СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные способы словообразования. 10 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации рассматриваются морфологический и неморфологический слособы словообразования

Просмотр содержимого документа
«Основные способы словообразования. 10 класс»

Основные способы образования слов 10 класс Малыгина О.Н.. учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 88 Санкт-Петербург

Основные способы образования слов

10 класс

Малыгина О.Н.. учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ № 88 Санкт-Петербург

Цель Обобщить и систематизировать знания о морфемах и способах словообразования, совершенствовать навыки правописания орфограмм в морфемах.

Цель

Обобщить и систематизировать знания о морфемах и способах словообразования, совершенствовать навыки правописания орфограмм в морфемах.

Морфологический способ образования слов

Морфологический способ образования слов

Объясните, как образовано слово Земляной ← земля   ветерок ← ветер клеветник ← клевета Лесник ← лес Доверчивый ← доверять

Объясните, как образовано слово

  • Земляной ← земля
  •   ветерок ← ветер
  • клеветник ← клевета
  • Лесник ← лес
  • Доверчивый ← доверять

Объясните, как образовано слово беспорядок← порядок неприятный← приятный услышу ←  слышу

Объясните, как образовано слово

  • беспорядок← порядок
  • неприятный← приятный
  • услышу слышу

Объясните, как образовано слово Безработица ← работа  нахлебник ← хлеб

Объясните, как образовано слово

  • Безработица ← работа
  • нахлебник ← хлеб
Объясните, как образовано слово свист←свистɇть синь ← синеть   вход←входить

Объясните, как образовано слово

  • свист←свистɇть
  • синь ← синеть
  • вход←входить
Объясните, как образовано слово 1)вечерок, бугорок, язычок, холодок, ветерок; 2)игрок, ездок, стрелок, едок; 3)рынок, хлопок, песок.  

Объясните, как образовано слово

1)вечерок, бугорок, язычок, холодок, ветерок;

2)игрок, ездок, стрелок, едок;

3)рынок, хлопок, песок.

 

КАК СКАЗАТЬ ОДНИМ СЛОВОМ?  Как образованы полученные слова?     Человек, любящий труд – Письмо, написанное рукой – Человек, не помнящий зла – Магазин, работающий круглые сутки –Лекарство, понижающее жар- Люди, носящие одну фамилию – Ученик десятого класса –

КАК СКАЗАТЬ ОДНИМ СЛОВОМ? Как образованы полученные слова?

  •  
  • Человек, любящий труд –
  • Письмо, написанное рукой –
  • Человек, не помнящий зла –
  • Магазин, работающий круглые сутки –Лекарство, понижающее жар-
  • Люди, носящие одну фамилию –
  • Ученик десятого класса –
Объясните, как образовано слово ОАО – открытое акционерное общество ТСЖ – товарищество собственников жилья ЭКГ – электрокардиограмма УЗИ – ультразвуковое исследование

Объясните, как образовано слово

  • ОАО – открытое акционерное общество
  • ТСЖ – товарищество собственников жилья
  • ЭКГ – электрокардиограмма
  • УЗИ – ультразвуковое исследование
Неморфологический способ образования слов  это образование слов в результате перехода одной части речи в другую за счёт переосмысления понятия слова:

Неморфологический способ образования слов

это образование слов в результате перехода одной части речи в другую за счёт переосмысления понятия слова:

сравните У Лёни новенький (прил.) смартфон. – Двенадцатого ноября к нам в школу прибыл новенький (сущ.).

сравните

  • У Лёни новенький (прил.) смартфон. – Двенадцатого ноября к нам в школу прибыл новенький (сущ.).

Подберите существительные Чайная посуда – Мороженое мясо – Гостиная комната – Ванная комната – Приёмная комната – Докладная записка – Рядовой боец – Больной человек –

Подберите существительные

  • Чайная посуда –
  • Мороженое мясо –
  • Гостиная комната –
  • Ванная комната –
  • Приёмная комната –
  • Докладная записка –
  • Рядовой боец –
  • Больной человек –
В каком ряду все слова однокоренные?   1) Дрожать, продрогнуть, вздрагивать; 2) кусать, закуска, вкусный; 3) воспитать, питание, подписка; 4) утроить, третий, трефовый.

В каком ряду все слова однокоренные?

1) Дрожать, продрогнуть, вздрагивать;

2) кусать, закуска, вкусный;

3) воспитать, питание, подписка;

4) утроить, третий, трефовый.

В каком ряду морфемное строение всех слов соответствует схеме: приставка + корень + суффикс?    1) вправо, вслух, влез 2) в-пятых, вровень, вклад  3) впереди, встарь, вкус 4) вблизи, второпях, вскоре

В каком ряду морфемное строение всех слов соответствует схеме: приставка + корень + суффикс?

1) вправо, вслух, влез

2) в-пятых, вровень, вклад

3) впереди, встарь, вкус

4) вблизи, второпях, вскоре

Домашнее задание  1. Записать словообразовательную цепочку слов: переименование, вразброску .  2. Запишите как можно больше однокоренных слов к словам холод, лед, медленно, говорить

Домашнее задание 1. Записать словообразовательную цепочку слов: переименование, вразброску . 2. Запишите как можно больше однокоренных слов к словам холод, лед, медленно, говорить


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!