Районные Педагогические чтения: «Учимся вместе: новый формат современной школы» Тема: «Особый ребенок в школе: от пониманию к содействию» Доклад: «Особый ребенок в школе»
Подготовила
учитель начальных классов
высшей категории
МКОУ «С(К)ОШИ VIII вида»:
Попова Светлана Сергеевна
словарь
- ФГОС ОО с у / о -Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- АООП – адаптированная основная общеобразовательная программа (1,2 вариант)
- ТМНР - это сложное нарушение которое характеризуется сочетанием двух и (или) более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития) у одного ребенка.
- СИПР - Специальная индивидуальная программа развития
- Принятие ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью «Приказ Минобрнауки № 1599) обусловил пересмотр организации процесса обучения в интересах и возможностях ребенка. Главным становится не накачивание ученика информацией, а «создание специальных условий для овладения ими навыков и умений, необходимых для решения практико-ориентированных задач, обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся в различных сферах, сформированности мотивации к обучению и познанию» (п.4.2 ФГОС для обучающихся с ОВЗ).
Цель образование детей с ТМНР-
Социальная адаптация, включение их в жизнь общества. Для достижения этой цели осуществляется работа по 5 направлениям:
- представление о себе;
- навыки самообслуживания и жизнеобеспечения;
- представления об окружающем мире и ориентировка в нем;
- способности общаться и взаимодействовать с окружающими людьми;
- навыки предметно-практической, игровой, бытовой и доступной трудовой деятельности.
Основные принципы работы с детьми ТМНР
В основе педагогической работы с детьми, имеющим тяжелую степень отсталости, лежат общедидактические и специальные принципы. При этом такие общедидактические принципы, как воспитывающий характер обучения, наглядность, доступность, индивидуальный подход, имеют особо важное значение. О применении некоторых других (прочность и сознательность усвоения учебного материала) можно говорить весьма условно.
Ведущими для этих детей становятся: принцип коррекционно-развивающего обучения и принцип практической направленности обучения.
Характеристика 2 класса
Всего в классе 9 человек ( 1 – девочка, 8 мальчиков).Из них 1 – на домашнем обучении. Возрастной уровень детей от 8 до 11 лет.
Максим пришел из школы №5, где обучался 2 года в 1 классе, по заключению ПМПК: умственная отсталость легкой степени с нарушением поведения. В семье гиперопека со стороны мамы.
Коля . Заключение ПМПК: резидуально-органическое поражение центральной нервной системы, задержка психо-речевого развития, ОНР 1 уровень. Детский сад не посещал. Воспитанием занимается отец.
Рома. Заключение ПМПК: умственная отсталость умеренной степени, стойкое перинатальное постгипоксическое поражение ЦНС, эпилептиформная дезинтеграция (форма эпилепсий без приступов, нарушение созревания головного мозга), ЗПРР, аллергический ринит, гипердинамический синдром, синдром 2-сторонней пирамидной недостаточности в ногах умеренной тяжести (нарушения ходьбы).Оставлен на повторное обучение в 1 классе.
Юля. Заключение ПМПК: Синдром Прадера –Вилли, Ожирение 2 степени, Сахарный диабет 2 ст., ангиопатия сетчатки (поражения кровеносных сосудов). Детский сад не посещала, в школу поступила в 9 лет.
Стандарт
На основе Стандарта создается АООП, которая при необходимости индивидуализируется (СИПР), к которой может быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальные учебные планы.
Вариант 1.
Вариант 2.
Главное для ребенка со сложным дефектом:
- Адаптация
- Социализация
- Жизненные компетенции
Документы учителя на уроке
- 1. Адаптированная рабочая программа по предметам ( 1 вариант)
- Адаптированная рабочая программа по предметам (2 вариант)
- Технологическая карта урока
1 класс с тьютором Прием «рука в руке»
1 класс «Письмо по точкам»
1 класс с тьютором
1 класс
2 класс «Я сама»
«Я сама»
Уроки ИЗО и ручного труда
Социализация
Социализация Внеурочная деятельность
Работа с родителями
Сотрудничество
АНАЛИТИЧЕСКИЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
«РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ»
ДИРЕКТОР – ЕЛЕНА ДМИТРИЕВНА ХУДЕНКО
(канд. пед. наук, доцент).
ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ.
ФАКУЛЬТЕТ СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
КУРАТОР – ОЛЬГА ВИКТОРОВНА ШЕЛКУНОВА
(канд. пед. наук, доцент).
АКТУАЛЬНОСТЬ
Основная задача - обеспечения прав на получение доступного образования для всех категорий детей, в том числе имеющих выраженные и значительно выраженные функциональные нарушения. Согласно статистике, распространенность умственной отсталости в России ныне составляет около 0,9-1% населения страны. За последние 10 лет в России в 20 раз увеличилось число умственно отсталых детей.
В Якутии на начало XXI века на учете в психиатрической службе Минздравсоцразвития России состояло 7245 олигофренов, в том числе 5293 лиц мужского пола. Из них дебилов - 5830 человек. Это чуть больше 73% процентов от общей численности умственно отсталых. (Иван ИВАНОВ, психиатр высшей категории.
Якутск.)
Литература:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» Источник: http://zakonobobrazovanii.ru/
- Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М. : Просвещение, 2009;
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ от 19 декабря 2014 года № 1599 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- Положение о разработке и утверждении рабочей программы
- Учебный план ОО
- О рабочих программах учебных предметов_ Письмо 28.10.2015 № 08-1786
- Методические рекомендации по введению ФГОС ООО_Письмо 08-1228 от 07.08.2015