Основные методические аспекты процесса формирования гражданина и патриота на уроках в 5-11 классах
Шумская Ирина Михайловна, учитель математики,
ГБОУ «Кировская многопрофильная гимназия»
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Ключевые слова: Патриотизм, патриотическое воспитание, направления патриотического воспитания, ученики, основная школа, обучение математике, уроки.
Патриотическое воспитание молодежи сегодня является одной из главных приоритетных задач системы образования.
В современном образовании нужно уделять особое внимание как формированию знаний и умений при изучении каждого учебного предмета, так и формированию социально активной личности осознающей и принимающей ценности патриотизма. Поэтому для современной школы является актуальным поиск путей формирования патриотизма у обучающихся средствами каждого учебного предмета, в том числе и средствами математики.
Оромный воспитательный потенциал школьной математики подчеркивали известные ученые-методисты и математики А Я. Хинчин, Б.В. Гнеденко, Ю.М. Колягин, В.А. Крутецкий и др.
Воспитание гражданственности и патриотизма – это целенаправленная и систематическая деятельность школ, училищ, техникумов и вузов по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Оно направленно на развитие личности, обладающей качествами гражданина- патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. [4, c. 68]
Цель статьи - раскрыть содержание и структуру понятий «патриотизм» и осветить особенности осуществления патриотического воспитания в процессе обучения математике в школе.
Как указывается исследователями, впервые слово «патриот» появилось в период Французской революции 1789- 1793гг. Патриотами тогда себя называли себя борцы за народное дело, защитники республики в противовес изменникам, предателям родины из лагеря монархистов. [5]
Отмечают, что «более современные понятия “патриотизма” связывают сознание человека с эмоциями на проявления воздействий внешней среды в месте рождения данного индивида, его воспитания, детских и юношеских впечатлений, становления его как личности. [5]
В толковом словаре В. И. Даля значение этого слова трактуется так: «Патриот – любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб» [2, с. 442].
К. Д. Ушинский, великий педагог, писал о глубоком воспитательном потенциале патриотизма: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
На уроках математики патріотичне виховання здійснюється за рахунок розширення змісту освіти, доцільних методів і форм навчання, використання сприятливих виховних ситуацій, а також особистості самого вчителя. На уроках математики патриотическое воспитание осуществляется за счет расширения содержания образования, целесообразных методов и форм обучения, использования благоприятных воспитательных ситуаций, а также личности самого учителя.
Патріотичне виховання слід здійснювати в початковій, основній і старшій школі, але для кожної вікової групи вчителю математики слід висвітлювати різні аспекти патріотизму і робити акцент на відповідному напрямі. Патриотическое воспитание следует осуществлять в начальной, основной и старшей школе, но для каждой возрастной группы учителю математики следует освещать различные аспекты патриотизма и делать акцент на соответствующем направлении. В початковій школі вчителі приділяють увагу закладанню основних моральних цінностей, норм поведінки.
У 5 – 6 класах учителю математики слід створювати умови для ідентифікації учня як жителя міста чи села, виховувати любов до рідного дому, школи, вулиці, своєї країни, її природи, рідної мови, побуту, традицій. Так в 5 – 6 классах учителю математики следует создавать условия для идентификации ученика как жителя города или села, воспитывать любовь к родному дому, школе, улице, своей стране, ее природе, родному языку, быту, традициям. У підручниках для учнів 5-6 класів з математики міститься задачний матеріал, на основі якого можна здійснювати патріотичне виховання, але, на нашу думку, в недостатній кількості. Для того, чтобы увеличить потенциал патриотического воспитания предмета математики, необходимо чаще включать в содержание урока задачи, которые вызывают чувство гордости за родную страну, касаются Великой Отечественной войны. Наприклад. К примеру.
С 30 сентября по 5 декабря 1941 года Красная Армия вела тяжелые, кровопролитные бои под Москвой. Сложная обстановка потребовала эвакуации из Москвы ряда важнейших предприятий. Создавались новые рубежи обороны на ближних подступах к Москве. Формировались дивизии народного ополчения, город готовился к уличным боям. На строительство оборонительных сооружений было мобилизовано 450 000 жителей столицы, 75% из них составляли женщины. Сколько женщин участвовало в этом строительстве?
В октябре 1941 года враг совершил на Москву 31 налет. В этих налетах участвовало 2000 немецких самолетов, из них было сбито 278, к городу прорвалось только 72 самолета. Сколько вражеских самолетов не сумели прорваться к Москве?
Целесообразными будут задачи экологического направления, содержание которых формирует у учащихся бережное отношение к национальным богатствам и родной природе. Варто пропонувати учням для розв'язування задачі краєзнавчого характеру, які допомагають виховувати в учнів бережливе ставлення до природних багатств, повагу до праці і традиціям українського народу, любов до власного краю і своєї Батьківщини. Стоит предлагать учащимся для решения задачи краеведческого характера, которые помогают воспитывать у учащихся бережное отношение к природным богатствам, уважение к труду и традициям своего народа, любовь к своему краю и своей Родине. Це можуть бути задачі про річки та озера, тварин чи рослин, задачі про історичні споруди та новобудови регіону в якому проживають учні. Это могут быть задачи о реках и озерах, животных или растениях, задачи об исторических сооружениях и новостройках региона в котором проживают учащиеся. Виховний вплив задач краєзнавчого характеру здійснює не сама математика, не її закони і її стиль, а ті данні, які зустрічаються в задачі, і які без будь-якої зміни математичного змісту могли бути замінені будь-якими іншими аналогічними даними. Воспитательное воздействие задач краеведческого характера осуществляет не сама математика, не ее законы и ее стиль, а те данные, которые встречаются в задаче, и которые без любого изменения математического содержания могли быть заменены
любыми другими аналогичными данными. Наприклад, подані нижче задачі можуть бути сформульовані для інших міст і областей. Например, представленные ниже задачи могут быть сформулированы для других городов и областей.
Площа Запорізької області складає 28,461 км 2 , а площа Полтавської області – 28,748км 2 . Площадь Луганской области составляет 26683 км2, а площадь Донецкой области – 26592 км2. На скільки площа Полтавської області більша? На сколько площадь Луганской области больше? Скільки відсотків площа кожної з областей складає від площі України? Сколько процентов площадь каждой из областей составляет от общей площади?
Кількість населення Одеси та Шостки відповідно дорівнює 1017022 і 78505 осіб. Население Кировска и Стаханова соответственно равна 28 529 (2013 г.) и 77 704 (2013 г.) человек. У скільки разів більше людей проживає в Одесі, ніж у Шостці? Во сколько раз больше людей проживало в Стаханове, чем в Кировске? Відповідь округліть до десятих. Ответ округлите до десятых.
У 7-9 класах вже слід впливати на формування в учнів духовно осмисленого (рефлексивного) патріотизму, який поєднує любов до свого народу, нації, Батьківщини.В 7-9 классах уже следует влиять на формирование духовно осмысленного (рефлексивного) патриотизма, который объединяет любовь к своему народу, Родине. Також почуття поваги до інших народів, поваги до своїх і чужих прав і свобод. Также чувство уважения к другим народам, уважение к своим и чужим правам и свободам. За допомогою прикладів різних українських орнаментів і вишивок учням можна показати багато геометричних перетворень.
У 9 класі під час вивчення вписаних і описаних многокутників учням доцільно розповісти про розвиток математики в Київській Русі, зокрема про знахідки в давньоруських курганах [1]. В 9 классе при изучении вписанных и описанных многоугольников ученикам целесообразно рассказать о развитии математики в Киевской Руси, в частности о находках в древнерусских курганах [1]. Вони свідчать, що в ХІІ – ХІІІ століттях у Київській Русі були розповсюджені орнаменти різних прикрас. Они свидетельствуют, что в XII - XIII веках в Киевской Руси были распространены орнаменты различных украшений. Їх виконували за допомогою металевого зубчастого коліщатка, що мало 24 зубці. Их выполняли с помощью металлического зубчатого колесика, у которого было 24 зубца. Зрозуміло, що для виготовлення такого коліщатка потрібно було вміти поділити коло на 24 рівні частини. Понятно, что для изготовления такого колесики нужно было уметь разделить круг на 24 равные части. Після цього учням слід запропонувати різними способами самостійно розв'язати задачу про поділ кола на 24 частини. После этого учащимся следует предложить разными способами самостоятельно решить задачу о разделе круга на 24 части.
На уроках математики с целью воспитания патриотизма можно использовать исторические данные, показать роль ученых – математиков в укреплении оборонной мощи страны в годы Великой Отечественной войны. Например, можно использовать задания следующего содержания:
В годы Великой Отечественной войны советские конструкторы создали немало образцов первоклассной военной техники. К их числу принадлежит и самый быстрый в те годы истребитель “ЯК-3” - детище конструкторского бюро прославленного советского авиаконструктора Александра Яковлева. Превзойти его скоростные данные конструкторам других стран тогда не удалось. Максимальная скорость “ЯК-3” была720 км/ч, а немецкого истребителя “Мессершмидт-109” на 120 км/ч меньше скорости “ЯК-3” и на 30 км/ч больше другого истребителя “Фокке-Вульф-190-А”. Найдите скорости немецких истребителей и сравните их со скоростью “ЯК-3”.
Используя ответ предыдущей задачи, сравните максимальные скорости советских истребителей “МИГ-3”, “Ла-7” - 640 и 680 км/ч соответственно со скоростью немецких истребителей. После решения таких задач можно провести небольшую беседу о том, что в увеличении скорости самолетов и улучшении их технико-эксплуатационных показателей большую роль сыграли работы в области аэродинамики таких выдающихся математиков, как М. В. Келдыш, С. А. Християнович, Н. Е. Когин, А. А. Дорошницин, Н. Т. Четаев.
При изучении в 10 – 11 классах элементов статистике и обработке статистических данных можно использовать следующую задачу:
Самыми страшными были первые месяцы войны. Разгромив под Киевом основные силы Юго-Западного фронта, отрезав Крым и с сентября 1941 года установив блокаду Ленинграда, германская армия вновь перенесла главные усилия на Московское направление. В таблице дано соотношение сил СССР и Германии на Московском направлении осенью 1941 года. Составить столбчатую диаграмму по данным таблицы. Сделать вывод.
Боевые силы и средства | Красная Армия | Германские войска |
Личный состав | 1 250 000 | 1 800 000 |
Количество танков | 990 | 1700 |
Количество орудий | 7600 | 14000 |
Количество самолетов | 667 | 1390 |
Решение задач на военную тематику способствует воспитанию чувства гордости за свою Родину, за труд ученых, инженеров и рабочих, создавших боевую технику. [3]
Как говорится в статье Е.И.Никифоровой действенным средством патриотического и гражданского воспитания в процессе преподавания математики является решение соответствующих задач. [3]
Одним из эффективных средств воспитания учащихся является решение математических задач. Математические задачи отражают различные стороны жизни, несут много полезной информации, поэтому их решение является одним из звеньев в системе воспитания вообще, и патриотического в частности. Хорошо подобранные и правильно методически расположенные задачи помогают ученику усвоить теоретический материал, делают курс математики более интересным, вызывают потребности в новых знаниях и умении самостоятельно их приобретать. Также содержание задач имеет скрытое влияние на учащихся. Полезно, когда тексты задач обращены не только к уму, но и к эмоциям детей. При этом воспитательное воздействие содержания задач осуществляется не только через условие задачи, но и непроизвольно, через подтекст материала.
В заключении хотелось бы отметить, что прежде чем воспитывать на уроке математике патриота, нужно для начала заинтересовать самим предметом, чтобы его изучали не с одной лишь целью сдать экзамены, а чтобы их интерес к предмету был настолько велик, чтобы они сами могли бы делать различные научные открытия в этой области, а следовательно прославлять свою страну и быть патриотом своей Родины.
Список литературы:
Бевз В. Г. Практикум по истории математики: Учеб. посіб. пособие. для студентів фіз.-мат. для студентов физ.- мат. ф -тів./ В. Г. Бевз– К.: НПУ імені М. П. Драгоманова, 2008. – 312 с.ф - тов. - К .: НПУ имени М. П. Драгоманова, 2008. - 312 с.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М.: Русский язык, 1989. – 442 с.
Никифорова Е.И. Военно – патриотическое воспитание учащихся на уроках математики [Электронный ресурс]. – URL: http://festival.1september.ru/articles/212619/ (дата обращения: 15.11.2016).
Степанищев А.Т. История России в вопросах, задачах, графике: Учебное пособие. - М.: Интерпракс 1994г. - 240с.
Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: 1999. - 520 с.