СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

От качества урока математики к качеству воспитания

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педсовете

 

Просмотр содержимого документа
«От качества урока математики к качеству воспитания»

От качества урока математики к качеству воспитания

Учитель математики всегда должен помнить,

что, встречаясь даже с очень одаренным учеником,

он готовит из него не математика,

а прежде всего всесторонне развитую личность.

Кожабаев К.Г.

Воспитание на уроке. На него работает все – и стиль общения, и дидактическая структура, и методические приемы. Каждый ученик за время учебы в школе получает около 11000 уроков. Если вычесть отсюда «пропуски по болезни» (приблизительно 15 процентов), получим в среднем 9400 уроков на каждого школьника.

Воспитание подрастающего поколения всегда остается приоритетной задачей образования в нашей стране. Но по-прежнему мы часто задаем вопрос: что важнее: знания или развитие личности ученика, его воспитание? Конечно, на мой взгляд, важнее воспитание и развитие личности ребенка, а знания – одно из средств достижения этой цели. Но, говоря о качестве знаний, проверяя его, мы пользуемся количественным показателем. На этот показатель рассчитаны наши контрольные задания, срезы и другие проверочные работы. Конечно, легче работать с тем учеником, который больше знает по предмету.

В.А. Сухомлинский утверждал, что "быть хорошим учителем можно, только будучи хорошим воспитателем. Воспитательная работа в процессе обучения - такой же целенаправленный, специально и преднамеренно организованный учителем процесс, в нем есть свои закономерности и особенности».  Советский и российский педагог Владимир Абрамович Караковский писал: "Воспитательная работа в школе тем успешнее, чем больше она связана с учением- главным видом деятельности школьника, с другой стороны, учебный процесс тем эффективнее, чем он более насыщен воспитанием". И часто за рамками урока остаются вопросы: что дала  ученикам та  информация, которую они получили на уроке? Какие качества были приобретены учениками на  уроке, и как урок способствовал развитию способностей учеников, как  урок помог ученику в поиске ответов на жизненно важные вопросы? Каким же должен быть урок, чтобы принести пользу в воспитании подрастающего поколения?

Для воспитания качеств личности неизбежным является обращение к эмоциям учащихся. При этом в каждом отдельном случае должны быть затронуты различные эмоции. Так, убежденность в материалистической сущности мира основывается на естественном чувстве уважения к истине. Достижения человеческого гения легко вызывают у учащихся чувство удивления, восхищения в том случае, если в рассказе о выдающихся открытиях описана история вопроса.

Основными воспитательными целями на уроках математики являются:

  • воспитание культуры личности;

  • отношение к математике как к части общечеловеческой культуры;

  • понимание значимости математики для научно-технического прогресса;

  • воспитание активности, самостоятельности, ответственности, трудолюбия;

  • воспитание нравственности, культуры общения;

  • воспитание эстетической культуры;

  • патриотическое воспитание;

  • воспитание графической культуры школьников.

Математика в школе представляет собой учебную дисциплину, при изучении которой учащийся может ощутить радость от маленького открытия, находки, неожиданного решения задачи. Это явление математике свойственно больше, чем другим школьным предметам. Кроме того, что чувства радости и удовлетворения от творческого труда прекрасны сами по себе, они оказывают очень сильное воспитательное воздействие. Таким образом, занятия математикой способствуют достижению общей воспитательной цели – пониманию того, что смысл жизни человека состоит в труде и особенно прекрасен творческий труд.

Решение текстовых задач является одним из средств воспитания. Ведь тематика задач может и должна быть разнообразной по содержанию, относится к разным областям человеческой деятельности. Задачи, составленные на местном материале, задачи исторические, патриотические, статистические, экономические, задачи-шутки должны отвечать учебным целям, должны быть связаны с изучаемой темой.

Важной воспитательной задачей математики является формирование и развитие трудовых навыков. При организации учебного труда стараюсь заботиться о рационализации записей учащихся, добиваясь их краткости и полноты, развивать устную речь, прививая культуру речи. Так, обучение геометрии открывает большие возможности для развития правильной речи. Учащийся привыкает к точности и лаконичности формулировок, учится обдумывать то, что хочет сказать, давать отчет во всем сказанном.

При воспитании трудовых навыков у учащихся никак не обойтись без требования аккуратности, что особенно важно при выполнении измерений, когда одна небольшая оплошность, малейшая небрежность ведет к ошибкам, которые потом нелегко обнаружить, а обнаружив, приходится переделывать. Надо добиваться, чтобы решение каждой задачи, доказательство теоремы, выполнение чертежа или производство работы измерительного характера учащийся всегда делал тщательно и доводил до конца, а завершал выполнение задания самоконтролем. Это заставит учащихся настойчиво добиваться правильных результатов, разовьет их внимание. Честная и добросовестная работа на уроках математики требует напряженной умственной работы, внимания, терпимости в преодолении различных трудностей. Поэтому уроки математики воспитывают в учениках трудолюбие, настойчивость, упорство, умение соглашаться с мнениями других, доводить дело до конца, ответственность.

В качестве примера приведу учебный фрагмент о задаче, пришедшей к нам с картины Николая Петровича Богданова-Бельского «Устный счет». Художник изобразил на этой картине учеников и учителя сельской школы 19 века (причем ученики – мальчики, ведь в то время девочек в школу не принимали). Обратите внимание, как сосредоточенно думает мальчик, изображенный на переднем плане картины. Видно нелегкую задачу дал им учитель. Не сможем ли решить её и мы? Попробуем. На доске написано следующее задание: сумму квадратов чисел от 10 до 14 нужно разделить на 365. Попробуйте сосчитать устно. (ответ: 730 : 365 = 2)

Содержание многих текстовых задач, включенных в учебники математики, дает богатый материал для воспитания учащихся. Следует обращать внимание на сюжет задачи для того, чтобы в процессе решения найти несколько минут для проведения краткой целенаправленной беседы.

 Например. Задача. Рабочий делает за смену 8 деталей, а его ученик в 2 раза меньше. Сколько деталей сделают они вдвоем за смену?

— Как вы думаете, почему ученик работает медленнее, чем рабочий?

- Да, в каждом деле необходимо умение. А чтобы его приобрести, нужно немало потратить труда и времени. Чем больше ученик проявляет усердия, тем быстрее станет настоящим мастером.

 Дисциплинирует учащихся методика проведения урока, которая вынуждает их к активной, творческой работе. Например, для того чтобы повысить эффективность опроса, я в корректной форме, чтобы не обидеть отвечающего, даю учащимся следующее задание: «Укажите ошибки и недочеты в ответах учеников, вызванных к доске, если таковые имеются». В процессе обучения важно выработать у учащихся привычку работать интенсивно, умение трудиться, используя каждую минуту рабочего времени. Труд доставляет радость только тогда, когда оценивается его значение. Поэтому перед изучением новой темы очень важно подчеркнуть ее необходимость.

Преподавание математики, имеющей только ей присущие возможности, играет важную роль в процессе формирования гармонически развитой личности с помощью эстетического воспитания. От эмоциональности ученика зависит работа его памяти. Только там, где разум и чувства в союзе, осуществляется глубокое понимание.

Воспитательную деятельность можно начинать с эпиграфа к уроку. Эпиграфом могут стать строчки стихотворений, высказывания и афоризмы известных людей не только о математике и математиках, но и нравственного содержания. Например:

1. "... мы проиграли русским за школьной партой". Дж. Кеннеди.

2.  «Арифметика и геометрия нужны каждому воину».  Платон.

3. «Человек на то имеет разум и науку, чтобы обезопасить себя от всякого бедствия» К.Э. Циолковский

Постоянно знакомлю учащихся с жизнью и деятельностью выдающихся математиков – авторов теорем, формул и законов, которые ученики изучают на уроках, стараюсь создавать яркий эстетический фон для познавательной информации. К примеру, рассказываю ученикам, что художественный эффект архитектурных форм основан на числовых и пространственных соотношениях, что всякое настоящее искусство имеет свою теорию, что математическая теория музыки пифагорийцев явилась вообще первой теорией музыки в мировой истории. В наши дни математика максимально приближена к самому процессу музыкального творчества – созданы алгоритмы функций композиторов и музыковедов на компьютерах.

Содержание математических задач дает возможность значительно расширить кругозор учащихся, поднять их общий культурный уровень.

Задача. В классе 30 учеников. Сколько граммов хлеба окажется в пищевых отходах после посещения классом столовой, если каждый оставит полкусочка хлеба, а масса всего кусочка 50 г?

 Беседа. Погублена целая буханка! А сколько их за неделю выбросил класс? А ведь в школе не один класс и школа не одна в районе! Сколько же хлеба мы выбрасываем. Это неуважение к труду многих людей, к хлебу, потому что хлеб в жизни человека всему голова, как вы понимаете эту народную мудрость?

Как известно, любовь к Родине начинается с проявления этого чувства к своей стране, своему краю, людям этого края. Во все времена основным патриотическим долгом учащихся в период обучения в школе являлись: хорошая учеба, физическое развитие, воспитание в себе моральных и волевых качеств настоящего человека, защитника и гражданина своей страны. От защитников Родины Вооруженные силы любой страны, имеющей современную технику, требуют глубоких знаний точных наук: физики, математики, электроники, кибернетики.

В процессе обучения математики имеются большие возможности для военно-патриотического воспитания. Как показывает практика, созданию благоприятной эмоциональной обстановки перед изложением нового материала способствует проведение короткой увлекательной беседы о значении математики в жизни человека (где это диктуется программой). Например, можно рассказать о роли ученых-математиков в укреплении оборонной мощности Советского Союза в годы Великой Отечественной войны. Так, в 8 классе при прохождении темы «Арифметический квадратный корень» рассказывала о штурманских таблицах, разработанных сотрудниками математического института Академии наук СССР и широко применявшихся во время войны в авиации дальнего действия. Ни в одной стране мира не было штурманских таблиц, равных этим по своей простоте и оригинальности.

Рассказываю о таблицах для определения местонахождения судна по радиопеленгам, подготовленных коллективом математиков под руководством академика С.Н. Бернштейна, о трудах академика А.Н. Крылова по теории непотопляемости и качки корабля, которые широко использовались советскими военно-морскими силами во время войны при прохождении тем «Приближенное значение числа» или «Приближенные вычисления».

Задача 1.Максимальная скорость советского истребителя военного времени “ЯК-3” 650 км/ч, а немецкого истребителя “Мессершмидт-109” на 185 км/ч меньше скорости “ЯК-3” и на 20 км/ч больше истребителя “Фокке-Вульф-190-А”. Найдите скорости немецких истребителей и сравните их со скоростью “ЯК-3”.

Задача 2. Сколько дней длилась блокада Ленинграда, если известно, что 100 дней город жил без воздушной тревоги, что составляет 1/9 часть всего срока блокады

Задача 3.Узнать, сколько дней продолжалась война, поможет вам удивительный квадрат. Выберите из каждой строки и каждого столбца по одному числу, найдите сумму выбранных четырех чисел, и вы получите ответ на вопрос.

413

218

474

567

569

374

630

979

195

0

256

349

221

26

282

375

Например: 218+569+349+282=1418; 474+569+349+26 =1418

Предлагаю и вам попробовать посчитать

Воспитание патриотизма актуально и в наше мирное время, в век космических и нано-технологий. Одной из областей, где математика сыграла и продолжает играть огромную роль, яв­ляется космонавтика. Знакомлю учащихся с огромной работой, которую проводили и проводят ученые-математики в разработке теории вычислительных машин, ученые-конструкторы в создании космических спутников, ракет, кораблей, имеющих широкое применение в военной и космической технике.

Так в 9 классе при изучении темы «Статистические расчеты»:

Задача 4. На орбитальной станции «Мир» совершено 78 выходов в открытый космос. В выходах участвовали: 29 российских космо­навтов; 3 астронавта США; 2 астронавта Фран­ции; 1 астронавт Европейского космического агентства (гражданин Германии). Суммарную длительность пребывания в открытом космосе каждого из космонавтов можно представить в виде ряда: 77ч 46 мин., 41 ч 59 мин., 31ч 48 мин., 44 ч 00 мин., 41 ч 18 мин., 38 ч 33 мин., 36 ч 29 мин., 34 ч 32 мин., 32 ч 17 мин., 30 ч 30 мин.,30ч 30 мин.,21 ч 54 мин.,19ч 39 мин., 19 ч 11 мин. Найдите разницу между наибольшим и наименьшим числами ряда. Как называется эта статистическая характеристика?

При этом следует отметить, что задачи с патриотическим содержанием обязательно должны быть:

-связаны с программой по математике;

- доступны учащимся и не требовать больших пояснений, заслоняющих математическую сущность;

- реальны по условию и содержанию;

- направлены на формирование мотивов будущей трудовой деятельности учеников;

Экологические проблемы возникли не сегодня. Математика создаёт условия для развития умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении. Задачи экологического содержания позволяют формировать бережное отношение ко всему живому, личную ответственность за то, что происходит вокруг.

  1. В суровую зиму в лесу может погибнуть до 90% птиц. Если в лесу обитало 3400 птиц,  сколько останется их после зимы? Какова основная причина их гибели?

Вторые вопросы в данных задачах формулируются с воспитательной целью.

Задача 1. Одна сигарета сокращает жизнь на 6 минут. Сколько дней из каждого года теряет человек, выкуривающий в день 20 сигарет? ОТВЕТ:30 дней 10 часов

Задача 2.Какую сумму мог бы сэкономить человек, бросивший курить только за один год, если стоимость одной пачки сигарет 102 рубля, а выкуривает он ее за два дня? ОТВЕТ: 18615 руб

Конечно, воспитание- это долгий и разносторонний процесс, и учитель не может отвечать за всё, что влияет на формирование личности: социальную среду, семью, друзей, жизненные ситуации и др. Но уже сейчас, в школьные годы, мы должны заложить в ребенка зачатки нравственности, показать красоту и эстетику окружающего мира, научить решать жизненные ситуации с точки зрения нравственных и этических позиций, организовать обучение так, чтобы оно было для ученика наполнено положительными эмоциями.

Урок математики -  40 минут поиска и надежд, взлетов и падений, верных ответов и ошибок, шаг в будущее, которое может быть ясным и отчетливым или далеким и туманным. Самое главное, чтобы все шагали: учитель, ученики, все -  вместе, дружно. И тогда не придется искать причину и повод для разочарования, грусти. Захочется жить, учиться и учить, любить и верить, что жизнь прекрасна!