СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ Мотивация учебной деятельности учащихся и создание условий для ее реализации в рамках ФГОС

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка педсовета-практикума

Просмотр содержимого документа
«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ Мотивация учебной деятельности учащихся и создание условий для ее реализации в рамках ФГОС»

"НЕ ХОЧУ УЧИТЬСЯ!!!"

За уши зайца Несут к барабану. Заяц ворчит: «Барабанить не стану! Нет настроенья, Нет обстановки, Нет подготовки! Не вижу морковки!»  

За уши зайца

Несут к барабану.

Заяц ворчит:

«Барабанить не стану!

Нет настроенья,

Нет обстановки,

Нет подготовки!

Не вижу морковки!»

 

Мотивация учебной деятельности учащихся и создание условий для ее реализации  в рамках ФГОС .

Мотивация учебной деятельности учащихся и создание условий для ее реализации в рамках ФГОС .

«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться»  В. А.Сухомлинский

«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться»

В. А.Сухомлинский

Цель:  Осмысление роли учителя в формировании положительной мотивации учения, как одного из важнейших факторов, определяющих результативность образовательной деятельности

Цель:

Осмысление роли учителя в формировании положительной мотивации учения, как одного из важнейших факторов, определяющих результативность образовательной деятельности

Задачи: Обобщить и систематизировать теоретические положения о ключевых понятиях «мотивации учения». Познакомиться с результатами исследования уровня мотивации учащихся школы. Выявить наиболее эффективные методы, формы, приемы формирования учебной мотивации в организации образовательного процесса. Определить перспективы работы педагогов по развитию у учащихся мотивации обучения и стимулированию учебно-познавательной деятельности.

Задачи:

  • Обобщить и систематизировать теоретические положения о ключевых понятиях «мотивации учения».
  • Познакомиться с результатами исследования уровня мотивации учащихся школы.
  • Выявить наиболее эффективные методы, формы, приемы формирования учебной мотивации в организации образовательного процесса.
  • Определить перспективы работы педагогов по развитию у учащихся мотивации обучения и стимулированию учебно-познавательной деятельности.
Задание 1:  Сделайте пометки в зависимости от отношения к данной информации.  Понятие Я это Мотив знаю Я это не помню Мотивация Я хочу об этом узнать побольше Познавательная мотивация Содержательная мотивация Социальная мотивация Внутренняя мотивация Внешняя мотивация Мотив достижения успеха Мотив избежание неудач

Задание 1: Сделайте пометки в зависимости от отношения к данной информации.

Понятие

Я это

Мотив

знаю

Я это не помню

Мотивация

Я хочу об этом узнать побольше

Познавательная мотивация

Содержательная мотивация

Социальная мотивация

Внутренняя мотивация

Внешняя мотивация

Мотив достижения успеха

Мотив избежание неудач

Мотив – любая внутренняя движущая сила поведения и деятельности. Мотив — это побуждение к действию . Мотив – причина, побуждающая к деятельности, а цель – это то, к чему стремится человек, выполняя эту деятельность. Потребность–мотив–цель: (хочу) (интересуюсь) (умею).  Охарактеризовать мотив – значит ответить на  вопрос, ради чего деятельность выполняется

Мотив – любая внутренняя движущая сила поведения и деятельности.

Мотив — это побуждение к действию .

Мотив – причина, побуждающая к деятельности, а цель – это то, к чему стремится человек, выполняя эту деятельность.

Потребность–мотив–цель: (хочу) (интересуюсь) (умею).

Охарактеризовать мотив – значит ответить на

вопрос, ради чего деятельность выполняется

Мотивация  – «совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его направленность и активность» (Немое Р. Психология. М.: Просвещение, 1995). Деятельность без мотива или со слабым мотивом или не осуществляется вообще, или оказывается крайне неустойчивой.

Мотивация – «совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его направленность и активность» (Немое Р. Психология. М.: Просвещение, 1995).

Деятельность без мотива или со слабым мотивом или не осуществляется вообще, или оказывается крайне неустойчивой.

 Учебная мотивация  – это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.  По мнению психологов результаты деятельности человека на 10-20% зависят от интеллекта и на 70-80% от мотивов (В.И. Мякишев).  Эффективно действует тот педагог, который сначала мотивирует, а потом обучает, воспитывает.

Учебная мотивация – это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.

По мнению психологов результаты деятельности человека на 10-20% зависят от интеллекта и на 70-80% от мотивов (В.И. Мякишев).

Эффективно действует тот педагог, который сначала мотивирует, а потом обучает, воспитывает.

Классификация мотивов С позиции личностного смысла учебной деятельности  СОЦИАЛЬНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ связаны с удовлетворением в учебной деятельности социально-психологических потребностей личности . это побудители, связанные так или иначе с содержанием учебной деятельности.

Классификация мотивов

С позиции личностного смысла учебной деятельности

СОЦИАЛЬНЫЕ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

связаны с удовлетворением в учебной деятельности социально-психологических потребностей личности .

это побудители, связанные так или иначе с содержанием учебной деятельности.

По отношению к самой деятельности.    связаны с деятельностью . Внутренние мотивы связаны с деятельностью Внешние мотивы не связаны с деятельностью. - мотивы, характеризующиеся интересом к самому процессу и его результату, к поиску наиболее рационального способа и т.д. ; - проявляются тогда, когда человек действует в силу долга, обязанности; - стремление к успеху; - учеба как вынужденное поведение из-за давления родных, учителей и т.д.; понимание необходимости для жизни; собственное развитие в процессе учения, стремление развить какие-либо умения, качества; познание неизвестного, нового. желание получить хорошую отметку, добиться похвалы учителя и т.д. учёба ради престижа, лидерства, материального вознаграждения; избегание наказания; процесс учебы как привычное функционирование.

По отношению к самой деятельности.

связаны с деятельностью .

Внутренние мотивы связаны с деятельностью

Внешние мотивы

не связаны с деятельностью.

- мотивы, характеризующиеся интересом к самому процессу и его результату, к поиску наиболее рационального способа и т.д. ;

- проявляются тогда, когда человек действует в силу долга, обязанности;

- стремление к успеху;

- учеба как вынужденное поведение из-за давления родных, учителей и т.д.;

  • понимание необходимости для жизни;
  • собственное развитие в процессе учения, стремление развить какие-либо умения, качества;
  • познание неизвестного, нового.
  • желание получить хорошую отметку, добиться похвалы учителя и т.д.
  • учёба ради престижа, лидерства, материального вознаграждения;
  • избегание наказания;
  • процесс учебы как привычное функционирование.
Задание 2. - У Вас на столах лежит перечень вышеназванных мотивов. Распределите их на 2 группы. К первой отнесите познавательные мотивы. Ко второй – социальные (3 мин.)

Задание 2.

- У Вас на столах лежит перечень вышеназванных мотивов. Распределите их на 2 группы. К первой отнесите познавательные мотивы. Ко второй – социальные (3 мин.)

Проверьте себя Познавательные мотивы - потребность в саморазвитии и самоактуализации личности в процессе познания; - познавательный интерес, т.е. интерес к знаниям и способам его добывания; - мотив достижения, реализуемый и удовлетворяемый на основе и через успехи в учебной деятельности; - мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности; - мотивы, связанные с глубиной интереса к знаниям, к занимательным фактам, явлениям, к существенным свойствам явлений, первым дедуктивным выводам, ключевым идеям и т.д. - мотивы, свидетельствующие об интересе к способам добывания знаний — методам научного познания; - мотивы, свидетельствующие об интересе к саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего труда; - мотивы, связанные с профессиональным самоопределением в старших классах, придающие личностную значимость содержанию предметов, полезных для будущей профессии.

Проверьте себя

Познавательные мотивы

- потребность в саморазвитии и самоактуализации личности в процессе познания;

- познавательный интерес, т.е. интерес к знаниям и способам его добывания;

- мотив достижения, реализуемый и удовлетворяемый на основе и через успехи в учебной деятельности;

- мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности;

- мотивы, связанные с глубиной интереса к знаниям, к занимательным фактам, явлениям, к существенным свойствам явлений, первым дедуктивным выводам, ключевым идеям и т.д.

- мотивы, свидетельствующие об интересе к способам добывания знаний — методам научного познания;

- мотивы, свидетельствующие об интересе к саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего труда;

- мотивы, связанные с профессиональным самоопределением в старших классах, придающие личностную значимость содержанию предметов, полезных для будущей профессии.

Проверьте себя Социальные мотивы - мотивы связанные с различным взаимодействием школьника с другими людьми; - мотивы получения одобрения и избегания порицания от окружающих (мотивы поощрения и наказания); - стремление быть полезным обществу; - чувство ответственности перед родителями, учителем; - чувство ответственности, долга как часть мировоззрения личности; - стремление занять определённую позицию, место среди окружающих, получить их одобрение, заслужить авторитет; - попытка самоутверждения - в желании занять место лидера, оказать влияние на других учеников, доминировать в группе или классе и т.д.; - желание общаться, взаимодействовать с другими людьми, осмысливать формы взаимоотношений с учителями, товарищами, совершенствовать их (потребность в общении)

Проверьте себя

Социальные мотивы

- мотивы связанные с различным взаимодействием школьника с другими людьми;

- мотивы получения одобрения и избегания порицания от окружающих (мотивы поощрения и наказания);

- стремление быть полезным обществу;

- чувство ответственности перед родителями, учителем;

- чувство ответственности, долга как часть мировоззрения личности;

- стремление занять определённую позицию, место среди окружающих, получить их одобрение, заслужить авторитет;

- попытка самоутверждения - в желании занять место лидера, оказать влияние на других учеников, доминировать в группе или классе и т.д.;

- желание общаться, взаимодействовать с другими людьми, осмысливать формы взаимоотношений с учителями, товарищами, совершенствовать их (потребность в общении)

Классификация мотивов: Две тенденции  к достижению успеха к избеганию неудачи - постановка перед собой позитивных целей; активный поиск средств, свои победы и неудачи склонны объяснять объёмом своих усилий, своим старанием . - не уверены в себе; боятся критики,  с работой, где возможна неудача, у них связаны только отрицательные эмоции.  Мотивация связана с низкой самооценкой, неверием в свои силы, в возможность успеха.

Классификация мотивов:

Две тенденции

к достижению успеха

к избеганию неудачи

- постановка перед собой позитивных целей;

  • активный поиск средств,
  • свои победы и неудачи склонны объяснять объёмом своих усилий, своим старанием .

- не уверены в себе; боятся критики,

  • с работой, где возможна неудача, у них связаны только отрицательные эмоции.
  • Мотивация связана с низкой самооценкой, неверием в свои силы, в возможность успеха.
Отсюда вытекает основная задача учителя  – развивать стремление к успеху, всячески поощрять даже самое маленькое достижение, не акцентировать внимание на неудачах.

Отсюда вытекает основная задача учителяразвивать стремление к успеху, всячески поощрять даже самое маленькое достижение, не акцентировать внимание на неудачах.

Результаты исследования уровня мотивации учащихся школы

Результаты исследования уровня мотивации учащихся школы

Начальная школа Ведущие мотивы: -Чувство долга -Высокая отметка - Избегания неудач Основная мотивация:  - Внешняя, принудительная Неустойчивость, отсутствие интереса к определенным предметам № 1 Вид мотив 2 количество Игровой мотив процент 3 25 Внешний мотив 4 Получение отметки 12 42,4% 20,3% 11 Учебный мотив 5 18,6% 7 6 Позиционный мотив 11,8% 2 Социальный мотив 3.4% 2 3,4%

Начальная школа

Ведущие мотивы:

-Чувство долга

-Высокая отметка

- Избегания неудач

Основная мотивация:

- Внешняя, принудительная

  • Неустойчивость, отсутствие интереса к определенным
  • предметам

1

Вид мотив

2

количество

Игровой мотив

процент

3

25

Внешний мотив

4

Получение отметки

12

42,4%

20,3%

11

Учебный мотив

5

18,6%

7

6

Позиционный мотив

11,8%

2

Социальный мотив

3.4%

2

3,4%

Избегание неудач Если у ребёнка нет надежды на успех в деле, которым он занят, у него появляется альтернативный вариант поведения - избегание неудач. В этом случае состояние школьника определяется желанием предпринять всё, чтобы избежать возможных неприятностей. Допустить ударов по самолюбию, не позволить  его  публично осуждать и наказывать. Основные реакции, к которым прибегает человек в данной ситуации, следующие: Обезличивание учебной деятельности.  Оно проявляется в том, что сам учащийся никакой инициативы  на уроке не проявляет. Получил толчок со стороны учителя — выполнил задание, нет побуждения извне ждёт  его.

Избегание неудач

  • Если у ребёнка нет надежды на успех в деле, которым он занят, у него появляется альтернативный вариант поведения - избегание неудач. В этом случае состояние школьника определяется желанием предпринять всё, чтобы избежать возможных неприятностей. Допустить ударов по самолюбию, не позволить  его  публично осуждать и наказывать.
  • Основные реакции, к которым прибегает человек в данной ситуации, следующие:
  • Обезличивание учебной деятельности.  Оно проявляется в том, что сам учащийся никакой инициативы  на уроке не проявляет. Получил толчок со стороны учителя — выполнил задание, нет побуждения извне ждёт  его.
Подростковая школа Ведущие мотивы: Интерес к определенным предметам Получение хорошей отметки Учебный мотив Избегание неудач Основная мотивация: - Ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний: интересы к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего учебного труда; - социальные мотивы № 1 Вид мотив 2 количество Позиционный мотив процент 3 12 Получение отметки 4 Учебный мотив 9 26,6% 20% 8 Внешний мотив 5 17,7% 7 6 Игровой мотив 15.5% 5 Социальный мотив 11,1% 4 8,8%

Подростковая школа

Ведущие мотивы:

  • Интерес к определенным предметам
  • Получение хорошей отметки
  • Учебный мотив
  • Избегание неудач

Основная мотивация:

- Ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний: интересы к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего учебного труда;

- социальные мотивы

1

Вид мотив

2

количество

Позиционный мотив

процент

3

12

Получение отметки

4

Учебный мотив

9

26,6%

20%

8

Внешний мотив

5

17,7%

7

6

Игровой мотив

15.5%

5

Социальный мотив

11,1%

4

8,8%

Старшая школа  Ведущие мотивы: -интерес к учебному процессу -интерес к результату -стремление развить какие - то качества, умения  Основная мотивация: -Продолжение образования -Достижение высоких результатов по значимым предметам - Внутренняя мотивация № Вид мотивов 1 2 количество Получение отметки процент 3 Внешний мотив 21 4 44,6% Позиционный мотив 9 19,14% 6 Учебный мотив 5 6 12,7% 6 Социальный мотив 121,7% 5 Игровой мотив 10,6% 0 0

Старшая школа

Ведущие мотивы:

-интерес к учебному процессу

-интерес к результату

-стремление развить какие - то качества, умения

Основная мотивация:

-Продолжение образования

-Достижение высоких результатов по значимым предметам

- Внутренняя мотивация

Вид мотивов

1

2

количество

Получение отметки

процент

3

Внешний мотив

21

4

44,6%

Позиционный мотив

9

19,14%

6

Учебный мотив

5

6

12,7%

6

Социальный мотив

121,7%

5

Игровой мотив

10,6%

0

0

Достижение успеха  Мотив достижения является стойким атрибутом (чертой) личности, который проявляется в стремлении достигать успеха (высоких результатов).  О субъекте с сильным мотивом достижения говорят, что он:  - настойчив в достижении целей;  - не довольствуется полученным результатом;  - что бы ни делал, пытается это выполнить лучше, чем раньше;  - для него главное в жизни - это переживание радости успеха вследствие достижения высоких результатов;  - склонен преследовать отдаленные цели;  - не довольствуется несложным заданием и легко доступными целями;  - склонен увлекаться работой, достигая все новых и новых целей (ощущая радость успеха).

Достижение успеха

Мотив достижения является стойким атрибутом (чертой) личности, который проявляется в стремлении достигать успеха (высоких результатов).

О субъекте с сильным мотивом достижения говорят, что он:

- настойчив в достижении целей;

- не довольствуется полученным результатом;

- что бы ни делал, пытается это выполнить лучше, чем раньше;

- для него главное в жизни - это переживание радости успеха вследствие достижения высоких результатов;

- склонен преследовать отдаленные цели;

- не довольствуется несложным заданием и легко доступными целями;

- склонен увлекаться работой, достигая все новых и новых целей (ощущая радость успеха).

Выделяют пять уровней учебной мотивации: 1.Высокая мотивация обучения У таких детей есть познавательный мотив , стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.

Выделяют пять уровней учебной мотивации:

1.Высокая мотивация обучения

У таких детей есть познавательный мотив , стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.

2. Хорошая школьная мотивация Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.  Подобный уровень мотивации является средней нормой.

2. Хорошая школьная мотивация

Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.

Подобный уровень мотивации является средней нормой.

отношение к школе 3.Положительное Школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью . Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени , и учебный процесс их мало привлекает . Школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью . Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени , и учебный процесс их мало привлекает .

отношение к школе

3.Положительное

  • Школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью . Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени , и учебный процесс их мало привлекает .
  • Школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью .
  • Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями.
  • Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради.
  • Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени , и учебный процесс их мало привлекает .
Эти дети посещают школу неохотно Предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе Эти дети посещают школу неохотно Предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе 4.Низкая школьная мотивация фото: утрируем с улыбкой!
  • Эти дети посещают школу неохотно Предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе
  • Эти дети посещают школу неохотно
  • Предпочитают пропускать занятия.
  • На уроках часто занимаются посторонними делами, играми.
  • Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.
  • Находятся в серьезной адаптации к школе

4.Низкая школьная мотивация

фото: утрируем с улыбкой!

5.Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация  Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении : Они не справляются с учебной деятельностью. Испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда , пребывание в ней для них невыносимо. Ученики могут проявлять агрессию. Отказываться выполнять задания. Следовать тем или иным нормам и  правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно - психические нарушения.  Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении : Они не справляются с учебной деятельностью. Испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда , пребывание в ней для них невыносимо. Ученики могут проявлять агрессию. Отказываться выполнять задания. Следовать тем или иным нормам и  правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно - психические нарушения.

5.Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация

  • Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении : Они не справляются с учебной деятельностью. Испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда , пребывание в ней для них невыносимо. Ученики могут проявлять агрессию. Отказываться выполнять задания. Следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно - психические нарушения.
  • Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении :
  • Они не справляются с учебной деятельностью.
  • Испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем.
  • Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда , пребывание в ней для них невыносимо.
  • Ученики могут проявлять агрессию.
  • Отказываться выполнять задания.
  • Следовать тем или иным нормам и
  • правилам.
  • Часто у подобных школьников
  • отмечаются нервно - психические
  • нарушения.
Что снижает мотивацию ребенка?   Непонимание цели учения Переизбыток медийной информации Возрастные особенности Умственное развитие ученика Пропаганда легкого образа жизни Чрезмерные нагрузки Завышенные требования Нечетко сформированное чувство будущего Негативное отношение ученика к учителю Негативное отношение учителя к ученику Стиль воспитания в семье Отсутствие личной значимости предмета Низкая продуктивность учебной деятельности Страх перед школой

Что снижает мотивацию ребенка?

  • Непонимание цели учения
  • Переизбыток медийной информации
  • Возрастные особенности
  • Умственное развитие ученика
  • Пропаганда легкого образа жизни
  • Чрезмерные нагрузки
  • Завышенные требования
  • Нечетко сформированное чувство будущего
  • Негативное отношение ученика к учителю
  • Негативное отношение учителя к ученику
  • Стиль воспитания в семье
  • Отсутствие личной значимости предмета
  • Низкая продуктивность учебной деятельности
  • Страх перед школой
Три кита учебной мотивации: ощущение успешности Ощущение свободы выбора Ощущение самостоятельности процесса поиска знаний

Три кита учебной мотивации:

ощущение успешности

Ощущение свободы выбора

Ощущение самостоятельности

процесса поиска знаний

КИТ 1 Ощущение самостоятельности процесса поиска: «Мы это поняли, узнали, придумали сами»

КИТ 1

Ощущение самостоятельности процесса поиска:

«Мы это поняли, узнали, придумали сами»

Приемы: Техника «Проблемные вопросы» Техника «Знаю — не знаю — хочу узнать»

Приемы:

  • Техника «Проблемные вопросы»
  • Техника «Знаю — не знаю — хочу узнать»
Задание:  Отметьте проблемные вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность учащихся. Что случится, если…? Назовите… Сколько известно… Какой …. является лучшим и почему? Приведите пример,… В чем сильные и слабые стороны….? Из чего состоит…? Каким образом… влияет на … ? Кто участвовал…? Чем похожи… и …. ? На что похоже… ? Где происходило … ? Кто открыл … ? Что мы уже знаем о … ? Перечислите … Каким образом … можно использовать для … ? Кто изобрел … ?

Задание: Отметьте проблемные вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность учащихся.

  • Что случится, если…?
  • Назовите…
  • Сколько известно…
  • Какой …. является лучшим и почему?
  • Приведите пример,… В чем сильные и слабые стороны….?
  • Из чего состоит…?
  • Каким образом… влияет на … ?
  • Кто участвовал…?
  • Чем похожи… и …. ?
  • На что похоже… ?
  • Где происходило … ?
  • Кто открыл … ?
  • Что мы уже знаем о … ?
  • Перечислите …
  • Каким образом … можно использовать для … ?
  • Кто изобрел … ?
Задание:  Отметьте проблемные вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность учащихся. Что случится, если…? Назовите… Сколько известно… Какой …. является лучшим и почему? Приведите пример,… В чем сильные и слабые стороны….? Из чего состоит…? Каким образом… влияет на … ? Кто участвовал…? Чем похожи… и …. ?  На что похоже… ? Где происходило … ? Кто открыл … ? Что мы уже знаем о … ? Перечислите … Каким образом … можно использовать для … ? Кто изобрел … ?

Задание: Отметьте проблемные вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность учащихся.

  • Что случится, если…?
  • Назовите…
  • Сколько известно…
  • Какой …. является лучшим и почему?
  • Приведите пример,… В чем сильные и слабые стороны….?
  • Из чего состоит…?
  • Каким образом… влияет на … ?
  • Кто участвовал…?
  • Чем похожи… и …. ?
  • На что похоже… ?
  • Где происходило … ?
  • Кто открыл … ?
  • Что мы уже знаем о … ?
  • Перечислите …
  • Каким образом … можно использовать для … ?
  • Кто изобрел … ?
КИТ 2 Ощущение свободы выбора: «Мы можем выбирать» («Мы не пешки, у нас есть выбор! »)

КИТ 2

Ощущение свободы выбора:

«Мы можем выбирать»

(«Мы не пешки,

у нас есть выбор! »)

КИТ 3 Ощущение компетентности:  «у меня это получается, я понял, я умею!»

КИТ 3

Ощущение компетентности: «у меня это получается, я понял, я умею!»

Причина эффективной школьной мотивации на самом деле  ОДНА!!!   ЭТО ИСКРЕННИЙ ИНТЕРЕС Он же Любопытство . Он же Удовольствие . Он же Внутренняя мотивация (самая честная, верная,  настоящая !)

Причина эффективной школьной мотивации на самом деле ОДНА!!!

ЭТО ИСКРЕННИЙ ИНТЕРЕС

  • Он же Любопытство .
  • Он же Удовольствие .
  • Он же Внутренняя мотивация (самая честная, верная,

настоящая !)

Методы, формы, приёмы формирования учебной мотивации Создание эмоционально-комфортной обстановки. Атмосфера сотрудничества. Активизация учебно-познавательной деятельности Максимально возможное снятие внешнего контроля.  Организация коллективной деятельности Оценка деятельности Перечень знаний и умений  Методы проблемно-развивающего обучения

Методы, формы, приёмы формирования учебной мотивации

Создание эмоционально-комфортной обстановки. Атмосфера сотрудничества.

Активизация учебно-познавательной деятельности

Максимально возможное снятие внешнего контроля.

Организация коллективной деятельности

Оценка деятельности

Перечень знаний и умений

Методы проблемно-развивающего обучения

Для создания внутренней мотивации у школьника нужно поддерживать в нем состояние успеха. Обязательно проговаривайте с ребенком все ситуации, когда он прилагал много усилий для преодоления трудностей в учёбе и у него это получилось. Хвалите его, даже если успех был небольшим. Ставьте ребенку реальные цели, не требуйте обещаний вроде «завтра я буду лучше всех». Не факт, что оно выполнимо, а вот вызвать в случае неисполнения вину, раздражение, огорчение может. Не бросайтесь помогать ребенку выполнять все задания, предлагайте свою помощь, только если задание действительно является сложным для него. Сделайте так, чтобы задачи, которые ставятся перед школьником в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты им, чтобы они приобрели значимость для него. Объясните ребенку, что неуспех часто является следствием недостаточно затраченных учеником усилий, а не трудностью задания или отсутствием способностей.

Для создания внутренней мотивации у школьника нужно поддерживать в нем состояние успеха.

  • Обязательно проговаривайте с ребенком все ситуации, когда он прилагал много усилий для преодоления трудностей в учёбе и у него это получилось. Хвалите его, даже если успех был небольшим.
  • Ставьте ребенку реальные цели, не требуйте обещаний вроде «завтра я буду лучше всех». Не факт, что оно выполнимо, а вот вызвать в случае неисполнения вину, раздражение, огорчение может.
  • Не бросайтесь помогать ребенку выполнять все задания, предлагайте свою помощь, только если задание действительно является сложным для него.
  • Сделайте так, чтобы задачи, которые ставятся перед школьником в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты им, чтобы они приобрели значимость для него.
  • Объясните ребенку, что неуспех часто является следствием недостаточно затраченных учеником усилий, а не трудностью задания или отсутствием способностей.
Задание 3: Ситуативные задачи

Задание 3:

Ситуативные задачи

Памятка учителю.  Учитель учит внешним видом, делом, словом.  Требуешь от детей — будь образцом во всем.  Не кричи, а учи!  Познай каждого ученика.  Учитель учится всегда. Памятка «Начни урок, как песню»  Начинай урок со звонком.  Радуйся встрече с классом.  Организуй погружение в свой предмет.  Четко ставь цели и определяй план урока, продумывай домашнее задание.  Планируй всю серию уроков по теме, опираясь на особенности класса.  Снимай трудности, предотвращай ошибки.  Слушай внимательно ответы, не перебивай.  Люби детей и себя.   Начинай урок со звонком.  Радуйся встрече с классом.  Организуй погружение в свой предмет.  Четко ставь цели и определяй план урока, продумывай домашнее задание.  Планируй всю серию уроков по теме, опираясь на особенности класса.  Снимай трудности, предотвращай ошибки.  Слушай внимательно ответы, не перебивай.  Люби детей и себя.

Памятка учителю.

  • Учитель учит внешним видом, делом, словом.
  • Требуешь от детей — будь образцом во всем.
  • Не кричи, а учи!
  • Познай каждого ученика.
  • Учитель учится всегда.

Памятка «Начни урок, как песню»

  • Начинай урок со звонком. Радуйся встрече с классом. Организуй погружение в свой предмет. Четко ставь цели и определяй план урока, продумывай домашнее задание. Планируй всю серию уроков по теме, опираясь на особенности класса. Снимай трудности, предотвращай ошибки. Слушай внимательно ответы, не перебивай. Люби детей и себя.
  • Начинай урок со звонком.
  • Радуйся встрече с классом.
  • Организуй погружение в свой предмет.
  • Четко ставь цели и определяй план урока, продумывай домашнее задание.
  • Планируй всю серию уроков по теме, опираясь на особенности класса.
  • Снимай трудности, предотвращай ошибки.
  • Слушай внимательно ответы, не перебивай.
  • Люби детей и себя.
Заключение  «Если хотим мотивировать детей — надо найти общий язык со всеми учениками без деления их на сильных и слабых, поощрять добрые начинания каждого, хвалить за достигнутые цели и стремление к учебе. Тревожность и страх — помеха развитию мотивации».   «Если ты идешь на урок, то идти нужно вместе со своими учениками на урок, а не со своим любимым уроком к ученикам…»

Заключение

«Если хотим мотивировать детей — надо найти общий язык со всеми учениками без деления их на сильных и слабых, поощрять добрые начинания каждого, хвалить за достигнутые цели и стремление к учебе. Тревожность и страх — помеха развитию мотивации».

«Если ты идешь на урок, то идти нужно вместе со своими учениками на урок, а не со своим любимым уроком к ученикам…»

Решение педсовета:         Руководителям школьных методических объединений рассмотреть на заседаниях МО опыт учителей-предметников по применению наиболее эффективных форм работы, а также инновационных технологий, способствующих повышению мотивации учения.   Включить в рабочие программы по предметам разнообразные формы проведения уроков с учётом возрастных особенностей мотивации школьников. Классным руководителям рекомендовать продолжить мониторинговые исследования по определению уровня мотивации учения учащихся с последующим составлением карты учебной мотивации учащихся.  

Решение педсовета:

 

     

  • Руководителям школьных методических объединений рассмотреть на заседаниях МО опыт учителей-предметников по применению наиболее эффективных форм работы, а также инновационных технологий, способствующих повышению мотивации учения.

 

  • Включить в рабочие программы по предметам разнообразные формы проведения уроков с учётом возрастных особенностей мотивации школьников.
  • Классным руководителям рекомендовать продолжить мониторинговые исследования по определению уровня мотивации учения учащихся с последующим составлением карты учебной мотивации учащихся.