Отчет наставника
Добровольской Илоны Валерьевны
о работе с молодым специалистом Смородиной Софией Сергеевной
за 2023 – 2024 учебный год
В целях научно - методического сопровождения молодого педагога в период адаптации и профессионального становления, привития молодому специалисту интереса к педагогической деятельности и создания условий для самореализации, для приобретения молодыми специалистами практических навыков, необходимых для педагогической деятельности, их закрепления в образовательной организации в 2023-2024 учебном году в школе была организована работа по наставничеству над молодым специалистом, учителем Смородиной Софией Сергеевной, студенткой МГУ по специальности «учитель начальных классов, учитель английского языка».
Молодой педагог работает в ГБУ ЗО ОО СОШ №11 с 01.09.2023 года. Учитель Смородина София Сергеевна преподает в 3 «Б» классе (УМК «Школа России»).
Являясь наставником молодого специалиста., мною (Добровольская И.В.) был разработан план наставничества, определены цель и основные задачи работы с молодым педагогом, а так же ожидаемые результаты.
Основная цель работы: оказание практической помощи молодому специалисту в вопросах совершенствования теоретических и практических знаний и повышение его педагогического мастерства.
Задачи:
- оказание методической помощи молодому специалисту в повышении общедидактического и методического уровня организации учебно – воспитательного процесса;
- создание условий для формирования индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога;
- развитие потребности и мотивации в непрерывном самообразовани;
- развитие профессиональных навыков, педагогической техники молодого учителя, в том числе навыков применения различных средств обучения и воспитания, общения со школьниками и их родителями,
- использование в образовательном процессе современных методик, форм, видов, средств и новых технологий,
- развитие готовности у молодого педагога к профессиональному самосовершенствованию, работе над собой,
- выявление и предупреждение недостатков, затруднений в работе молодого учителя.
Ожидаемые результаты:
1. Адаптация начинающего педагога в учреждении и, как результат, закрепление молодого специалиста в школе.
2. Осознанная потребность молодого педагога в непрерывном профессиональном образовании.
3. Развитие профессиональной компетентности и педагогического мастерства молодого педагога.
4. Обеспечение непрерывного совершенствования качества преподавания; использование новых педагогических технологий.
5. Повышение эффективности образовательного процесса.
Формы работы:
1.Индивидуальные консультации;
2.Посещение уроков;
3.Беседы. Методические рекомендации и советы.
Работа с молодыми специалистами строилась согласно «Плану работы учителя – наставника с молодым специалистом» и велась по следующим направлениям деятельности:
− организация учебно-воспитательного процесса;
− методическое сопровождение молодого учителя;
− работа по самообразованию;
В течение отчётного периода осуществлялось консультирование по вопросам методологии преподавания предмета, дидактики. Были проведены беседы по темам: «Специфика обучения в начальных классах», «Организация индивидуальных занятий с различными категориями учащихся», «Индивидуальный подход в организации учебной деятельности», практические занятия «Планирование и организация работы по предмету (изучение основных тем программ, составление календарно-тематического планирования, знакомство с УМК, методической литературой, составление рабочих программ, поурочное планирование)», «Требования к плану воспитательной работы», «Как работать с ученическими тетрадями (изучение инструкции, советы при проверке тетрадей)», изучались положения «О дневниках обучающихся», «О критериях и нормах оценивания по учебным предметам», «О проверке тетрадей», «О рабочей программе учебных предметов».
Проводились индивидуальные консультации и беседы по темам:
- «Анализ педагогических ситуаций»,
-«Общая схема анализа причин конфликтных ситуаций»
- "Разработка поурочных планов",
-"Триединая цель урока и его конечный результат"
- "Как подготовить современный урок?",
- "Конспект урока"
- "Анализ внеклассного мероприятия"
- "Оптимизация выбора методов и средств обучения при организации разных видов урока"
С целью углубления профессиональных знаний и умений были наданы рекомендации по изучению теоретических занятий по темам:
1. "Методы изучения личности ученика и классного коллектива"
2. "Типы уроков. Формы уроков", "Формы контроля знаний, умений, навыков"
3. "Эффективность урока – результат организации активной деятельности учащихся"
4. "Факторы, влияющие на качество преподавания"
5. "Современные образовательные технологии, использование их в учебном процессе"
С целью знакомства с педагогическим «почерком» молодого специалиста Смородины С.С., методами и формами работы, выявления затруднений, оказания методической помощи было организовано посещение ее уроков: совмещение проектирования уроков с посещением и подготовкой анализа с рекомендациями и предложениями в письменном виде. Были посещены 8 уроков молодого специалиста по основным предметам.
Анализ уроков показал, что молодой специалист имеет достаточный уровень методической и теоретической подготовки. В основе проведенных уроков учителя лежит системно-деятельностный подход, все уроки проведены с учетом требований ФГОС. С учащимися класса, Смородине С.С.. удалось установить доброжелательные деловые взаимоотношения. К урокам учитель готовится всегда тщательно.
Посещение уроков молодого специалиста, с целью оказания методической помощи, помогло выявить некоторые затруднения:
- в организации учителем дисциплины обучающихся на уроке, на перемене;
- в составлении КТП (календарно-тематического планирования);
- в составлении поурочных планов (в соответствие структуры урока его типу по ФГОС);
-в распределении времени на этапах урока;
-в формулировке целей урока;
- в правильном оформлении конспектов уроков.
В ходе посещенных уроков, выявлены трудности в работе с детьми с низкой учебной мотивацией, проблема состоит в вовлечении их в активную учебную деятельность и соблюдении ими дисциплины. Было рекомендовано учителю во время урока следить за ходом учебного процесса, не упускать поведение обучающихся на уроке и взаимоотношения учащихся в классе. Еще необходимо обратить внимание на использование различных форм контроля и оценки знаний обучающихся. В дальнейшем, Смородине Софии Сергеевне, необходимо работать по ликвидации этих проблем.
Для устранения указанных затруднений были проведены:
- консультации, беседы по разработке рабочих программ (написанию пояснительной записки и КТП);
- тщательный анализ посещённых уроков с методическими рекомендациями;
- рекомендации и советы по организации дисциплины обучающихся на уроке, на перемене;
- рекомендации по составлению поурочных конспектов;
- инструктаж по выполнению единых требований к ведению тетрадей.
Были даны рекомендации по написанию плана воспитательной работы и по ведению портфолио обучающихся.
Было организовано взаимопосещение уроков молодого специалиста у учителя – наставника Добровольской Илоны Валерьевны. Все это способствовало повышению профессионализма учителя, овладению методами обучения и различными приемами работы по формированию УУД.
Посещая уроки в начале года и в конце года, в работе молодого специалиста виден прогресс в работе. Урок учитель планирует в соответствии с ФГОС, с применением различных технологий игровых, здоровьесберегающих, ИКТ и др.
Задачи на следующий учебный год:
- работать над повышением компетентности молодого специалиста в вопросах развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся, организации дисциплины на уроках;
-обеспечение рефлексии и самоконтроля учащихся на протяжении всего урока;
- направить работу на изучение и практическое применение эффективных методов работы с учащимися с разным уровнем мотивации.
Анализ процесса адаптации молодого специалиста показал, что имеются сильные и слабые стороны в подготовке начинающего учителя к педагогической деятельности. Смородина С.С. успешно проходит период профессиональной адаптации, налаживает устойчивый контакт с учащимися, применяет информационно-коммуникативные технологии в работе с учащимися. Стиль отношений учителя с обучающимися доброжелательный и внимательный.
Дата ___________ Подпись_____________