Ф.И.О. Арепьева Анастасия Александровна.
Предмет: русский язык.
Класс: 4 «Г».
Тема урока: «Падежные окончания имен существительных 2 склонения».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении падежных окончаний имен существительных 2 склонения.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Дидактические средства: презентация, учебник.
Интерактивное оборудование: компьютер, проектор.
Этап урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты | |
Предметные | Метапредметные (Р, П, К) | Личностные | |
1.Мотивация к учебной деятельности | Словесный метод (беседа) Наглядный (демонстрация) | Организует мотивацию к учебной деятельности. - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Александровна. Давайте проверим свою готовность к уроку. У вас на парте должны быть: пенал, учебник и тетрадь. А начать наш урок я хотела бы с пословицы. Посмотрите на слайд и прочитайте пословицу Слад 1 «Не бойся, когда не знаешь: страшно, когда знать не хочется». Ребята, как вы понимаете данную пословицу? Да, верно. Эта пословица означает, что стремиться к знаниям нужно всегда, даже, когда не получается. Ведь рано, или поздно, мы с вами все преодолеем. Так что не бойтесь и спрашивайте, если, что-то не понимаете. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Внимательно слушают. Высказывают своё мнение. | | К: корректно и аргументировано высказывать своё мнение. | | |
2. Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений | Наглядный (демонстрация) Словесный (беседа) | Организует актуализацию и фиксирование индивидуального затруднения через минутку чистописания и словарную работу как подведение к теме. Ребята, сейчас я вам раздам листочки, на которых вы выполните словарную работу. Сейчас на слайде будут представлены картинки, ваша задача – в полной тишине написать названия этих картинок, подчеркивая орфограммы и выделяя в каждом слове ударение. Приступаем к работе. Слайд 2 Теперь обменяйтесь работами с соседом по парте. Проверьте работу соседа, сверяясь со слайдом, поставьте отметку. Приложение 1 Слайд 3 (газета, автомобиль, билет, салют, колесо, костер, облако, вокзал) Пять - 0 ошибок Четыре - 1-2 ошибки Три- 3-4 ошибки Два - более 4 ошибок Выделите окончания. Как вы считаете, какое из этих слов лишнее? Как вы считаете почему? Все верно, это слово газета, и оно 1 склонения. А все остальные слова тогда какого склонения? Молодцы! Давайте определимся с темой нашего урока, для этого вспомним, что мы сегодня делали? Правильно, а у какой части речи мы определяли склонения и находили окончание? Всё верно, давайте подумаем, какая же тема нашего урока? | Выполняют словарную работу. Выделяют окончания. Газета. Потому что слово газета женского рода с окончанием - а. Следовательно, это имя существительное 1 склонения. 2 склонения Определяли окончания. Определяли склонения у имен существительных. Окончания имен существительных 2-го склонения. | | Р: выстраивать последовательность выбранных действий Р: корректировать учебные действия для преодоления ошибок. К: соблюдать правила ведения диалога. | Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании | |
3. Выявление места и причины затруднения | Словесный метод (беседа) | Организует деятельность по формулировке темы и постановке цели урока. Слайд 4 Верно, только окончания не обычные, а падежные. Откроем учебник на странице 28 и проверим, правильно ли мы сформулировали тему урока. Какая будет цель? Что нам будет необходимо сделать сегодня на уроке? Слайд 5 | Познакомиться с падежными окончаниями имен существительных 2-го склонения. | | К: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования. П.: с помощью педагога формулировать цель. | Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании | |
4.Построение проекта выхода из затруднения | Словесный метод (беседа) | Организует деятельность по составлению плана урока. Правильно, чтобы достичь цели, нужен план. Как думаете, что будет в плане? Слайд 6 | План: Научиться склонять имена существительные. Определять ударные и безударные окончания имен существительных 2 склонения. Применять изученное правило, чтобы не допускать ошибок. | | Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; | Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. | |
5.Реализация построенного проекта | Словесный метод (беседа) Практический (упражнения) | Организует деятельность по реализации построенного проекта. Теперь смотрим в учебнике, упражнение 44. Его мы с вами выполним сначала одно слово вместе и устно, затем все остальное письменно. Алгоритм выполнения упражнения: Кто хочет прочитать все задания вслух? (1 ученик) Слайд 7 Перечислите по шагам, что нужно сделать (2 ученик). Выполняем устные задания: Просклоняем слово стол Приложение 2. Выделим окончания. Определим, ударные ли окончания? Выполняем письменно задания: Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число и классная работа. Переходим к упражнению. Его мы выполняем у доски. Остальные в тетрадях. Проверяем. Какой можно сделать вывод после выполнения этого упражнения? | Выполняют упражнение для наблюдения за языковым явлением и формулирования самостоятельных выводов. Один ученик читает задания. Второй ученик перечисляет: Просклонять имена существительные стол, конь, окно, поле. Выделить их окончания, пользуясь табличкой. Определить, ударные или безударные окончания у данных имен существительных. Открывают. Ученики работают у доски, остальные самостоятельно в тетрадях. ИС 2 склонения м.р. и ср.р. имеют ударные окончания в … падежах, и безударные – в …падежах. | | П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей. К: соблюдать правила ведения диалога. К: воспринимать суждения. П: делать выводы. | Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. Первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира. | |
6. Первичное закрепление с проговариваем во внешней речи | Словесный метод (беседа) Практический (упражнения) | Организует деятельность по закреплению изученного с проговариванием во внешней речи. Давайте выполним упр. 45 с. 28. Кто нам прочитает все задания вслух? (1 ученик) Перечислите, что нужно сделать в этом упражнении, по шагам (2-ой ученик). - Какие окончания имеют имена существительные 2 склонения? -Как вы считаете, в каких падежных окончаниях можно допустить ошибку? Сравните свое мнение с предположениями персонажей на странице 29. Совпадают ли наши выводы? | Один ученик читает задание (Два ученика работают у доски, остальные самостоятельно в тетрадях). Имена существительные 2 склонения имеют окончания –о, -е в среднем роде и нулевое окончание в мужском роде. Высказывают свое мнение. | | П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде. П: сравнивать объекты. | Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. | |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Практический (упражнение) Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Организует самостоятельную работу обучающихся. Ребята, на странице 29 у нас есть упражнение 46. О чем оно? Кто нам прочитает все задания вслух? (1 ученик) Перечислите, что нужно сделать в этом упражнении, по шагам (2-ой ученик). Прочитать словосочетания. Определить падеж ИС 2 склонения. Записать словосочетания по образцу. Выполняете самостоятельно, в тетрадях. Слайд 8 Посмотрите пример выполнения на слайде и в учебнике. Слайд 9 Проверьте свою работу по слайду. | Выполняют задание. | | П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде. Р: корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. | | |
8. Включение нового знания в систему знаний и повторений | Словесный метод (беседа) | - Итак, о какой новой теме вы сегодня узнали на уроке? - Какие бывают окончания у имен существительных 2-го склонения? Где вам могут пригодиться полученные сегодня знания? | (О падежных окончаниях имен существительных 2-го склонения). | | П: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами. | Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. | |
9.Рефлексия учебной деятельности | Словесный метод (беседа) Наглядный (демонстрация) | Достигли ли мы поставленной в начале урока цели? Выполнили ли план? Обратите внимание на экран. Продолжите фразу: Сегодня на уроке мне понравилось… Я научился (ась)… У меня вызвало затруднение… Мне было приятно работать с вами на уроке. До свидания! | Продолжают фразу. | | Р: устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности. | | |
Приложение 2.