Тема урока: «Второстепенные члены предложения».
Конспект составил:
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Татильская СОШ»
Гюлова Зираят Джемедовна.
Цели урока:
Образовательная: повторить сведения о второстепенных членах предложения, закрепить умение различать второстепенные члены предложения; проверить качество знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы «Второстепенные члены предложения».
Развивающая: развивать логическое мышление и память; орфографическую и пунктуационную зоркость; устную и письменную речь; внимание.
Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к родному языку.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование урока: мультимедийная установка, презентация, карточки с заданиями.
Ход урока:
Организационный момент.
Слайд 1.
Эпиграфом к нашему уроку будут слова известного лингвиста Измаила Ивановича Срезневского «Работа над родным языком в человеке не прекращается никогда».
-Как вы понимаете смысл этого высказывания?
Человек постоянно совершенствует свою речь, обменивается информацией при помощи языка, пополняет свой словарный запас, выполняет сложную работу постоянно. И мы с вами тоже продолжим работу над родным языком.
Объявление темы урока, постановка целей урока.
А тему урока вы сформулируете сами, познакомившись с грамматической сказкой Валерия Михайловича Бурмако.
Слайд 2. Грамматическая сказка.
Когда-то в Объединенном Королевстве Грамматики жил-был Член Предложения. Он трудился не покладая рук и ног, которых у него было великое множество. Падежи всегда задавали ему вопросы, а он всегда отвечал на них. Он бегал за Глаголом и дополнял лучшие свойства его характера.
И вот однажды они поссорились. Член предложения покинул Глагол. Не прошло и нескольких дней, как Глагол обеднел, опростился. Никто не мог его понять.
И решил Глагол отыскать своего бывшего друга и просить его вернуться.
С тех пор они неразлучны.
- О каком друге глагола идет здесь речь?
- Правильно, речь идет о дополнении, так как оно всегда стоит при глаголе, поясняет его.
- Каким членом предложения является дополнение? (Второстепенным)
- Какие ещё второстепенные члены предложения вы знаете?
(Определение, приложение и обстоятельство).
- Я вам рассказал сказку и надеюсь, что вы догадались, о чём пойдёт речь на уроке.
- Ответ: о второстепенных членах предложения.
- Сформулируйте тему урока.
/ Второстепенные члены предложения. Повторение. / Слайд 3
Определите задачи, которые мы будем решать на уроке. Слайд 4.
/ повторить сведения о второстепенных членах предложения,
закрепить умение различать второстепенные члены предложения,
пополнить знания сведениями о второстепенных членах предложении/
Мы сегодня постараемся вспомнить и закрепить знания по теме «Второстепенные члены предложения».
Я приготовил презентацию по теме нашего урока. С первыми слайдами вы уже знакомы. А теперь пойдем дальше.
Актуализация и систематизация знаний.
- Что вы знаете о второстепенных членах? (слайд №5)
Второстепенные члены – это…(все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого, они могут пояснять как главные так и второстепенные члены предложения, с которыми они составляют словосочетания)
На первом этапе работы мы вспомним все, что знаем по этой теме.
Слайд 6. Чайки распустили крылья.
Дополнение - это второстепенный член предложения, который обозначает предмет, зависит от сказуемого или другого члена предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей.
- На какие вопросы отвечает дополнение?
Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем?
Слайд 7
Найдите дополнение в этих предложениях.
Солнце ярко освещало берёзовую рощу.
Мы разговорились об интересных книгах.
- На какие группы делится дополнение?
- Какое дополнение в первом предложении?
Прямое дополнение
- Чем может быть выражено прямое дополнение?
Выражается
формой винительного падежа существительного без предлога,
формой родительного падежа, если обозначает часть предмета (налил чаю), если переходный глагол употребляется с отрицанием НЕ (не надел куртки)
- Какое дополнение во втором предложении?
Косвенное дополнение
- Какое дополнение называется косвенным?
Слайд 8
Определить вид дополнения.
(Уч-ся поднимают карточки К-косвенное, П – прямое, один из уч-ся аргументирует свой выбор)
1.Читаем книгу
2.Показать на карте
3.Сохраняют реки
4.Пряла пряжу
5.Обогнал троллейбус
6.Вопрос ему
7.Значение для здоровья
8.Просили ее
Прямое дополнение 1,3,4,5,8.
Слайд 9 Какой второстепенный член предложения мне необходимо выделить?
- Что такое определение?
Тропинка вилась в густой траве.
Определение- это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? который? чей? И поясняет члены предложения, выраженные существительными.
- Какие виды дополнений вы знаете?
Определения: Согласованные и несогласованные.
- Дайте определение согласованных определений? Несогласованных?
Слайд 10 Укажите предложение с согласованным определением
А. В нем рано проснулась страсть к рисованию.
Б. В коробке из-под ваксы лежало много пуговиц.
В. Он жил близ деревянной церкви.
Ответ: В.
Слайд 11 Укажите предложение с несогласованным определением
А. Кудрявый и краснощекий мальчик сидел в санях.
Б. Изба лесника находилась в лесу.
В. Мы остановились в маленькой деревне.
Ответ: Б.
Слайд 12. – Как называется особый вид определения? ( Приложение)
- Чем выражается приложение?
В городе-крепости мы осматривали выставку.
Приложение – это определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже.
Приложения могут обозначать различные качества предмета, указывать на возраст, национальность, профессию и другие признаки.
Слайд 13. Укажите предложение с ошибкой в употреблении дефиса при приложении
А. На вечере выступили студенты- сирийцы.
Б. Ведь ты была б у нас царь птица!
В. В осиннике стоял огромный лось- великан.
Ответ: Б.
- О каком второстепенном члене предложения мы ещё не говорили?
- Обстоятельство.
Слайд 14. - Что такое обстоятельство? Найдите в предложении обстоятельство.
Яркие цветы празднично украшали зал.
- Назовите виды обстоятельствам (по одному по цепочке без вопросов).
Слайд 15-19. (Учитель показывает вид обстоятельства, а учащиеся по цепочке отвечают на какие вопросы отвечает обстоятельство).
Слайд 20. (Уч-ся записывают предложения, находят в них обстоятельства и определяют их вид. Взаимопроверка).
При желании всё можно сделать (обстоятельство условия).
С утра до поздней ночи он был на ногах (обст. времени – когда? с каких пор?).
От радости в зобу дыханье спёрло. (обст. причины - почему? отчего?, места – где?).
Слайд 21. Взаимопроверка.
- Заключительным видом работы, который мы должны повторить с вами по теме «Повторение о второстепенных членах предложения», является синтаксический разбор двусоставного предложения. При синтаксическом разборе предложения мы сможем закрепить знания о второстепенных членах предложения, когда найдём их в тексте и дадим им характеристику.
Задание (один из уч-ся выполняет у доски)
Запишите предложение под диктовку, разберите его синтаксически.
4. Подведение итогов урока.
Слово учителя:
- Подведём итоги, ребята. Второстепенные члены не только распространяют главные и второстепенные члены предложения. Они поясняют предмет, уточняют, какой он, расширяют, делают информацию более понятной, выразительной, интересной. Одним словом, делают нашу речь красивой, разнообразной и богатой.
5. Домашнее задание. (Работа по карточке).
1) повторить п. 175-178.
2) Слайд 22. Осложнённое списывание.
Родной язык надо любить как мать как музыку и надо уметь хорошо г_в_рить что(бы) пер_дать свою мысль другому ясно и просто.
Буд_шь пон_мать мысли людей – легче будет жить, и умнее стан_шь, да и тебя все будут пон_мать… (М.Горький)
Задание по тексту: (Слайд 23)
1)Определите тему и основную мысль текста. / Текст о языке, об отношении к нему. Надо любить родной язык и уметь хорошо говорить, чтобы тебя понимали.
2) Передать содержание текста одним предложением / Надо любить родной язык и уметь хорошо говорить, чтобы тебя понимали.
3) а) Найдите второстепенный член предложения, который, по образному замечанию В.М. Бурмако, «сидит на двух стульях», т.е. является дополнением и определением / мысли людей
б) Определите тип связи, назовите второстепенный член предложения, аргументируйте свой ответ/управление, дополнение (мысли кого? людей), определение (мысли чьи? людей).
в) Перестройте словосочетание со связью управление в синонимичное со связью согласование / (людские мысли)
4. Найдите в тексте, аргументируя свой ответ
а) согласованное определение /родной язык, свою мысль, другому человеку
б) прямое дополнение /передать мысль, будешь понимать мысли, будут понимать тебя
в) косвенное дополнение /передать другому
г) обстоятельство образа действия /хорошо говорить, легче будет жить
6. Рефлексия:( Слайд 24)
- Оцените свою деятельность на уроке. Что получилось? Над чем нужно поработать?
- Подумайте, что следует повторить перед контрольным диктантом?
- Полезна ли была информация урока?
7. Оценочное суждение. (Слайд 25)
Удачи вам, ребята! Спасибо за урок!
Используемые пособия (Слайд 26)
1. Русский язык. 8 класс. Контрольно-измерительные материалы. Составитель Н.В.Егорова. – М.: ВАКО, 2012.
2. Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/[Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н.М. Шанский].-10-е изд. – М.: Просвещение, 2013.
3. Русский язык. Поурочные планы . 8 класс: электронное пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013.
4. Фон презентации. aida.ucoz.ru.
Грамматическая сказка.
Учитель, ученики (с табличками со словами «НАС», «ДОМИК», «ПОРАЗИЛ, «СКАЗОЧНЫЙ», «У ДОРОГИ»)
Однажды повелитель страны Грамматика Великий Синтаксис решил устроить прием и созвал всех своих подданных. Главные и второстепенные члены предложения «НАС ПОРАЗИЛ СКАЗОЧНЫЙ ДОМИК У ДОРОГИ», явившиеся во дворец, быстро заняли свои места на стульях с надписями «подлежащее», «сказуемое», «дополнение», «определение», «обстоятельство». Синтаксис уже начал речь, когда увидел, что существительное с предлогом У ДОРОГИ до сих пор не садится.
— Занимайте скорее место,— предложил Синтаксис.
— А я не знаю, куда садиться,— отвечал смущённый член предложения.
— Как не знаете? — удивился Синтаксис.— Вы отвечаете на вопрос ГДЕ? и обозначаете место — садитесь на стул обстоятельства.
— Но я отношусь к слову ДОМ (ДОМ У ДОРОГИ), отвечаю ещё на вопрос КАКОЙ?, поэтому должен быть ещё и определением, ведь слово дом предмет, а не действие.
— Вот загвоздка,— проговорил Синтаксис,— это и определение, и обстоятельство вместе? А садитесь-ка Вы на два стула!
Слайд 4.
Так и сидят на двух стульях члены предложения, совмещающие в себе два значения: дополнения и определения (мысль о поездке – о чем?, какая?), дополнения и обстоятельства (оповестить через газету – через что?, как?), определения и обстоятельства (дом у дороги – какой?, где?). Одно значение член предложения имеет сам, а второе ему приносит слово, к которому он относится…