СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический проект по речевому развитию «Сказка учит говорить»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие речевой самостоятельности детей через проектную деятельность.

Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект по речевому развитию «Сказка учит говорить»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 74»











Педагогический проект

по речевому развитию


«Сказка учит говорить»


Группа №5







Подготовила:

воспитатель Сотникова Л.Н. -1 кв. категория






Воронеж 2024

Тема проекта: «Сказка учит говорить»

Тип проекта: информационно-творческий.

Направление: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое.

Вид проекта: фронтальный.

Возраст детей: 5-6 лет

Срок реализации: долгосрочный с 1.10.2024 г. по 31.10.2024г.

Участники проекта: дети старшей группы 5-6 лет, воспитатель, родители.

Актуальность проекта: Развитие речи является одним из самых важных навыков, которым необходимо овладеть дошкольнику и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Огромной любовью пользуется у детей сказка. Сказка – древнейший жанр устного народного творчества. Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Роль сказок в воспитании нравственных чувств у детей - дошкольников очень велика. Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности. Она обучает, воспитывает, предупреждает, пробуждает высокие чувства, побуждает к действию. Сказка создает оптимальные условия для формирования эмоциональной сферы детей, что является крайне важным для воспитания чувств у воспитанников, развития их внутренней жизни, творчества. К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Это большое упущение взрослых в воспитании своих детей. А ведь на самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому я решила уделить, немного больше времени, сказкам, в развитии и воспитании наших детей. Проектный метод, используемый в работе с детьми дошкольного возраста, предполагает развитие у них таких качеств, как самостоятельность, инициативность, любознательность, творческое воображение, умение планировать продуктивную деятельность. Данный проект направлен на развитие связной речи у детей, развитие речевой выразительности, и развитие умений использовать приобретенные знания в самостоятельной деятельности.

Цель:

Развитие коммуникативно-речевых способностей дошкольников, через сказку, в условиях специально организованной образовательной деятельности, через актуализацию собственного личностного опыта, в процессе понимания и формирования интереса к речевому общению; воспитание у детей любви к сказкам, как к произведению искусства. Возобновление традиции семейного чтения, с помощью привлечения родителей к реализации проекта и дальнейшей совместной деятельности.

Задачи:

для детей:

• расширить представление детей о сказках;

• формировать умение детей рассуждать;

• формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать

эпизоды сказок;

• обогащать и расширять словарный запас детей.

• развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться

связных высказываний;

• развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие

способности;

• развивать коммуникабельность и умение общаться с взрослыми

людьми в разных ситуациях;

• воспитывать чувства дружбы и коллективизма;

• воспитывать культуру речи.

для родителей:

• способствовать созданию в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей, приобретенного в детском саду;

• способствовать развитию совместного творчества родителей и детей;

• развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;

• заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание

участвовать в ней.



для педагогов:

• развивать творческий потенциал ребенка;

• показать знания и умения детей, приобретенные в ходе

реализации проекта.

Ожидаемый результат:

  1. Активизация связной речи детей, расширение словаря, совершенствования звукопроизношения.

  2. Появление познавательного интереса к сказке и к народному творчеству.

  3. Появление умения связно, последовательно и выразительно пересказывать сказки.

  4. Высокие стабильно положительные результаты в коррекционной педагогической работе в процессе формирования связной речи.

  5. Творческие, партнёрские отношения между всеми участниками образовательного процесса.

  6. Пополнение книжного уголка книгами по разделу «Сказки»

Методы проекта:

  1. Словесный – чтение сказок, пословиц, потешек, беседы с детьми, вопросы, отгадывание загадок, рассказывание.

2. Наглядный — показ демонстрационного материала, предметных картинок, рассматривание иллюстраций, выставка созданных работ.

3. Практический - подвижные игры, дидактические упражнения, игровые

ситуации и упражнения, физкультминутка, игры – драматизации,

творческие задания (лепка, рисование, аппликация)

Итоговое мероприятие: Квест-игра «По дорогам сказок»

Продукт проекта: Лэпбук «Русский народный фольклор, как средство развития речи детей дошкольного возраста» (Приложение 3)

Интеграция содержания образовательных областей на основе проекта «Сказка учит говорить»


Социально-коммуникативное развитие

Дидактические игры: «Расскажи сказку по картинке», «Из какой я сказки?», «Помнишь ли ты эти стихи». Кубики и пазлы по разным сказкам.

Сюжетно-ролевые игры по сказкам. Беседа о роли сказки в жизни человека.

Беседа о бережном отношении к книге, театральным атрибутам.

Дидактические игры:

«Расскажи сказку по картинке», «Из какой я сказки?»

«Волшебный мешочек», «Сказки»

Развивающие игры «Что не так», «Из какой это сказки», «Мои любимые сказки».

Проблемные ситуации: что может служить персонажем для театра, что делать, если у сказки потерялось начало (окончание), из каких материалов можно изготовить театральные куклы?

С/р игра «Библиотека», «Больница для книг», «Театр»

Познавательное развитие

Чтение, просмотр и прослушивание русских народных, авторских сказок, проведение викторины по сказкам

ООД «Знакомство с театром»

Беседа «Различные виды театров и театральных кукол» на основе презентации.

Беседы с детьми: "Моя любимая сказка", "Правила общения с книгой"

Рассматривание иллюстраций с изображением героев сказок. Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.


Речевое развитие

Расширение словарного запаса детей старинными словами, названиями различных видов театра, материалов для изготовления декораций и кукол.

Совместное обсуждение сказок и выводы о морали сказки.

Отгадывание и придумывание загадок про сказки; заучивание пословиц и подбор подходящей сказки к этой пословице.

Придумывание авторской сказки

Заучивание слов к пальчиковым и подвижным играм.


Художественно-эстетическое развитие


Продуктивная деятельность: рисование, лепка, аппликация любимой сказки, сказочного персонажа.

ООД «Мой любимый сказочный герой».

Физическое развитие

Подвижные игры: «Бабка Ежка» «Злой Леший» «Теремок» «Волк и козлята» Дыхательная гимнастика:

«Сказка о снежинке-пушинке" «Волшебный кораблик»

Пальчиковые игры: «На ладошку села кошка» «По амбарам пометем» Закаливание, по мотивам сказок доктора Неболейкина, ЗОЖ «Мой любимый

Мойдодыр»

Этапы реализации проекта:


Дата



Содержание работы


Участники


Подготовительный

(01.10.24-11.10.24)



        Работа с методическим

материалом, выбор темы, постановка целей, путей решения.


      Выяснение уровня знаний и интереса у детей по данной теме.


       Беседы с родителями на тему «Роль сказки в жизни ребенка».


        Предложение родителям принять активное участие в данном проекте.


       Сбор видеоматериала, фотоматериала, аудиозаписей, печатной продукции по теме «Сказки»





Воспитатель:

Сотникова Л.Н.

Родители

Дети

Основной

(14.10.24-25.10.24)





















































































































































Заключительный

(28.10.24-31.10.24)













      Рассматривание иллюстраций к сказкам; Комплексная утренняя гимнастика «В гостях у сказки»; Подвижная игра «Гуси – гуси»


Дидактическая игра «Какая картинка лишняя?» Чтение, обсуждение и пересказ р.н.с. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»


Настольно – печатные игры, лото «В гостях у сказки» пазлы «Сказки».


Подвижная игра «У медведя во бору» Дидактическая игра «Расскажи сказку по картинке»


Конструирование из геометрических фигур «Теремок». Показ настольного театра «Гуси-лебеди». ООД Аппликация «Золотая рыбка»


Подвижная игра «Кот и мыши» Дидактическая игра «Из какой я сказки?» Заучивание пословиц, поговорок о сказках народной мудрости


Сюжетно – ролевая игра «В гостях у Красной шапочки». Подвижная игра «Хитрая лиса» Дидактическая игра «Помоги Колобку»

Чтение р.н.с. «Лисичка – сестричка и серый волк» и пересказ с помощью мнемотаблиц Игра - викторина «Угадай – ка сказку».


Беседа с детьми о прочитанных книгах Подвижная игра «Огурчик и мышка» Дидактическая игра «Чья тень?»


Развитие речи «В гостях у сказки» Заучивание отрывка из произведения К.Чуковского «Тараканище»

Инсценировка и драматизация р.н.с. «Волк и семеро козлят».


ООД Ознакомление с окружающим миром «Путешествие в страну сказок» Подвижная игра «Поймай колобка» Дидактическая игра «Угадай сказку по иллюстрации»

Показ пальчикового театра «Заюшкина избушка»


Беседа «Нужно ли слушаться взрослых?» по сказкам «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси – Лебеди» Подвижная игра «Медведь и зайцы» Дидактическая игра «Узнай сказку по предмету» Раскрашивание любимых сказочных героев.


Подвижная игра «Лохматый пес» Дидактическая игра «Чей костюм?»; ООД Лепка «Сказочные герои»


Сюжетно – ролевая игра «Больница для зверей». Дидактическая игра «Отгадай сказку»

ООД Рисование «Доктор Айболит» Мини - викторина по сказкам К. Чуковского.























Квест-игра «По дорогам сказок»



Работа с родителями: консультации, рекомендации: «Воспитание сказкой – радость встречи с книгой». «Сказка на ночь». «В гостях у сказки»

        


Организация выставки детских рисунков, совместно с родителями «Любимый сказочный герой»

    



     


      



















Воспитатель: Сотникова Л.Н.

Дети

Родители




































































































































Воспитатель: Сотникова Л.Н.

Дети

Родители






































Предполагаемые итоги реализации проекта:

1. Обновление предметно-пространственной среды.

2. Изготовление настольного театра по русским народным сказкам.

3. Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров.

4. Внедрение новых форм работы с детьми.

5. Развитие речевого общения и этикета.

6. Презентация по результатам проекта.

Ожидаемый результат:

• повышение уровня активного словарного запаса детей.

• развитие интереса детей к русским народным сказкам;

• развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;

• совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей;

• содействие творческому развитию детей;

• воспитание чувства дружбы и коллективизма;

• повышение уровня знаний родителей по развитию речевых творческих способностей детей;

• пополнение книжного уголка книгами по разделу «Сказки».

Заключение:

Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях; любят слушать сказки в исполнении педагога; с удовольствием рассматривают иллюстрации в книгах. В самостоятельной игровой деятельности разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра; некоторые воспитанники придумывают новые, свои сказки. Дети стали дружнее; чаще приходят друг другу на помощь. Таким образом, проделанная в ходе проекта работа дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей. Проведенный проект позволил подтвердить правомерность наших подходов к процессу речевого развития дошкольников посредством сказки, что является одной из насущных проблем современной педагогики сотрудничества. В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общение, являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития дошкольников. Но при этом необходима опора на фольклорный материал (сказку), которая исключает нравоучительность и включает игровое общение. Разнообразие методов и приемов, используемых при работе с детьми позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности. Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, саморазвиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность. Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы способствовало обогащению эмоциональночувственной сферы ребенка. Особую роль в своей педагогической работе нужно отводить просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок, разъяснить им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций.

Перспективы проекта: В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создаст теплую, задушевную атмосферу в доме. Проведённое в данном проекте исследование подтверждает, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития старшего дошкольника.




Обеспечение:

Методическое:

1.Евдокимова Е.С.» Технология проектирования в ДОУ«– М. «Сфера»,2006г.

2.Русские народные сказки.

4.Запорожец А. Б. и др.» Эмоциональное развитие дошкольника; пособие для воспитателей детского сада.» -М. 1985 г.

5.Михайлова А. Я. «Современный ребёнок и сказка: проблемы диалога» -М., 2002 г.

6.Журнал «Дошкольное воспитание», №2, 1991, №4, 2007.

7.Журнал «Ребёнок в детском саду» №4, 2007.

8.Инновации в логопедическую практику. Сост. О.Е.Громова. – М.,:ЛИНКА-ПРЕСС, 2008.

9.Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ. Сост. Г.Н. Сергиенко. - Воронеж, 2006.

Материально – техническое:

1.Аудиозаписи, презентации

2.Театральные куклы.

3.Художественная литература.

4.Книжки – раскраски, картинки и иллюстрации с изображениями героев сказок.

5. Настольно-печатные игры и дидактические игры;

6. Атрибуты к сюжетно-ролевым и подвижным играм; к играм – драматизациям;

7. Картины для рассматривания и иллюстрации;

8. CD, DVD, ИКТ




































Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 74»





Конспект квест- игры



Тема: «По дорогам сказок»



Составила: воспитатель первой

квалификационной категории Сотникова Л.Н.









г. Воронеж

2024 г.



Цель: способствовать лучшему усвоению детьми программного материала по речевому развитию, сплочению коллектива детей, воспитанию доброжелательных, дружеских взаимоотношений.

Обучающие задачи:

- продолжать учить давать характеристику сказочным героям посредством подбора определений; отвечать на вопрос полным предложением;

- продолжать учить выполнять действия в соответствии с текстом.

Развивающие задачи:

- развивать фонематический слух;

развивать грамматический строй речи;

- развивать связную речь;

- развивать коммуникативные способности, воображение, память, способность ориентироваться в пространстве, выразительность движений;

- развивать мелкую моторику.

Воспитательные задачи:

- воспитывать выдержу, уважительное, доброжелательное отношение к сверстникам, формировать умение играть сообща;

- воспитывать любовь к чтению, бережное отношение к книге.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное , художественно-эстетическое, физическое развитие.

Предварительная работа: чтение русских народных, авторских сказок, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов, собирание пазлов по сюжетам русских народных сказок, словарная работа: объяснение непонятных и устаревших слов, дидактические игры на развитие звуковой культуры речи, грамматического строя речи и на развитие связной речи дошкольников, разучивание текста и движений физкультминутки.

Оборудование: разрезанные картинки, с сюжетом из сказки «Царевна –лягушка» кукольный театр, кукольные герои из сказки «Курочка Ряба» «Колобок». Сюжеты из русских народных и авторских сказок, круги Луллия, картинки, с названием станций, спортивное оборудование. Музыкальное оформление конкурсов.

(Приложение№ 1)









Ход квест-игры

Дети входят в групповое помещение под музыку «В гостях у сказки»

Воспитатель: здравствуйте, ребята.  Мне известно о том, что вы знаете много сказок и любите их читать, поэтому я принесла новую красивую книжку. Предлагаю вам выбрать сказку, которую вы бы хотели почитать.

(Дети подходят к книге, открывают ее, а страница разорвана)

Воспитатель: Что случилось? Страница в книге разорванная? Ребята, как же нам узнать, какую сказку мы сегодня будем читать?

(Дети высказывают свои предположения)

Воспитатель: чтобы узнать какая это сказка, нам нужно отправиться в Страну сказок. И выполнять волшебные задания. Вы готовы?

(Ответы детей)

Воспитатель: А вот и первая станция «Угадай-ка». Нужно собрать картинку из пазлов и угадать сюжет сказки. Кто хочет выполнить это задание?

(Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, получите первый кусочек страницы от сказки. Вторая станция называется «Сказочная». С помощью героев нужно рассказать сказку.

Есть желающие?

(Ответы детей)

Воспитатель: Отлично. Получите следующий кусочек. Третья станция называется «Кто лишний?» На картинках изображены герои одной сказки, посмотрите внимательно, кто из героев здесь лишний. Нашли?

(Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы. Вот вам третий кусочек странички. Идем дальше. Вот и четвертая станция «Театральная» Ребята, вы любите кукольный театр?

(Ответы детей)

Воспитатель: Что бы получить четвертый кусочек страницы, надо рассказать и показать театральную сказку «Гуси лебеди». Кто хочет это сделать?

(Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, у вас получилась очень интересная сказка, за это вы получаете еще кусочек страницы. Следующая наша станция «Беговая – прыговая» Нужно аккуратно перебежать мост и перепрыгнуть с кочки на кочку, не попав в болото.

(Дети выполняют)

Воспитатель: Молодцы! За то, что вы такие спортивные, получите еще один кусочек от страницы сказки. Наша следующая станция называется «Поле чудес» Кто хочет крутить барабан и собрать сюжетные картинки к сказкам?

(Ответы детей)

Воспитатель: Отлично! Вы получаете последний кусочек сказочной страницы. И подходим к последней станции «Заключительной» Ребята, кто сможет собрать пазл из собранных кусочков сказки?

(Ответы детей)

Воспитатель: Давайте посмотрим и скажем, из какой это сказки страница? Какую мы сказку сегодня будем читать?

(Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы! Вы правильно угадали сказку «Царевна-лягушка»

Рефлексия:

Воспитатель: Вам понравилось путешествие?

(Ответы детей)

А что больше всего понравилось в сказочной стране?

(Ответы детей)

Как вы думаете, что нам помогло справиться со всеми трудностями в пути?

(Ответы детей)

Воспитатель: Верно, наша дружба и знания сказок.

Молодцы, ребята, со всеми заданиями справились,

все задачки решили.

Чтобы сказки не обидеть,

Надо их почаще видеть,

Их читать и рисовать,

Их любить и в них играть.

Сказки всех отучат злиться,

А научат веселиться!

Быть скромнее и добрее,

Терпеливей и мудрее!










Консультация для родителей «Читаем сказку — рисуем сказку»


Уважаемые родители! Предлагаю вам почитать сказки вашему ребёнку. Пусть он познакомится с героями новой для него сказки, получит новые впечатления. После предложить ребенку раскраски с изображением героев сказки. А если вы будете вместе раскрашивать полюбившихся героев или решите взять сюжет, понравившейся сказки, то атмосфера игры, воображения и фантазии позволит Вам и вашему ребёнку показать себя с неожиданной стороны. Лучше узнавая друг друга, вы станете ближе своему ребёнку. Раскраски – одна из развивающих игр для ребенка, где он видит перед собой не закрашенную картинку. Его цель - сделать эту картинку яркой, цветной, так как он себе ее представляет. Все дети любят раскрашивать, и не только на бумаге, но и на стенах, на мебели. И не случайно, ведь раскрашивание — это интересное занятие, да к тому же очень полезное. Когда ребенок раскрашивает, он расширяет свои познания об окружающем его мире, знакомится с формой и цветом, учится аккуратности, развивает мелкую моторику руки, в дальнейшем это поможет ребенку освоить письмо без особых проблем и трудностей. А самое главное, он получает положительные эмоции при работе с карандашами, фломастерами, восковыми мелками, красками. Благодаря раскраскам ребенок постигает закономерность мира, воплощает в жизнь свои собственные цветовые находки. Итак, раскрашиваем и наслаждаемся процессом. По окончании работы обсудить с ребенком содержание, отметить, что все сказки. учат добру: «Сказка- ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»

(Приложение 2)

















Приложение №1

















Приложение 2







































Приложение 3