Открытый урок в 3 классе на тему:
«Алгоритм письменного умножения
на двузначное число»
Цель: Создать условия для осмысления и осознания новой информации (алгоритма письменного умножения на двузначное число)
Задачи:
Образовательные:
- формируем умение применять алгоритм письменного умножения на двузначное число при решении примеров и задач;
- формируем умение применять знания при выполнении заданий на повторение.
Развивающие:
- развиваем речь (оформлять свои мысли в устной форме) и мышление;
- развиваем умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое отуже известного, добывать новые знания, используя учебник, информацию, полученную на уроке.
Воспитательные:
- воспитываем и укрепляем интерес к изучению математики;
- формируем умение слушать и понимать речь других, работать в парах, совместно договариваться.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебник, рабочая тетрадь, карточки для индивидуальной работы.
Ход урока.
І. Организационный момент
Цель: внешняя и внутренняя подготовка к уроку.
Математика – королева наук!
Без неё не летят корабли,
Без неё не поделишь ни акра земли,
Даже хлеба не купишь, рубля не сочтёшь,
Что почём, не узнаешь,
А узнав, не поймёшь!
- Какое значение имеет математика в развитии человека? (Занятия математикой развивают память, внимание, мышление, терпение.Математика – это гимнастика ума.)
ΙΙ.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
На доске изречение о науке математике: «Математика ум в … приводит».
Учитель: - Одно слово пропало, чтобы восстановить это слово, нам нужно выполнить задания устно. Ведь в математике любая работа не обходиться без устного счёта.
(Двое учащихся работают на доске по карточками и двое учащихся индивидуально по карточкам :
1. Вычисли, записывая столбиком: 213 · 4 = 852, 36 · 30 = 1080, 26 · 13 = 338
2. Вычисли, записывая столбиком: 165 · 5 = 845, 18 · 50 = 900, 18 · 12 = 216
Задание для устного счёта:
1. Назовите произведение чисел 10 и 8? (80) - я
2. 1 множитель – 5, 2 множитель – 100. Вычисли произведение. (500) - п
3. В малом спортивном зале 3 мяча, а скакалок в 8 раз больше. Сколько скакалок в зале? (24) - д
4. Борис отжимается от пола 27 раз, а Руслан – в 3 раза меньше. Сколько раз отжимается от пола Руслан? (9) - о
5. Увеличьте число 140 на 2 десятка? (160) - р
6. Уменьшите число 630 на 4 сотни? (230) - о
7. Разность чисел 320 и 20 уменьши в 100 раз? (3) - к
Учитель: Расположите все ответы в порядке убывания чисел и расшифруйте (работа в парах) (слайд № )(порядок)
- Проверим индивидуальную работу на доске и по карточкам.
213 · 4 = 852, 36 · 30 = 1080, 26 · 13 = 338
5 = 845, 18 · 50 = 900, 18 · 12 = 216
а) Увеличьте 9 в 4 раза. (36)
б) Найдите сумму чисел 18 и 36. (54)
в) Найдите частное 42 и 6. (7)
г) Произведение двух чисел равно 54, первый множитель - 6. Найдите второй множитель. (9)
д) Чему равно делимое, если делитель равен 8, а частное равно 4? (32)
-На какие две группы можно разделить полученные числа?
1 группа - 36, 54, 32 (двузначные, чётные)
2 группа - 7, 9 (однозначные, нечётные) Слайд 4
36=30+6
54=50+4
32=30+2
- Соедините пары выражений.

(40+5)*2 31*3+13*3
(31+13)*3 (30+6)*2
30*2+6*2 40*2+5*2
-Какое свойство использовали? (Умножение суммы на число) Слайд 5
- Запишите закономерность в общем виде.
(а + b) х с = а х с + b х с
ІII. Организация восприятия. Постановка проблемы. (Этап построения проекта выхода из затруднения.)
Цель:1) организовать выявление и фиксацию детьми места и причины затруднения;2) согласовать и зафиксировать цель и тему урока.
Слайд 6
-Чем похожи и чем отличаются данные выражения? Найдите лишнее.
6*4 14*3 5*7 8*9 8*5
(Все примеры на нахождение произведения. Даны случаи табличного умножения, лишний пример 14*3)
-Какие способы решения вы предлагаете?
14*3=14+14+14=42
14*7 = 14+14+14+14+14+14+ 14=98
-Всегда ли удобен этот способ вычисления?
-Определим цель нашего урока (научиться умножать двузначное число на однозначное).
ΙV. Выявление места и причины затруднений
Учитель: Почему вычисление последнего примера вызвало затруднение? (Не знаем письменный приём умножения на двузначное число)
Разбейте выражения на две группы:
42 · 13
54 · 7
89 · 5
58 · 12
(Дети разделили выражения по принципу умножения на однозначное и двузначное число)
- По какому принципу вы поделили так?
- Как вычислить произведение в первом столбике?
- Как вычислить произведение во втором столбике? Умеете ли вы умножать на двузначное число? (Нет)
Определите тему и цель нашего урока.(Письменный приём умножения на двузначное число).
- Чему должны научиться на уроке? (Умножать в столбик на двузначное число)
V. Поиск решения проблемы – открытие нового знания.
1) Какие знания вам необходимы, чтобы научиться умножать на двузначное число? (Знания таблицы умножения и сложения, алгоритм умножения)
2) Составление алгоритма умножения учащимися.
25 · 13
- Умножу первый множитель на число единиц. Получу первое неполное произведение.
- Умножу первый множитель на число десятков. Получу второе неполное произведение.
- Сложу неполные произведения.
- Читаю ответ.
Учащиеся сравнивают составленный алгоритм умножения на двузначное число с алгоритмом в учебнике на с. 96
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
№ 436, с. 97 (1 столбик) – работа у доски с объяснением.
31· 32 = 992 16·14 = 224 23 · 18 = 414
VII. Включение в систему знаний и повторение
1) № 436, с. 97 (2 столбик) - самостоятельная работа по рядам.
Трое учащихся работают на доске.
1 ряд - 1 пример (682)
2 ряд – 2 пример (729)
3 ряд – 3 пример (979)
Проверка самостоятельной работы.
2) № 438, с. 97 – решение задачи:
- Чтение текста задачи учащимися самостоятельно.
- чтение задачи вслух. (Какие будут предположения по записи условия задачи)
- Запись условия задачи на доске учащимися.
- Решение задачи разобрать и записать самостоятельно.
1) 12 · 17 = 204 (кг) – в 17 ящиках
2) 20 · 15 = 300 (кг) – в 15 ящиках
3) 204 + 300 = 504 (кг) – во всех ящиках
- Каким способом можно было ещё записать решение задачи? (Выражением)
12 · 17 + 20 · 15 = 504 (кг) – во всех ящиках
Проверка решения задачи
3) Выполнить задания самостоятельно в рабочей тетради по выбору:
с. 54, №173 или с. 54, № 174.
Проверка по эталону.
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Что узнали нового на уроке?
- Какую работу выполняли?
- Так для чего же нам необходимо знать алгоритм письменного умножения на двузначное число?
- Кто или что вам помогло справляться с выполнением заданий?
- Кто доволен сегодня своей работой на уроке?
X. Д/з: с. 96 – правило, №436 (3,4 ст.) или №443 (1, 2 пр.) – по выбору; №450