Тема: «Согласные твёрдые и мягкие»
Урок в 5 классе
Цели:
Обучающие:
систематизировать знания обучающихся о согласных звуках, об их классификации, об особенностях каждого разряда согласных звуков;
дать понятие твёрдости-мягкости,
формировать умение различать их;
составление транскрипции слов.
расширить знания учащихся в области фонетики, лексикологии, научить различать согласные твёрдые и мягкие
Развивающие:
развивать творческие способности учащихся;
развивать орфографическую зоркость, самоконтроль.
Воспитательные:
воспитывать интерес к предмету, позитивное отношение к изучению русского языка;
расширять кругозор обучающихся;
воспитывать эстетический вкус.
Задачи урока через планируемые результаты:
Личностные:
создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;
· создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу;
· формирование сознательного отношения к собственной безопасности и здоровью.
Предметные:
знать классификацию согласных звуков, умение характеризовать их и транскрибировать слова.
Метапредметные:
Регулятивные:
формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу;
учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом;
уметь оценивать свою работу.
Коммуникативные:
развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;
сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе, отвечать на вопросы, слушать и слышать;
формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Познавательные:
формировать умение работать с текстом, выполняя учебно- познавательные действия, осуществляя логические операции анализа, синтеза, классификации;
понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач;
извлекать нужную информацию.
Ход урока:
Орг.момент.
Актуализация знаний:
1). Объясните смысл эпиграфа к уроку:
«Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрела, певучий и богатый…» (А.Н.Толстой)
Красота и певучесть русского языка объясняется преобладанием мелодичных звуков. Они составляют почти 75%. К ним относятся гласные и согласные звонкие. Немузыкальных звуков всего 25%, это глухие согласные.
2). Наша устная речь состоит из потока звуков, образующих слова. Давайте вспомним, какой раздел науки о языке изучает звуки речи, а также всё, что мы о них знаем. Для этого поиграем в игру «Верно-неверно»:
Фонетика изучает звуки речи (верно)
В русском языке 10 гласных звуков (неверно)
Гласные звуки состоят только из голоса (верно)
Сильной позицией для гласных звуков является позиция под ударением (верно)
Гласных звуков в русском языке больше, чем согласных (неверно)
Гласные звуки могут быть ударными и безударными (верно)
В каждом согласном звуке есть шум (верно)
Что мы вспомнили? Для чего?(продолжаем говорить о фонетике, изучаем звуки речи).
Определите сильную позицию гласных звуков в словах эпиграфа.
3). Орфографическая пятиминутка:
Стр..ла, в..да, тр..ва, ст..кло, м..роз, зв..зда, р..ка, з..мля, тр..па, сл..ды.
Что объединяет эти слова?
Проверяемые безударные гласные в корне слова. Все они находятся в слабой позиции.
4). Работа по карточкам.
Карточка №1:
Подчеркните согласные в слабой позиции: берёзка, лавка, отъезд, косьба, выставка, чувство, дуб, друг.
Карточка №2:
обозначьте сильные позиции гласных, подчеркните гласные в слабых позициях: лесной, салют, футбол, веранда, варенье, низина, кухонный.
1). Проблемный вопрос: чем отличаются слова:
Угол – уголь
Мел – мель
Лук – люк
Банка – банька
2). Целеполагание.
Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать? Какова тема урока? Сформулируйте его цель. (Согласные твёрдые и мягкие). Цель: знать о различии твёрдых и мягких согласных, об обозначении мягкости согласного при фонетической записи слова, о парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных;. Уметь различать твёрдые и мягкие согласные, обозначать мягкость согласного в транскрипции, соблюдать орфоэпические нормы.
3). Самостоятельная работа с учебником (стр.127). Беседа:
Как обозначается мягкость согласных в фонетике?
Сколько согласных в русском языке имеют пары по твёрдости-мягкости?
Какие твёрдые согласные не имеют парных мягких звуков?
Какие согласные в русском языке всегда мягкие?
Физкультминутка:
Если слово начинается с мягкого согласного, хлопок над головой.
Если слово начинается с твёрдого согласного, руки в стороны.
Мышь, мёд, лень, лапа, кит, кот, нора, Нина, заяц, зима, сено, сон, дуб, дом, зубр, пень, день, лужа, линза.
5. Закрепление.
1). Запишите, как произносятся слова: быт - быть, лил - лужа, лук – люк, мыть – мил.
2). Упражнение 278 (по заданию):
как мы узнаём о мягкости согласного? (если после него пишется Ь или Е,Ё,Ю,Я,И). Что мы будем называть сигналами мягкости?
3). Спишите, подчеркните мягкие согласные одной чертой, сигналы мягкости- двумя.
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь – сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири…
Выпишите существительное, в котором все согласные твёрдые (кормушку)
Выпишите слова, в которых все согласные мягкие. (день, недели, прилетели).
Сделайте вывод: чему мы научились, выполняя данные задания? (различать мягкие и твёрдые согласные, находить сигналы мягкости согласных).
4). Орфоэпическая минутка: обратите внимание на слова в рамке на стр. 128. Как они произносятся?
Музей, Текст, Тема
Запишите их с орфоэпическими пометами и запомните произношение. Задания по орфоэпии встречаются даже на ЕГЭ.
6. Самостоятельная работа:
Цикорий, роза, ромашка, сирень, ландыш, астра, нарцисс, настурция, шиповник, лилия, колокольчик, лютик.
1 вариант: выпишите слова, в которых встречаются только твёрдые согласные (роза, ромашка, ландыш, астра, нарцисс)
2 вариант: выпишите слова, в которых встречаются только мягкие согласные (сирень, лилия, лютик)
3 вариант: выпишите слова, в которых встречаются и твёрдые, и мягкие согласные (цикорий, настурция, шиповник, колокольчик)
7. Итоги урока.: кластер «согласные звуки»
8. Рефлексия:
На уроке я узнал, что…
На уроке я научился…
Мне было трудно…
Мне было интересно
9. Домашнее задание: пар.54, упр.279.
10. Выставление оценок.
Карточка №1:
1.Подчеркните согласные в слабой позиции: берёзка, лавка, отъезд, косьба, выставка, чувство, дуб, друг.
2. Подсчитайте количество букв и звуков в словах ОТЪЕЗД, КОСЬБА, ЧУВСТВО
Карточка №2:
1.Обозначьте сильные позиции гласных, подчеркните гласные в слабых позициях: лесной, салют, футбол, веранда, варенье, низина, кухонный.
2. Подсчитайте количество букв и звуков в словах: САЛЮТ, ВАРЕНЬЕ, КУХОННЫЙ.
Карточка №1:
1.Подчеркните согласные в слабой позиции: берёзка, лавка, отъезд, косьба, выставка, чувство, дуб, друг.
2. Подсчитайте количество букв и звуков в словах ОТЪЕЗД, КОСЬБА, ЧУВСТВО
Карточка №2:
1.Обозначьте сильные позиции гласных, подчеркните гласные в слабых позициях: лесной, салют, футбол, веранда, варенье, низина, кухонный.
2. Подсчитайте количество букв и звуков в словах: САЛЮТ, ВАРЕНЬЕ, КУХОННЫЙ.
Карточка №1:
1.Подчеркните согласные в слабой позиции: берёзка, лавка, отъезд, косьба, выставка, чувство, дуб, друг.
2. Подсчитайте количество букв и звуков в словах ОТЪЕЗД, КОСЬБА, ЧУВСТВО
Карточка №2:
1.Обозначьте сильные позиции гласных, подчеркните гласные в слабых позициях: лесной, салют, футбол, веранда, варенье, низина, кухонный.
2. Подсчитайте количество букв и звуков в словах: САЛЮТ, ВАРЕНЬЕ, КУХОННЫЙ.