СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Падежные окончания имен существительных 2 склонения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Падежные окончания имен существительных 2 склонения»

Конспект учебного занятия


по русскому языку


в 4 «Г» классе


Тема: «Падежные окончания

имен существительных 2 склонения»


студентки 202 группы


Арепьевой Анастасии Александровны














Урок будет выдан: 23.01.2024


Школа: МБОУ Гимназия № 15 «Содружество»


Методист: Кауфман Светлана Николаевна


Учитель: Короткевич Татьяна Андреевна





Новосибирск, 2024




ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. Арепьева Анастасия Александровна.

Предмет: русский язык.

Класс: 4 «Г».

Тема урока: «Падежные окончания имен существительных 2 склонения».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении падежных окончаний имен существительных 2 склонения.

Планируемые результаты:

Задачи:

Предметные.

Учащиеся получат представление о падежных окончаниях имен существительных 2 склонения.

Учащиеся научатся определять 2–е склонение имен существительных по признакам;

Учащиеся получат возможность научиться: выделять падежные окончания 2-го склонения.

Дидактические:

Формировать представление о падежных окончаниях имен существительных 2 склонения.

Формировать умения: определять 2–е склонение имен существительных по признакам; выделять падежные окончания 2-го склонения.


Метапредметные:

1. Познавательные:

Уч-ся научатся:

- с помощью педагога формулировать цель;

- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

- сравнивать объекты;

- делать выводы.

Уч-ся получат возможность научиться:

- анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей;

- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами.


2.Коммуникативные:

Уч-ся научатся:

- соблюдать правила ведения диалога;

- воспринимать суждения.

Уч-ся получат возможность научиться:

- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования;

- корректно и аргументировано высказывать своё мнение.

3.Регулятивные:

Уч-ся научатся:

- выстраивать последовательность выбранных действий;

- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.

Уч-ся получат возможность научиться:

- корректировать учебные действия для преодоления ошибок;

- устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.

Развивающие:

11. Формировать умения (познавательные): с помощью педагога формулировать цель; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; сравнивать объекты; делать выводы; анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами.








2. Формировать умения (коммуникативные): соблюдать правила ведения диалога; воспринимать суждения; формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования; корректно и аргументировано высказывать своё мнение.





3.Формировать умения (регулятивные): выстраивать последовательность выбранных действий; планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; корректировать учебные действия для преодоления ошибок; устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.

Личностные:
- познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании;
- первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира.

Воспитательные:
1. Воспитывать познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании;

2. Формировать первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Дидактические средства: презентация, учебник.

Интерактивное оборудование: компьютер, проектор.





















ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА



Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты


Предметные

Метапредметные (Р, П, К)

Личностные


1.Мотивация к учебной деятельности

Словесный метод (беседа)





Наглядный

(демонстрация)

Организует мотивацию к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Александровна. Давайте проверим свою готовность к уроку. У вас на парте должны быть: пенал, учебник и тетрадь.

А начать наш урок я хотела бы с пословицы. Посмотрите на слайд и прочитайте пословицу

Слад 1

«Не бойся, когда не знаешь: страшно, когда знать не хочется».

Ребята, как вы понимаете данную пословицу?

Да, верно. Эта пословица означает, что стремиться к знаниям нужно всегда, даже, когда не получается. Ведь рано, или поздно, мы с вами все преодолеем. Так что не бойтесь и спрашивайте, если, что-то не понимаете.


Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.







Внимательно слушают.






Высказывают своё мнение.



















К: корректно и аргументировано высказывать своё мнение.



2. Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений







Наглядный

(демонстрация)



Словесный

(беседа)


Организует актуализацию и фиксирование индивидуального затруднения через минутку чистописания и словарную работу как подведение к теме.


Ребята, сейчас я вам раздам листочки, на которых вы выполните словарную работу. Сейчас на слайде будут представлены картинки, ваша задача – в полной тишине написать названия этих картинок, подчеркивая орфограммы и выделяя в каждом слове ударение. Приступаем к работе.

Слайд 2

Теперь обменяйтесь работами с соседом по парте. Проверьте работу соседа, сверяясь со слайдом, поставьте отметку. Приложение 1


Слайд 3

(газета, автомобиль, билет, салют, колесо, костер, облако, вокзал)

Пять - 0 ошибок

Четыре - 1-2 ошибки

Три- 3-4 ошибки

Два - более 4 ошибок


Выделите окончания.

Как вы считаете, какое из этих слов лишнее?

Как вы считаете почему?






Все верно, это слово газета, и оно 1 склонения. А все остальные слова тогда какого склонения?

Молодцы!

Давайте определимся с темой нашего урока, для этого вспомним, что мы сегодня делали?

Правильно, а у какой части речи мы определяли склонения и находили окончание?

Всё верно, давайте подумаем, какая же тема нашего урока?







Выполняют словарную работу.





















Выделяют окончания.

Газета.


Потому что слово газета женского рода с окончанием - а.

Следовательно, это имя существительное 1 склонения.

2 склонения




Определяли окончания.

Определяли склонения

у имен существительных.

Окончания имен существительных 2-го склонения.

















Р: выстраивать последовательность выбранных действий










Р: корректировать учебные действия для преодоления ошибок.





















К: соблюдать правила ведения диалога.


Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании


3. Выявление места и причины затруднения

Словесный метод (беседа)







Организует деятельность по формулировке темы и постановке цели урока.


Слайд 4

Верно, только окончания не обычные, а падежные.

Откроем учебник на странице 28 и проверим, правильно ли мы сформулировали тему урока.


Какая будет цель? Что нам будет необходимо сделать сегодня на уроке? Слайд 5












Познакомиться с падежными окончаниями имен существительных 2-го склонения.














К: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования.



П.: с помощью педагога формулировать цель.




Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании


4.Построение проекта выхода из затруднения

Словесный метод (беседа)

Организует деятельность по составлению плана урока.


Правильно, чтобы достичь цели, нужен план.

Как думаете, что будет в плане?

Слайд 6




План:

  1. Научиться склонять имена существительные.

  2. Определять ударные и безударные окончания имен существительных 2 склонения.

  3. Применять изученное правило, чтобы не допускать ошибок.


Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;


Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.


5.Реализация построенного проекта

Словесный метод (беседа)


Практический

(упражнения)


Организует деятельность по реализации построенного проекта.

Теперь смотрим в учебнике, упражнение 44. Его мы с вами выполним сначала одно слово вместе и устно, затем все остальное письменно.

Алгоритм выполнения упражнения:




Кто хочет прочитать все задания вслух? (1 ученик)

Слайд 7

Перечислите по шагам, что нужно сделать (2 ученик).















Выполняем устные задания:

  1. Просклоняем слово стол

Приложение 2.

  1. Выделим окончания.

  2. Определим, ударные ли окончания?

Выполняем письменно задания:

Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число и классная работа. Переходим к упражнению. Его мы выполняем у доски.

Остальные в тетрадях.

Проверяем.


Какой можно сделать вывод после выполнения этого упражнения?

Выполняют упражнение для наблюдения за языковым явлением и формулирования самостоятельных выводов.

Один ученик читает задания.


Второй ученик перечисляет:

  1. Просклонять имена существительные стол, конь, окно, поле.

  2. Выделить их окончания, пользуясь табличкой.

  3. Определить, ударные или безударные окончания у данных имен существительных.







Открывают.

Ученики работают у доски, остальные самостоятельно в тетрадях.





ИС 2 склонения м.р. и ср.р. имеют ударные окончания в … падежах, и безударные – в …падежах.














П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей.



К: соблюдать правила ведения диалога.





К: воспринимать суждения.




















П: делать выводы.

Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.


Первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира.


6. Первичное закрепление с проговариваем во внешней речи


Словесный метод (беседа)


Практический

(упражнения)


Организует деятельность по закреплению изученного с проговариванием во внешней речи.


Давайте выполним упр. 45 с. 28.

Кто нам прочитает все задания вслух? (1 ученик)

Перечислите, что нужно сделать в этом упражнении, по шагам (2-ой ученик).



- Какие окончания имеют имена существительные 2 склонения?





-Как вы считаете, в каких падежных окончаниях можно допустить ошибку?


Сравните свое мнение с предположениями персонажей на странице 29. Совпадают ли наши выводы?


Один ученик читает задание



(Два ученика работают у доски, остальные самостоятельно в тетрадях).


Имена существительные 2 склонения имеют окончания –о, -е в среднем роде и нулевое окончание в мужском роде.

Высказывают свое мнение.




П:

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде.












П: сравнивать объекты.

Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.




7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Практический

(упражнение)


Словесный

(беседа)


Наглядный

(демонстрация)

Организует самостоятельную работу обучающихся.

Ребята, на странице 29 у нас есть упражнение 46. О чем оно?

Кто нам прочитает все задания вслух? (1 ученик)

Перечислите, что нужно сделать в этом упражнении, по шагам (2-ой ученик).

  1. Прочитать словосочетания.

  2. Определить падеж ИС 2 склонения.

  3. Записать словосочетания по образцу.

Выполняете самостоятельно, в тетрадях.

Слайд 8

Посмотрите пример выполнения на слайде и в учебнике.

Слайд 9

Проверьте свою работу по слайду.

Выполняют задание.



















П:

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде.






Р: корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.



8. Включение нового знания в систему знаний и повторений

Словесный метод (беседа)

- Итак, о какой новой теме вы сегодня узнали на уроке? 



- Какие бывают окончания у имен существительных 2-го склонения?

Где вам могут пригодиться полученные сегодня знания?

(О падежных окончаниях имен существительных 2-го склонения).








П: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами.

Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.


9.Рефлексия учебной деятельности

Словесный метод (беседа)


Наглядный

(демонстрация)

Достигли ли мы поставленной в начале урока цели?

Выполнили ли план?

Обратите внимание на экран. Продолжите фразу:

  • Сегодня на уроке мне понравилось…

  • Я научился (ась)…

  • У меня вызвало затруднение…

Мне было приятно работать с вами на уроке. До свидания!





Продолжают фразу.







Р: устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.






Приложение 1

Газета , автомобиль , билет , салют , колесо , костер , облако , вокзал .



Приложение 2.

Падеж

Дополнительное слово

Вопрос

Слово

И.п.

есть

Кто? Что?

Стол

Р.п.

нет

Кого? Чего?

Стола

Д.п.

дать

Кому? Чему?

Столу

В.п.

вижу

Кого? Что?

Стол

Т.п.

доволен

Кем? Чем?

Столом

П.п.

думаю

О ком? О чем?

О Столе