СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План урока "Вещество X"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока "Вещество X" с элемтами проблемного обучения

Просмотр содержимого документа
«План урока "Вещество X"»

Тема: «Моносахариды. Вещество Х»

Цель: изучить строение глюкозы.

Задачи:

- сформировать представление об особенностях строения моносахаридов на примере глюкозы;

- формировать умения записывать линейную и циклическую формулы глюкозы и определять формулы глюкозы и фруктозы среди предложенных;

-создать условия для развития исследовательских навыков учащихся, самостоятельного поиска информации, ученического диалога; обеспечить поле деятельности, где допускаются ошибки, генерируются идеи, формируется самооценка как неотъемлемый компонент познания самого себя.

-создать условия для развития коммуникативных способностей, развития вербального общения;


Тип: изучения нового материала.

Форма: урок-исследование.

Виды деятельности: индивидуальная, парная, групповая.

Методы и приемы: поисково-исследовательский, учебный диалог, совместное целеполагание, практическая деятельность.

Оборудование: информационный материал; растворы: вещество Х, гидроксида натрия, сульфата меди (П), иодной воды; спиртовки, пробирки индикаторы.

Эпиграф: «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением». М.В.Ломоносов

Ход учебного занятия


1.Мотивация и целеполагание.

Объявляем тему учебного занятия и предлагаем учащимся сформулировать цель. На данном этапе планируется, что учащиеся сами формулируют цели занятия, определяют тему и цель исследования.


2. Активизация познавательной деятельности.

Х представитель моносахаридов. 1811 году его получил русский химик К.С.Кирхгоф при гидролизе крахмала. В 1861 году А.М.Бутлеров получил Х из формальдегида. Образуется Х в результате процесса, о котором К.И.Тимирязев писал: «Когда-то, где-то на земле упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку пшеничного ростка, или лучше сказать на хлорофилловое зерно. Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез. В той или другой форме он вошел в состав хлеба, который послужил нам пищей. Этот луч света согревает нас, приводит нас в движение, быть может, в эту минуту он играет в нашем мозгу…». Что это за вещество? Учащиеся узнают, что речь идет о глюкозе.


3. Создание проблемной ситуации

Уважаемые коллеги! Сегодня вы химики-экспериментаторы. Нам предстоит переоткрыть вещество Х, именно этой проблеме посвящена наша научная работа.

4. Постановка проблемы исследования

Проблема 1. Необходимо установить состав вещества. Решаем расчетную задачу на вывод формулы вещества. Учащийся у доски.

W(C) = 40,01%, W(H) =6,66%, W(O) =53,33%. Установите формулу вещества, если М = 180 г / моль. Ответ С6Н12О6.

Проблема 2. Физические свойства вещества

Предлагаем учащимся рассмотреть вещество Х (на столах), затем характеризуем его физические свойства: твердое вещество белого цвета, сладкое на вкус, хорошо растворимое в воде.

Проблема 3. Строение вещества.

5. Формулировка цели исследования

Цель: в ходе эксперимента установить строение вещества Х.

Задача: опытным путем установить, какие функциональные группы входят в состав вещества.

Учитель совместно с учащимися составляет алгоритм исследовательской работы:

- исходя из имеющихся знаний о веществе Х, сформулировать гипотезу о его строении; если это возможно, обосновать свою гипотезу;

- составить структурную формулу вещества Х;

- составить план своих действий;

- провести эксперимент по проверке гипотезы;

- записать результат и сравнить их с гипотезой;

6. Выдвижение гипотезы

В молекуле Х есть атомы С,Н,О, следовательно Х содержит функциональные группы спиртов, альдегидов, кислот.

2 группа. Гипотеза: вещество Х карбоновая кислота (гипотеза не подтвердилась)

3 группа. Гипотеза: вещество Х альдегид (гипотеза подтвердилась) Групповая работа.

Учащиеся, следуя алгоритму, самостоятельно планируют свою деятельность, выполняют экспериментальную работу. Учитель организует деловое общение учащихся в группе.

7. Проверка гипотез и интерпретация полученных результатов

Учитель дает оценку экспериментальной проверке гипотез.

Затем он предлагает учащимся записать структурную формулу вещества Х, зная уже, что оно является альдегидоспиртом.

Учащийся на доске записывает структурную формулу глюкозы (линейную):

Учитель обращает внимание, что существует другое вещество с такой же молекулярной формулой – фруктоза, но оно имеет другое строение. Обращаем внимание на то, что приведенная линейная формула существует только в растворе в очень небольшом количестве. В твердом виде глюкоза существует в циклической ɑ и ß формах, которые преобладают в растворе.

Чем отличаются формы глюкозы?

Обращаем внимание на то, что часто возникают трудности с записыванием циклической формы глюкозы.

- Как лучше запомнить расположение в пространстве гидроксильных групп? Итак, включаем фантазию. Молекула глюкозы «представляет собой» фантастического одноглазого пятинога, у которого одна нога переломана, затем ОН -группы (ноги) чередуются в пространстве слева направо, а крайняя правая расположена так, как мы начинаем записывать буквы греческого алфавита. Демонстрируем на доске запись.

8. Вывод по результатам исследования

Фронтальная беседа с учащимися, выполнение задания 4, с. 215

9. Применение новых знаний в учебной деятельности

Учащимся предлагается выполнить тестовое задание и провести самопроверку (см. приложение).

10. Домашнее задание. 44, № 6, № 7.

11. Рефлексия: «Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом» (А.Франс). Представьте себе, что вы сейчас находились в ресторане, и я угощала вас форменным блюдом под названием «Глюкоза». Какие ощущения возникли у вас после посещения ресторана?

- Насытились.

- Я почти переварил.

- Хочу добавки и т.д.



Приложение





Задача: Массовая доля углерода равна 40.01%, массовая доля водорода равна 6.66%, массовая доля кислорода равна 53,33%. Установите формулу вещества, если его молярная масса равна 180 г/моль.



Задания для групп



1 группа

Гипотеза: вещество Х содержит функциональные группы -ОН, является многоатомным спиртом.

2 группа

Гипотеза: вещество Х содержит карбоксильную группу –СООН, является кислотой.

3 группа

Гипотеза: вещество Х содержит альдегидную группу –СОН, является альдегидом.

4 группа

Гипотеза: вещество Х содержит двойную связь.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!