СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по теме "Сложноподчиненное предложение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме "Сложноподчиненное предложение"»

Календарно-тематическое планирование

п/n

Тема, краткое содержание урока

Кол-во

часов

Тип урока

*

Средства

обу

чения

Виды и формы учебной деятельности уч-ся

Домашнее задание

Дата

проведения

примечания

План.

Факт.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ВВЕДЕНИЕ (1 час)

1.

Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся.

1

Беседа. Тестирование

Учебник

Пособие ЧДС

Работа со статьёй учебника, составление тезисов

Стр.4-8(пересказ), «Слово…» (читать)




ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 часа)

2.

Литература Древней Руси

Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве»- величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника. Русская история в «Слове…»

1

Лекция.

 Беседа

Учебник Л

екция учителя

Работа со статьёй учебника, Беседа, составление тезисов

Стр.8-35(чтение, работа по вопросам), составить сопоставительный анализ о походе Игоря




3.

Художественные особенности «Слова…», самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. 

Проблема авторства «Слова…»  Подготовка к домашнему сочинению.

1

Практикум

Учебник иллюстрации

Работа с учебником, Повторение литературоведческих терминов: сюжет, жанр, композиция; чтение произведения

Стр.29-30(наизусть), написать

домашнее сочинение по предложенным темам




ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА (10 часов)





4.

Классицизм в русском и мировом искусстве.

Общая характеристика русской литературы XVIII века. Особенности русского классицизма.

1

Лекция

Учебник

Таблицы по теории литературы

Совершенствование навыков тезисной записи, работа с

литературоведческими терминами

стр.36-42 (вопросы),  знать таблицу «Жанры классицизма»





5.

М.В.Ломоносов. Слово о поэте и ученом.

М.В.Ломоносов - реформатор русского языка и систмы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения.

1

Лекция.

Практикум

Учебник иллюстрации

Работа с учебником, чтение и анализ стихотворений

стр. 43-50(пересказ)





6.

М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» 

Ода как жанр лирической поэзии. Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях М.В.Ломоносова.

1

Беседа

Текст стихотворения

Выразительное чтение, ответы на вопросы

Стр.51-61

(перечитать),

«Вечернее размышление…» (отрывок наизусть;

Сообщение о Г.Р.Державине





7.

Вн/чт. Г.Р. Державин. Слово о писателе – философе.

Жизнь и творчество Г.Р.Державина. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Г.Р.Державина. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения.

1

Урок внеклассного чтения

Учебник

Работа с учебником, чтение и анализ стихотворений






8.

Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник».

Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике Державина.

1

Практикум








9.

 А.Н. Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы)

Изображение  российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения.

1

Рассказ учителя.

Беседа.

Учебник иллюстрации

Комментарии к прочитанным отрывкам, ответы на проблемные вопросы

Стр. 68-74

(биография), чтение главы «Любань»





10.

Особенности повествования в «Путешествии…».  Жанр путешествия и его содержательное наполнение

1

Практикум

Текст произведения

Работа над сжатым пересказом и ответ на вопрос «Какие чувства владеют автором при описании жизни крестьян ?»

Стр. 75-78 (рассказ о Карамзине)





11.

Н.М. Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме

«Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза».  Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей.

1

Лекция

Учебник Текст произведения

 Таблицы по теории литературы

Работа с учебником, с литературоведческим словарем

Стр. 84

(характеристика сентиментализма) Прочитать повесть «Бедная Лиза»





12.

 «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма.

 Новые черты русской литературы

1

Практикум

Текст  произведения

Комментирование отрывков произведения художественный пересказ. Анализ текста по вопросам и заданиям

Стр. 78-84 (заслуги Карамзина для русской л-ры)






13.

Р/Р. Подготовка к сочинению «Литература XVIII века в  восприятии современного читателя»

 (на примере одного – двух произведений)

1

Урок развития речи

Текст  произведения








                                                                     ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19 ВЕКА (54 часа)



14.

Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века.

Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия XIX века. Русская критика, публицистика, мемуарная литература

1

Лекция


Анализ текста по вопросам и заданиям







15.

Романтическая лирика начала XIX века. В.А.Жуковский. Жизнь и творчество (обзор).

«Море». «Невыразимое» Границы выразимого в слове и чувстве. Возможности поэтического языка. Отношение романтика к слову. Обучение анализу лирического стихотворения.

1

Лекция.

Практикум.


Комментирование отрывков произведения художественный пересказ.







16.

В.А.Жуковский.  «Светлана». Особенности жанра баллада.

Нравственный мир героини баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы – символы.

1

Беседа.

Практикум.


Комментирование отрывков произведения художественный пересказ.







17.

А.С.Грибоедов: личность и судьба  драматурга

1

Лекция

Учебник иллюстрации

Работа с учебником, составление  тезисного плана по биографии писателя

Стр. 141-146 (хронологичес

кий план биографии Грибоедов),

Стр. 147-148 (история

создания

комедии)
















18.

А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии.

1

Беседа

Учебник Текст комедии

Иллюстрации

Комментированное чтение, аналитическая беседа, работа с литературоведческим словарем

Прочитать 2

д-е, Стр. 148-

152 (конфликт

комедии)
















19.

Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума»

«Век нынешний и век минувший». Анализ 2 действия комедии

1

Беседа

Текст комедии иллюстрации

Комментированное чтение, сравнительная характеристика героев

Д-е З,

Характеристи

ка представите

лей фамусвск

ого общества
















20.

Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума»

Анализ 3 действия комедии. Проблема ума в комедии.

1

Беседа

Текст комедии иллюстрации

Комментированное чтение, характеристика героев комедии

Д-е 4,

Стр. 152-155 Характеристи

ка Чацкого и

Софьи
















21.

Чацкий в системе образов комедии.

Общечеловеческое звучание образов персонажей. Анализ 4 действия.

1

Беседа

Текст комедии

Комментированное чтение, аналитическая беседа по вопросам

Составление сопоставитель

ной таблицы

«Век нынешн

ий и век минувший»
















22.

Чацкий в системе образов комедии.

Общечеловеческое звучание образов персонажей.

Жанр высокой комедии

1

Беседа

Текст комедии

Аналитическая работа с текстом, выписка выражений комедии, ставших афоризмами

 
















23.

Р/Р. Язык  комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».

Преодоление канонов ипиисицизма в комедии.  Обучение анализу эпизода драматического произведения (по комедии «Горе от ума»)

1

Урок развития речи

Статья Гончарова

«Мильон

терзаний»

Составление плана и конспекта к статье Гончарова

Конспект

статьи

«Мильон

терзаний»
















24.

Р/Р. И.А.Гончаров.  «Мильон терзаний».

 Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума»

1

Урок развития речи


Составление и обсуждение планов к темам сочинений

Сочинение по комедии «Горе

от ума»
















25.

А.С. Пушкин: жизнь и творчество.

 А.С.Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»). Лицейская  лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина.

1

Лекция.

Беседа.

Учебник иллюстрации

Сообщения учащихся по биографии Пушкина, работа в группах

Сообщения по биографии

А.С. Пушкина
















26.

Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». 

Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю», «Анчар».

1

Урок-презентация

Учебник иллюстрации

Сообщения учащихся по биографии Пушкина, работа в группах

Сообщения по мотивам лирики  А.С. Пушкина
















27.

Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С.Пушкина.

 «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил; любовь еще, быть может…». Адресаты любовной лирики поэта.

1

Семинар

Учебник

 Стихи Пушкин

Работа с учебником. Чтение и восприятие стихов Пушкина

Стр. 167-170
















28.

Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы». Обучение анализу одного стихотворения.

1

Практикум

Учебник Стихи Пушкина

Выразительное чтение, интерпретация поэтического текста

Анализ стих-ий по теме, наизусть

«К Чаадаеву»
















29.

Р/Р. Контрольная работа  по романтической лирике начала XIX века, комедии «Горе от ума», лирике А.С.Пушкина.

1

Урок

 контроля

Учебник Стихи Пушкина

Выразительное чтение наизусть, анализ стихов по теме

выразительное чтение и анал

из стих-ий по

теме
















30.

Вн/чт. A.C. Пушкин «Цыгане» как романтическая поэма.

Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного.  Индивидуалистический характер Алеко

1

Урок внеклассного чтения

Учебник Текст поэмы

Работа с учебником, чтение и анализ пр-я, характеристика героев

Стр. 195-198 (анализ поэмы)
















31.

Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». История создания.

Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа.

1

Лекция

Учебник Текст трагедии

Работа с учебником, выразительное чтение, ипилиз прочитанного

Стр. 209-213 (анализ траге

дии)
















32.

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского.

Трагические итоги жизненного пути.

1

Беседа

Учебник Текст романа «Евгений Онегин»

Работа с текстом, составление и запись тезисов

Стр. 215-226 (система обра

зов), глава 1,2
















33.

Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.

1

Беседа

Учебник Текст произведения

Работа с текстом пр-я, характеристика героя

Стр. 226-232

(характеристи

ка

Онегина)
















34.

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем.

1

Практикум

Учебник Текст произведения иллюстрации

Работа с текстом пр-я, составление сравнительной характеристики героев

Главы 3-5
















35.

Автор как идейно – композиционный и лирический центр романа

1

Беседа

Учебник Текст произведения иллюстрации

Работа с текстом пр-я, характеристика героев

Главы 6-8
















36.

Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа.

1

Семинар

Учебник Текст произведения

Работа с текстом пр-я, выразительное чтение наизусть, анализ прочитанного

Стр. 232-236
















37.

Р/Р. Пушкинский роман в зеркале русской критики:

 В.Г. Белинский, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев, Ф.М. Достоевский, философская критика начала XX века. Роман А.С.Пушкина и опера П.И.Чайковского. Подготовка к сочинению А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

1

Урок развития речи

Учебник

Работа с учебником

Стр. 240-241

Под/. К сочине

нию
















38.

Вн/чт. А.С.Пушкин. «Моцарт и Сольери». Проблема «гения и злодейства». 

Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции в сфере творчества.

1

Урок внеклассного чтения


Работа с текстом пр-я, выразительное чтение

















39.

 М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество.  Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова. 

«Нет, я не Байрон. Я другой…», «Молитва», «Парус»,  «И скучно и грустно…»

1

Лекция

Беседа

Учебник

Иллюстрации

Составление датированного и тезисного плана, Работа с учебником

Сообщения по биографии поэ

та. Наизусть отрывок из сти

х-ия «Смерть поэта»
















40.

Образ  поэта – пророка в лирике М.Ю.Лермонтова. «Смерть поэта» «Поэт», «Пророк»,  «Жить хочу! Хочу печали…», «Есть речи – значенье…»

1

Практикум

Стихотворения

Работа с текстом

















41.

Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним.

«Нет, не тебя так пылко я люблю», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий».

1

Практикум

Учебник

Стихотворения

Лермонтова

Работа с учебником, чтение и восприятие стихов поэта

Анализ

стих-ий
















42.

Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова.

 «Дума», «Предсказание». Тема России  и ее своеобразие. «Родина». Характер лирического героя и его поэзия.

1

Семинар

Учебник стихи Лермонтова

Чтение и анализ стихов по теме

Стр. 267-273 (анализ стих

-ий) Наизусть стих-е

«Родина»















43.

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» - главный психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Образ содержания. Сложность композиции. Век М.Ю.Лермонтова в романе.

1

Лекция

Текст произведения

Выразительное чтение

Анализ стих-ий по теме















44.

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени. Печорин как представитель «портрета поколения». 

Загадка образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч».

1

Беседа

Учебник Текст произведения

Работа с учебником, литературоведческим словарем, работа в тетради

Стр. 288-294, Глава 1















45.

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.

 «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»

1

Беседа

Учебник текст произведения

Иллюстрации

Работа с текстом произведения, характеристика героя и его поступков

Глава 2















46.

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.

 «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»

1

Беседа

Учебник текст произведения

Иллюстрации

Работа с текстом произведения, анализ поведения героя

Глава 3















47.

Печорин в системе мужских образов романа.

 Дружба в жизни Печорина.

1

Практикум

Учебник Текст произведения

Работа с текстом произведения, характеристика поведения героя

Глава 4















48.

Печорин в системе женских образов романа.

 Любовь в жизни Печорина.

1

Практикум

Учебник Текст произведения

Работа с текстом произведения, сравнительная характеристика героев

Глава 5















49.

Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». 

Поэзия М.Ю.Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в  оценке В.Г.Белинского. Подготовка к сочинению.

1

Семинар

Учебник Текст произведения

Работа с текстом пр-я, рассуждения на основе прочитанного

Стр. 293-300 (автор и герой)















50.

Р/Р. Контрольная работа  по лирике  М.Ю.Лермонтова, роману «Герой нашего времени»

1

Урок контроля

Учебник

Работа с учебником,

литературоведческим

словарем

Стр. 315-317, подготовка к сочинению















51.

Н.В.Гоголь: страницы жизни и творчества.

Первые творческие успехи.  «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» (с обобщением ранее ипииого). Проблематика и поэтика первых сборников Н.В.Гоголя. «Мертвые души»  Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы.

1

Лекция

Учебник

 Иллюстрации

Составление датированного и тезисного плана по биографии писателя

Стр. 319-324 (биография писатели) Глава 1















52.

Система образов поэмы «Мертвые души».

Обучение анализу эпизода.

1

Беседа

Практикум

учебник

Работа с учебником

335-331, Главы 2, 3















53.

Система образов поэмы «Мертвые души».

Обучение анализу эпизода.

1

Беседа

Практикум

учебник

Работа с учебником
















54.

Образ города в поэме «Мертвые души»

1

Беседа

Учебник Текст произведения

Комментированное чтение текста, выборочный пересказ

Главы 7-10

















55.

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой

Эволюция его образа  в замысле поэмы.

1

Беседа

Учебник Текст произведения

Характеристика героя, рассуждение «Чичиковы наших дней»

Характеристика Чичикова

















56.

«Мертвые души» - поэма о величии России.  Мертвые и живые души. 

Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме  «Мертвые души». Поэма в оценках  Г.Белинского. Подготовка к сочинению.

1

Семинар

Учебник Текст произведения

Выразительное чтение лирических отступлений поэмы, осмысление образа России

Лирические отступления

















57.

«Мертвые души» - поэма о величии России.  Мертвые и живые души. 

Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме  «Мертвые души». Поэма в оценках  Г.Белинского. Подготовка к сочинению.

1

Семинар

Учебник Текст произведения

Выразительное чтение лирических отступлений поэмы, осмысление образа России

Лирические отступления

















58.

А.Н. Островский. Слово о писателе.  «Бедность не порок»

Особенности сюжета.  Патриархальный  мир в пьесе и угроза его распада.

1

Лекция

Беседа

Учебник Иллюстрации

Работа с учебником, составление тезисов по теме урока

Стр. 391-395

(биография

драматурга)

















59.

Любовь в патриархальном мире и  ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии.

1

Беседа

Учебник

Работа с текстом произведения.  Чтение по ролям отдельных эпизодов пьесы

Стр. 3-13 (вопросы и задания по биографии Толстого)

















60.

Ф.М. Достоевский Слово о писателе. 

Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира.

1

Лекция

Беседа

Учебник

Иллюстрация

Аналитическая работа  со статьёй учебника

367-370 (биография) прочитать отрывок из романа «Белые ночи»

















61.

Ф.М. Достоевский Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи».

Черты его внутреннего мира.

1

Лекция

Беседа

Учебник

Иллюстрация

Аналитическая работа  со статьёй учебника


















62.

Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи»

Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развитие понятия о повести

1

Беседа

Учебник Текст произведения

Аналитическая работа с текстом произведения и со статьёй учебника

Сочинение-миниатюра

«Чем интересны мне мысли

и чувства Достоевского

















63.

Вн/чт. Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической повести «Юность».

 Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление. Особенности поэтики Л.Н.Толстого в повести «Юность»: психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя.

1

Урок внеклассного чтения

Учебник

 Иллюстрации

Работа с учебником, сообщений уч-ся

Прочитать рассказ Чехова «Смерть чиновника»

















64.

А.П. Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника»

Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе 19 века и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора

1

Лекция

Учебник Текст рассказа

Работа с учебником, чтение и обсуждение рассказа «Смерть чиновника»

Чтение рассказа «Тоска»

















65.

А.П. Чехов «Тоска». Тема одиночества человека в мире.

Образ многолюдного города и его роль в рассказе. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа

1

Беседа

Учебник Текст рассказа

Краткий пересказ, комментированное чтение

Стр. 24-26 (анализ рассказа «Тоска»)

















66.

Р/Р,Подготовка к сочинению – ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века?

(На примере произведений А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого и А.П.Чехова)». (По выбору учащихся)

1

Урок развития речи




















67.

Вн/чт.Беседа о стихах

Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Их стихотворения разных жанров.

 Эмоциональное богатство русской поэзии. Развитие представления о жанрах лирических произведений.

1

Урок внеклассного чтения

Учебники, тексты стихов

Выразительное чтение и анализ стихов.

Чтение и ипилиз стихотво

рения.

















ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (24 часа)














68.

Русская литература XX века: многообразие

жанров и направлений

1

Лекция

Слово учителя, учебник

Работа с учебником, запись тезисов по теме

Стр. 41-43 хар-ка лит-го процесса XX века

















69.

И.А. Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи»

История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.

1

Лекция

Беседа

Учебник Текст рассказа

Работа с учебником, комментированное чтение

Стр. 49-54 (высказывания о писателе) Стр. 60, з-е 2

















70.

Мастерство И.А.Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования

1

Практикум

Текст рассказа

Работа с учебником, комментированное чтение


















71.

М.А. Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество.

История создания и судьба повести. Система образов повести «Собачье сердце». Стира на общество шариковых и швондеров

1

Лекция

Беседа

Учебник

 Отрывки из х/ф «Собачье сердце»

Аналитическая работа со статьёй учебника, комментированное чтение эпизодов повести

Записи в тетради

















72.

Поэтика повести М.А.Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая позиция автора.

 Смысл названия.  Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и их художественная роль в повести

1

Практикум

Учебник, текст  произведения

Выборочное чтение и пересказ, составление рассуждения по теме урока

Рассуждение Смешон или страшен Шариков?»

















73.

М.А. Шолохов. Слово о писателе «Судьба человека»

Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя.

1

Беседа

Учебник Текст рассказа

Работа с учебником, рассуждение по проблемному вопросу

Закончить чтение рассказа

















74.

Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». 

Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической ипиизации, особенности жанра. Реализм Шолохова в рассказе – эпопее.

1

Практикум

Текст рассказа

Иллюстрации

Комментированное чтение, анализ используемых автором средств выразительности

Стр. 193 (3-Я 1-7)

















75.

А.И. Солженицын. Слово о писателе.  «Матренин двор»

Картины послевоенной деревни. 

Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе

1

Беседа

Учебник Текст рассказа

Работа с учебником, комментированное чтение эпизодов рассказа

План биографии и творчест

ва писателя

















76.

Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм ее судьбы.

Нравственный смысл рассказа-притчи

1

Беседа

Текст рассказа

Выборочный пересказ, рассуждение по проблемному вопросу урока

Стр.281 (з-е 12)

















77.

Контрольная работа или зачетное занятие по произведениям второй половины 19 и 20 века.

1

Урок

 контроля

Тест



















78.

Русская поэзия Серебряного века

1

Лекция

Урок - концерт




















79.

А.А.Блок. Слово о поэте.  «Ветер принес издалека…»,  «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить».

 Высокие идеалы и предчувствие перемен. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

1

Урок изучения

новой темы

Учебник

 Иллюстрации Тексты стих, для анализа

Работа с учебником, чтение и анализ стихотворений

Стр. 61-72 (составить

список стихов Блока) Наиз

усть стих-е «О, весна без ко

нца и без края...»

















80.

С.А. Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике С.А. Есенина

«Вот уж вечер…», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…»

1

Урок изучения новой темы

Учебник

 Иллюстрации Тесты стих, для анализа

Работа с учебником, чтение и анализ стихотворений

Чтение и анализ стих-ий о родине Наизусть «Гой ты,

Русь моя родная»

















81.

Размышления о жизни, любви, природе,  предназначении человека в лирике С.А.Есенина.

 «Письмо к женщине»,  «Не жалею, не зову, не плачу...», «Отговорила роща золотая…». Народно – песенная основа лирики С.А.Есенина

1

Практикум

Учебник

Тексты стихов  для анализа

Песни на стихи Есенина

Выразительное чтение наизусть, чтение и анализ стихотворений по теме

Чтение и анализ стих.

















82.

В.В. Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского.

Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество. Маяковский о труде поэта.

1

Урок изучения новой темы

Учебник Тексты стих-ий для анализа

Аналитическая работа со статьёй учебника

Стр. 110 (з-е 1-2)

















83.

В.В. Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского.

Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество. Маяковский о труде поэта

1

Беседа

Практикум




















84.

М.И. Цветаева. Слово о поэте.  Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти «Идёшь, на меня похожий…», «Бабушке»,»Мне нравится, что вы больны не мной…», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?». Особенности поэтики Цветаевой.

1

Лекция

Беседа

Учебник

Текст стих-ий для анализа

Работа с учебником, чтение и анализ стихов по теме

Наизусть стих-е Цветаевой

(по выбору)

















85.

«Родина». Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой «Стихи  Москве».

Традиции и новаторство в творческих поисках поэта

1

Практикум




















86.

Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта.

«Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Философский характер лирики Заболоцкого

1

Беседа

Учебник

Анализ стихотворений

Работа с учебником, чтение и анализ стихов по теме

Стр. 166 з-е 13

















87.

А.А. Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике

1

Беседа

Учебник

 Тексты стихотворений для анализа

Работа с учебником, чтение и анализ стихов по теме

Стр. 131-141 (датированный план жизни и творчества Ахматовой)

















88.

Стихи  А.А.Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики.

1

Практикум




















89.

Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви. 

«Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво…», «Во всем мне хочется дойти…». Философская глубина лирики  Пастернака

1

Беседа

Практикум

Учебник

Тексты стихотворений для анализа

Работа с учебником, чтение и анализ стихотворений по теме

наизусть «Во веем мне

хочется дойти до самой

сути»

















90.

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта.

Интонации и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки».

1

Беседа

Практикум

Учебник

Тексты стихотворений для анализа

Работа с учебником, чтение и анализ стихотворений по теме урока

План биографии и

творчества поэта

















91.

А.Т. Твардовский «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне.

1

Беседа

Учебник Текст стих-я для анализа

Выразительное чтение и анализ стихотворения

Стр. 230 (з-я 1,2)

















                                            ПЕСНИ И РОМАНСЫ НА СТИХИ ПОЭТОВ  XIX—XX веков (3 часа)














92.

Вн/чт. Песни и романсы на стихи русских поэтов 19 - 20 веков

1

Урок внеклассного чтения

Сообщения ИКТ

Индивидуальные сообщения, исполнение песен


















93.

Вн/чт. Песни и романсы на стихи русских поэтов 19 - 20 веков

1

Урок внеклассного чтения

Сообщения ИКТ

Индивидуальные сообщения, исполнение песен.


















94.

Зачетное занятие по русской лирике XX века

1

Урок контроля




















ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (6 часов)














95.

Вн/чт. Античная лирика

Катулл. Слово о поэте «Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Чувства и разум в любовной лирике поэта. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»).

Гораций Слово о поэте «Я воздвиг памятник…». Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев. Традиции оды Горация в русской поэзии.

 

1

Урок внеклассного чтения

Учебник

Сообщения уч-ся, работа с учебником

Стр. 308 (з-е 5)

















96.

Данте Алигьери. Слово о поэте.  «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и ее универсально – философский характер

1

Лекция

Учебник

Работа с учебником

Стр. 325 (э-е 4)

















97.

У. Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен) Гуманизм эпохи Возрождения.

 Общечеловеческое  значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века» Трагизм любви Гамлета и Офелии.

1

Лекция

Учебник

Работа с учебником, чтение отрывков из трагедии «Гамлет»

Читать произведение.

















98.

 Вн/чт.  Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер  трагедии.

 Гамлет как вечный образ мировой литературы

1

Урок внеклассного чтения

Учебник

Работа с учебником, чтение отрывков из трагедии «Гамлет»

Составить список пр-ий Шекспира

















99.

И.-В.Гете. Слово о поэте. «Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен). Эпоха Просвещения.

 «Фауст» как философская трагедия. противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни.

1

Лекция




















100.

Вн/чт. Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы.

1

Урок внеклассного чтения

Учебник

Работа с учебником

Стр. 347-349 Подготовиться к тестированию

















                                                                                        ПОВТОРЕНИЕ (2 часа)














101.

Выявление уровня литературного развития учащихся.

Итоги года и задания для летнего чтения.

1

Беседа

Тестирование




















102.

Выявление уровня литературного развития учащихся.

Итоги года и задания для летнего чтения.

1

Беседа

Тестирование




















                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей