен раздел рабочими программами учебных модулей. Содержательный раздел ООП НОО и ООО должен состоять из: рабочих программ учебных предметов,  учебных  курсов, курсов внеурочной деятельности, учебных модулей; программы формирования УУД; рабочей программы воспитания; программа коррекционной работы ( в том случае, если в школе обучаются дети с ОВЗ). Введены единые требования для ООП НОО и ООО (раньше были разными). На уровне ООО необходимо добавить общую характеристику программы. В пояснительных записках к ООП НОО и ООО необходимо прописать механизмы реализации программы .

Изменения в требованиях к пояснительной записке ООП

и структуре содержательного раздела

Пояснительная записка к ООП

Содержательный раздел ООП

На уровне ООО вместо программы развития УУД необходимо указать программу формирования УУД.

На уровне НОО и ООО дополнен раздел рабочими программами учебных модулей.

Содержательный раздел ООП НОО и ООО должен состоять из:

  • рабочих программ учебных предметов, учебных курсов, курсов внеурочной деятельности, учебных модулей;
  • программы формирования УУД;
  • рабочей программы воспитания;
  • программа коррекционной работы ( в том случае, если в школе обучаются дети с ОВЗ).

Введены единые требования для ООП НОО и ООО (раньше были разными).

На уровне ООО необходимо добавить общую характеристику программы.

В пояснительных записках к ООП НОО и ООО необходимо прописать механизмы реализации программы .

Рабочие программы учебных предметов, курсов, учебных модулей

Критерий

Предыдущий ФГОС

 

Новый ФГОС

Виды рабочих программ

Рабочие программы учебных предметов и курсов, в том числе и внеурочной деятельности.

 

Тематическое планирование учебных предметов, курсов в структуре рабочих программ

Различается для рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности.

Структура рабочих программ *

Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов ( в том числе и внеурочной деятельности), учебных модулей.

Одинаковая для всех рабочих программ, в том числе и программ внеурочной деятельности.

С учетом рабочей программы воспитания, с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Учет рабочей программы воспитания

С указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы, возможности использования по этой теме ЭОР и ЦОР.

Только в разделе «Тематическое планирование».

Особенности рабочей программы курса

 

Во всех разделах рабочей программы.

В содержании программы должны быть указаны формы организации и виды деятельности.

  В программе должны быть указаны формы проведения занятий.

Структура рабочих программ учебных предметов , учебных курсов

(в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей по ФГОС ООО -2021

( формируются с учетом рабочей программы воспитания!) .

  • Пояснительная записка , в которой даётся:
  • Общая характеристика учебного предмета (курса, модуля, внеурочной деятельности)
  • Цели изучения
  • Место учебного предмета в учебном плане
  • Содержание учебного предмета
  • Планируемые результаты освоения учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля
  • Личностные результаты
  • Метапредметные результаты
  • Предметные результаты (прописываются подробно!)
  • Тематическое планирование ( с указанием количества академических часов , отводимых на освоение каждой темы, ЭОР и ЦОР , являющихся учебно-методическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы и т.п.), реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании;
  • рабочие программы учебных курсов внеурочной деятельности также должны содержать указание на форму проведения занятий.

Вид содержания Примерной ООП по ФГОС-2021

Вид содержания Примерной ООП по ФГОС-2021

Программно- методическое обеспечение учебного процесса

Программно- методическое обеспечение учебного процесса

Регистрация (авторизация) на сайте Выбор рабочей программы

Регистрация (авторизация) на сайте

Выбор рабочей программы

Как в переходный период при отсутствии УМК обеспечить выполнение требований новых ФГОС?  В период перехода на ФГОС -2021 могут быть использованы Любые учебно-методические комплекты, включенные в федеральный перечень учебников. При этом особое внимание должно быть уделено изменению методики преподавания учебных предметов при одновременном использовании дополнительных учебных, дидактических материалов, ориентированных на формирование предметных, метапредметных и личностных результатов.

Как в переходный период при отсутствии УМК обеспечить выполнение требований новых ФГОС?

В период перехода на ФГОС -2021 могут быть использованы

  • Любые учебно-методические комплекты, включенные в федеральный перечень учебников.
  • При этом особое внимание должно быть уделено изменению методики преподавания учебных предметов при одновременном использовании дополнительных учебных, дидактических материалов, ориентированных на формирование предметных, метапредметных и личностных результатов.