СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Физика вокруг нас"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок

Цель игры:

  • расширить кругозор учащихся, развивать познавательный интерес, интерес к физике;
  • развивать грамотную монологическую речь с использованием физических терминов;
  • научить применять знания в новой ситуации;
  • приучать детей к доброжелательному общению.

Оборудование:  компьютер, видеопроектор, приборы для эксперимента.

Пояснительная записка:

  1. В игре участвуют две команды  10 класса
  2. Игрой руководит преподаватель физики. Члены жюри – преподаватели.
  3. Время длительности каждого конкурса определяют члены жюри перед началом игры.
  4. После выполнения каждого задания команды передают результаты своей работы  членам жюри.
  5. Объявляются итоги каждого конкурса.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Физика вокруг нас"»



ГОУ СПО ЛНР

«СТАРОБЕЛЬСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»











Сценарий открытого урока

«Физика вокруг нас»



















Выполнила: Воротинцева Т. Н.

учитель физики ГОУ СПО

«Старобельский профессиональный колледж»











г. Старобельск 2023

Открытый урок

Цель игры:

  • расширить кругозор учащихся, развивать познавательный интерес, интерес к физике;

  • развивать грамотную монологическую речь с использованием физических терминов;

  • научить применять знания в новой ситуации;

  • приучать детей к доброжелательному общению.

Оборудование: компьютер, видеопроектор, приборы для эксперимента.

Пояснительная записка:

  1. В игре участвуют две команды 10 класса

  2. Игрой руководит учитель физики. Члены жюри – учителя

  3. Время длительности каждого конкурса определяют члены жюри перед началом игры.

  4. После выполнения каждого задания команды передают результаты своей работы членам жюри.

  5. Объявляются итоги каждого конкурса.















ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда при проведении

лабораторных работ и лабораторного практикума по физике

До начала работы


1. Перед тем как приступить к выполнению работы, тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения.

2.До начала работы приборы не трогать и не приступать к выполнению лабораторной работы до указания учителя.


Во время работы


1. Будьте внимательны, дисциплинированы, осторожны, точно выполняйте указания учителя.

2. Не оставляйте рабочее место без разрешения учителя.

3. Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.

4. Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся при выполнении задания.

5. При работе со стеклянным оборудованием (колбы, стаканы, термометры и др.) соблюдайте осторожность, располагайте их на рабочем месте так, чтобы не разбить их и не уронить со стола.

6. При работе с мензурками не пользуйтесь сосудами с трещинами или с повреждёнными краями.

7.Если сосуд разбит в процессе работы, уберите со стола осколки не руками или тряпкой, а сметите щёткой в совок.

8.При работе с жидкими веществами не пробуйте их на вкус, не разбрызгивайте и не разливайте.

9. Берегите оборудование и используйте его по назначению.

10. При получении травмы обратитесь к учителю.



















Ребята!
«И пусть преграды вас не остановят,
И новые миры к себе манят!
Вам оставить след в науке стоит
И внести в открытия свой вклад!»



Ход игры:

Ведущий :

Конкурс 1 Разминка - отгадайте загадки, жюри: за каждый правильный ответ – 1 балл

Всем поведает,
Хоть и без языка,
Когда будет ясно,
А когда - облака.

(Барометр)

На стене висит тарелка,
По тарелке ходит стрелка.
Эта стрелка наперед
Нам погоду узнает.

(Барометр)

Две сестрицы качались,
Правды добивались.
А когда добились,
То остановились.

(Весы)

Никто его не видывал,
А слышать – всякий слыхивал.
Без тела, а живёт оно,
Без языка – кричит.

(Эхо)




То, как арбузы, велики,
То, словно яблоки, мелки.
Они не могут говорить

Но могут массу определить. (Гири)

Сначала - блеск

За блеском – треск,
За треском – плеск.

(Молния, гром, дождь)





Я под мышкой посижу,
И что делать укажу:
Или разрешу гулять,
Или уложу в кровать.

(Термометр)

Весь век идет Еремушка,
Ни сна ему, ни дремушки.
Шагам он точный счет ведет,
А с места все же не сойдет.

(Секундомер, часы)

Ведущий: подведем итоги 1 конкурса, слово предоставляется председателю жюри.

Учитель предлагает членам команд задания, используя компьютерную презентацию.













Конкурс №2. Лабиринт «Физические величины»

В лабиринте зашифровано 14 названий известных вам физических величин. Читать можно в любом направлении, кроме диагоналей.

Ответы к конкурсу № 2:  время, теплоемкость, давление, мощность, сила, плотность, работа, температура,  масса, путь,  скорость, вес, ускорение, импульс.

Ведущий: Подведем итоги конкурса, слово предоставляется председателю жюри.

Конкурс № 3.«Историческая веха».

В этом конкурсе принимает участие вся команда. Команда должна угадать фамилию ученого. Каждой команде даётся 5 подсказок. Таким образом, если правильный ответ получен после первой подсказки, то команда получает 5 баллов, после второй – 4 балла, после третьей – 3 балла, после четвёртой – 2 балла, после пятой – 1 балл.

1 команда:

1). Он был одним из первых ученых, работавших на войну, и первой жертвой войны среди людей науки.

2). Его изобретения весьма популярны.

3). С его главным открытием мы сталкиваемся, когда принимаем ванну.

4). Он говорил: «Дайте мне такую точку опоры, и я переверну весь мир».

5). После сделанного открытия, он закричал: «Эврика!».

/Ответ: АРХИМЕД/.

2 команда:

1). Этот английский учёный уже в 24 года сделал свои первые открытия в области физики и математики.

2). Он получил должность смотрителя Монетного двора Великобритании в 1695 году, а через 4 года стал его директором. Ему выдалась честь отчеканивать все монеты страны.

3). Уже в 26 лет он стал профессором.

4). Он открыл и обосновал три закона механики.

5). Существует легенда о том, что благодаря яблоку, которое ему упало на голову, сидя под ней, он открыл известный физический закон.

/Ответ: ИСААК НЬЮТОН/.

Ведущий: Подведем итоги конкурса, слово предоставляется председателю жюри.

Конкурс №4 «Объясни увиденное»

Сегодня мы Вам покажем занимательные опыты. Внимательно посмотрите и попытайтесь их объяснить. ( Два подготовленных ученика показывают опыты по очереди)



Опыт 1 «Не замочив рук»

Оборудование: тарелка или блюдце, монета, стакан, бумага, спички.

Проведение: Положим на дно тарелки или блюдца монету и нальем немного воды. Как достать монету, не замочив даже кончиков пальцев?

Решение: Зажечь бумагу, внести ее на некоторое время в стакан. Нагретый стакан перевернуть вверх дном и поставить на блюдце рядом с монетой.

Так как воздух в стакане нагрелся, то его давление увеличится и часть воздуха выйдет. Оставшийся воздух через некоторое время охладится, давление уменьшится. Под действием атмосферного давления вода войдет в стакан, освобождая монету.

Опыт 2 «Подъем тарелки с мылом»

Оборудование: тарелка, кусок хозяйственного мыла.

Проведение: Налить  в тарелку воды и сразу слить. Поверхность тарелки будет влажной. Затем кусок мыла, сильно прижимая к тарелке, повернуть несколько раз и поднять вверх. При этом с мылом поднимется и тарелка. Почему?

Объяснение: Подъем тарелки с мылом объясняется притяжением молекул тарелки и мыла.

Опыт 3 «Такая разная бумага»

Оборудование: два одинаковых по размеру и массе листа бумаги (один из них скомканный)

Проведение: Одновременно отпустим оба листа с одной и той же высоты. Почему скомканный лист бумаги падает быстрее?

Объяснение: скомканный лист бумаги падает быстрее, так как на него действует меньшая сила сопротивления воздуха.

А вот в вакууме они падали бы одновременно.

 Опыт 4 «Загадочная картофелина»

Оборудование: два стеклянных сосуда с водой, картофелина.

Проведение: Поместим одну и ту же картофелину в сосуды с равным количеством воды. В одном сосуде картофелина тонет, а в другом плавает. Объясните загадку картофелины.

Объяснение: В одном из сосудов находится насыщенный раствор поваренной соли. Плотность соленой воды больше, чем чистой. Плотности соленой воды и картофелины примерно одинаковы, поэтому она плавает в растворе соли. Плотность чистой воды меньше плотности картофелины, поэтому она тонет в воде.

Ведущий: Подведем итоги конкурса, слово предоставляется председателю жюри.

 Опыт 5 «Загадочные фрукты»

Оборудование:

1) несколько лимонов;

2) два отрезка медной проволоки (жёсткой и гибкой) в качестве

положительно заряженных электродов;

3) светодиод небольшого размера;

4) несколько оцинкованных болтов или гвоздей, которые будут служить

отрицательно заряженными электродами.

Процесс эксперимента

Для того чтобы зажечь светодиод с помощью лимонов, подготовим ингредиенты. Нарезаем медный провод на небольшие отрезки примерно по 5 см и соединяем их с болтами отрезками мягкой медной проволоки.

Теперь устанавливаем получившуюся конструкцию в лимоны с разных концов таким образом, чтобы соединения медь-цинк в лимонах чередовались, а медные контакты одного лимона были соединены с оцинкованными контактами каждого соседнего лимона.

После последовательного соединения пяти фруктов замеряем напряжение на крайних выводах медь-цинк мультиметром. Оно должно подняться примерно до 3 В.

Теперь осталось подключить к нашей схеме сам светодиод. Делаем это с помощью все той же медной проволоки и смотрим на результат.

Как видно, этого напряжения вполне хватает для того, чтобы светодиод начал светиться, а значит теория подтвердилась. Из лимона можно извлечь электричество.

Заключение

Конечно же такой способ не годится для того, чтобы, например, осветить комнату или хотя бы зажечь походный фонарь. Но это и не входило в цели данного эксперимента. Мы лишь хотели в очередной раз показать, что электричество окружает нас повсюду и для его извлечения достаточно понимать его природу.



4. Итог урока  

Учитель Ребята, назовите что мы сегодня повторяли, был ли полезен для вас этот урок? Оценки за урок

5. Рефлексия

Учитель. Хотелось бы услышать ваше мнение о том, как вы овладели знаниями и можете дать характеристику окружающим вас явлениям. Перед вами таблица, подумайте и поднимите руку в какую графу вы себя соотнесете. (записать количество учащихся в каждую графу на интерактивной доске). Подвести итог.

6. Домашнее задание: повторить конспект, § 20-21, «Физика» классический курс Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский.

Учитель. Урок окончен, отдыхайте.









Используемая литература:

  1. Билимович Б.Ф. Физические викторины. М., «Просвещение», 1977.

  2. Горев Л.А. Занимательные опыты по физике. М., «Просвещение», 1985.

  3. Горлова Л.А. Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия по физике: 7-11 классы.– М.; ВАКО, 2006. – 176 с. – (Мастерская учителя).

  4. Кибальченко А.Я., Кибальченко И.А. Физика для увлечённых. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 188, [1] с. – (Библиотека школьника).

  5. Наволокова Н.П. [и др.]; под общ. ред. Ненашева И.Ю. Предметная неделя физики в школе – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 272 с. – (Библиотека учителя).









































ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Конкурс 1 Разминка - отгадайте загадки, жюри: за каждый правильный ответ – 1 балл

Всем поведает,
Хоть и без языка,
Когда будет ясно,
А когда - облака.

(Барометр)

На стене висит тарелка,
По тарелке ходит стрелка.
Эта стрелка наперед
Нам погоду узнает.

(Барометр)

Две сестрицы качались,
Правды добивались.
А когда добились,
То остановились.

(Весы)

Никто его не видывал,
А слышать – всякий слыхивал.
Без тела, а живёт оно,
Без языка – кричит.

(Эхо)




То, как арбузы, велики,
То, словно яблоки, мелки.
Они не могут говорить

Но могут массу определить. (Гири)

Сначала - блеск

За блеском – треск,
За треском – плеск.

(Молния, гром, дождь)





Я под мышкой посижу,
И что делать укажу:
Или разрешу гулять,
Или уложу в кровать.

(Термометр)

Весь век идет Еремушка,
Ни сна ему, ни дремушки.
Шагам он точный счет ведет,
А с места все же не сойдет.

(Секундомер, часы)







































ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Конкурс 1 Разминка - отгадайте загадки, (за каждый правильный ответ – 1 балл)

Всем поведает,
Хоть и без языка,
Когда будет ясно,
А когда - облака.

На стене висит тарелка,
По тарелке ходит стрелка.
Эта стрелка наперед
Нам погоду узнает.

Две сестрицы качались,
Правды добивались.
А когда добились,
То остановились.

Никто его не видывал,
А слышать – всякий слыхивал.
Без тела, а живёт оно,
Без языка – кричит.

То, как арбузы, велики,
То, словно яблоки, мелки.
Они не могут говорить

Но могут массу определить.

Сначала - блеск

За блеском – треск,
За треском – плеск.

Я под мышкой посижу,
И что делать укажу:
Или разрешу гулять,
Или уложу в кровать.



Весь век идет Еремушка,
Ни сна ему, ни дремушки.
Шагам он точный счет ведет,
А с места все же не сойдет.







ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

Конкурс №2. Лабиринт «Физические величины»

В лабиринте зашифровано 14 названий известных вам физических величин. Читать можно в любом направлении, кроме диагоналей.

















ПРИЛОЖЕНИЕ № 4




Ответы к конкурсу № 2:  время, теплоемкость, давление, мощность, сила, плотность, работа, температура,  масса, путь,  скорость, вес, ускорение, импульс.












ПРИЛОЖЕНИЕ № 5

Бланк
оценивания команд


конкурса

Команда

«__________________»

Команда

«__________________»

1



2



3



4



5



6



7



8




Итог игры: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




ПРИЛОЖЕНИЕ № 6






Рефлексия

Хотелось бы услышать ваше мнение о том, как вы овладели знаниями и можете дать характеристику окружающим вас явлениям. Перед вами таблица, подумайте и поднимите руку в какую графу вы себя соотнесете.



Отлично

Хорошо

Удовлетворительно

Плохо