СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Особенности работы классного руководителя с детьми, находящимися в социально опасном положении"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на региональном семинаре по теме: «Совместная работа специальной(коррекционной) школы VIII вида, семьи и общественности по комплексному воспитанию учащихся с ОВЗ», проводимого в рамках программы «Педагоги Подмосковья – национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»

Просмотр содержимого документа
«"Особенности работы классного руководителя с детьми, находящимися в социально опасном положении"»

Муниципальное специальное (коррекционное) казённое

образовательное учреждение для обучающихся воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья специальная

(коррекционная) общеобразовательная школа № 8 VIII вида

Павлово-Посадского муниципального района Московской области.



Региональный семинар по теме:

«Совместная работа специальной(коррекционной) школы VIII вида, семьи и общественности по комплексному воспитанию учащихся с ОВЗ»,

проводимого в рамках программы «Педагоги Подмосковья – национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»


Тема выступления: «Особенности работы классного руководителя с детьми, находящимися в социально опасном положении»

28 ноября 2014г. Учитель I категории Тонкова О.Ю.

Социально-опасные семьи являются одной из проблем современного общества, именно поэтому детям, находящимся в таких семьях нужно уделять особое внимание.

К основным причинам, обуславливающим социально-опасное положение семьи можно отнести:

- злоупотребление алкоголем,

- отчуждение в отношении с ребенком.

Ребенок, находящийся в нормальной семье получает ласку, заботу, он подражает своим родителям. Ребенок, имеющий пьющих родителей, идентифицирует себя с ними, ибо они значимые взрослые для него.

Пьющие родители не способны выполнять свои обязанности по воспитанию детей, так как они большую часть времени находятся в измененном состоянии сознания, а именно в алкогольном опьянении.

Находясь в социально опасном положении ребенок не получает должного ухода, необходимого количества пищи, а главное эмоциональной поддержки родителей.

Для таких детей характерны следующие особенности: брать на себя роль родителей, очень быстро взрослеть, такие дети очень конфликтны (по причине ссор родителей), поведения часто непредсказуемо.

У детей находящихся в социально опасных семьях очень часто возникает чувство ненужности, неполноценности, желания лучших условий для жизни.

Поэтому в школе они отличаются пассивностью, безразличием к окружающей среде. Они чаще пребывают в состоянии страха и горя, страдают заниженной самооценкой. У таких детей всегда имеются проблемы с успеваемостью и обучаемостью.

Отношения с окружающими часто характеризуются агрессией.

Дети не помнят о последствиях своих действий и поступков, не планируют и не прогнозируют их заранее. К подростковому возрасту у детей из алкогольной семьи нарастают признаки социальной дезадаптации.

В результате детям наносится физический и психологический вред.

Классный руководитель, как специалист, который сопровождает ребенка в процессе обучения, должен сделать все возможные шаги для улучшения состояния ребенка, семейной ситуации, работая в сотрудничестве с родителями, с ребенком, с педагогами, с врачами (врачом общей практики, наркологом и психиатром).

Для того, чтобы помочь ребенку, находящемуся в социально – опасном положении необходимо предпринять комплекс мероприятий.

Психологическое воздействие направлено на все основные факторы, способствующие, поддерживающие социально-опасное положение семьи.

Можно выделить общие рекомендации для работы классного руководителя с детьми, находящимися в социально опасном положении:

1. Классному руководителю необходимо изучить и использовать в работе психолого-педагогические характеристики учащихся.

Каждый классный руководитель составляет психоло-педагогическую характеристику детей на основе, которой он получает представления о психологических особенностях личности учащихся, а также особенности познавательной деятельности и делает общие выводы. Психолого-педагогическая характеристика ученика состоит из следующих пунктов:

- общие сведения об учащемся,

- условия семейного воспитания,

- учебная деятельность учащегося,

- трудовая деятельность,

- психологические особенности личности учащегося,

- особенности познавательной деятельности,

- общие психолог-педагогические выводы.

2. Необходимо учитывать индивидуально-типологические особенности детей, видеть не только отталкивающие, но и привлекательные стороны характера.

3. Руководитель должен предупреждать возникновение конфликтных ситуаций. Если же такая ситуация уже возникла необходимо сразу же в ней разобраться. Ситуацию необходимо обсудить с ребенком наедине.

4. В независимости от индивидуальных способностей ученика необходимо дать возможность проявить себя в коллективе. Использовать резервные возможности ребенка для реализации его социальных потребностей (во внимании, принятии, уважении, безопасности).

Классный руководитель должен проводить профилактические беседы с родителями учащегося.

Для того чтобы найти подход к родителям и ребенку нужно изучить семью, в которой ребенок проживает.

Работу педагога-психолога с семьей, дети которой находятся в социально опасном положении можно представить в виде следующего алгоритма:

1-й этап – изучение семьи и осознание существующих в ней проблем;

2-й этап – знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни;

3-й этап – изучение причин неблагополучия семьи, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций;

4-й этап – изучение личностных взаимоотношений в семье;

5-й этап – непосредственная работа с членами семьи, которым необходима психологическая помощь;

6-й этап – выводы о результатах работы с неблагополучной семьей.

Для предоставления полной картины необходимо пройти все перечисленные этапы.

Классный руководитель в процессе своей профессиональной деятельности должен уметь оказать различные виды помощи детям, находящимся в социально опасном положении. Можно выделить следующие виды помощи:

- информационная помощь – обеспечение детей и их семей информацией по вопросам социальной защиты, помощи и поддержки, а также деятельности социальных служб и спектра оказываемых ими услуг;

- правовая помощь – соблюдение прав человека и прав ребёнка, содействие в реализации правовых гарантий различных категорий детей, правовое воспитание детей и родителей по жилищным, семейно-брачным, трудовым, гражданским вопросам;

- реабилитационная помощь – оказание реабилитационных услуг в социальных службах по восстановлению психологического, морального, эмоционального состояния и здоровья нуждающихся в ней детей;

- бытовая помощь – содействие в улучшении условий быта детей, проживающих в условиях неблагополучия;

- социально-психолого-педагогическая помощь – создание благоприятной психоэмоциональной атмосферы в семье и микросоциуме; предупреждение и преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций во взаимоотношениях детей с родителями, сверстниками, учителями; устранение негативных воздействий семьи; помощь во взаимоотношениях с окружающими и в личностном самоопределении;

- социально-педагогическая помощь – содействие в обучении и развитии детей, а также родителей или других лиц, оказывающих влияние на их развитие и социализацию, информирование по вопросам образования, воспитания, социальной защиты и др.

Основная задача классного руководителя – максимальное развитие каждого ребёнка, сохранение его неповторимости и раскрытие его потенциальных талантов. Целью его воспитательной деятельности является создание условий для психологического комфорта и безопасности ребёнка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах.

Задачу деятельности классного руководителя можно определить как содействие и помощь в интеграции ребёнка в общество, его развитии, образовании, профессиональном становлении, иными словами в его социализации. По сути, эта деятельность содействует изменению тех обстоятельств в жизни ребёнка, которые характеризуются отсутствием чего-либо, зависимостью от чего-либо или потребностью в чём-либо.

Главное направление деятельности учителей и классного руководителя направлено на способы работы с ребенком так, чтобы повысить его адаптивные способности. Одна из самых приоритетных задач при работе с родителями – это развитие их социальной активности и ответственности за своего ребенка.

Педагог-психолог не должен брать на себя функции воспитания и заботы о детях, подменяя родителей, поскольку это порождает пассивную, иждивенческую позицию членов семьи.


Список используемой литературы

1. Родители и дети. Психология взаимоотношений в семье. Целуйко В.М. , Мозырь, 2006г.-234с.

2. http://nsportal.ru/ - Статья «Оказание психологической помощи детям, находящимся в социально опасном положении»,2013г.







3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!