"НЕ ХОЧУ УЧИТЬСЯ!!!"
За уши зайца
Несут к барабану.
Заяц ворчит:
«Барабанить не стану!
Нет настроенья,
Нет обстановки,
Нет подготовки!
Не вижу морковки!»
Мотивация учебной деятельности учащихся и создание условий для ее реализации в рамках ФГОС .
«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться»
В. А.Сухомлинский
Цель:
Осмысление роли учителя в формировании положительной мотивации учения, как одного из важнейших факторов, определяющих результативность образовательной деятельности
Задачи:
- Обобщить и систематизировать теоретические положения о ключевых понятиях «мотивации учения».
- Познакомиться с результатами исследования уровня мотивации учащихся школы.
- Выявить наиболее эффективные методы, формы, приемы формирования учебной мотивации в организации образовательного процесса.
- Определить перспективы работы педагогов по развитию у учащихся мотивации обучения и стимулированию учебно-познавательной деятельности.
Задание 1: Сделайте пометки в зависимости от отношения к данной информации.
Понятие
Я это
Мотив
знаю
Я это не помню
Мотивация
Я хочу об этом узнать побольше
Познавательная мотивация
Содержательная мотивация
Социальная мотивация
Внутренняя мотивация
Внешняя мотивация
Мотив достижения успеха
Мотив избежание неудач
Мотив – любая внутренняя движущая сила поведения и деятельности.
Мотив — это побуждение к действию .
Мотив – причина, побуждающая к деятельности, а цель – это то, к чему стремится человек, выполняя эту деятельность.
Потребность–мотив–цель: (хочу) (интересуюсь) (умею).
Охарактеризовать мотив – значит ответить на
вопрос, ради чего деятельность выполняется
Мотивация – «совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его направленность и активность» (Немое Р. Психология. М.: Просвещение, 1995).
Деятельность без мотива или со слабым мотивом или не осуществляется вообще, или оказывается крайне неустойчивой.
Учебная мотивация – это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.
По мнению психологов результаты деятельности человека на 10-20% зависят от интеллекта и на 70-80% от мотивов (В.И. Мякишев).
Эффективно действует тот педагог, который сначала мотивирует, а потом обучает, воспитывает.
Классификация мотивов
С позиции личностного смысла учебной деятельности
СОЦИАЛЬНЫЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
связаны с удовлетворением в учебной деятельности социально-психологических потребностей личности .
это побудители, связанные так или иначе с содержанием учебной деятельности.
По отношению к самой деятельности.
связаны с деятельностью .
Внутренние мотивы связаны с деятельностью
Внешние мотивы
не связаны с деятельностью.
- мотивы, характеризующиеся интересом к самому процессу и его результату, к поиску наиболее рационального способа и т.д. ;
- проявляются тогда, когда человек действует в силу долга, обязанности;
- стремление к успеху;
- учеба как вынужденное поведение из-за давления родных, учителей и т.д.;
- понимание необходимости для жизни;
- собственное развитие в процессе учения, стремление развить какие-либо умения, качества;
- познание неизвестного, нового.
- желание получить хорошую отметку, добиться похвалы учителя и т.д.
- учёба ради престижа, лидерства, материального вознаграждения;
- избегание наказания;
- процесс учебы как привычное функционирование.
Задание 2.
- У Вас на столах лежит перечень вышеназванных мотивов. Распределите их на 2 группы. К первой отнесите познавательные мотивы. Ко второй – социальные (3 мин.)
Проверьте себя
Познавательные мотивы
- потребность в саморазвитии и самоактуализации личности в процессе познания;
- познавательный интерес, т.е. интерес к знаниям и способам его добывания;
- мотив достижения, реализуемый и удовлетворяемый на основе и через успехи в учебной деятельности;
- мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности;
- мотивы, связанные с глубиной интереса к знаниям, к занимательным фактам, явлениям, к существенным свойствам явлений, первым дедуктивным выводам, ключевым идеям и т.д.
- мотивы, свидетельствующие об интересе к способам добывания знаний — методам научного познания;
- мотивы, свидетельствующие об интересе к саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего труда;
- мотивы, связанные с профессиональным самоопределением в старших классах, придающие личностную значимость содержанию предметов, полезных для будущей профессии.
Проверьте себя
Социальные мотивы
- мотивы связанные с различным взаимодействием школьника с другими людьми;
- мотивы получения одобрения и избегания порицания от окружающих (мотивы поощрения и наказания);
- стремление быть полезным обществу;
- чувство ответственности перед родителями, учителем;
- чувство ответственности, долга как часть мировоззрения личности;
- стремление занять определённую позицию, место среди окружающих, получить их одобрение, заслужить авторитет;
- попытка самоутверждения - в желании занять место лидера, оказать влияние на других учеников, доминировать в группе или классе и т.д.;
- желание общаться, взаимодействовать с другими людьми, осмысливать формы взаимоотношений с учителями, товарищами, совершенствовать их (потребность в общении)
Классификация мотивов:
Две тенденции
к достижению успеха
к избеганию неудачи
- постановка перед собой позитивных целей;
- активный поиск средств,
- свои победы и неудачи склонны объяснять объёмом своих усилий, своим старанием .
- не уверены в себе; боятся критики,
- с работой, где возможна неудача, у них связаны только отрицательные эмоции.
- Мотивация связана с низкой самооценкой, неверием в свои силы, в возможность успеха.
Отсюда вытекает основная задача учителя – развивать стремление к успеху, всячески поощрять даже самое маленькое достижение, не акцентировать внимание на неудачах.
Результаты исследования уровня мотивации учащихся школы
Начальная школа
Ведущие мотивы:
-Чувство долга
-Высокая отметка
- Избегания неудач
Основная мотивация:
- Внешняя, принудительная
- Неустойчивость, отсутствие интереса к определенным
- предметам
№
1
Вид мотив
2
количество
Игровой мотив
процент
3
25
Внешний мотив
4
Получение отметки
12
42,4%
20,3%
11
Учебный мотив
5
18,6%
7
6
Позиционный мотив
11,8%
2
Социальный мотив
3.4%
2
3,4%
Избегание неудач
- Если у ребёнка нет надежды на успех в деле, которым он занят, у него появляется альтернативный вариант поведения - избегание неудач. В этом случае состояние школьника определяется желанием предпринять всё, чтобы избежать возможных неприятностей. Допустить ударов по самолюбию, не позволить его публично осуждать и наказывать.
- Основные реакции, к которым прибегает человек в данной ситуации, следующие:
- Обезличивание учебной деятельности. Оно проявляется в том, что сам учащийся никакой инициативы на уроке не проявляет. Получил толчок со стороны учителя — выполнил задание, нет побуждения извне ждёт его.
Подростковая школа
Ведущие мотивы:
- Интерес к определенным предметам
- Получение хорошей отметки
- Учебный мотив
- Избегание неудач
Основная мотивация:
- Ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний: интересы к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего учебного труда;
- социальные мотивы
№
1
Вид мотив
2
количество
Позиционный мотив
процент
3
12
Получение отметки
4
Учебный мотив
9
26,6%
20%
8
Внешний мотив
5
17,7%
7
6
Игровой мотив
15.5%
5
Социальный мотив
11,1%
4
8,8%
Старшая школа
Ведущие мотивы:
-интерес к учебному процессу
-интерес к результату
-стремление развить какие - то качества, умения
Основная мотивация:
-Продолжение образования
-Достижение высоких результатов по значимым предметам
- Внутренняя мотивация
№
Вид мотивов
1
2
количество
Получение отметки
процент
3
Внешний мотив
21
4
44,6%
Позиционный мотив
9
19,14%
6
Учебный мотив
5
6
12,7%
6
Социальный мотив
121,7%
5
Игровой мотив
10,6%
0
0
Достижение успеха
Мотив достижения является стойким атрибутом (чертой) личности, который проявляется в стремлении достигать успеха (высоких результатов).
О субъекте с сильным мотивом достижения говорят, что он:
- настойчив в достижении целей;
- не довольствуется полученным результатом;
- что бы ни делал, пытается это выполнить лучше, чем раньше;
- для него главное в жизни - это переживание радости успеха вследствие достижения высоких результатов;
- склонен преследовать отдаленные цели;
- не довольствуется несложным заданием и легко доступными целями;
- склонен увлекаться работой, достигая все новых и новых целей (ощущая радость успеха).
Выделяют пять уровней учебной мотивации:
1.Высокая мотивация обучения
У таких детей есть познавательный мотив , стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.
2. Хорошая школьная мотивация
Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.
Подобный уровень мотивации является средней нормой.
отношение к школе
3.Положительное
- Школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью . Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени , и учебный процесс их мало привлекает .
- Школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью .
- Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями.
- Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради.
- Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени , и учебный процесс их мало привлекает .
- Эти дети посещают школу неохотно Предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе
- Эти дети посещают школу неохотно
- Предпочитают пропускать занятия.
- На уроках часто занимаются посторонними делами, играми.
- Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.
- Находятся в серьезной адаптации к школе
4.Низкая школьная мотивация
фото: утрируем с улыбкой!
5.Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация
- Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении : Они не справляются с учебной деятельностью. Испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда , пребывание в ней для них невыносимо. Ученики могут проявлять агрессию. Отказываться выполнять задания. Следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно - психические нарушения.
- Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении :
- Они не справляются с учебной деятельностью.
- Испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем.
- Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда , пребывание в ней для них невыносимо.
- Ученики могут проявлять агрессию.
- Отказываться выполнять задания.
- Следовать тем или иным нормам и
- правилам.
- Часто у подобных школьников
- отмечаются нервно - психические
- нарушения.
Что снижает мотивацию ребенка?
- Непонимание цели учения
- Переизбыток медийной информации
- Возрастные особенности
- Умственное развитие ученика
- Пропаганда легкого образа жизни
- Чрезмерные нагрузки
- Завышенные требования
- Нечетко сформированное чувство будущего
- Негативное отношение ученика к учителю
- Негативное отношение учителя к ученику
- Стиль воспитания в семье
- Отсутствие личной значимости предмета
- Низкая продуктивность учебной деятельности
- Страх перед школой
Три кита учебной мотивации:
ощущение успешности
Ощущение свободы выбора
Ощущение самостоятельности
процесса поиска знаний
КИТ 1
Ощущение самостоятельности процесса поиска:
«Мы это поняли, узнали, придумали сами»
Приемы:
- Техника «Проблемные вопросы»
- Техника «Знаю — не знаю — хочу узнать»
Задание: Отметьте проблемные вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность учащихся.
- Что случится, если…?
- Назовите…
- Сколько известно…
- Какой …. является лучшим и почему?
- Приведите пример,… В чем сильные и слабые стороны….?
- Из чего состоит…?
- Каким образом… влияет на … ?
- Кто участвовал…?
- Чем похожи… и …. ?
- На что похоже… ?
- Где происходило … ?
- Кто открыл … ?
- Что мы уже знаем о … ?
- Перечислите …
- Каким образом … можно использовать для … ?
- Кто изобрел … ?
Задание: Отметьте проблемные вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность учащихся.
- Что случится, если…?
- Назовите…
- Сколько известно…
- Какой …. является лучшим и почему?
- Приведите пример,… В чем сильные и слабые стороны….?
- Из чего состоит…?
- Каким образом… влияет на … ?
- Кто участвовал…?
- Чем похожи… и …. ?
- На что похоже… ?
- Где происходило … ?
- Кто открыл … ?
- Что мы уже знаем о … ?
- Перечислите …
- Каким образом … можно использовать для … ?
- Кто изобрел … ?
КИТ 2
Ощущение свободы выбора:
«Мы можем выбирать»
(«Мы не пешки,
у нас есть выбор! »)
КИТ 3
Ощущение компетентности: «у меня это получается, я понял, я умею!»
Причина эффективной школьной мотивации на самом деле ОДНА!!!
ЭТО ИСКРЕННИЙ ИНТЕРЕС
- Он же Любопытство .
- Он же Удовольствие .
- Он же Внутренняя мотивация (самая честная, верная,
настоящая !)
Методы, формы, приёмы формирования учебной мотивации
Создание эмоционально-комфортной обстановки. Атмосфера сотрудничества.
Активизация учебно-познавательной деятельности
Максимально возможное снятие внешнего контроля.
Организация коллективной деятельности
Оценка деятельности
Перечень знаний и умений
Методы проблемно-развивающего обучения
Для создания внутренней мотивации у школьника нужно поддерживать в нем состояние успеха.
- Обязательно проговаривайте с ребенком все ситуации, когда он прилагал много усилий для преодоления трудностей в учёбе и у него это получилось. Хвалите его, даже если успех был небольшим.
- Ставьте ребенку реальные цели, не требуйте обещаний вроде «завтра я буду лучше всех». Не факт, что оно выполнимо, а вот вызвать в случае неисполнения вину, раздражение, огорчение может.
- Не бросайтесь помогать ребенку выполнять все задания, предлагайте свою помощь, только если задание действительно является сложным для него.
- Сделайте так, чтобы задачи, которые ставятся перед школьником в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты им, чтобы они приобрели значимость для него.
- Объясните ребенку, что неуспех часто является следствием недостаточно затраченных учеником усилий, а не трудностью задания или отсутствием способностей.
Задание 3:
Ситуативные задачи
Памятка учителю.
- Учитель учит внешним видом, делом, словом.
- Требуешь от детей — будь образцом во всем.
- Не кричи, а учи!
- Познай каждого ученика.
- Учитель учится всегда.
Памятка «Начни урок, как песню»
- Начинай урок со звонком. Радуйся встрече с классом. Организуй погружение в свой предмет. Четко ставь цели и определяй план урока, продумывай домашнее задание. Планируй всю серию уроков по теме, опираясь на особенности класса. Снимай трудности, предотвращай ошибки. Слушай внимательно ответы, не перебивай. Люби детей и себя.
- Начинай урок со звонком.
- Радуйся встрече с классом.
- Организуй погружение в свой предмет.
- Четко ставь цели и определяй план урока, продумывай домашнее задание.
- Планируй всю серию уроков по теме, опираясь на особенности класса.
- Снимай трудности, предотвращай ошибки.
- Слушай внимательно ответы, не перебивай.
- Люби детей и себя.
Заключение
«Если хотим мотивировать детей — надо найти общий язык со всеми учениками без деления их на сильных и слабых, поощрять добрые начинания каждого, хвалить за достигнутые цели и стремление к учебе. Тревожность и страх — помеха развитию мотивации».
«Если ты идешь на урок, то идти нужно вместе со своими учениками на урок, а не со своим любимым уроком к ученикам…»
Решение педсовета:
- Руководителям школьных методических объединений рассмотреть на заседаниях МО опыт учителей-предметников по применению наиболее эффективных форм работы, а также инновационных технологий, способствующих повышению мотивации учения.
- Включить в рабочие программы по предметам разнообразные формы проведения уроков с учётом возрастных особенностей мотивации школьников.
- Классным руководителям рекомендовать продолжить мониторинговые исследования по определению уровня мотивации учения учащихся с последующим составлением карты учебной мотивации учащихся.