Просмотр содержимого документа
«Основные способы словообразования. 10 класс»
Основные способы образования слов
10 класс
Малыгина О.Н.. учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ № 88 Санкт-Петербург
Цель
Обобщить и систематизировать знания о морфемах и способах словообразования, совершенствовать навыки правописания орфограмм в морфемах.
Морфологический способ образования слов
Объясните, как образовано слово
- Земляной ← земля
- ветерок ← ветер
- клеветник ← клевета
- Лесник ← лес
- Доверчивый ← доверять
Объясните, как образовано слово
- беспорядок← порядок
- неприятный← приятный
- услышу ← слышу
Объясните, как образовано слово
- Безработица ← работа
- нахлебник ← хлеб
Объясните, как образовано слово
- свист←свистɇть
- синь ← синеть
Объясните, как образовано слово
1)вечерок, бугорок, язычок, холодок, ветерок;
2)игрок, ездок, стрелок, едок;
3)рынок, хлопок, песок.
КАК СКАЗАТЬ ОДНИМ СЛОВОМ? Как образованы полученные слова?
-
- Человек, любящий труд –
- Письмо, написанное рукой –
- Человек, не помнящий зла –
- Магазин, работающий круглые сутки –Лекарство, понижающее жар-
- Люди, носящие одну фамилию –
- Ученик десятого класса –
Объясните, как образовано слово
- ОАО – открытое акционерное общество
- ТСЖ – товарищество собственников жилья
- ЭКГ – электрокардиограмма
- УЗИ – ультразвуковое исследование
Неморфологический способ образования слов
это образование слов в результате перехода одной части речи в другую за счёт переосмысления понятия слова:
сравните
- У Лёни новенький (прил.) смартфон. – Двенадцатого ноября к нам в школу прибыл новенький (сущ.).
Подберите существительные
- Чайная посуда –
- Мороженое мясо –
- Гостиная комната –
- Ванная комната –
- Приёмная комната –
- Докладная записка –
- Рядовой боец –
- Больной человек –
В каком ряду все слова однокоренные?
1) Дрожать, продрогнуть, вздрагивать;
2) кусать, закуска, вкусный;
3) воспитать, питание, подписка;
4) утроить, третий, трефовый.
В каком ряду морфемное строение всех слов соответствует схеме: приставка + корень + суффикс?
1) вправо, вслух, влез
2) в-пятых, вровень, вклад
3) впереди, встарь, вкус
4) вблизи, второпях, вскоре
Домашнее задание 1. Записать словообразовательную цепочку слов: переименование, вразброску . 2. Запишите как можно больше однокоренных слов к словам холод, лед, медленно, говорить