СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педсовет "Мотивация учебной деятельности учащихся и обеспечение её реализации"

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка адресована учителям, администрации общеобразовательных школ.

Просмотр содержимого документа
«Педсовет "Мотивация учебной деятельности учащихся и обеспечение её реализации"»

муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Тогучинского района

«Борцовская средняя школа»

















Мотивация учебной деятельности учащихся и обеспечение её реализации











Подготовила: зам.директора по УВР Картавцева Н.В.











2019год





Идея педсовета:

  • систематизировать теоретические знания, определить дальнейшие задачи в этом направлении деятельности педагогического коллектива.

Цель педсовета

  • Способствовать осознанию учителями педагогической проблемы формирования мотивации учения как важнейшей из определяющих результативность образовательной деятельности

  • Формировать у педагогов установку на использование методов и приемов повышения учебной мотивации школьников

Задачи педсовета

  • Выявление проблем снижения успеваемости

  • Анализ результатов исследования уровня мотивации учащихся

  • Обсуждение методов и форм обучения в развитии и стимулировании познавательной мотивации учащихся в подростковом возрасте.

  • Разработка дополнительных мер, направленных на повышение мотивации учащихся.


Слайд1

Все наши замыслы превращаются

в прах, если нет у ученика желания учиться.

Сухомлинский В.А.


Ход педсовета:


В нашей школе стоит проблема работы с неуспевающими учениками. Если судить по кадровому составу, можно сказать, что все наши педагоги являются высококвалифицированными специалистами, имеющими значительный педагогический стаж. Тем не менее, данный вопрос является актуальным. Определим характерные признаки неуспешного ученика.

(Учителя называют признаки, а ведущий записывает их на доске в правый столбик.)

Назовите характерные признаки неуспевающего ученика.

Назовите антитезы критериев неуспеваемости (например: Успешный – неуспешный, умный – глупый).

(Учителя называют признаки, а ведущий записывает их на доске в столбик на левой стороне доски (центральная часть остается свободной).

Например:

Трудолюбивый

Ленивый

Инициативный

Безынициативный

Собранный

Рассеянный





Я не удивлюсь, если на моё предложение написать на листочке фамилии учеников, которых Вы считаете неуспевающими по своему предмету, выяснится, что фамилий учащихся у нас совпадут и неоднократно. Но наша задача не перечислить всех неуспевающих учеников в нашей школе (мы и так знаем их поименно), а выявить причины и следствия их неуспеваемости. Все причины мы выявить сегодня не сможем, но вот одну из причин, и я считаю её главной, мы попытаемся решить.

(вернуться к названию педсовета)


Ученик есть деятельное существо. Он всегда что-то делает, участвует в какой-то деятельности. Для того, чтобы ученик успешно учился, он должен совершать не любые действия, а вполне определённые.

Что побуждает его совершать эти действия, что направляет и регулирует его деятельность в процессе учения? Иными словами, что мотивирует и направляет деятельность ученика?

Учителю необходимо научиться управлять деятельностью учеников в процессе обучения, а для этого он должен уметь формировать у них нужную мотивацию. И если мы не можем этого сделать, то «ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ».

слайд

Посещая уроки коллег, как правило, выделяются следующие положительные моменты:

  • соответствие материала по сложности и типу класса;

  • оптимальный темп урока;

  • общая эрудиция учителей;

  • культура и выразительность речи учителей;

  • сотрудничество с учащимися.

Но вместе с тем есть и отрицательные моменты:

  • недостаточная мотивировка учащихся;

  • стандартность форм работы на уроке;

  • недостаточное внимание к созданию ситуации успеха на уроке.

Отрицательные моменты ставят проблему, которую необходимо решать всем педагогическим коллективом.

Учитель должен уметь вызвать у учащихся желание учиться, а это значит, что он должен формировать у учащихся соответствующую мотивацию.

слайды

Результаты мониторинга школьной мотивации учащихся 5-9 классов МКОУ Тогучинского района «Борцовская средняя школа»


Оценка школьной мотивации (по Лускановой Н.Г.).


Цель: выявить отношение учащихся к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.

Результаты


Высокий уровень ШМ



Высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки ли замечания педагога.



Хороший уровень ШМ




Наиболее типичный уровень для младших школьников, успешно справляющихся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм.






Положительное отношение к школе



Положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.

Такие учащиеся достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.



Низкая школьная мотивация



Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в школе.






Негативное отношение к школе



Такие дети испытывают серьёзные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываясь выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам.


Общий вывод:

Из 59 учащихся 5-9 классов , 25 ( 42% ) детей имеют низкий уровень

школьной мотивации.

слайд

Итак, во время заседания педагогического совета мы постараемся найти ответы на следующие вопросы:


слайд

Вспомним, что же такое "мотив" и "мотивация":

Мотив (от латинского) – приводить в движение, толкать. Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека.

Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость деятельности, направленной на достижение определенной цели.

Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками.

слайд



Уже в начальной школе учебная мотивация является достаточно большой проблемой — дети отвлекаются, шумят, не слушают учителя, не выполняют домашние задания. В старших классах желание учиться также подвержено колебаниям.
Взрослые люди прекрасно знают, для чего следует учиться – чтобы получить образование, закончить проф. учреждение, стать уважаемым человеком и т.п. Но эти причины не очевидны для детей.

Для того, чтобы ребенок учился, у него тоже должна быть мотивация. 
Учащиеся начальной школы могут учиться достаточно успешно, ориентируясь на оценку учителя или мнение родителей. Ценность самих знаний младшие школьники осознают слабо. К любимым они чаще относят учебные предметы, которые содержат элементы игры, развлечения: ИЗО, физкультура, технология. В этом возрасте у большинства детей преобладает стремление доставить удовольствие взрослому, значимому человеку, порадовать его своими успехами, а также нежелание огорчать его. Нужно помнить, что смысл слова "учиться" в понимании первоклассника может, помимо приобретения знаний, включать желание общаться и играть с одноклассниками.

У учеников основной школы интерес к школьным предметам еще сильно зависит от личности учителя, но постепенно на первый план выходит стремление быть если не лучше, то хотя бы не хуже одноклассников. В этом нет ничего плохого, но есть опасность, что неудачи могут привести к формированию низкой самооценки ребенка, и, возможно, отказу от деятельности (Нечего и стараться, все равно я хуже всех). Поэтому стоит объяснить, что соревноваться лучше не с другими, а с самим собой «вчерашним».
В старших классах подростки начинают понимать полезность приобретенного знания как средства получить что-то более ценное. 
Таким образом, постепенно, формируется мотивация.
Мотивацию также можно разделить на внешнюю и внутреннюю.
Внешнюю мотивацию создают родители и педагоги, они понуждают ребенка к учебной деятельности, наказывая за двойки, и поощряя за пятерки.
Внутренняя мотивация идет от самого ребенка, когда ему интересно узнавать новое, реализовывать свои способности. Внутренние мотивы таковы: интерес к процессу деятельности, интерес к результату деятельности, стремление к развитию каких-либо своих качеств, способностей. Стимулом здесь является сам предмет познания - интересный и увлекательный.

Психолог Рубинштейн Сергей Леонидович писал: “для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно сделать поставленные в ходе учебной деятельности задачи не только понятными, но и внутренне принятыми им”.
Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним, а несколькими мотивами, которые переплетаются, дополняют друг друга.

слайд
Вот те мотивы, к формированию и развитию которых нужно стремиться:

Мотивы учения.

  • Познавательная мотивация – это выраженный интерес к новому знанию, новой информации, получение удовольствие от самого процесса открытия нового. Такая мотивация носит бескорыстный характер. Познавательные мотивы отражают стремление школьников к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.

  • Социальный мотив – это стремление хорошо учиться для собственного успешного будущего, стремление быть полезным обществу. Также к социальным мотивам относятся так называемые позиционные мотивы, выражающиеся в стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, в желании занять место лидера, доминировать в коллективе и т.д. Социальный мотив является важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности. Мотивы долга и ответственности, как правило, не осознаются детьми младшего школьного возраста.

  • Престижная мотивация присуща детям с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она побуждает ребенка учиться лучше одноклассников, быть первым. Престижная мотивация является мощным двигателем для развития ребенка с высокими способностями, единственный существующий риск для него – искажение нравственной направленности личности, пренебрежительное отношение к остальным детям.

  • Компенсаторная мотивация возникает у плохо успевающих детей. Это побочные по отношению к учебной деятельности мотивы, позволяющие утвердиться в другой области — в занятиях спортом, музыкой, рисованием и т.д. В этом случае потребность ребенка в самоутверждении удовлетворяется в иной, неучебной деятельности, и плохая школьная успеваемость не становится ис­точником тяжелых переживаний ребенка.

  • Мотив общения – здесь ребенок проявляет интерес к тем видам деятельности, в которых присутствует возможность общения со сверстниками.

  • Мотив социального одобрения. Ученик в этом случае работает прежде всего ради похвалы, поощрения со стороны родителей, педагогов, других детей.

  • Мотивация достижения успеха. Это желание пра­вильно выполнить задание, получить нужный результат, осознавать себя как способного, умного, грамотного и т.п., желание доказать себе, что способен на многое.Ученики, мотивированные на достижение успеха, обычно ставят перед собой позитивную цель, и обучение вызывает у них положительные эмоции, мобилизацию внутренних ресурсов и сосредоточение внимания.
    Учащиеся, у которых преобладает стремление к успеху, свои победы и неудачи склонны объяснять объемом приложенных усилий, силой своего старания, что свидетельствует о внутреннем контролирующем факторе.
    Мотивация достижения успеха, наряду с познавательными интересами, — наиболее ценный мотив.

  • Мотивация избегания неудачи – дети стараются из­бежать «двойки» и последствий, которые влечет за собой низ­кая отметка, — недовольства учителя, наказания родителей. Их цель заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Тре­вожность, страх получения плохой оценки придает учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность. Мотив недопущения неудачи связан с неуверенностью в себе, низкой самооценкой, неверием в возможность успеха. Такая мотивация не приводит к успешным результатам.
    Школьники, у которых преобладает данная мотивация, обычно объясняют собственный неуспех отсутствием способностей или невезением, а успехи — везением или легкостью задания.

  • Внеучебная школьная мотивация. При такой мотивации ребенок часто охотно посещает школу, но заинтересован он во всевозможных внеучебных занятиях, проходящих в школе – концертах, соревнованиях, праздниках, выставках и пр.

слайд

Как выработать мотивацию к учебе?

Безусловно, мотивированное обучение гораздо эффективнее, чем учеба по принуждению: школьник, имеющий внутренние стимулы к обучению, получает высокие оценки, пройденный материал остается у него в памяти надолго, и при этом родители избавлены от непрерывного контроля за ребенком.

Можно с уверенностью сказать, что извне сформировать мотив невозможно, это внутренний процесс. Но взрослые, родители и педагоги, в силах помочь ребенку проделать эту серьезную работу.

Далеко не всегда учителя начальной школы уделяют внимание мотивации школьников, предполагая, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все, что говорит учитель. Также некоторые преподаватели используют отрицательную мотивацию, и тогда школьниками движет желание избежать наказания со стороны учителя или родителей, плохой оценки и т.д. Отрицательная мотивация порождает отрицательные эмоции, и в результате уже в начальной школе у некоторых детей развиваются неврозы.
Без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности.
Большинство родителей используют внешнее мотивирование. Но важно при этом понимать, что главным должно оставаться само знание, а не вознаграждение.

Многие взрослые применяют для мотивирования детей убеждение. При этом основные аргументы в пользу хорошей учебы – это угрозы бедности и низкого статуса в будущем«Будешь плохо учиться, не поступишь в институт, станешь дворником!» Эти доводы не действуют на детей, они еще не способны оценить будущих выгод образования, у них еще не сформирован механизм прогнозирования.

Мотивация – не постоянная величина, она меняется в зависимости от настроения, ситуации, конкретного предмета изучения, личности преподавателя и т.п.
Обычно в школу ребенок приходит положительно мотивированным. Чтобы положительное отношение к шко­ле сохранилось, взрослым (педагогам и родителям) нужно приложить усилия для формирования у детей устойчивой мо­тивации достижения успеха, с одной стороны, и развитие учебных интересов - с другой.
Как же развивать у детей внутреннюю мотивацию к учебе? Наиболее естественный способ – делать это через любознательность ребенка. Важно понять, что именно интересно школьнику. Найдя значимую для него сферу, можно соотнести школьные предметы с этой областью, и он станет стремиться к необходимым знаниям самостоятельно.
Для формирования познавательного интереса большое значение имеет характер учебной деятельности. Ряд исследователей считает, что причины, объясняющие, почему у одних детей есть познавательные интересы, а у других их нет, следует искать в первую очередь в системе школьного обучения. В связи с чем, одной из задач школы является преподавание предметов в интересной и живой форме, чтобы школьнику захотелось изучать их.

Процесс формирования мотивации должен стать значительной частью работы учителя. Формированию положительной мотивации к учению является урок. Урок был и остается основным элементом образовательного процесса.

На уроке работают двое – учитель и ученик, и только правильно организованная работа может побуждать ученика учиться.

Привить интерес к изучаемому предмету – значит добиться в дальнейшем высокого уровня обученности учащихся и хороших показателей качества знаний, то есть достичь основной цели обучения.

Мотивационная сфера более динамична, чем познавательная, интеллектуальная. Изменения в ней происходят быстро. Но подвижность, динамичность мотивов таит в себе опасность, так как если не управлять мотивацией, может произойти снижение ее уровня, мотивы могут потерять действенность, как это и случается нередко там, где нет целенаправленного управления этой стороной учения. Поэтому проблема учебной мотивации считается одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Она актуальна для всех участников образовательных отношений: учащихся, родителей и учителей.

Создание оптимальной образовательной среды, мотивирующей учащегося на учебную деятельность и активизирующей труд учителя. Учитель должен уметь вызвать у учащихся это желание учиться, а это значит, что он должен формировать у учащихся соответствующую мотивацию.

Для этого учитель должен знать и владеть различными формами и методами обучения.

Существует множество методов, посредством которых можно заинтересовать детей, повысить их учебную мотивацию.

Устойчивый интерес к учебной деятельности у школьников формируется через проведение нестандартных уроков: уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, сюжетных уроков, игровую деятельность. Использование современных технологий на уроках помогает создать благоприятную эмоциональную обстановку, повышает мотивацию обучающихся к изучаемому материалу, углубляет знания, способствует развитию психологических процессов, что в конечном итоге, повышает качество знаний обучающихся. Заметно повышает мотивацию учащихся благоприятный и продуктивный микроклимат на уроке. Его поддержанию на уроке способствует вовлечение в деятельность всех учащихся класса; создание нестандартных ситуаций; демонстрация достижений каждого учащегося на каждом уроке; умение хвалить любого ученика на каждом уроке, даже за малые достижения и успехи.

Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.
Для создания внутренней мотивации у школьника нужно поддерживать в нем состояние успеха.

  • Обязательно проговаривайте с ребенком все ситуации, когда он прилагал много усилий для преодоления трудностей в учёбе и у него это получилось. Хвалите его, даже если успех был небольшим.

  • Ставьте ребенку реальные цели, не требуйте обещаний вроде «завтра я буду лучше всех». Не факт, что оно выполнимо, а вот вызвать в случае неисполнения вину, раздражение, огорчение может.

  • Не бросайтесь помогать ребенку выполнять все задания, предлагайте свою помощь, только если задание действительно сложно для него.

  • Сделайте так, чтобы задачи, которые ставятся перед школьником в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты им, чтобы они приобрели значимость для него.

  • Объясните ребенку, что неуспех часто является следствием недостаточно затраченных учеником усилий, а не трудностью задания или отсутствием способностей.

Важно отметить, что изучать и формировать мотивацию необходимо не только у неуспевающих учеников, но и у внешне благополучных детей. Мотив придает деятельности различный смысл. Когда ребенок решает задачу, им могут двигать разные мотивы. Мотив может быть в том, чтобы научиться решать задачи, или, в том, чтобы стать первым в классе, или порадовать родителей хорошей отметкой. И хотя цель (решить задачу) в любом случае не меняется, но смысл деятельности изменяется в соответствии с мотивом. А мотивы оказывают влияние на отношение ребенка к учебе. 
При изучении мотивации у школьника надо выявить состояние его познавательной сферы, мотивационной сферы (стремление учиться, мотивы), волевой и эмоциональной сферы (цели в ходе учения, переживания в процессе учения).
Мотивировать учащихся – значит дать им шанс реализоваться в процессе деятельности.

слайд

Дальнейшая наша работа будет проходить по группам, всего групп пять, по количеству компонентов мотивационной сферы учениясмысл и мотив ученияпостановка целейэмоциональный настрой и интерес к учению.

Каждой группе предлагается своё задание: из предложенных установок и действий учителя выбрать те, которые будут способствовать формированию одного из компонентов мотивационной сферы учения, выписать эти утверждения маркером на отчётный лист (ватман) в форме кластера. После окончания работы каждая группа прикрепляет подготовленный отчётный лист на стенд и защищает свой проект.

Мотивационная сфера учения школьников определяется следующими понятиями:


Смысл учения – внутреннее отношение школьника к учению. Психологи отмечают, что смысл учения – это сложное личностное образование, которое включает два момента:

  • осознание ребенком объективной значимости учения;

  • понимание ребенком субъективной значимости учения

Мотив учения – побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении.

Постановка целей – это направленность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. Через постановку целей воплощаются мотивы учения.

Эмоции – реакция ребёнка на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Эмоции зависят от особенностей учебной деятельности школьника, они сопровождают процесс учения и предшествуют ему. Деятельность, поддерживаемая эмоциями, протекает намного успешнее, чем деятельность, к которой человек принуждает себя холодными доводами рассудка.

Интересы – познавательно-эмоциональное отношение школьника к учению. Для учителя это соотношение смысла учения, характера мотивов, зрелости целей и особенностей эмоций.


Работа в группах. Создание структурной схемы «Формирование мотивации учения»

Каждой группе предлагается своё задание: из предложенных установок и действий учителя выбрать те, которые будут способствовать формированию одного из компонентов мотивационной сферы учения, выбрать 5 наиболее важных, по Вашему мнению, и оформить их на отчётный лист. После окончания работы каждая группа прикрепляет подготовленный отчётный лист на стенд и защищает свой проект буквально несколькими предложениями.



Установки и действия педагога (ДЛЯ ВСЕХ ПЯТИ ГРУПП ОДИНАКОВЫЕ):


  • совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач;

  • выбор средств, адекватных цели;

  • учет возрастных особенностей школьников;

  • выбор действия в соответствии с возможностями ученика;

  • использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;

  • нестандартная форма проведения уроков;

  • создание ситуации успеха;

  • создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;

  • использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности;

  • эмоциональная речь учителя;

  • использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий;

  • применение поощрения и порицания;

  • вера учителя в возможности ученика;

  • формирование адекватной самооценки учащихся;

  • стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;

  • оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения.


После выступления всех групп получается макет проекта "Формирование мотивации учения"





ОДНАКО УРОВЕНЬ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПОСТОЯННЫМ


Причины снижения уровня учебной мотивации

ОДНАКО УРОВЕНЬ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПОСТОЯННЫМ

Что же является причинами снижения уровня учебной мотивации и, соответственно, как нам этого избежать.

  • У подростков наблюдается «гормональный взрыв».

  • Отношение ученика к учителю.

  • Отношение учителя к ученику.

  • Личная значимость предмета.

  • Умственное развитие ученика.

  • Продуктивность учебной деятельности.

  • Непонимание цели учения.

  • Страх перед школой.

Какими же качествами должен обладать учитель, чтобы его отношения с учащимися содействовали появлению и проявлению интереса к предмету?

  • Эрудиция учителя, умение последовательно усложнять познавательные задачи.

  • Увлечённость предметом.

  • Любовь к работе.

  • Доброжелательное отношение к учащимся.

  • Вера в ученика, в его познавательные силы (Педагогический оптимизм).


12 слайд. Заключение

Сформировать глубокие познавательные интересы и высокую учебную мотивацию у всех учащихся невозможно и, наверное, не нужно. Важно, чтобы всем ученикам на каждом Вашем уроке было интересно. Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность предметом перерастет в глубокий и стойкий интерес к учению.



Решение педсовета:



   Учитывая актуальность данной темы для успешного обучения, систематизировав теоретические основы по про­блеме мотивации учения, педагогический совет выносит следующее решение:

1.  Взять за основу в практической деятельности каждого учителя выработанную схему формирования мотивационной сферы учащегося.

2.  Использовать опыт учителей-предметников по применению наиболее эффективных форм работы, а также достижения современной науки по формированию мотивации.

4. Учитывать в работе возрастные особенности мотивации школьников.

5. Рассмотреть на заседаниях МО инновационные технологии, способствующие повышению мотивации учения, такие как «технология учебного проектирования», «технология деятельностного метода», «технология портфолио ученика» и т.д.