Поурочное планирование. Биология – 7 класс. Разнообразие живых организмов
Тема: Многообразие живой природы. Усложнение растений в процессе эволюции.
Урок № 21
Дата урока:
Тема урока
Тема: ОТДЕЛ ГОЛОСЕМЕНные. Главные признаки отдела.
Вид урока: комбинированный урок.
Оборудование урока: коллекция голосеменных растений; гербарные экземпляры сосны, ели, лиственницы; таблицы или рисунки с изображением голосеменных растений.
Базовые понятия и термины: лепидодендрон
Тип урока: изучения нового материала
Структура урока
Организационный этап ……………………………1—2 мин.
Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности……7 мин.
III. Изучение нового материала ……...…20 мин.
IV.Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся- 15мин
Домашнее задание …………………………… 1—2 мин.
Подведение итогов урока …………………………3 мин.
Ход урок
I Организационный момент.
II Актуализация знаний, умений и навыков по теме «Отделы плауновидные, хвощевидные, папоротниковидные».
Закончите предложения, вставив необходимые о смыслу слова:
А. Предками хвощей, плаунов и папоротников являются……
Б. Плауны, хвощи и папоротники - это травянистые потомки вымерших….
В. Залежи каменного угля образовались из….. в результате….
Г. Тело плауна состоит из…..
Выберите верный ответ:
Гаметофит папоротника называется:
А. Заросток
Б.Проросток
В.Зигота
Г.Зародыш
2. В жизненном цикле папоротника преобладает:
А. Спорофит
Б. Гаметофит
3.Мхи, плауны и папоротники имеют сходство:
А. В условиях размножения. Для полового размножения необходимо
наличие воды.
Б. В строении тела. Тело состоит из корней, стеблей и листьев.
В. В наличии корнеподобных образований. Имеются ризоиды.
Г. В способах размножения, Размножаются семенами
Фронтальный опрос ( приём «Микрофон»)
1. От каких вымерших растений произошли папоротники? (от псилофитов)
2. Какое строение имеют папоротники? (корневище, стебель короткий, листья сильно рассечены со спорангиями)
3. Сколько поколений в жизненном цикле папоротниковидных; как они называются? (в жизненном цикле 2 поколения спорофит и гаметофит)
4. Как осуществляется процесс размножения папоротников?
5. Есть ли у папоротников вегетативное размножение? (да, специальные почки на корневище)
6. Где встречаются папоротники?
7 .В каких климатических зонах? (от тундры до тропических лесов)
8. Виды папоротников обитающих на нашей территории? (щитовник мужской, орляк.)
9. Практическое значение папоротниковидных.
10. Какие жизненные формы встречаются у папоротников? (травянистые, лиановидные, древесные.)
III. Мотивация учебной деятельности. На доске записана загадка :
Маленькое дитятко на землю пало- дитятком стало.
Загадка.
Что это за дитятко ?( семя). Благодаря каким изменениям на земле исчезли все древовидные высшие споровые растения? ( климат стал сезонным, чередование тёплых и холодных, влажных и сухих периодов). Благодаря каким приспособлениям семенные растения стали независимы от водной среды?
IV Изучение нового материала
Общие черты семенных растений.
Самостоятельная работа с учебником(стр.44) по группам.
– выявить общие черты семенных растений ( задание 1-ой группы);
_ выявить общие черты отдела голосеменные(задание 2-ой группы).
Проводим взаимопроверку.
Ответ 1 группы- записываем в тетради.
Важнейшие эволюционные изменения у семенных растений
Пример усложнения | Результат |
Появление семени | Увеличение выживаемости зародышей растений |
Появление пыльцевой трубки | Выживание в засушливом климате |
Исчезновение жгутиковых спермиев |
Преобладание бесполого поколения в жизненном цикле | Широкое распространение на Земле |
Сравнительная характеристика семян и спор
Параметры | Спора | Семя |
Размер | Очень мелкие, неразличимы невооружённым глазом | От нескольких миллиметров до десятков сантиметров, различимы невооружённым глазом |
Строение | Одноклеточное образование | Многоклеточное образование |
Защита от внешних условий | Нет | Хорошо защищено плотной кожурой |
Наличие запаса питательных веществ | Нет | Есть |
Ответ 2 группы- записываем в тетради.
Характерные черты отдела Голосеменные
| Отдел | Жизненная форма | Преобладающее поколение | Размножение | Представители | Значение |
Семенные | Голосеменные | Деревья, кустарники | Спорофит | Семена | Сосна, ель, пихта, лиственница, можжевельник, тис | Лесообразующие породы, корм для животных, пища для человека (семена сосны сибирской), строительный и поделочный материал, топливо, химическое и витаминное сырье. Растения, господствующие в современных ландшафтах: болотах, лесах. Основные продуценты в цепи питания. Источник атмосферного кислорода |
Записываем в тетради:
Голосеменные — отдел, включающий наиболее древние семенные растения, насчитывает около 640 тыс. видов. Голосеменные представлены вечнозелё-ными, иногда листопадными деревьями и кустарниками. |
Особенности строения и размножения сосны обыкновенной.
Однодомные растения — растения, у которых мужские (тычиночные) и женские (пестичные) цветки находятся на одном и том же растении. Также однодомными называют нецветковые растения, у которых органы размножения (мужские и женские) находятся на одной особи. Опыляются ветром или животными. Например: берёза, лещина, фукус. |
Семя — орган полового размножения и расселения растений, который образуется в результате оплодотворения из семязачатка. |
Опыление — перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика (у цветковых) или на семяпочку (у голосеменных). |
Шишка — видоизменённый побег, представляющий собой собрание семенных чешуй с семязачатками, сидящих на центральной оси в пазухах кроющих чешуй. |
Двудомные растения — виды растений, у которых женские (пестичные) и мужские (тычиночные) цветки находятся на разных особях (тополь, облепиха, шелковица, саговниковые). |
IV. Закрепление знаний, умений и навыков обучающихся.
Выполнение упражнений 1- 4 в рабочей тетради.
Проверка правильности выполнения.
VI. Рефлексия. Ответьте на вопросы:
Как происходит опыление и оплодотворение сосны обыкновенной?
Чем сосны обыкновенной мужские шишки отличаются от женских?
Чем ель европейская отличается от сосны обыкновенной?
Какие голосеменные растения самые древние?
Какие голосеменные произрастают рдом с вашим домом в ближайшем парке, лесе?
VII. Д/з. параграф 17 ,стр 44-47, подготовить презентации о разнообразии голосеменных, выполнить в РТПБ упр 5- 8 .
VII. Подведение итогов урока
Школьники самостоятельно подводят итог урока, обращая внимание те новые знания, которые они приобрели в процессе урока.