СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План урока по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План урока по русскому языку»

Тема: «Согласные твёрдые и мягкие»

Урок в 5 классе

Цели:

Обучающие:

       систематизировать знания обучающихся о согласных звуках, об их классификации, об особенностях каждого разряда согласных звуков;

       дать понятие твёрдости-мягкости,

       формировать умение различать их;

       составление транскрипции слов.

         расширить знания учащихся в области фонетики, лексикологии, научить различать согласные твёрдые и мягкие

Развивающие:

  • развивать творческие способности учащихся;

  • развивать орфографическую зоркость, самоконтроль.

Воспитательные:

  • воспитывать  интерес к предмету, позитивное отношение к изучению русского языка;

  •  расширять  кругозор обучающихся;

  • воспитывать эстетический вкус.

Задачи урока  через планируемые результаты:

                                      Личностные:

         создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;

·         создание  условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу;

·         формирование сознательного отношения к собственной безопасности и здоровью.    

                                            Предметные:

  • знать классификацию согласных звуков, умение характеризовать их и транскрибировать слова.

                                        Метапредметные:

Регулятивные:

  • формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу;

  • учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом;

  • уметь оценивать свою работу.

Коммуникативные:

  • развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;

  • сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе, отвечать на вопросы, слушать и слышать;

  • формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные:

  • формировать умение работать с текстом, выполняя учебно- познавательные действия, осуществляя логические операции анализа, синтеза, классификации;

  • понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач;

  • извлекать нужную информацию.









Ход урока:

    1. Орг.момент.

    2. Актуализация знаний:

1). Объясните смысл эпиграфа к уроку:

«Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрела, певучий и богатый…» (А.Н.Толстой)

Красота и певучесть русского языка объясняется преобладанием мелодичных звуков. Они составляют почти 75%. К ним относятся гласные и согласные звонкие. Немузыкальных звуков всего 25%, это глухие согласные.

2). Наша устная речь состоит из потока звуков, образующих слова. Давайте вспомним, какой раздел науки о языке изучает звуки речи, а также всё, что мы о них знаем. Для этого поиграем в игру «Верно-неверно»:

  • Фонетика изучает звуки речи (верно)

  • В русском языке 10 гласных звуков (неверно)

  • Гласные звуки состоят только из голоса (верно)

  • Сильной позицией для гласных звуков является позиция под ударением (верно)

  • Гласных звуков в русском языке больше, чем согласных (неверно)

  • Гласные звуки могут быть ударными и безударными (верно)

  • В каждом согласном звуке есть шум (верно)

Что мы вспомнили? Для чего?(продолжаем говорить о фонетике, изучаем звуки речи).

Определите сильную позицию гласных звуков в словах эпиграфа.

3). Орфографическая пятиминутка:

  • Стр..ла, в..да, тр..ва, ст..кло, м..роз, зв..зда, р..ка, з..мля, тр..па, сл..ды.

  • Что объединяет эти слова?

Проверяемые безударные гласные в корне слова. Все они находятся в слабой позиции.



4). Работа по карточкам.

Карточка №1:

Подчеркните согласные в слабой позиции: берёзка, лавка, отъезд, косьба, выставка, чувство, дуб, друг.

Карточка №2:

обозначьте сильные позиции гласных, подчеркните гласные в слабых позициях: лесной, салют, футбол, веранда, варенье, низина, кухонный.

    1. Новый материал.

1). Проблемный вопрос: чем отличаются слова:

  • Угол – уголь

  • Мел – мель

  • Лук – люк

  • Банка – банька

2). Целеполагание.

  • Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать? Какова тема урока? Сформулируйте его цель. (Согласные твёрдые и мягкие). Цель: знать о различии твёрдых и мягких согласных, об обозначении мягкости согласного при фонетической записи слова, о парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных;. Уметь различать твёрдые и мягкие согласные, обозначать мягкость согласного в транскрипции, соблюдать орфоэпические нормы.

  • 3). Самостоятельная работа с учебником (стр.127). Беседа:

  • Как обозначается мягкость согласных в фонетике?

  • Сколько согласных в русском языке имеют пары по твёрдости-мягкости?

  • Какие твёрдые согласные не имеют парных мягких звуков?

  • Какие согласные в русском языке всегда мягкие?

    1. Физкультминутка:

  • Если слово начинается с мягкого согласного, хлопок над головой.

  • Если слово начинается с твёрдого согласного, руки в стороны.

  • Мышь, мёд, лень, лапа, кит, кот, нора, Нина, заяц, зима, сено, сон, дуб, дом, зубр, пень, день, лужа, линза.

5. Закрепление.

  • 1). Запишите, как произносятся слова: быт - быть, лил - лужа, лук – люк, мыть – мил.

  • 2). Упражнение 278 (по заданию):

  • как мы узнаём о мягкости согласного? (если после него пишется Ь или Е,Ё,Ю,Я,И). Что мы будем называть сигналами мягкости?

  • 3). Спишите, подчеркните мягкие согласные одной чертой, сигналы мягкости- двумя.

  • Мы кормушку смастерили,

  • Мы столовую открыли.

  • Воробей, снегирь – сосед,

  • Будет вам зимой обед.

  • В гости в первый день недели

  • К нам синицы прилетели.

  • А во вторник, посмотри,

  • Прилетели снегири…

  • Выпишите существительное, в котором все согласные твёрдые (кормушку)

  • Выпишите слова, в которых все согласные мягкие. (день, недели, прилетели).

  • Сделайте вывод: чему мы научились, выполняя данные задания? (различать мягкие и твёрдые согласные, находить сигналы мягкости согласных).

  • 4). Орфоэпическая минутка: обратите внимание на слова в рамке на стр. 128. Как они произносятся?

  • Музей, Текст, Тема

Запишите их с орфоэпическими пометами и запомните произношение. Задания по орфоэпии встречаются даже на ЕГЭ.

6. Самостоятельная работа:

  • Цикорий, роза, ромашка, сирень, ландыш, астра, нарцисс, настурция, шиповник, лилия, колокольчик, лютик.

  • 1 вариант: выпишите слова, в которых встречаются только твёрдые согласные (роза, ромашка, ландыш, астра, нарцисс)

  • 2 вариант: выпишите слова, в которых встречаются только мягкие согласные (сирень, лилия, лютик)

  • 3 вариант: выпишите слова, в которых встречаются и твёрдые, и мягкие согласные (цикорий, настурция, шиповник, колокольчик)

7. Итоги урока.: кластер «согласные звуки»

8. Рефлексия:

  • На уроке я узнал, что…

  • На уроке я научился…

  • Мне было трудно…

Мне было интересно

9. Домашнее задание: пар.54, упр.279.

10. Выставление оценок.

















Карточка №1:

1.Подчеркните согласные в слабой позиции: берёзка, лавка, отъезд, косьба, выставка, чувство, дуб, друг.

2. Подсчитайте количество букв и звуков в словах ОТЪЕЗД, КОСЬБА, ЧУВСТВО

Карточка №2:

1.Обозначьте сильные позиции гласных, подчеркните гласные в слабых позициях: лесной, салют, футбол, веранда, варенье, низина, кухонный.

2. Подсчитайте количество букв и звуков в словах: САЛЮТ, ВАРЕНЬЕ, КУХОННЫЙ.

Карточка №1:

1.Подчеркните согласные в слабой позиции: берёзка, лавка, отъезд, косьба, выставка, чувство, дуб, друг.

2. Подсчитайте количество букв и звуков в словах ОТЪЕЗД, КОСЬБА, ЧУВСТВО

Карточка №2:

1.Обозначьте сильные позиции гласных, подчеркните гласные в слабых позициях: лесной, салют, футбол, веранда, варенье, низина, кухонный.

2. Подсчитайте количество букв и звуков в словах: САЛЮТ, ВАРЕНЬЕ, КУХОННЫЙ.

Карточка №1:

1.Подчеркните согласные в слабой позиции: берёзка, лавка, отъезд, косьба, выставка, чувство, дуб, друг.

2. Подсчитайте количество букв и звуков в словах ОТЪЕЗД, КОСЬБА, ЧУВСТВО

Карточка №2:

1.Обозначьте сильные позиции гласных, подчеркните гласные в слабых позициях: лесной, салют, футбол, веранда, варенье, низина, кухонный.

2. Подсчитайте количество букв и звуков в словах: САЛЮТ, ВАРЕНЬЕ, КУХОННЫЙ.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!