Отчёт
о проделанной работе по подготовке к ОГЭ
по русскому языку за 2 четверть 2018-2019 учебного года в 9 классе
Занятия по подготовке к экзамену продолжаются во 2 четверти и проводятся раз в неделю, а именно в понедельник. Все посещённые занятия, их темы учащиеся заносят в индивидуальные папки по подготовке. Мной ведётся журнал регистрации проведённых индивидуальных и групповых консультаций. После проведения групповой консультации, учащиеся остаются на индивидуальные, кому это необходимо.
Не у каждого учащегося сформирована папка «Я сдам ОГЭ!», в которой находится лист регистрации занятий, индивидуальные маршруты, демоверсия ОГЭ, бланки для заполнения, прорешанные задания и карточки – подсказки.
Урок также является подспорьем в подготовке к экзамену. На каждом уроке отдельным этапом провожу подготовку к ОГЭ – это и синтаксические разминки, орфографические диктанты, работа с тестами и многое другое.
В декабре мы с ребятами писали пробное тестирование. По результатам тестирования я составила план для работы каждого ученика индивидуально, обращая внимание на те темы, которые необходимо повторить, закрепить и систематизировать.
Мной составлен план работы строго по месяцам, и я его придерживаюсь.
ОГЭ по русскому языку ?
Этот экзамен состоит из трех частей – изложения, сочинения и заданий, требующих ответа. Рекомендуется знать критерии оценивания ОГЭ – это поможет упорядочить подготовку. Изложение пишется по прослушанному 2 раза тексту и требует от учащихся следующих навыков:
умение понимать смысл текста;
выявлять авторскую идею;
уметь применять приемы сжатия текста;
соблюдать все условия, касающиеся цельности и связности;
соблюдать грамматические и речевые нормы.
Задания, требующие ответа в виде нескольких слов или цифр, касаются основных тем русского языка, предусмотренных школьной программой. Проверяются знания учащихся в области фонетики, расстановки запятых в простых и сложных предложениях, умение работать со словосочетанием, анализировать текст полностью и по фрагментам.
Третья часть экзамена – сочинение-рассуждение, которое строится по определенному алгоритму – начинается с вступления, содержащего тезис – то есть утверждения, которое учащемуся предстоит доказывать. Сами доказательства, официально именуемые аргументами, расположатся в средней части, а заключение – вывод по всей работе. Такую последовательность нужно сохранять, ведь это влияет на количество баллов, которые экзаменуемый получит в итоге.
Основная работа проходит в несколько этапов:
Пробное тестирование. Учащиеся без чьей-либо помощи пишут работу.
Во время проверки работ выявляются типичные ошибки, обнаруживаются пробелы в знаниях.
Следующий этап – работа по теории и практике этих пробелов. Ученикам, не справившимся с тем или иным заданием диагностической работы, называются параграфы и страницы учебника, теоретический материал, который необходимо повторить и сдать в индивидуальном порядке зачётом.
С учащимися, у которых диагностическое тестирование выявило зоны неуверенного знания, несформированных или слабо сформированных учебных умений, проводится на дополнительных занятиях повторная проработка соответствующей темы (теоретическая и практическая).
Я готовлю заранее для каждого такого ученика индивидуальный пакет заданий. Примерная схема работы: зачёт по теории, выполнение практических упражнений, проверка, индивидуальная работа над ошибками, повторная практическая часть, индивидуальная работа над ошибками; составление собственных тематических заданий; повторная диагностическая работа.
На основе данной работы мной выявляется группа учащихся с высоким, средним и низким уровнем подготовки, что в свою очередь, помогает не только грамотно спланировать уроки, но и дополнительные занятия. Работа в каждой из этих групп ведется с учетом всех факторов, способных повлиять на результаты экзамена.
Учащимися заведена специальная тетрадь «Памяти», разъясняющая некоторые сложные вопросы теории языка, обобщающая самый необходимый материал по разделам лингвистики в схемах, таблицах, блоках.
Трудности, с которыми сталкиваются учащиеся при выполнении заданий ОГЭ по русскому языку
В тестовой части :
лексические нормы русского языка (знание основных групп русской лексики);
виды связи в словосочетании;
морфология современного русского языка
типы сложных предложений и их специфика;
средства языковой выразительности.
В изложениях и сочинениях:
композиционное оформление;
логическое оформление (в т.ч. абзацное членение);
грамматические, лексические, синтаксические и стилистические нормы русского языка;
теория аргументации (в 90% работ аргументы отсутствуют)
Существуют и другие проблемы, которые влияют на качество выполнения заданий:
Отсутствие навыков тестирования.
Ошибочное понимание формулировок вопроса к заданиям ОГЭ;
Технические ошибки при заполнении бланков ОГЭ;
Неправильное распределение времени на выполнение заданий. (Сочинение пишется в дефиците времени и без учета критериев проверки)
Во время зимних каникул проводились дополнительные занятия с учащимися, на которых отрабатывалась тестовая часть экзаменационной работы по русскому языку.
В течение текущего времени постоянно ведется совместная работа с классным руководителем 9 класса Шиловой Н.В. по вопросу посещаемости уроков, консультаций и индивидуальных занятий учащимися и их успеваемости.
На родительском собрании присутствовало всего 5 родителей. Я подробно познакомила их с проведением экзамена, с заданиями; провела анкетирование. В результате анкетирования мною было выявлено:
100% родителей уверены, что с их детьми в школе проводится достаточно работы,
80% родителей уверены в способностях своего ребенка,
к сожалению, родители не контролируют выполнение д\з или делают это очень редко,
кроме того, они считают, что дополнительные занятия и моральная поддержка детей наилучшим образом поможет сдать ребенку ОГЭ.
Я продолжаю свою индивидуальную работу с детьми «группы риска».
Работая с учениками, делаю следующее:
добиваюсь, чтобы задания базового уровня могли выполнить все школьники,
использую прием «кластер» при работе с незнакомыми понятиями в заданиях 15.1, 15.2, 15.3,
комплексно повторяю материал, используя блочно-модульную систему повторения,
кроме того, рабочая программа по русскому языку была составлена мной, таким образом, чтобы в 3 четверти мы уже закончили все основные темы учебника и начали обобщение и систематизацию изученного материала с 5 по 9 класс,
регулярно провожу репетиционные тестирования для обеспечения открытого учета знаний, потому что мне важно, чтобы учащиеся видел динамику результатов обучения,
провожу контроль за посещаемостью занятий по подготовке к ОГЭ,
провожу мониторинг усвоения материала,
провожу контроль за выполнением рабочей программы для достижения положительных результатов,
контролирую работу учащихся с индивидуальными образовательными маршрутами, тетрадями «памяти».
В ходе нашей работы (помимо уроков, элективного курса, мной было проведено 20 дополнительных занятий) наблюдается положительная динамика у 63% учащихся при написании сжатого изложения. У 38% учащихся улучшились результаты тестирования.
Все перечисленные виды работ направлены
на качественную сдачу ОГЭ.
Учитель русского языка и литературы: Татаринцева Л.В./__________
Завуч: Макидонская Т.А./____________
План работы с учащимися для качественной подготовки к ОГЭ
Сентябрь
1. Изучение инструкций и приказов по проведению ОГЭ
2. Отслеживание нормативных документов по ОГЭ
3. Пополнение перечня учебной литературы и материалов по подготовке к ОГЭ новинками. Использование Интернет-ресурсов
4. Анализ типичных ошибок при сдаче ОГЭ за прошлый учебный год
5. Планирование работы по подготовке учащихся к ОГЭ на уроках
6. Вводная контрольная работа.
Октябрь
1. Изучение новых технологий при подготовке учащихся к ОГЭ
2. Работа над сжатием изложения.
3. Контрольная работа по типу ОГЭ по итогам 1 четверти
Ноябрь
1. Знакомство и изучение новой педагогической литературы по проведению ОГЭ.
3. Работа с изложением.
4. Составление диагностических карт учащихся
5. Дифференцировать дидактический и контрольный материал для работы с учащимися с разным уровнем подготовленности к экзамену
Декабрь
1. Изучение методики обучения выполнения тестов по русскому языку
2. Работа с тестами.
3.Контрольная работа по типу ГИА по итогам первого полугодия
4. Работа по заполнению бланков
5. Работа со слабоуспевающими учащимися
Январь
1Итоги успеваемости учащихся 9 класса в первом полугодии
2.Анализ ошибок тестирования в режиме ОГЭ за первое полугодие
3.Обзор текущей информации по ОГЭ
4.Обмен опытом с коллегами по подготовке учащихся к ОГЭ
5.Работа с изложением и тестами.
6.Индивидуальная работа с учащимися по диагностическим картам
Февраль
1.Обзор текущей информации по ОГЭ
2.Подготовка к проведению пробного тестирования в режиме ОГЭ
3.Работа с тестами и сочинением.
4.Подготовка к устному собеседованию.
5. Работа со слабоуспевающими учащимися
6.Пробное тестирование по форме и материалам ОГЭ
7.Отработка пробелов (по итогам выполнения пробного тестирования)
8. Пробное устное собеседование.
9. 13 февраля – устное собеседование.
Март
1.Справка о результатах проведения пробного тестирования в режиме ОГЭ
2.Работа с тестами и сочинением.
3.Работа со слабоуспевающими учащимися
4. Выступление на родительском собрании
Апрель
1.Подготовка Пробному Экзамену
2. Работа с тестами и сочинением.
3.Работа со слабоуспевающими учащимися
4. Пробный экзамен.
Май
1.Обзор текущей информации по ОГЭ
2.Проведение консультаций для учащихся перед экзаменом
3.Итоги успеваемости учащихся 9 класса за второе полугодие