Индивидуальный план работы по самообразованию.
Ф.И.О. педагога Семынина Валерия Валерьевна
Образование Высшее
Специальность педагог дошкольного образования
Стаж педагогической работы 1 год
Квалификационная категория________________
Курсы повышения квалификации________________
Тема: «Сказка, как средство развитие речи дошкольников»
Дата начала работы над темой 03.09.2018 год.
Предполагаемая дата окончания работы 31.05.2019 год.
Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развитие связной речи дошкольников посредством русской народной сказки.
Задачи:
Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы (учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу развития речи детей раннего возраста).
Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приёмов.
Систематизировать опыт работы по теме.
Подготовить материал для работы с детьми.
Разработать и оформить в виде информационных листов, буклетов, папок-передвижек материалы для родителей.
Привлечь родителей к организации работы по развитию речи с детьми.
Разработать картотеки по развитию речи.
Выявить возможность использования русских народных сказок на занятиях по развитию речи и в повседневном общении.
Разработать систему мероприятий для детей младшего дошкольного возраста на основе использования русских народных сказок.
Пояснительная записка.
« У кого в детстве не бывает сказки, тот вырастает сухим, колючим человеком, и люди об него ушибаются, как о лежащий на дороге камень, и укалываются как о лист осота »
Ирина Токмакова
Актуальность данной тему заключается в том, что овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения устной связной речью зависит успешность обучения детей в школе. Трудно отрицать роль сказок в формировании языковой культуры. Потому как при воспроизведении (пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие монологической и диалогической речи. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству.
Условия реализации:
В группе «Дружная семейка» - средний дошкольный возраст 4-5 лет.
Применение:
Применять дидактические материалы для дошкольников в условиях детского образовательного учреждения и в кругу семьи.
Ожидаемый результат
овладение детьми грамматической структурой язык;
сформирована диалогическая и монологическая речь;
обогащен и активизирован словарный запас ребенка;
сформирован устойчивый интерес к русскому народному творчеству;
проявление активности детьми на всех этапах ознакомления детей с фольклором.
Срок работы по теме самообразования: 1 год
Форма самообразования: индивидуальная, групповая.
Месяц | Формы работы |
с детьми | с педагогами | с родителями |
Сентябрь-Ноябрь | Мониторинг по образовательной области «Речевое развитие», выявление противоречий, нуждающихся в коррекции. Чтение детям русских народных сказок. Прослушивание аудиозаписей сказок. Дидактическая игра «Собери и расскажи сказку». Дидактические игры «Расскажи сказку по картинке». ООД «Путешествие в сказочную страну». ООД по сказке «Пузырь, Соломенка и Лапоть» : Занятие 1. Слушаем сказку «Пузырь Соломенка и Лапоть»; Занятие 2. Рассказываем сказку «Пузырь, Соломенка и Лапоть»; Занятие 3. Показываем сказку «Пузырь, Соломенка и Лапоть. ООД по сказке «Два жадный медвежонка». Моделирование сказки. Пальчиковые игры «Теремок», «Про курочку Рябу». | Изучение нормативных документов; Выбор и определение темы самообразования; Планирование работы по теме самообразования. Изучение методической литературы по теме «Сказка, как средство развитие речи младших дошкольников». Формирование и оформление методической копилки (составление плана по самообразованию, картотека игр, сказок,т.д.). Пополнение книжного уголка русско-народными сказками. Разработка конспектов ОД с использованием дидактических игр. Подготовка к проекту «Метод моделирования сказок» (Изучение методического материала, сбор информации). | Родительское собрание «Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию речи в соответствии с ФГОС». Консультация для родителей по теме «Развитие речи детей через сказку». |
Декабрь-Февраль | Чтение детям русских народных сказок. Прослушивание аудиозаписей сказок. ООД по сказке «Гули-лебеди». ООД по сказке «Лисичка со скалочкой». Моделирование сказки. ООД «Приключения в стране сказок». ООД по сказке «Смоляной бычок»: Занятие 1. Слушаем сказку «Смоляной бычок»; Занятие 2. Рассказываем сказку «Смоляной бычок»; Занятие 3. Читаем и показываем сказку «Смоляной бычок». Пальчиковые игры «Любимые сказки», «Дождь прошел», «Кот петух и леса», «Зимовье». Дидактическая игра «От сказки к сказки». Дидактическая игра «Кто за кем». Дидактическая игра «Отгадай из какой сказки». | Подбор и разработка игр, способствующих речевому развитию. Изготовление дидактических игр по сказкам. Изготовление масок для героев сказок. Пополнение книжного уголка. Подбор упражнений для пальчиковых игр по сказкам. Пополнение книжного уголка русско-народными сказками. Изготовление дидактических игр. Разработка конспектов ОД с использованием дидактических игр. Подготовка к проекту «Метод моделирования сказок» (Изучение методического материала, сбор информации). Презентация на тему «Метод моделирования сказок». | Рекомендации для родителей: «Как выбрать полезную сказку для малыша». Консультация для родителей «Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста». Консультация для родителей «Как организовать чтение сказок в домашних условиях». |
Март-май | Чтение детям русских народных сказок. Прослушивание аудиозаписей сказок. Творческий вечер «Перевирание сказки». Беседа «Сказка, но по-новому». Дидактические игры «Расскажи сказку» по серии картинок, «Назови героя сказок». «Чья песенка?», «Отгадай-ка», «Расскажи сказку по героям». Пальчиковые игры «Репка», «Руковица», «Заюшкина избушка». ООД по сказке «Зимовье зверей». Моделирование сказки. ООД по сказке «Лиса и кувшин»: Занятие 1. Слушаем сказку «Лиса и кувшин»; Занятие 2. Рассказываем сказку «Лиса и кувшин»; Занятие 3. Показываем сказку «Лиса и кувшин»; Занятие 4. Рисуем сказку «Лиса и кувшин». Итоговый мониторинг «Речевое развитие». | Подбор и разработка игр, способствующих речевому развитию. Пополнение книжного уголка русско-народными сказками. Изготовление масок для героев сказок. Разработка конспектов ОД с использованием дидактических игр. Создание альбома «Волшебный мир сказок». Оформить карточки схемы и картинки для разучивания русско-народных сказок. Организовать вечер сказок. Оформление работы по самообразованию в полном варианте. Оформление проекта «Метод моделирования сказок» в полном варианте. | Изготовление папки передвижки «Русская народная сказка как средство развития речи дошкольников». Консультация для родителей «Как организовать чтение сказок в домашних условиях». Консультация для родителей: «Сказка в жизни ребенка». Родительское собрание «Что изменилось в речевом развитии у ребенка?» |
Изучение методической литературы по теме СО
«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (ФГОС) от 17 октября 2013 г. №1155
Васильева Л «Развитие речи. Средняя группа» изд. «Мозайка – Синтез» 2010г.
Гербова В. Журнал «Дошкольное воспитание» №8 2013г.
Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс. 2003.
Иванова Э. И.: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.
Ланчеева – Репьева: «Иное царство русских сказок».
Ушакова О.С., Е. М. Струнина «Развитие речи детей 4-5 лет»изд. Вентана-Граф-2012г.
https://www.maam.ru/ Сайт педагогов дошкольного образования.
https://nsportal.ru/ Сайт педагогов дошкольного образования.