Муниципальное специальное (коррекционное) казённое
образовательное учреждение для обучающихся воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья специальная
(коррекционная) общеобразовательная школа № 8 VIII вида
Павлово-Посадского муниципального района Московской области.
Региональный семинар по теме:
«Совместная работа специальной(коррекционной) школы VIII вида, семьи и общественности по комплексному воспитанию учащихся с ОВЗ»,
проводимого в рамках программы «Педагоги Подмосковья – национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»
Тема выступления: «Особенности работы классного руководителя с детьми, находящимися в социально опасном положении»
28 ноября 2014г. Учитель I категории Тонкова О.Ю.
Социально-опасные семьи являются одной из проблем современного общества, именно поэтому детям, находящимся в таких семьях нужно уделять особое внимание.
К основным причинам, обуславливающим социально-опасное положение семьи можно отнести:
- злоупотребление алкоголем,
- отчуждение в отношении с ребенком.
Ребенок, находящийся в нормальной семье получает ласку, заботу, он подражает своим родителям. Ребенок, имеющий пьющих родителей, идентифицирует себя с ними, ибо они значимые взрослые для него.
Пьющие родители не способны выполнять свои обязанности по воспитанию детей, так как они большую часть времени находятся в измененном состоянии сознания, а именно в алкогольном опьянении.
Находясь в социально опасном положении ребенок не получает должного ухода, необходимого количества пищи, а главное эмоциональной поддержки родителей.
Для таких детей характерны следующие особенности: брать на себя роль родителей, очень быстро взрослеть, такие дети очень конфликтны (по причине ссор родителей), поведения часто непредсказуемо.
У детей находящихся в социально опасных семьях очень часто возникает чувство ненужности, неполноценности, желания лучших условий для жизни.
Поэтому в школе они отличаются пассивностью, безразличием к окружающей среде. Они чаще пребывают в состоянии страха и горя, страдают заниженной самооценкой. У таких детей всегда имеются проблемы с успеваемостью и обучаемостью.
Отношения с окружающими часто характеризуются агрессией.
Дети не помнят о последствиях своих действий и поступков, не планируют и не прогнозируют их заранее. К подростковому возрасту у детей из алкогольной семьи нарастают признаки социальной дезадаптации.
В результате детям наносится физический и психологический вред.
Классный руководитель, как специалист, который сопровождает ребенка в процессе обучения, должен сделать все возможные шаги для улучшения состояния ребенка, семейной ситуации, работая в сотрудничестве с родителями, с ребенком, с педагогами, с врачами (врачом общей практики, наркологом и психиатром).
Для того, чтобы помочь ребенку, находящемуся в социально – опасном положении необходимо предпринять комплекс мероприятий.
Психологическое воздействие направлено на все основные факторы, способствующие, поддерживающие социально-опасное положение семьи.
Можно выделить общие рекомендации для работы классного руководителя с детьми, находящимися в социально опасном положении:
1. Классному руководителю необходимо изучить и использовать в работе психолого-педагогические характеристики учащихся.
Каждый классный руководитель составляет психоло-педагогическую характеристику детей на основе, которой он получает представления о психологических особенностях личности учащихся, а также особенности познавательной деятельности и делает общие выводы. Психолого-педагогическая характеристика ученика состоит из следующих пунктов:
- общие сведения об учащемся,
- условия семейного воспитания,
- учебная деятельность учащегося,
- трудовая деятельность,
- психологические особенности личности учащегося,
- особенности познавательной деятельности,
- общие психолог-педагогические выводы.
2. Необходимо учитывать индивидуально-типологические особенности детей, видеть не только отталкивающие, но и привлекательные стороны характера.
3. Руководитель должен предупреждать возникновение конфликтных ситуаций. Если же такая ситуация уже возникла необходимо сразу же в ней разобраться. Ситуацию необходимо обсудить с ребенком наедине.
4. В независимости от индивидуальных способностей ученика необходимо дать возможность проявить себя в коллективе. Использовать резервные возможности ребенка для реализации его социальных потребностей (во внимании, принятии, уважении, безопасности).
Классный руководитель должен проводить профилактические беседы с родителями учащегося.
Для того чтобы найти подход к родителям и ребенку нужно изучить семью, в которой ребенок проживает.
Работу педагога-психолога с семьей, дети которой находятся в социально опасном положении можно представить в виде следующего алгоритма:
1-й этап – изучение семьи и осознание существующих в ней проблем;
2-й этап – знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни;
3-й этап – изучение причин неблагополучия семьи, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций;
4-й этап – изучение личностных взаимоотношений в семье;
5-й этап – непосредственная работа с членами семьи, которым необходима психологическая помощь;
6-й этап – выводы о результатах работы с неблагополучной семьей.
Для предоставления полной картины необходимо пройти все перечисленные этапы.
Классный руководитель в процессе своей профессиональной деятельности должен уметь оказать различные виды помощи детям, находящимся в социально опасном положении. Можно выделить следующие виды помощи:
- информационная помощь – обеспечение детей и их семей информацией по вопросам социальной защиты, помощи и поддержки, а также деятельности социальных служб и спектра оказываемых ими услуг;
- правовая помощь – соблюдение прав человека и прав ребёнка, содействие в реализации правовых гарантий различных категорий детей, правовое воспитание детей и родителей по жилищным, семейно-брачным, трудовым, гражданским вопросам;
- реабилитационная помощь – оказание реабилитационных услуг в социальных службах по восстановлению психологического, морального, эмоционального состояния и здоровья нуждающихся в ней детей;
- бытовая помощь – содействие в улучшении условий быта детей, проживающих в условиях неблагополучия;
- социально-психолого-педагогическая помощь – создание благоприятной психоэмоциональной атмосферы в семье и микросоциуме; предупреждение и преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций во взаимоотношениях детей с родителями, сверстниками, учителями; устранение негативных воздействий семьи; помощь во взаимоотношениях с окружающими и в личностном самоопределении;
- социально-педагогическая помощь – содействие в обучении и развитии детей, а также родителей или других лиц, оказывающих влияние на их развитие и социализацию, информирование по вопросам образования, воспитания, социальной защиты и др.
Основная задача классного руководителя – максимальное развитие каждого ребёнка, сохранение его неповторимости и раскрытие его потенциальных талантов. Целью его воспитательной деятельности является создание условий для психологического комфорта и безопасности ребёнка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах.
Задачу деятельности классного руководителя можно определить как содействие и помощь в интеграции ребёнка в общество, его развитии, образовании, профессиональном становлении, иными словами в его социализации. По сути, эта деятельность содействует изменению тех обстоятельств в жизни ребёнка, которые характеризуются отсутствием чего-либо, зависимостью от чего-либо или потребностью в чём-либо.
Главное направление деятельности учителей и классного руководителя направлено на способы работы с ребенком так, чтобы повысить его адаптивные способности. Одна из самых приоритетных задач при работе с родителями – это развитие их социальной активности и ответственности за своего ребенка.
Педагог-психолог не должен брать на себя функции воспитания и заботы о детях, подменяя родителей, поскольку это порождает пассивную, иждивенческую позицию членов семьи.
Список используемой литературы
1. Родители и дети. Психология взаимоотношений в семье. Целуйко В.М. , Мозырь, 2006г.-234с.
2. http://nsportal.ru/ - Статья «Оказание психологической помощи детям, находящимся в социально опасном положении»,2013г.
3