СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Относительные прилагательные

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Относительные прилагательные»

Урок 77 Дата проведения: 23.12.22 Класс: 6-А,Б,В

Тема урока : «Разряды имён прилагательных по значению. Относительные имена прилагательные.

Цель урока : дать уч-ся понятие относительных прилагательных; показать их различные лексические группы и грамматические признаки; учить распознавать относительные прилагательные в тексте, отличать от качественных и использовать в речи; воспитывать стремление к обогащению своего словаря.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:готовность и способность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные результаты:умеют прогнозировать учебную ситуацию; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; делать выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирования знаний; обобщать полученную информацию;работают по предложенному учителем плану; выполняют индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью; оценивают учебную ситуацию; умеют аргументировать свою позицию и высказывать ее в ходе коллективного обсуждения; адекватно использовать речевые средства;самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность и организацию учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками.

Предметные: повторить и обобщить сведения по теме «Имя прилагательное. Качественные прилагательные»; познакомить учащихся с относительными прилагательными, с опознавательными признаками относительных прилагательных; научить отличать относительные прилагательные от качественных;

Оборудование: карточки, презентация.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Ход урока.

  1. Орг. момент.

  2. Опрос по домашнему заданию

  3. Активизация опорных знаний.

  1. Работа по карточкам.

- заполните текстоид.

Имя прилагательное- это ____________________________________

___________________________________________________________

Имя прилагательное изменяется по ______________, ___________,________________________. В предложении и словосочетании имя прилагательное зависит от _________________.

Имя прилагательное может иметь ______________ форму и _________форму. Я знаю три разряда имени прилагательного: __________________________________________________________.

__________________прилагательные могут иметь ______________и ______________________степени сравнения. Сравнительная степень, как и превосходная, может иметь ________формы:_______ и ___________________.

___________________________форма сравнительной степени образуется при помощи ___________________________________.

_______________________форма – при помощи слов _____________.

_______________________форма превосходной степени сравнения образуется при помощи ____________________________________.

Составная – при помощи слов ___________________ сравнительной степени не изменяются по родам, числам и падежам.

В предложении имя прилагательное обычно бывает ________________________________________________________.


  1. Постановка проблемного вопроса

- Чем относительные имена прилагательные отличаются от качественных?

4. Постановка целей и задач урока.

5. Работа над темой урока.

5. 1. Работа с материалом для наблюдения

Мягкое кресло – деревянное кресло

- определите, чем различаются эти имена прилагательные? ( ответы детей)

Слово учителя.

Само название разряда — относительные — говорит о том, что это прилагательные, обозначающие признаки предмета, выражаю­щие отношение одного предмета к другому.

Например, спортивная одежда — одежда для спортивных занятий, относящаяся к спорту, а домашняя одежда — одежда для дома. Прилагательные спортив­ная, домашняя в данном случае обозначают назначение.

Кроме того, относительные прилагательные могут обозначать материал (деревянная ложка, серебряная ложка), время (вчерашняя газета, майская гроза), пространство (приморский бульвар, подводная лодка). Например, в словосочетании домашние животные прилагательное домашние обозначает место. То есть всегда надо определять значе­ние того или иного слова, исходя изданного контекста.

5.2.       Сопоставление качественных и относительных прилагательных

-Попробуем примерить к относительным прилагательным признаки качественных. Можно ли образовать краткую форму от прилагательных майская, вчерашняя, приморский, подводная и других относительных прилагательных? (Нет.)

-Можно ли образовать от этих прилагательных степени срав­нения? Можно ли быть более майским или самым подвод­ным? (Нет.)

-Могут ли эти прилагательные сочетаться с наречиями, озна­чающими качество? Можно ли быть очень вчерашней или слишком приморским? (Нет.)

-Могут ли эти прилагательные образовывать сложные при­лагательные путём повтора? (Нет.)

-Могут ли эти прилагательные образовывать новые с при­ставкой не-? (Нет.)

-Могут ли эти прилагательные образовывать прилагатель­ные с уменьшительно-ласкательным суффиксом? (При­лагательные вроде майскенький или вчерашненький можно изобрести только в шутку.)

-Ответов на эти вопросы достаточно, чтобы понять различия между качественными и относительными прилагательными.

-Можно ли к относительным прилагательным по­добрать синонимы и антонимы?

Это вопрос более сложный. Лексических синонимов отно­сительные прилагательные не имеют, но могут быть заменены словосочетанием из существительных (могут иметь синтаксиче­ские синонимы): деревянная — из дерева, приморский — около моря. Что касается антонимов, то в определённом контексте могут быть антонимами, например, вчерашняя и сегодняшняя (газеты), дере­вянная и серебряная (ложки).

Итак, относительные прилагательные не имеют краткой фор­мы, не образуют степеней сравнения, не сочетаются с наречиями, обозначающими качество, не образуют сложных прилагательных, прилагательных с приставкой не- и прилагательных с уменьши­тельно-ласкательным суффиксом, не имеют синонимов, анто­нимов, исключая синтаксические синонимы и контекстные ан­тонимы.

Записи в тетрадь (сл.3-5)

1. Не имеют степеней сравнения.

2. Не имеют краткой формы.

3. Не сочетаются с наречием очень.

4. Не имеют антонимов.

Обозначают:

материал (стеклянная стена, песчаный берег);

- количество (двухэтажный дом, пятилетняя дочь);

- местонахождение (речной порт, московский житель);

- время (прошлогодний план, январские морозы);

- назначение (стиральная машина, спортивная обувь);

- вес, длину, меру (стограммовая гиря, метровая палка, двухлитровая банка).

5.3. Знакомство с теоретическим материалом ( см. учебник стр.18 2 часть)

5. 4. Конструирование слов

- образуйте от имен существительных относительные имена прилагательные

- докажите, что они относительные

- разберите образованные слова по составу

Ситец- золото- вечер-

Мохер- стекло- февраль-

Дерево- бумага- стол-

Железо- квадрат- утро-

Выполнение упражнения 343

(Русских, горный, луговой, каменистых, дикие)

5.5Выполнение упражнения 344

- с 3-4 словами составьте предложения, связав их одной темой

выполнение упражнения 345

- о каком промысле вы узнали из текста?

- о каких еще русских промыслах вы знаете?

- какие игрушки ручной работы ( из глины, дерева, тканей, теста) вы пробовали сами изготовить?

5.6. Цифровой диктант

1 – качественные прилагательные,

2 – относительные прилагательные.

Русские люди, талантливые умельцы, удивительные игрушки, деревянные поделки, золотые изделия, языковОе явление, языкОвая колбаса

(Ключ: 2,1,1,2,2,2,2)

6.С классом физзарядка. Встаём при употреблении относительных прилагательных

Белый, пластмассовый, подводный, высокий, луковый, здешний, тонкий, нагревательный, темный, компьютерный, алый, вечерний, копировальный.

7. Работа с текстом.(сл.6)

1) Тяпка    мой симпатичный пёс. 2 )Гуляя с ним, мы часто уходим в сосновый лес, не подозревая об огорчениях, подстерегающих нас. 3)На зелёной ш..лковистой опушке леса черные пятна от костра. 4) В ложбине, изв..ваясь между камней, т..чёт ручей. 5)Тяпка пьёт из него,  а я (не) могу. 6)Вижу, наклонившись к воде, кусок кем-то брошенного целлофанового пакета. 7)По дну стелется, зац..пившись за камешек, капроновый чулок. 8)Течение н..сёт школьную, с ф..олетовыми страницами, тетрадь, делает воду мутной. 9)Вон у берега груда железных пружин от раскладушки, соломенные остатки веника.

 10)Кто и зачем пр..нёс сюда всё это?

1. О чём текст? Какие чувства вы испытывали, читая текст? Почему?

2.Актуальна ли проблема, затронутая автором? Как вы к этому относитесь?

3.Найдите в тексте прилагательные. Какова их роль?

4. Определите разряд.

8.Рефлексия. (сл.7)

9. Домашнее задание.(сл.8)

1. выполнить упр. 346

2. выучить теоретический материал учебника

3. выполнить упр.347 ( устно)

« На закуску»(сл.9-10)

Выписать из стихотворения И.А. Бунина прилагательные, определить разряд.

Ночь зимняя мутна и холодна,
Как мертвая, стоит в выси луна.
Из радужного бледного кольца
Глядит она на след мой у крыльца,
На тень мою, на молчаливый дом
И на кустарник в инее густом.
Еще блестит оконное стекло,
Но волчьей мглой поля заволокло,
На севере огни полночных звезд
Горят из мглы, как из пушистых гнезд.




















































Урок 97 Дата проведения: 25.12.20 6 –А класс

Тема урока : «Разряды имён прилагательных по значению. Относительные имена прилагательные.

Цель урока : дать уч-ся понятие относительных прилагательных; показать их различные лексические группы и грамматические признаки; учить распознавать относительные прилагательные в тексте, отличать от качественных и использовать в речи; воспитывать стремление к обогащению своего словаря.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

  1. готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

  2. сформированность мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные результаты:

  1. уметь прогнозировать учебную ситуацию; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; делать выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирования знаний; обобщать полученную информацию;

  2. работать по предложенному учителем плану; выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью; оценивать учебную ситуацию;

  3. аргументировать свою позицию и высказывать ее в ходе коллективного обсуждения; адекватно использовать речевые средства;

  4. самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность и организацию учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками.

Предметные: повторить и обобщить сведения по теме «Имя прилагательное. Качественные прилагательные»; познакомить учащихся с относительными прилагательными,

  с опознавательными признаками относительных прилагательных; научить отличать относительные прилагательные от качественных;

Оборудование: карточки, презентация.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Ход урока.

  1. Орг. момент.

2.Формулирование темы и целей урока.

Запишите число, вид работы.

Сегодня мы с вами продолжим работу по теме, начатой вчера. А сформулировать тему урока нам поможет небольшое стихотворение:

 Школьный прозвенел звонок, и пришли мы на урок

Потрудиться, не ленясь, не медля и не торопясь,

Отвечая, улыбаясь, и при этом, не теряясь.

В работе будем мы внимательные, изучая прилагательные.

_ Кто же сформулирует тему урока?

Объявление темы урока. Относительные прилагательные.

2. Как вы думаете, ребята, какие цели стоят перед нами на сегодняшнем уроке? (Ответ учащихся)

3. Действительно, мы познакомимся еще с одним разрядом прилагательного – с постоянным морфологическим признаком, узнаем отличительные признаки относительных прилагательных, научимся отличать их от качественных.

4. Запишем в тетради тему урока.

II. Повторение.

  1. Начнем нашу работу с повторения.

Произвести синтаксический разбор предложения (У доски) В сильный мороз весело трещат в печи берёзовые дрова.

4. Карточка. Среди прилагательных найти качественные. Хитрый, деревянный, зелёный, январский, песчаный, узкий, высокий, стеклянный, кожаный, широкий, яркий, сладкий, осенний, весенний, сельский.

  С одним прилагательным составь и разбери предложение.

5. Повторение. Проверка усвоения темы и д/з. На прошлом уроке мы изучали качественные имена прилагательные. Расскажите о них, приводя примеры.

 Лингвист. Эксперимент. Из предложения выписать словосочетания прил.+сущ. (сильный мороз, берёзовые дрова) Определите разряд прилагательных. Докажите. Со словом «сильный» можем образовать степени сравнения, а со словом «берёзовые» нет!

IV. Изучение новой темы.

1. В отличие от качественных прилагательных относительные обозначают такой признак предмета, которые не может проявляться в большей или меньшей степени в предмете.

  2. У вас на столах карточки «Опознавательные признаки относительных прилагательных». Обратите внимание на опознавательные признаки относительных прилагательных и прочитайте, какие признаки предметов могут обозначать относительные прилагательные. (Ученики читают по – очереди).

1. Не имеют степеней сравнения.

2. Не имеют краткой формы.

3. Не сочетаются с наречием очень.

4. Не имеют антонимов.

Обозначают:

- материал (стеклянная стена, песчаный берег);

- количество (двухэтажный дом, пятилетняя дочь);

- местонахождение (речной порт, московский житель);

- время (прошлогодний план, январские морозы);

- назначение (стиральная машина, спортивная обувь);

- вес, длину, меру (стограммовая гиря, метровая палка, двухлитровая банка).

V. Закрепление изученного материала.

1. Упр. № 344    

С классом физзарядка. Встаём при употреблении относительных прилагательных

Белый, пластмассовый, подводный, высокий, луковый, здешний, тонкий, нагревательный, темный, компьютерный, алый, вечерний, копировальный.

5. Цифровой диктант: ИЛИ Слайды (18-24)

1 – качественные прилагательные,

2 – относительные прилагательные.

Русские люди, талантливые умельцы, удивительные игрушки, деревянные поделки, золотые изделия, языковОе явление, языкОвая колбаса

 (Ключ: 2,1,1,2,2,2,2)

6.Проверяем цифровой диктант.

7. Работа с текстом.

1) Тяпка    мой симпатичный пёс. 2 )Гуляя с ним, мы часто уходим в сосновый лес, не подозревая об огорчениях, подстерегающих нас. 3)На зелёной ш..лковистой опушке леса черные пятна от костра. 4) В ложбине, изв..ваясь между камней, т..чёт ручей. 5)Тяпка пьёт из него,  а я (не) могу. 6)Вижу, наклонившись к воде, кусок кем-то брошенного целлофанового пакета. 7)По дну стелется, зац..пившись за камешек, капроновый чулок. 8)Течение н..сёт школьную, с ф..олетовыми страницами, тетрадь, делает воду мутной. 9)Вон у берега груда железных пружин от раскладушки, соломенные остатки веника.

 10)Кто и зачем пр..нёс сюда всё это?

1. О чём текст? Какие чувства вы испытывали, читая текст? Почему?

2.Актуальна ли проблема, затронутая автором? Как вы к этому относитесь?

3.Найдите в тексте прилагательные. Какова их роль?

4. Определите разряд.

5. Объясните пропущенные буквы. Расставьте знаки.

      1 вариант– 1-5 предложение

     2 вариант     - 6-10 предложение.

VI. Обобщение.

1. Выполнили ли мы задачи, которые стояли перед нами в начале урока?

2. С какими прилагательными познакомились сегодня на уроке?

3. По каким опознавательным признакам мы сможем их определить?

VII. Задание на дом. Комментирование задания.

Параграф 59. Упражнение 343.

VIII. Оценки.

- Спасибо за урок




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!