Учитель | Тырчёнкова Наталья Николаевна |
Предмет | Биология |
УМК | УМК «Сфера жизни» Н.И.Сонин концентрический курс |
Класс | 6 |
Тип урока | Урок «открытия» нового знания |
Технология построения урока | Технология деятельностного метода |
Тема | перенос веществ в животном организме |
Цель | Способствовать формированию представлений о способах питания растения и условий, необходимых для данного процесса. |
Основные термины, понятия | Кровеносная система, предсердия, желудочки, артерии, вены, капилляры |
Организация пространства |
Формы работы | Ресурсы |
Фронтальная, индивидуальная, парная | 1.Иллюстративный материал учебника 2.Раздаточный материал (приложение № 1) |
Этапы урока | Обч-е и развив-е компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма контроля |
1.Мотивация к учебной деятельности Цель: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | Объяснение темы урока и совместная с обучающимися постановка целей и задач урока. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащих-ся к усвоению изу-чаемого материала | Первичная организация аудитории. Создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточнение тематических рамок: - Если бы к вам за советом пришла лягушка и спросила, стоит ли ей менять свое трехкамерное сердце на четырехкамерное. Что бы вы посоветовали лягушке? -Мы продолжаем изучение транспорта веществ в живом организме. Предложить определить тему урока….(уточнить, что сначала изучаются растения) -Сегодня рассмотрим этот процесс на примере… (животных- дополнение уч-ся) -Почему нам важен этот материал? Где он может пригодиться? Предложить определить задачи урока: -ЗНАТЬ … -УМЕТЬ… | Личное определение рабочего пространства. Высказывание мнения. Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать | Участие в совместном обсуждении |
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. | Фронтальная беседа на основе имеющихся знаний | Организует беседу по вопросам: - №№ 1,5, 7,6,4,8,9 (стр.83 учебника) -С какой системой в организме животных связан транспорт веществ? -Чем представлена кровеносная система? Предложить выполнить задания №№ 94,97 в рабочей тетради | Дают полные ответы. Дополняют ответы при необходимости. Определяют тип и материал заданий | Участие в совместном обсуждении |
3.Выявление места и причины затруднения Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения. | Фронтальная беседа на основе имеющихся знаний | -Что вызвало затруднения? | Делают вывод о недостаточности имеющихся знаний | Участие в совместном обсуждении |
4.Построение проекта выхода из затруднения Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации. | | Подвести учащихся к пониманию действия -изучить строение … кровеносной системы, крови | Осмысление задачи действия и предложение этапов работы | Участие в совместном обсуждении |
5.Реализация построенного проекта Цель: построение и фиксация нового знания. | Работа в группах | Организация работы в группах и выступления гр: 1группа. Задание: выяснить строение крови 1)стр.80 учебника - изучить 2)выполнить схему «Строение крови» Дополнительный вопрос: -Какую функцию выполняет кровь? 2группа. Задание: выяснить виды и значение кровеносных сосудов 1)стр.81учебника - изучить 2)выполнить схему «Виды кровеносных сосудов» Дополнительный вопрос: -Каким образом взаимосвязаны артерии и вены в организме животного? 3группа. Задание: выяснить типы кровеносных систем 1)стр.80учебника – изучить, рассмотреть иллюстрации 2)выполнить схему «Типы кровеносных систем» Дополнительный вопрос: -Как вы думаете, какой тип кровеносной системы более поздний с эволюционной точки зрения? 4группа. Задание: выяснить строение сердца у различных групп животных 1)стр.81учебника со «Сердце состоит…», стр.82- изучить 2)выполнить таблицу «Строение сердца у различных групп животных» Дополнительный вопрос: -В чём преимущество животных с четырёхкамерным сердцем? | Работа в группах Выполнение схем, таблицы Отвечают на поставленные вопросы учителя Взаимопроверка ответов. Презентация своих результатов ( схемы выносятся на доску) | Составляют в тетрадях схе-мы, пользуясь текстовой информацией учебника Участие в диалогах. |
6.Первичное закрепление (с комментированием во внешней речи) Цель: применение нового знания в типовых заданиях. | Обобщающая беседа | Организация фронтальной беседы: -Какую тему мы сегодня проработали? -Какие новые понятия узнали? ( каждая группа называет свои понятия) | Осмысление этапов работы. Комментирование ответов. Взаимопроверка. | Участие в совместном обсуждении |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях. | Самостоятельная работа с последующей самопроверкой | Организовать деятельность учащихся по оцениванию знаний и способов действий: предложить учащимся выполнить тестовые задания (приложение №1) контроль: 1-3 2-2 3-4 4-1 5-1423 | Индивидуальная работа в тетрадях Самопроверка, итоги работы | Устные ответы Выполнение теста |
8.Включение в систему знаний и повторение Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. | Обобщающая беседа | - Если бы к вам за советом пришла лягушка и спросила, стоит ли ей менять свое трехкамерное сердце на четырехкамерное. Что бы вы посоветовали лягушке? | Итоговое осмысление содержания занятия. | Устные ответы |
9. Итоги урока. Рефлексия | Приём незаконченного предложения: -Теперь я знаю… -Теперь я умею… | Устное раскрытие. | Оценивание работы учащихся |
10. Домашнее задание | Конкретизирует домашнее задание:стр.78-83, рассмотреть иллюстрации, стр.49-53 рабочей тетради- выполнить задания | Записывают домашнее задание | Вниматель-ность к комментированию заданий |
Приложение № 1.
Тест.
3.Уничтожают попавшие в организм млекопитающего животного болезнетворные микробы:
1)кровеносные капилляры 2)механические волокна 3)сосуды луба 4)клетки проводящей ткани
5.Установите верную последовательность движения крови по сосудам, начиная от сердца