СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отдел голосеменные. главные признаки отдела

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Отдел голосеменные. главные признаки отдела»

Поурочное планирование. Биология – 7 класс. Разнообразие живых организмов

Тема: Многообразие живой природы. Усложнение растений в процессе эволюции.

Урок № 21

Дата урока:

Тема урока

Тема: ОТДЕЛ ГОЛОСЕМЕНные. Главные признаки отдела.


Вид урока: комбинированный урок.

Оборудование урока: коллекция голосеменных растений; гербарные экземпляры сосны, ели, лиственницы; таблицы или рисунки с изображением голосеменных растений.

Базовые понятия и термины: лепидодендрон

Тип урока: изучения нового материала

Структура урока

  1. Организационный этап ……………………………1—2 мин.

  2. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности……7 мин.

III. Изучение нового материала ……...…20 мин.

IV.Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся- 15мин

  1. Домашнее задание …………………………… 1—2 мин.

  2. Подведение итогов урока …………………………3 мин.

Ход урок


I Организационный момент.

II Актуализация знаний, умений и навыков по теме «Отделы плауновидные, хвощевидные, папоротниковидные».

Закончите предложения, вставив необходимые о смыслу слова:

А. Предками хвощей, плаунов и папоротников являются……

Б. Плауны, хвощи и папоротники - это травянистые потомки вымерших….

В. Залежи каменного угля образовались из….. в результате….

Г. Тело плауна состоит из…..

Выберите верный ответ:

  1. Гаметофит папоротника называется:

А. Заросток

Б.Проросток

В.Зигота
Г.Зародыш

2. В жизненном цикле папоротника преобладает:

А. Спорофит

Б. Гаметофит

3.Мхи, плауны и папоротники имеют сходство:

А. В условиях размножения. Для полового размножения необходимо

наличие воды.

Б. В строении тела. Тело состоит из корней, стеблей и листьев.

В. В наличии корнеподобных образований. Имеются ризоиды.

Г. В способах размножения, Размножаются семенами

Фронтальный опрос ( приём «Микрофон»)

1. От каких вымерших растений произошли папоротники? (от псилофитов)

2. Какое строение имеют папоротники? (корневище, стебель короткий, листья сильно рассечены со спорангиями)

3. Сколько поколений в жизненном цикле папоротниковидных; как они называются? (в жизненном цикле 2 поколения спорофит и гаметофит)

4. Как осуществляется процесс размножения папоротников?

5. Есть ли у папоротников вегетативное размножение? (да, специальные почки на корневище)

6. Где встречаются папоротники?

7 .В каких климатических зонах? (от тундры до тропических лесов)

8. Виды папоротников обитающих на нашей территории? (щитовник мужской, орляк.)

9. Практическое значение папоротниковидных.

10. Какие жизненные формы встречаются у папоротников? (травянистые, лиановидные, древесные.)

III. Мотивация учебной деятельности. На доске записана загадка :


Маленькое дитятко на землю пало- дитятком стало.

Загадка.

Что это за дитятко ?( семя). Благодаря каким изменениям на земле исчезли все древовидные высшие споровые растения? ( климат стал сезонным, чередование тёплых и холодных, влажных и сухих периодов). Благодаря каким приспособлениям семенные растения стали независимы от водной среды?

IV Изучение нового материала

  1. Общие черты семенных растений.

Самостоятельная работа с учебником(стр.44) по группам.

– выявить общие черты семенных растений ( задание 1-ой группы);

_ выявить общие черты отдела голосеменные(задание 2-ой группы).

Проводим взаимопроверку.

Ответ 1 группы- записываем в тетради.

Важнейшие эволюционные изменения у семенных растений

Пример усложнения

Результат

Появление семени

Увеличение выживаемости зародышей растений

Появление пыльцевой трубки

Выживание в засушливом климате

Исчезновение жгутиковых спермиев

Преобладание бесполого поколения в жизненном цикле

Широкое распространение на Земле



Сравнительная характеристика семян и спор

Параметры

Спора

Семя

Размер

Очень мелкие, неразличимы невооружённым глазом

От нескольких миллиметров до десятков сантиметров, различимы невооружённым глазом

Строение


Одноклеточное образование

Многоклеточное образование

Защита от внешних условий


Нет

Хорошо защищено плотной кожурой

Наличие запаса питательных веществ

Нет

Есть

Ответ 2 группы- записываем в тетради.

Характерные черты отдела Голосеменные




Отдел

Жизненная форма

Преобладаю­щее поколение

Размножение

Представители

Значение

Семен­ные

Голосе­менные


Деревья, кус­тарники


Спорофит

Семена


Сосна, ель, пих­та, лиственница, можжевельник, тис


Лесообразующие породы, корм для животных, пища для человека (семе­на сосны сибирской), строительный и поделочный материал, топливо, хими­ческое и витаминное сырье. Растения, господствующие в совре­менных ландшафтах: болотах, лесах. Ос­новные продуценты в цепи питания. Источник атмосферного кислорода








Записываем в тетради:

Голосеменные — отдел, включающий наиболее древние семенные растения, насчитывает около 640 тыс. видов. Голосеменные представлены вечнозелё-ными, иногда листопадными деревьями и кустарниками.


  1. Особенности строения и размножения сосны обыкновенной.

Однодомные растения — растения, у которых мужские (тычиночные) и женские (пестичные) цветки находятся на одном и том же растении. Также однодомными называют нецветковые растения, у которых органы размножения (мужские и женские) находятся на одной особи. Опыляются ветром или животными. Например: берёза, лещина, фукус.

Семя — орган полового размножения и расселения растений, который образуется в результате оплодотворения из семязачатка.

Опыление — перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика (у цветковых) или на семяпочку (у голосеменных).

Шишка — видоизменённый побег, представляющий собой собрание семенных чешуй с семязачатками, сидящих на центральной оси в пазухах кроющих чешуй.


Двудомные растения — виды растений, у которых женские (пестичные) и мужские (тычиночные) цветки находятся на разных особях (тополь, облепиха, шелковица, саговниковые).


IV. Закрепление знаний, умений и навыков обучающихся.

Выполнение упражнений 1- 4 в рабочей тетради.

Проверка правильности выполнения.

VI. Рефлексия. Ответьте на вопросы:

  • Как происходит опыление и оплодотворение сосны обыкновенной?

  • Чем сосны обыкновенной мужские шишки отличаются от женских?

  • Чем ель европейская отличается от сосны обыкновенной?

  • Какие голосеменные растения самые древние?

  • Какие голосеменные произрастают рдом с вашим домом в ближайшем парке, лесе?

VII. Д/з. параграф 17 ,стр 44-47, подготовить презентации о разнообразии голосеменных, выполнить в РТПБ упр 5- 8 .

VII. Подведение итогов урока

Школьники самостоятельно подводят итог урока, обращая внимание те новые знания, которые они приобрели в процессе урока.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!