Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 74»
Педагогический проект
по речевому развитию
«Сказка учит говорить»
Группа №5
Подготовила:
воспитатель Сотникова Л.Н. -1 кв. категория
Воронеж 2024
Тема проекта: «Сказка учит говорить»
Тип проекта: информационно-творческий.
Направление: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое.
Вид проекта: фронтальный.
Возраст детей: 5-6 лет
Срок реализации: долгосрочный с 1.10.2024 г. по 31.10.2024г.
Участники проекта: дети старшей группы 5-6 лет, воспитатель, родители.
Актуальность проекта: Развитие речи является одним из самых важных навыков, которым необходимо овладеть дошкольнику и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Огромной любовью пользуется у детей сказка. Сказка – древнейший жанр устного народного творчества. Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Роль сказок в воспитании нравственных чувств у детей - дошкольников очень велика. Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности. Она обучает, воспитывает, предупреждает, пробуждает высокие чувства, побуждает к действию. Сказка создает оптимальные условия для формирования эмоциональной сферы детей, что является крайне важным для воспитания чувств у воспитанников, развития их внутренней жизни, творчества. К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Это большое упущение взрослых в воспитании своих детей. А ведь на самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому я решила уделить, немного больше времени, сказкам, в развитии и воспитании наших детей. Проектный метод, используемый в работе с детьми дошкольного возраста, предполагает развитие у них таких качеств, как самостоятельность, инициативность, любознательность, творческое воображение, умение планировать продуктивную деятельность. Данный проект направлен на развитие связной речи у детей, развитие речевой выразительности, и развитие умений использовать приобретенные знания в самостоятельной деятельности.
Цель:
Развитие коммуникативно-речевых способностей дошкольников, через сказку, в условиях специально организованной образовательной деятельности, через актуализацию собственного личностного опыта, в процессе понимания и формирования интереса к речевому общению; воспитание у детей любви к сказкам, как к произведению искусства. Возобновление традиции семейного чтения, с помощью привлечения родителей к реализации проекта и дальнейшей совместной деятельности.
Задачи:
для детей:
• расширить представление детей о сказках;
• формировать умение детей рассуждать;
• формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать
эпизоды сказок;
• обогащать и расширять словарный запас детей.
• развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться
связных высказываний;
• развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие
способности;
• развивать коммуникабельность и умение общаться с взрослыми
людьми в разных ситуациях;
• воспитывать чувства дружбы и коллективизма;
• воспитывать культуру речи.
для родителей:
• способствовать созданию в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей, приобретенного в детском саду;
• способствовать развитию совместного творчества родителей и детей;
• развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
• заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание
участвовать в ней.
для педагогов:
• развивать творческий потенциал ребенка;
• показать знания и умения детей, приобретенные в ходе
реализации проекта.
Ожидаемый результат:
Активизация связной речи детей, расширение словаря, совершенствования звукопроизношения.
Появление познавательного интереса к сказке и к народному творчеству.
Появление умения связно, последовательно и выразительно пересказывать сказки.
Высокие стабильно положительные результаты в коррекционной педагогической работе в процессе формирования связной речи.
Творческие, партнёрские отношения между всеми участниками образовательного процесса.
Пополнение книжного уголка книгами по разделу «Сказки»
Методы проекта:
Словесный – чтение сказок, пословиц, потешек, беседы с детьми, вопросы, отгадывание загадок, рассказывание.
2. Наглядный — показ демонстрационного материала, предметных картинок, рассматривание иллюстраций, выставка созданных работ.
3. Практический - подвижные игры, дидактические упражнения, игровые
ситуации и упражнения, физкультминутка, игры – драматизации,
творческие задания (лепка, рисование, аппликация)
Итоговое мероприятие: Квест-игра «По дорогам сказок»
Продукт проекта: Лэпбук «Русский народный фольклор, как средство развития речи детей дошкольного возраста» (Приложение 3)
Интеграция содержания образовательных областей на основе проекта «Сказка учит говорить»
Социально-коммуникативное развитие | Дидактические игры: «Расскажи сказку по картинке», «Из какой я сказки?», «Помнишь ли ты эти стихи». Кубики и пазлы по разным сказкам. Сюжетно-ролевые игры по сказкам. Беседа о роли сказки в жизни человека. Беседа о бережном отношении к книге, театральным атрибутам. Дидактические игры: «Расскажи сказку по картинке», «Из какой я сказки?» «Волшебный мешочек», «Сказки» Развивающие игры «Что не так», «Из какой это сказки», «Мои любимые сказки». Проблемные ситуации: что может служить персонажем для театра, что делать, если у сказки потерялось начало (окончание), из каких материалов можно изготовить театральные куклы? С/р игра «Библиотека», «Больница для книг», «Театр» |
Познавательное развитие | Чтение, просмотр и прослушивание русских народных, авторских сказок, проведение викторины по сказкам ООД «Знакомство с театром» Беседа «Различные виды театров и театральных кукол» на основе презентации. Беседы с детьми: "Моя любимая сказка", "Правила общения с книгой" Рассматривание иллюстраций с изображением героев сказок. Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам. |
Речевое развитие | Расширение словарного запаса детей старинными словами, названиями различных видов театра, материалов для изготовления декораций и кукол. Совместное обсуждение сказок и выводы о морали сказки. Отгадывание и придумывание загадок про сказки; заучивание пословиц и подбор подходящей сказки к этой пословице. Придумывание авторской сказки Заучивание слов к пальчиковым и подвижным играм. |
Художественно-эстетическое развитие | Продуктивная деятельность: рисование, лепка, аппликация любимой сказки, сказочного персонажа. ООД «Мой любимый сказочный герой». |
Физическое развитие | Подвижные игры: «Бабка Ежка» «Злой Леший» «Теремок» «Волк и козлята» Дыхательная гимнастика: «Сказка о снежинке-пушинке" «Волшебный кораблик» Пальчиковые игры: «На ладошку села кошка» «По амбарам пометем» Закаливание, по мотивам сказок доктора Неболейкина, ЗОЖ «Мой любимый Мойдодыр» |
Этапы реализации проекта:
Дата | Содержание работы | Участники |
Подготовительный (01.10.24-11.10.24) | Работа с методическим материалом, выбор темы, постановка целей, путей решения. Выяснение уровня знаний и интереса у детей по данной теме. Беседы с родителями на тему «Роль сказки в жизни ребенка». Предложение родителям принять активное участие в данном проекте. Сбор видеоматериала, фотоматериала, аудиозаписей, печатной продукции по теме «Сказки» | Воспитатель: Сотникова Л.Н. Родители Дети |
Основной (14.10.24-25.10.24) Заключительный (28.10.24-31.10.24) | Рассматривание иллюстраций к сказкам; Комплексная утренняя гимнастика «В гостях у сказки»; Подвижная игра «Гуси – гуси» Дидактическая игра «Какая картинка лишняя?» Чтение, обсуждение и пересказ р.н.с. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Настольно – печатные игры, лото «В гостях у сказки» пазлы «Сказки». Подвижная игра «У медведя во бору» Дидактическая игра «Расскажи сказку по картинке» Конструирование из геометрических фигур «Теремок». Показ настольного театра «Гуси-лебеди». ООД Аппликация «Золотая рыбка» Подвижная игра «Кот и мыши» Дидактическая игра «Из какой я сказки?» Заучивание пословиц, поговорок о сказках народной мудрости Сюжетно – ролевая игра «В гостях у Красной шапочки». Подвижная игра «Хитрая лиса» Дидактическая игра «Помоги Колобку» Чтение р.н.с. «Лисичка – сестричка и серый волк» и пересказ с помощью мнемотаблиц Игра - викторина «Угадай – ка сказку». Беседа с детьми о прочитанных книгах Подвижная игра «Огурчик и мышка» Дидактическая игра «Чья тень?» Развитие речи «В гостях у сказки» Заучивание отрывка из произведения К.Чуковского «Тараканище» Инсценировка и драматизация р.н.с. «Волк и семеро козлят». ООД Ознакомление с окружающим миром «Путешествие в страну сказок» Подвижная игра «Поймай колобка» Дидактическая игра «Угадай сказку по иллюстрации» Показ пальчикового театра «Заюшкина избушка» Беседа «Нужно ли слушаться взрослых?» по сказкам «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси – Лебеди» Подвижная игра «Медведь и зайцы» Дидактическая игра «Узнай сказку по предмету» Раскрашивание любимых сказочных героев. Подвижная игра «Лохматый пес» Дидактическая игра «Чей костюм?»; ООД Лепка «Сказочные герои» Сюжетно – ролевая игра «Больница для зверей». Дидактическая игра «Отгадай сказку» ООД Рисование «Доктор Айболит» Мини - викторина по сказкам К. Чуковского. Квест-игра «По дорогам сказок» Работа с родителями: консультации, рекомендации: «Воспитание сказкой – радость встречи с книгой». «Сказка на ночь». «В гостях у сказки» Организация выставки детских рисунков, совместно с родителями «Любимый сказочный герой» | Воспитатель: Сотникова Л.Н. Дети Родители Воспитатель: Сотникова Л.Н. Дети Родители |
Предполагаемые итоги реализации проекта:
1. Обновление предметно-пространственной среды.
2. Изготовление настольного театра по русским народным сказкам.
3. Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров.
4. Внедрение новых форм работы с детьми.
5. Развитие речевого общения и этикета.
6. Презентация по результатам проекта.
Ожидаемый результат:
• повышение уровня активного словарного запаса детей.
• развитие интереса детей к русским народным сказкам;
• развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
• совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей;
• содействие творческому развитию детей;
• воспитание чувства дружбы и коллективизма;
• повышение уровня знаний родителей по развитию речевых творческих способностей детей;
• пополнение книжного уголка книгами по разделу «Сказки».
Заключение:
Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях; любят слушать сказки в исполнении педагога; с удовольствием рассматривают иллюстрации в книгах. В самостоятельной игровой деятельности разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра; некоторые воспитанники придумывают новые, свои сказки. Дети стали дружнее; чаще приходят друг другу на помощь. Таким образом, проделанная в ходе проекта работа дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей. Проведенный проект позволил подтвердить правомерность наших подходов к процессу речевого развития дошкольников посредством сказки, что является одной из насущных проблем современной педагогики сотрудничества. В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общение, являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития дошкольников. Но при этом необходима опора на фольклорный материал (сказку), которая исключает нравоучительность и включает игровое общение. Разнообразие методов и приемов, используемых при работе с детьми позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности. Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, саморазвиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность. Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы способствовало обогащению эмоциональночувственной сферы ребенка. Особую роль в своей педагогической работе нужно отводить просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок, разъяснить им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций.
Перспективы проекта: В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создаст теплую, задушевную атмосферу в доме. Проведённое в данном проекте исследование подтверждает, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития старшего дошкольника.
Обеспечение:
Методическое:
1.Евдокимова Е.С.» Технология проектирования в ДОУ«– М. «Сфера»,2006г.
2.Русские народные сказки.
4.Запорожец А. Б. и др.» Эмоциональное развитие дошкольника; пособие для воспитателей детского сада.» -М. 1985 г.
5.Михайлова А. Я. «Современный ребёнок и сказка: проблемы диалога» -М., 2002 г.
6.Журнал «Дошкольное воспитание», №2, 1991, №4, 2007.
7.Журнал «Ребёнок в детском саду» №4, 2007.
8.Инновации в логопедическую практику. Сост. О.Е.Громова. – М.,:ЛИНКА-ПРЕСС, 2008.
9.Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ. Сост. Г.Н. Сергиенко. - Воронеж, 2006.
Материально – техническое:
1.Аудиозаписи, презентации
2.Театральные куклы.
3.Художественная литература.
4.Книжки – раскраски, картинки и иллюстрации с изображениями героев сказок.
5. Настольно-печатные игры и дидактические игры;
6. Атрибуты к сюжетно-ролевым и подвижным играм; к играм – драматизациям;
7. Картины для рассматривания и иллюстрации;
8. CD, DVD, ИКТ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 74»
Конспект квест- игры
Тема: «По дорогам сказок»
Составила: воспитатель первой
квалификационной категории Сотникова Л.Н.
г. Воронеж
2024 г.
Цель: способствовать лучшему усвоению детьми программного материала по речевому развитию, сплочению коллектива детей, воспитанию доброжелательных, дружеских взаимоотношений.
Обучающие задачи:
- продолжать учить давать характеристику сказочным героям посредством подбора определений; отвечать на вопрос полным предложением;
- продолжать учить выполнять действия в соответствии с текстом.
Развивающие задачи:
- развивать фонематический слух;
- развивать грамматический строй речи;
- развивать связную речь;
- развивать коммуникативные способности, воображение, память, способность ориентироваться в пространстве, выразительность движений;
- развивать мелкую моторику.
Воспитательные задачи:
- воспитывать выдержу, уважительное, доброжелательное отношение к сверстникам, формировать умение играть сообща;
- воспитывать любовь к чтению, бережное отношение к книге.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное , художественно-эстетическое, физическое развитие.
Предварительная работа: чтение русских народных, авторских сказок, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов, собирание пазлов по сюжетам русских народных сказок, словарная работа: объяснение непонятных и устаревших слов, дидактические игры на развитие звуковой культуры речи, грамматического строя речи и на развитие связной речи дошкольников, разучивание текста и движений физкультминутки.
Оборудование: разрезанные картинки, с сюжетом из сказки «Царевна –лягушка» кукольный театр, кукольные герои из сказки «Курочка Ряба» «Колобок». Сюжеты из русских народных и авторских сказок, круги Луллия, картинки, с названием станций, спортивное оборудование. Музыкальное оформление конкурсов.
(Приложение№ 1)
Ход квест-игры
Дети входят в групповое помещение под музыку «В гостях у сказки»
Воспитатель: здравствуйте, ребята. Мне известно о том, что вы знаете много сказок и любите их читать, поэтому я принесла новую красивую книжку. Предлагаю вам выбрать сказку, которую вы бы хотели почитать.
(Дети подходят к книге, открывают ее, а страница разорвана)
Воспитатель: Что случилось? Страница в книге разорванная? Ребята, как же нам узнать, какую сказку мы сегодня будем читать?
(Дети высказывают свои предположения)
Воспитатель: чтобы узнать какая это сказка, нам нужно отправиться в Страну сказок. И выполнять волшебные задания. Вы готовы?
(Ответы детей)
Воспитатель: А вот и первая станция «Угадай-ка». Нужно собрать картинку из пазлов и угадать сюжет сказки. Кто хочет выполнить это задание?
(Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, получите первый кусочек страницы от сказки. Вторая станция называется «Сказочная». С помощью героев нужно рассказать сказку.
Есть желающие?
(Ответы детей)
Воспитатель: Отлично. Получите следующий кусочек. Третья станция называется «Кто лишний?» На картинках изображены герои одной сказки, посмотрите внимательно, кто из героев здесь лишний. Нашли?
(Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы. Вот вам третий кусочек странички. Идем дальше. Вот и четвертая станция «Театральная» Ребята, вы любите кукольный театр?
(Ответы детей)
Воспитатель: Что бы получить четвертый кусочек страницы, надо рассказать и показать театральную сказку «Гуси лебеди». Кто хочет это сделать?
(Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, у вас получилась очень интересная сказка, за это вы получаете еще кусочек страницы. Следующая наша станция «Беговая – прыговая» Нужно аккуратно перебежать мост и перепрыгнуть с кочки на кочку, не попав в болото.
(Дети выполняют)
Воспитатель: Молодцы! За то, что вы такие спортивные, получите еще один кусочек от страницы сказки. Наша следующая станция называется «Поле чудес» Кто хочет крутить барабан и собрать сюжетные картинки к сказкам?
(Ответы детей)
Воспитатель: Отлично! Вы получаете последний кусочек сказочной страницы. И подходим к последней станции «Заключительной» Ребята, кто сможет собрать пазл из собранных кусочков сказки?
(Ответы детей)
Воспитатель: Давайте посмотрим и скажем, из какой это сказки страница? Какую мы сказку сегодня будем читать?
(Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Вы правильно угадали сказку «Царевна-лягушка»
Рефлексия:
Воспитатель: Вам понравилось путешествие?
(Ответы детей)
А что больше всего понравилось в сказочной стране?
(Ответы детей)
Как вы думаете, что нам помогло справиться со всеми трудностями в пути?
(Ответы детей)
Воспитатель: Верно, наша дружба и знания сказок.
Молодцы, ребята, со всеми заданиями справились,
все задачки решили.
Чтобы сказки не обидеть,
Надо их почаще видеть,
Их читать и рисовать,
Их любить и в них играть.
Сказки всех отучат злиться,
А научат веселиться!
Быть скромнее и добрее,
Терпеливей и мудрее!
Консультация для родителей «Читаем сказку — рисуем сказку»
Уважаемые родители! Предлагаю вам почитать сказки вашему ребёнку. Пусть он познакомится с героями новой для него сказки, получит новые впечатления. После предложить ребенку раскраски с изображением героев сказки. А если вы будете вместе раскрашивать полюбившихся героев или решите взять сюжет, понравившейся сказки, то атмосфера игры, воображения и фантазии позволит Вам и вашему ребёнку показать себя с неожиданной стороны. Лучше узнавая друг друга, вы станете ближе своему ребёнку. Раскраски – одна из развивающих игр для ребенка, где он видит перед собой не закрашенную картинку. Его цель - сделать эту картинку яркой, цветной, так как он себе ее представляет. Все дети любят раскрашивать, и не только на бумаге, но и на стенах, на мебели. И не случайно, ведь раскрашивание — это интересное занятие, да к тому же очень полезное. Когда ребенок раскрашивает, он расширяет свои познания об окружающем его мире, знакомится с формой и цветом, учится аккуратности, развивает мелкую моторику руки, в дальнейшем это поможет ребенку освоить письмо без особых проблем и трудностей. А самое главное, он получает положительные эмоции при работе с карандашами, фломастерами, восковыми мелками, красками. Благодаря раскраскам ребенок постигает закономерность мира, воплощает в жизнь свои собственные цветовые находки. Итак, раскрашиваем и наслаждаемся процессом. По окончании работы обсудить с ребенком содержание, отметить, что все сказки. учат добру: «Сказка- ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»
(Приложение 2)
Приложение №1
Приложение 2
Приложение 3