СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок на тему "Окончание слова" 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему "Окончание слова" 5 класс»



МКОУ «Гимназия Культуры мира» им. Нуцалова К.Г.






Отрытый урок


по теме «Окончание слова » в 5 классе













учитель: Омарова Рисалат Алижановна








2020 год



Цель: 1.    Формирование знаний учащихся о составе слова: об окончании;

Уметь изменять окончания в словах, образовывать новые предложения;

2.  Развивать умения выделять в изменяемом слове окончание и основу;

распознавать мягкую

и твердую основу слова;   развитие коммуникативной компетентности

3.  Воспитание интереса к учебе; любовь к труду.

Тип урока : изучение нового материала

Основные виды деятельности учащихся: самостоятельное определение темы и целей урока, морфемный разбор, составление новых слов, работа с текстом, поиск информации, систематизация, рефлексия.


Оборудование урока:  учебник русский язык 2ч, Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др., раздаточный материал с заданиями, презентация, доска, черный ящик, толковый словарь.




Ход урока.

1. Организационный момент. (Мобилизующий этап)


Вспомним наш девиз

Наш девиз: Орешек знанья твёрд,

Но всё же мы не привыкли отступать!

Нам расколоть его поможет

Простой девиз: (закончить четверостишие)

«Хотим всё знать!»

А чтобы все знать, что надо делать? ( читать, учить, изучать…)

При изучении наук, предметов, строении человека, вождению транспорта, военной науке бывает легко или трудно? (Очень трудно , на это нужны годы).

А когда нам бывает легко? (когда мы уже привыкли учиться , изучать и когда мы много знаем.)

Еще тогда Великий полководец Александр Суворов, который не проиграл ни одно сражение, сказал: «Тяжело в учении, легко в бою».


Как вы думаете, ребята, какое значение у этой пословицы.


Значение:

1.Как бы трудно не было учиться , если мы будем учиться как положено, то обязательно будет успех.


2. Хотя учиться тяжело, но зато полученные знания помогут нам достичь успеха.


Молодцы! А сегодня мы с вами будем строителями. Что мы будем строить? Мы будем строить ДОМ Знаний. Для того чтобы построить дом, нужен материал, а материалом для нашего дома послужат различные задания. И каким он будет, зависит от вас.

Итак, начнем?

Дом следует начинать с фундамента, а каким должен быть фундамент ? (фундамент должен быть основательным и прочным). Будет ли прочным, красивым наш дом зависит от нашей работы.


2 . Положить фундамент нам поможет повторение пройденного материала:

Что такое Лексика? Омонимы , антонимы, синонимы?

Слайды№16-24


Молодцы, ребята, Я вижу ваши знания по пройденному материалу очень прочные, посмотрим получился ли у нас фундамент таким же прочным. ФУНДАМЕНТ.


Дальше, что мы должны делать? Мы должны построить стены для дома

Чтобы построить стену, мы должны изучить новую тему.


3. Какова же тема сегодняшнего урока? Ответить на этот вопрос нам поможет следующее задание:

Мы должны отгадать зашифрованное слово, ответив на вопросы и записав первые буквы в пустые клеточки кроссворда.

Пишем ответы в строчку. (работа на доске).


Вопросы:

1. Слова противоположные по лексическому значению (Антонимы)

2. Словарный состав языка. (Лексика)

3. Разговор одного человека (Монолог)

4. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и произношению, но совершенно разные по лексическому значению (Омонимы)

5. Какой знак препинания стоит на конце повествовательных и побудительных предложений. (Точка)

6. Главный член предложения который обозначает действие предмета(Сказуемое)

7. Близкие по значению слова. (Синонимы)

8. Разговор двух или более лиц (Диалог).

9. Главный член предложения, который отвечает на вопросы именительного падежа (Подлежащее) (слайды №1-11)


В итоге сложилось слово Окончание.

Итак, тема нашего урока: Окончание слова . слайд№12

-

- Что мы должны сделать сегодня на уроке?

Ответы учащихся:

- Повторить и обобщить всё изученное на предыдущих уроках.

- Уметь изменять окончания в словах, образовывать новые предложения;

- Уметь выделять в изменяемом слове окончание .

Работа со слайдом

Работа с тетрадями: запись числа, классная работа



Ребята, сегодня утром мне передали письмо, которое адресовано вам. Давайте откроем его и прочитаем. Что- то не читается , тут что- то не так. Может быть, вы мне поможете?


Снегири.


(Снегирь) живут в лесах с густым подлеском. Летом (снегирь) обитают как в густых лесах, так и в редколесьях. Питается (снегирь) семенами, почками и ягодами. Зимой стаи (снегирь) очень хорошо различимы на белоснежном фоне. Слайд №26-27


А чего в этом письме не хватает? ( Окончания). Давайте исправим ошибки.


Снегири – перелетные или неперелётные птицы?

А каких птиц вы видите зимой у вас в селе? (воробьи, голуби…) Зимой им бывает очень тяжело добывать пищу. Многие птицы гибнут от холода и голода. А чем мы можем им помочь? Поэтому подкармливайте птиц семечками, крошками хлеба



А какую же роль играет окончание? К какому выводу мы пришли? (Окончание помогает связать слова и объединить их в предложение.)

Обратите внимание на слайд№28,29


Физкультминутка.

Руки тянем в потолок,

Будто к солнышку цветок (потягивание, руки вверх)

Мы попрыгаем немного (прыжки на месте)

И пройдемся по дороге (ходьба на месте)

За столы садимся дружно-

Нам теперь учиться нужно (дети садятся за парты).


Слово делится на части.

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей*

Делать слово из частей!


Начнём со словарной работы

ГРАМОТЕЙ

- Что обозначает это слово? (грамотный человек)

- Подберём однокоренные слова (грамотный, грамота, грамотность, грамотно) слайд№ 14-15

А сейчас ребята я научу вас находить окончания в разных частях речи

Объяснение новой темы.


Упр. 379 устно

Презентация.


СТЕНА


Работаем коллективно у доски. Работа по карточкам. 1группа записывает слова вставляя проп.буквы.

2. группа выделяет окончания в словах

3. определяет части речи.

4 составляют предл.


1.Ноч.ю уд.рил сил.ный м.роз.

2.Пуш.стые сн.гири с.дели на в.тках р.бины.

3. Пт.цы ул.тели в т.плые кр.я

4. Р.бята п.шли в л.с за яг.дами

5. Б.л.шая с.бака выгл.нула из бу.ки.


К какому выводу мы пришли?

Так для чего служит окончание? (Окончание служит для связи слов и выражает значение рода, числа, падежа, лица.


Ребята, по результатам работы у доски, я вижу , что тему вы поняли хорошо. Значит, мы построили каркас дома.




5. Самостоятельная работа обучающихся. Цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий; организовать самопроверку работ.





  1. В каком слове на месте пропуска нужно писать букву и?

А) в тетрадк..

Б) в тетрад...

В) в постельк...

Г) в тишин...


2. В каком слове на месте пропуска нужно писать букву е?

А) на площад...

Б) от площадк...

В) к площад...

Г) к площадк..

3.В каком слове на месте пропуска нужно писать букву е?

А) в лазур...

Б) по совест...

В) до дорог...

Г) к опушк...



  1. В каком слове на месте пропуска нужно писать букву и?

А) по алле...

Б) к избушк...

В) на дорог...

Г) об открыт...

5. В каком слове на месте пропуска нужно писать букву у?

А) про дятл…

Б) о дятл…

В) на пол…

Г) к лес…

Вы хорошо справились с заданиями, вы большие умники и умницы. Прилагая, усилия, набирая знания , усердно трудясь , мы построили красивый, уютный , большой , прочный Дом. Труд красит человека. А ленивый человек, чего он достигает в жизни ? (НИЧЕГО)

 Поэтому ребята трудитесь, цените свое время , помогайте друг другу, родителям, радуйте их своими успехами. И помните об учителях, которые вкладывают в вас частичку себя.


Ребята, давайте подведем итог сегодняшнего урока.

- Что нового вы узнали на уроке? (Как определить и графически обозначить окончание слова.

–– К какому выводу пришли? ( Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов и выражает значение рода, числа и падежа.?


Ну-ка ребята поднимите руки, покажите ваши звездочки.

МОЛОДЦЫ. Все, кто получил звёздочки, получают заслуженные пятерки.

8. Домашнее задание: 

Выучите параграф №72 упр. 384














































уд.рил

ноч.ю

м.роз

сил.ный






Пуш.стые

р.бины.

с.дели

сн.гири

в.тках









кр.я

Пт.цы

т.плые

ул.тели












р.бята

яг.дами

л.с

п.шли







с.бака

бу.ки.

выгл.нула

б.л.шая
















1.Как бы трудно не было учиться , если мы будем учиться как положено, то обязательно будет успех.




2. Хотя учиться тяжело, но зато полученные знания помогут нам достичь успеха.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!