Республика Саха (Якутия), Мирнинский район, п. Айхал
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 23»
Принято Педагогическим советом МАОУ «СОШ№23 им. Г.А.Кадзова» (протокол от 27.08.2024г. №1) | УТВЕРЖДЕНО директор МАОУ«СОШ № 23 им. Г.А.Кадзова» ______________ М.Э.Канаткалиева (приказ от 27.08.2024г. №190) |
Внеурочная общеобразовательная общеразвивающая
программа образовательной направленности
«От слова к тексту»
Возраст обучающихся: 14-15 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Овчаренко Елена Алексеевна, учитель
русского языка и литературы
п. Айхал, 2024 г.
Пояснительная записка
План внеурочной деятельности составлен в соответствии с:
-
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-
приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
-
приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования»;
-
приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
-
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
-
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
-
Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных ФГОС начального общего и основного общего образования, направленными письмом Минпросвещения от 05.07.2022 № ТВ-1290/03;
-
планом внеурочной деятельности, утвержденным приказом МАОУ «СОШ №23 им. Г.А. Кадзова» от 27.08.2024 № 190 «Об утверждении основной образовательной программы основного общего образования»;
-
рабочей программой воспитания МАОУ «СОШ №23 им. Г.А. Кадзова»
Настоящая программа ориентируется на развитие идей, изложенных в Программе воспитания школы. В ней предусмотрено развитие всех основных видов деятельности обучаемых. Программа имеет особенности, обусловленные, психологическими и возрастными особенностями обучаемых. При разработке данной программы учитывалось Положение об организации образовательной деятельности по программам внеурочной деятельности, также тип и вид образовательного учреждения, образовательные потребности и запросы участников образовательного процесса. Рабочая программа внеурочной деятельности составлена с учётом основных направлений Программы воспитания МАОУ «СОШ №23 им. Г.А. Кадзова». Кроме того, особая роль отводится воспитанию духовно развитой личности, формированию гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к ценностям родного края.
на основании требований, предъявляемых к выпускникам основной общеобразовательной школы, и в соответствии с методическими рекомендациями по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена, а также в соответствии с контрольно-измерительными материалами (КИМ), разработанными и утверждёнными Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ).
Программа раскрывает и детализирует содержание государственного экзамена в формате ОГЭ, определяет стратегию подготовки выпускников к ОГЭ в соответствии с целями и задачами курса, имеющего практическую направленность и нацеленного на успешное прохождение процедуры ОГЭ по русскому языку выпускников основной общеобразовательной школы.
Цели и задачи изучения курса
Цели:
– формирование представления о процедуре проведения ОГЭ;
– формирование представления о форме ОГЭ;
– формирование умения работать с КИМ;
– формирование практических навыков выполнения экзаменационных заданий.
Задачи:
– сформировать представление о процедуре проведения ОГЭ и требованиях, предъявляемых к выпускникам в ходе прохождения процедуры ОГЭ в формате ОГЭ;
– сформировать представление о структуре и содержании КИМ по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом), а также инструкциях по их выполнению;
– сформировать представление о способах выполнения экзаменационных заданий тестового и творческого характера;
– сформировать навыки самостоятельного выполнения экзаменационных заданий тестового и творческого характера и навыки самоконтроля в ходе выполнения заданий;
– сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки;
– сформировать языковые и речевые умений, востребованные как в ходе прохождения процедуры ОГЭ, так и в повседневной жизни;
– способствовать формированию научно-лингвистического мировоззрения.
Место курса в учебном плане
Настоящая программа в соответствии с учебным планом школы рассчитана на 17 часа (0,5 час в неделю при 34 неделях), что соответствует методическим рекомендациям по подготовке выпускников основной общеобразовательной школы к государственной итоговой аттестации по русскому языку и успешному освоению курса, включающего практических занятий контролирующего характера – 9 и тренировочный экзамен в формате ОГЭ - 1. Форма и средства контроля – зачёт (контрольное тестирование).
Практические занятия, во время которых повторяются и систематизируются основные теоретические знания по русскому языку и отрабатываются умения, направлены на выполнение следующих заданий:
-
сжатое изложение воспринимаемого на слух текста;
-
тестовые задания с выбором ответа;
-
тестовые задания с кратким (словесным, цифровым) ответом;
-
сочинение-рассуждение (размышление над цитатой лингвиста; размышление над цитатой из текста; размышление над понятием).
Программа и содержание учебного курса
Раздел 1. Государственная итоговая аттестация по русскому языку в формате ОГЭ(1час)
ГИА в формате ОГЭ – независимая оценка уровня учебных достижений выпускников 9 класса. Особенности проведения ОГЭ по русскому языку. Специфика тестовой формы контроля. Виды тестовых заданий.
Структура и содержание тренировочных вариантов экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в формате ОГЭ. Основные термины ОГЭ.
Раздел 2. Сжатое изложение(4 часа)
Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения.
Раздел 3. Задания с выбором ответа(2 часа)
Задания, проверяющие глубину и точность понимания содержания исходного текста (задание 2), а также назначение средств выразительности речи (задание 3).
Повторение, отработка и закрепление знаний и умений по темам:
- Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Основная мысль текста.
- Выразительные средства лексики и фразеологии.
Раздел 4. Задания с кратким ответом(4часа)
Задания, определяющие уровень языковой и лингвистической компетенции обучающихся, а также конкретные знания и умения по основным разделам лингвистики: орфография (задания 4, 5), лексика (задание 6), синтаксис (задания 7, 8, 9, 11, 13, 14), пунктуация (задания 10, 12).
Повторение, отработка и закрепление знаний и умений по темам:
- Лексическое значение слова, лексические явления. Синонимы.
- Правописание корней. Правописание словарных слов. Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание. Правописание суффиксов различных частей речи. Правописание –Н-/-НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.
- Словосочетание. Строение словосочетаний. Виды словосочетаний.
- Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Простое, осложнённое и сложное предложение, их строение и виды. Отношения и способы связи между частями сложного предложения.
- Знаки препинания в простом, осложнённом и сложном: сложносочиненном, сложноподчиненном, бессоюзном предложении, а также предложении с разными видами связи.
Раздел 5. Сочинение-рассуждение (6 часов)
Сочинение-рассуждение (размышление над цитатой лингвиста; размышление над цитатой из текста; размышление над понятием). Разработка содержания в соответствии с выбранной темой и собственной позицией. Подбор обоснования собственной позиции. Подбор примеров для обоснования собственной позиции. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения элективного курса «От слова к тексту» обучающиеся должны:
I. Знать:
-
цели проведения государственной итоговой аттестации в формате ОГЭ;
-
особенности проведения ГИА по русскому языку в формате ОГЭ;
-
структуру и содержание экзаменационных заданий тестового и творческого характера;
-
основные правила, способы и приёмы работы с экзаменационными заданиями тестового и творческого характера;
-
основные сведения по стилистике русского языка, текстологии и основным разделам лингвистики;
-
орфографические правила; синтаксические и пунктуационные, языковые и речевые нормы.
II. Уметь:
-
эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
-
оформлять решение заданий с выбором ответа и кратким ответом на бланках ответа в соответствии с инструкцией;
-
оформлять решение заданий с развернутым ответом в соответствии с требованиями инструкции по проверке;
-
находить и различать в тексте главную мысль, основную и дополнительную информацию, средства выразительности;
-
перерабатывать информацию, представленную в тексте, в соответствии с критериями оценки экзаменационной работы;
-
анализировать текст в соответствии с заданиями и критериями оценки экзаменационной работы;
-
писать сочинение-рассуждение в соответствии с заданиями и критериями оценки экзаменационной работы, а также языковыми и речевыми нормами современного русского литературного языка.
Прогнозируемые результаты
1. Учебная успешность учащихся, готовность к выбору для дальнейшего профильного обучения.
2. Учащиеся должны знать, как аргументировано, убедительно и грамотно воплотить собственную мысль, создавая текст с учетом различных целевых установок и интерпретации информации.
3. Учащиеся должны уметь:
– определять тему, главную мысль текста, вычленяя его ключевые слова, его стиль и тип речи;
– доказывать мысль аргументами и фактами;
– составлять свой текст на определенную тему, применяя различные языковые средства;
– редактировать созданный текст, исключая речевые и грамматические ошибки.
По итогам изучаемого курса учащиеся представляют свой интеллектуальный продукт в виде сочинения на заданную тему
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Коли- чество часов | Элементы содержания | Дата проведения по плану | Дата проведения факт |
Раздел 1. Государственная итоговая аттестация и её особенности(1ч.) Обучающиеся должны знать: структуру и содержание тренировочных вариантов экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в формате ОГЭ. Основные термины ОГЭ. |
1 | Нормативно-правовые основы государственной итоговой аттестации по русскому языку. Критерии оценки выполнения заданий. Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ и инструкция по её выполнению. | ГИА в формате ОГЭ – независимая оценка уровня учебных достижений выпускников 9 класса. Особенности проведения ОГЭ по русскому языку. Специфика тестовой формы контроля. Виды тестовых заданий. Знакомство с нормативно-правовыми обеспечением проведения ГИА и критериями оценки выполнения заданий. Изучение инструкции по выполнению экзаменационной работы. Работа с демонстрационным вариантом ГИА. | 09.09 | |
Раздел 2. Сжатое изложение(4ч.) Обучающиеся должны знать: основные правила работы с текстом, основные приёмы компрессии исходного текста (исключение, обобщение, упрощение). Обучающиеся должны уметь: точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте; адекватно воспринимать авторский замысел; вычленять главное в информации; сокращать текст различными способами; правильно, точно и лаконично излагать содержание текста; находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания. Способ контроля: построение сжатого изложения. |
2 | Основное содержание, микротемы и абзацное членение исходного текста. | 1 | Основные правила работы с текстом. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения. Работа с текстом, сжатое изложение и его анализ. | 23.09 | |
3 | Основные приёмы компрессии исходного текста (исключение, обобщение, упрощение). | 1 | Языковые средства обобщенной передачи содержания. Работа с текстом. Знакомство с основными приёмами компрессии исходного текста. | 07.10 | |
4 | Создание собственного текста изложения | 1 | Создание собственного текста изложения, анализ и оценивание работы. | 21.10 | |
5 | Анализ изложений, основные ошибки. | 1 | анализ и оценивание работы. | 11.11 | |
Раздел 3. Задания с выбором ответа(2ч.) Обучающиеся должны знать: основные правила и принципы построения текста. Обучающиеся должны уметь: точно определять основное содержание и основную мысль текста, средства выразительности речи. Способ контроля: выполнение тестовых заданий. |
6 | Задания с выбором ответа. Определение основной мысли текста. | 1 | Задания, проверяющие глубину и точность понимания содержания исходного текста: основное содержание и основную мысль текста, средства выразительности речи. Работа с тестом, выполнение задания 2, заполнение бланков. | 25.11 | |
7 | Определение средства речевой выразительности. | 1 | Назначение средств выразительности речи Работа с тестом, выполнение заданий 2-3, заполнение бланков. Самостоятельное выполнение заданий, связанных с определением основной мысли текста и средства речевой | 09.12 | |
Раздел 4. Задания с кратким ответом(4ч.) Обучающиеся должны знать: лексические и синтаксические единицы, нормы орфографии и пунктуации. Обучающиеся должны уметь: точно определять орфографическое и пунктуационное правило и делать выбор в соответствии с ними; определять лексическое значение слова и заменять его синонимом или антонимом; определять строение словосочетания и преобразовывать его в соответствии с указанным видом; определять строение простого, осложнённого и сложного предложения, отношения и способы связи между частями сложного предложения. Способ контроля: выполнение тестовых заданий |
8 | Задания с кратким (словесным, цифровым) ответом. Выполнение заданий по орфографии. | 1 | Задания, определяющие уровень языковой и лингвистической компетенции обучающихся, а также конкретные знания и умения по основным разделам лингвистики Правописание корней. Правописание словарных слов. Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание. Правописание суффиксов различных частей речи. Правописание –Н-/-НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. | 23.12 | |
9 | Определение лексического значения слов и выражений, подбор стилистически нейтральных синонимов. | Лексическое значение слова, лексические явления. Работа с тестом, выполнение задания, заполнение бланков. | 13.01 | |
10 | Задания, связанные со строением словосочетаний и простых предложений. Задания, связанные со строением осложнённого предложения. | 1 | Словосочетание. Строение словосочетаний. Виды словосочетаний. Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Работа с тестом, выполнение заданий, заполнение бланков. Простое, осложнённое и сложное предложение, их строение и виды. Знаки препинания в простом осложнённом предложении | 27.01 | |
11 | Задания, связанные со строением сложного предложения. | 1 | Отношения и способы связи между частями сложного предложения. Работа с тестом, выполнение заданий, заполнение бланков. | 10.02 | |
Задания, связанные с постановкой знаков препинания и нормами правописания. | Знаки препинания в простом, осложнённом и сложном: сложносочиненном, сложноподчиненном, бессоюзном предложении, а также предложении с разными видами связи. Работа с тестом, выполнение заданий, заполнение бланков. |
12 | Самостоятельное выполнение заданий, связанных с основными разделами лингвистики. | 1 | Работа с тестом, выполнение заданий, заполнение бланков. | 24.02 | |
Раздел 5. Сочинение-рассуждение(6ч.) Обучающиеся должны знать: правила построения сочинения-рассуждения. Обучающиеся должны уметь: формулировать тезис, выражать собственную позицию, подбирать примеры для обоснования собственной позиции, правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом плане. Способ контроля: построение сочинения-рассуждения. |
13 | Структура сочинения-рассуждения. Виды. Критерии оценивания. | 1 | Сочинение-рассуждение (размышление над цитатой лингвиста; размышление над цитатой из текста; размышление над понятием). Разработка содержания в соответствии с выбранной темой и собственной позицией. Знакомство с алгоритмом написания сочинения-рассуждения, его видами и критериями оценки. | 10.03 | |
14 | Тезис и трактовка собственной позиции в сочинении-рассуждении. | 1 | Разработка содержания в соответствии с выбранной темой и собственной позицией. Подбор обоснования собственной позиции. Подбор примеров для обоснования собственной позиции. Формулировка тезиса и трактовка позиции в сочинении-рассуждении, работа с цитатами | 07.04 | |
15 | Примеры-аргументы в сочинении-рассуждении. Варианты аргументации. Вывод и заключение в сочинении-рассуждении. | 2 | Подбор примеров для обоснования собственной позиции. Подбор примеров-аргументов в сочинении-рассуждении. | 21.04 | |
16 | Вывод и заключение в сочинении-рассуждении | | Формулировка вывода в сочинении-рассуждении Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения. | 05.05 | |
17 | Создание текста сочинения-рассуждения, его анализ и оценка. | 1 | . Написание сочинения-рассуждения, анализ и оценивание работы. | 12.05 | |
| Итого: | 17 | | | |
| Тренировочный экзамен в формате ОГЭ | | | По плану работы школы | |
Ресурсы ИКТ
http://rus.sdamgia.ru/test?theme=18 – Образовательный портал для подготовки к экзаменам
http://79.174.69.4/os/xmodules/qprint/openlogin.php – Открытый банк заданий
http://www.fipi.ru/view/sections/229/docs/662.html – Сайт Федерального института педагогических измерений (ФИПИ)
Контрольно-измерительные материалы
Экзаменационные изложения
1. Контрольное сжатое изложение в формате ОГЭ
М
ы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. Это не просто выражение вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим. Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих тебя людей – это не только показатель культуры, но и результат огромной внутренней работы духа.
Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим: пожалуйста. Просьба – это порыв души. Отказать человеку в помощи – значит потерять собственное человеческое достоинство. Равнодушие к нуждающимся в помощи – это душевное уродство. Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие, сострадание и в то же время умение отличать безобидные человеческие слабости от пороков, калечащих душу.
Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель жизни. Добро слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую надо уметь решать. Любовь и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее.
(По Д.С. Лихачёву) 157 слов
Информация о тексте для сжатого изложения |
№ абзаца | Микротема |
1 | Пожелание добра людям – выражение сущности человека. Умение видеть по-доброму окружающий мир, людей – показатель культуры, результат большой внутренней работы. |
2 | Доброта – это человеческое достоинство, а равнодушие – душевное уродство; чтобы уберечься от него, надо развивать в своей душе сочувствие и соучастие. |
3 | Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель жизни; умение любить и дружить делает человека мудрее и сильнее. |
2
. Контрольное сжатое изложение в формате ОГЭ
Идет время, но не меркнут в человеческой памяти годы войны, величие нашей победы над немецким фашизмом. Трудно переоценить ее значение в истории, ныне уже видно, что на ее фундаменте возведено все настоящее, а быть может, и будущее человечества. И теперь, когда снова зыбким стал мир на земле, мы вспоминаем уроки, преподанные людям войной, и утверждаемся в уверенности нашей правоты – правоты дела мира. И миллионы молодых, да и постарше людей – мужчин, парней, женщин – приняли смерть, ясно сознавая, что, как бы ни была дорога для них жизнь, судьба Родины и человечества несравненно дороже.
Великая Отечественная война советского народа против немецкого фашизма – целая эпоха в истории нашей страны, блестящая страница ее героического прошлого. Одной из многих замечательных черт минувшей войны была народность её характера, когда за общее дело – на фронте, в промышленности и сельском хозяйстве, в партизанском тылу – боролись все, от мала до велика. Война забрала бесчисленное множество человеческих жизней, разрушила сотни посёлков и городов. И сейчас невидимые следы войны ещё остаются в сердцах и душах людей.
Тогда нам всё это казалось по-разному, но теперь видится всё яснее: наши жертвы были не напрасны, каждая капля крови, пролитой на поле боя, так или иначе приближала нашу победу. Миллионы человеческих жизней – красноречивое тому свидетельство. Может быть, именно поэтому на нашей стороне оказалась победа, значение которой непреходящее для человечества.
(По В.Быкову) 213 слов
Информация о тексте для сжатого изложения |
№ абзаца | Микротема |
1 | Идёт время, но не меркнут в человеческой памяти годы войны и величие победы, на фундаменте которой строится настоящее, а может быть, и будущее человечества. |
2 | Великая Отечественная война – это целая эпоха в истории нашей страны, блестящая страница её героического прошлого, главная черта которой была народность её характера. |
3 | Тогда всё казалось по-разному, но сейчас становится яснее значение победы для человечества. |
3. Контрольное сжатое изложение в формате ОГЭ
Г
рубость в языке, как и грубость в манерах, неряшливость в одежде – очень распространённое явление, и свидетельствует оно о незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, а иногда и жестокости.
По-настоящему сильный и уравновешенный человек не будет без нужды громко говорить и ругаться. Ведь давно известно, что каждый наш поступок, каждое наше слово отражается на окружающих и враждебно самому дорогому, что есть на свете, – человеческой жизни. И сильный человек, понимая всё это, как раз и силён своим благородством и великодушием.
Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, читая. Но хоть и трудно – это нужно, действительно нужно! Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».
(По Д.С. Лихачёву) 136 слов
Информация о тексте для сжатого изложения |
№ абзаца | Микротема |
1 | Грубость в языке и поведении человека свидетельствует о его слабости и невоспитанности, а иногда и жестокости. |
2 | Сильный человек силён своим благородством и великодушием. |
3 | Учиться хорошей речи – долго, но необходимо, поскольку речь – важнейшее свойство личности. |
Экзаменационные тестовые задания
Прочтите текст и выполните задания 2-14.
(1) – Никулин, встаньте!
(2) Гришка вскочил и захлопал длинными ресницами. (3)Усатый начал вышагивать по классу – верный признак того, что сейчас начнется комедия.
(4) – Надеюсь, вы извините меня,– начал Усатый под сдержанное хихиканье,– за то, что я поступаю столь бестактно. (5) Ведь я мешаю вам заносить свои умные мысли на бумагу, которую вы сейчас лихорадочно засовываете в карман. (Хихиканье усилилось.) (6) Однако я полагаю, что эта бумага имеет примерно такое же отношение к уроку истории, как мяуканье кошки – к приливам и отливам. (Радостный рев всего класса.)
(7) Усатый с минуту ходил по классу, бичуя позорный поступок Гришки. (8) Эти монологи были нашим любимым развлечением. (9) Усатый был вежлив и изысканно остроумен. (10) К ученикам, даже к первачам, он всегда обращался на «вы», что придавало его речи особую ироничность. (11)Сначала мы были этим потрясены, но потом привыкли и, как положено, стали вышучивать такую странность. (12)Как раз перед самым уроком Усатый застал Гришку на месте преступления, когда тот, подражая баритону учителя, выговаривал школьной кошке: «Вы, кошка, скушали колбасу и тем самым преступили законы человеческого общества. (13)И посему не обессудьте, кошка, но я должен дернуть вас за хвост».
(14)Пока Усатый добивал Гришку, я успел передать ему записку, и он подготовил сокрушительный контрудар. (15)И едва Усатый произнёс свои заключительные слова: «...поскольку вы, Никулин, не слушали моего рассказа, я вынужден зафиксировать это прискорбное явление в журнале», как Гришка с обидой сказал:
(16)– Зря вы, Иван Николаевич, на невинного человека напали. (17)Я вас с таким вниманием слушал, что даже в мозгу зазвенело! (18)Особенно в том месте, когда Гектор в честном поединке сразил Патрокла, друга Ахилла, который отдал ему доспехи, которые выковал Гефест, который был хромой, потому что Зевс швырнул его вниз с Олимпа.
(19)Усатый был явно озадачен.
(20)– Гм… гм…– произнес он.– (21) Вот как?
(22)– Конечно!– подтвердил Гришка. –(23) Поставили бы мне плохую отметку, а потом бы мучились угрызениями совести. (24)По ночам.
(25)– Да, вы, Никулин, предупредили судебную ошибку,– согласился Усатый. – (26)Благодарю вас.
(27)– Пожалуйста, – откликнулся Гришка. – (28)Я всегда, когда надо.
(29)– А сейчас,– предложил Усатый, не желая смириться с поражением,– доставьте нам удовольствие: почитайте вслух бумагу, от которой я вас столь бестактно оторвал. (30)Гришка смущённо вытащил из кармана листок, заглянул в него и хмыкнул.
(31)– Мне... неудобно, Иван Николаевич. (32)Тут о вас.
(33)– Тем более!– обрадовался Усатый. –(34) Читайте!
(35)– Пожалуйста,– Гришка пожал плечами. –(36) «До чего интересно Уса… Иван Николаевич рассказывает о древних греках! (37)Так и слушал бы с разинутой от удовольствия пастью!» (38)Это я веду дневник...
(39)Не веря своим ушам, Усатый пробежал глазами по листку.
(40)– Лесть – одно из наиболее скверных проявлений человеческого характера,– возвестил он. –(41) В данном случае мы имеем лесть, смешанную с ложью. (42)Это не ваш почерк, Никулин. (43)Бумага подменена вот этим молодым человеком, который смотрит на меня чистыми глазами святого. (44)Встаньте, Полунин. (45)Это вы сделали?
(46)– Ага, Иван Николаевич! – выпалил я неожиданно для самого себя. (47)Усатый удивился.
(48)– Хвалю за мужество. (49)И прощаю обоих. (50)Первого – за находчивость и любовь к древней истории, второго – за честное признание. (51)Молодцы! (52)Только,– Усатый погрозил нам пальцем, – не зазнаваться!
(53)И он засмеялся. (54)Облегчённо засмеялись и все мы. (55)Всё-таки он был неплохой человек, наш Усатый. (56)Из тех, кто понимал, что мальчишка – тоже человек. (57)Он видел нас насквозь, перехитрить его было невозможно, и ещё труднее – завоевать его расположение. (58)Наши отличники, Вадик и Гоша Сорокины, из кожи вон лезли, чтобы угодить Усатому. (59)Но Усатый разговаривал с братьями ледяным голосом – ко всеобщему удовольствию. (60) Он не любил примерных учеников, которые с одинаковым усердием отдавались всем предметам. (61)Мы не понимали тогда почему, но из всего класса Усатый больше других отличал тихого и безропотного Васю Карасева, которому с трудом натягивали тройки по большинству предметов, кроме математики: ею только и занимался Вася, бредил ею и знал её. (62) Теперь, вспоминая многие мысли Усатого, я понимаю, что он ценил в человеке честность и индивидуальность. (63) Он прощал Васю, полного профана в истории, за то, что он уже в шестом классе решает бином Ньютона.
(по Санину В.*)
*Санин Владимир Маркович (1928 – 1989) – советский писатель, полярник, путешественник. Фрагмент взят из повести «Когда я был мальчишкой»
Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.
2
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Какие человеческие качества ценил учитель истории?»
1) (40)– Лесть – одно из наиболее скверных проявлений человеческого характера,– возвестил он.
2) (55)Всё-таки он был неплохой человек, наш Усатый. (56)Из тех, кто понимал, что мальчишка – тоже человек.
3) (60) Он не любил примерных учеников, которые с одинаковым усердием отдавались всем предметам.
4) (62) Теперь, вспоминая многие мысли Усатого, я понимаю, что он ценил в человеке честность и индивидуальность.
3
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) (35)– Пожалуйста,– Гришка пожал плечами.
2) (46)– Ага, Иван Николаевич! – выпалил я неожиданно для самого себя.
3) (58)Наши отличники, Вадик и Гоша Сорокины, из кожи вон лезли, чтобы угодить Усатому.
4) (63) Он прощал Васю, полного профана в истории, за то, что он уже в шестом классе решает бином Ньютона.
4 Из предложений 8-10 выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от лексического значения.
5
Из предложений 56-59 выпишите глагол, в котором правописание суффикса определяется тем, что этот суффикс в 1-м лице единственного числа простого будущего времени чередуется с –У(Ю)/-Ю(Ю).
6
Замените разговорное слово «первачам» в предложении 10 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
7 Замените словосочетание «с усердием отдавались» (предложение 60), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
8
Выпишите грамматическую основу предложения 16.
9
Среди предложений 56-61 найдите предложение с обособленными приложениями. Напишите номер этого предложения.
1
0 В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.
– Да, (1)вы, (2) Никулин, (3) предупредили судебную ошибку,(4) – согласился Усатый.– Благодарю вас.
– Пожалуйста, (5)– откликнулся Гришка. – Я всегда, (6)когда надо.
– А сейчас,(7)– предложил Усатый, (8)не желая смириться с поражением,(9)– доставьте нам удовольствие: почитайте вслух бумагу, (10) от которой я вас столь бестактно оторвал.
11 Укажите количество грамматических основ в предложении 18. Ответ запишите цифрой.
1
2 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Теперь, (1) вспоминая многие мысли Усатого, (2) я понимаю, (3) что он ценил в человеке честность и индивидуальность. Он прощал Васю, (4) полного профана в истории, (5) за то, (6) что он уже в шестом классе решает бином Ньютона.
13 Среди предложений 52-57 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
14 Среди предложений 54-60 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Экзаменационные сочинения
1. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Льва Васильевича Успенского: «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения».
Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л.В. Успенского.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
2. Сочинение-рассуждение по цитате из текста
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: «Лесть – одно из наиболее скверных проявлений человеческого характера».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
3. Сочинение-рассуждение над понятием
Как Вы понимаете значение слова ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое индивидуальность?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
2