СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 02.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Плесневые грибы и дрожжи

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработку данного урока можно использовать по теме "Разнообразие грибов" в 5 классе.

Просмотр содержимого документа
«Плесневые грибы и дрожжи»

Тема урока: Плесневые грибы и дрожжи.

Оборудование: световой микроскоп(3), электронный микроскоп(1), чашки Петре (3), предметное стекло - покровное стекло (3), микропрепарат «Мукор», плесень, культура дрожжей, рабочие листы, задание для групп, энциклопедия по биологии.


Ход урока.

1.Орг. момент.

2.Актуализация знаний учащихся.

- Давайте немного поиграем. На слайде фотографии объектов живой природы. Выберите среди них лишнее и объясните свой выбор. (СЛАЙД №1)

- Почему вы считаете, что выбранные вами организмы не являются грибами? (не образуют плодовых тел)

- А какие грибы образуют плодовые тела? (шляпочные)

- К Ц. Грибов относятся не только шляпочные грибы, но и другие, которые сразу вы бы не назвали грибами. Некоторые из таких грибов я вырастила к сегодняшнему уроку. Как оказалось, это совсем не сложно. (СЛАЙД №2)

- Посмотрите, что вы видите у себя на столе? (плесень)

- Какой возникает вопрос? (почему плесень относится к грибам)

- Почему же? Какие возникают предположения?

- Она появилась на Земле 200 млн. лет назад. С тех пор она убивает и спасает от смерти.
Ее называют хлебом дьявола и плевком Бога. Она сказочно красива, но вызывает отвращение.
Она вездесуща и неистребима. Она способна управлять огромными
массами людей и менять ход истории. Если она объявит нам войну, у нас не будет шансов выжить. И мы даже не предполагаем, какие тайны и скрытые силы хранит эта проклятая и благословенная плесень.

Видеосюжет

Плесень относится к микроскопическим грибам. Самые известные плесневые грибы – это мукор и пеницилл (СЛАЙД №3)

- Что бы вы хотели узнать об этих грибах? (цели и задачи урока)


3.Исследовательская работа

- Сегодня на уроке нам предстоит провести исследовательскую работу, которая поможет нам ответить на все ваши вопросы.

- Каждая группа получает инструктивную карту для проведения исследований.

- Выберите лидера в группе, распределите роли и задачи каждого участника группы.


1 группа проводит исследование микроскопического плесневого гриба мукор. Свою работу проводите с использованием электронного микроскопа.

2 группа изучает микроскопический гриб пеницилл. Для исследований вы используете энциклопедию по биологии.

3 группа тоже проводит исследовательскую работу, но объект исследования оставим пока втайне.

1 группа – исследование микроскопического плесневого гриба Мукор


  1. Рассмотрите внешнее строение гриба Мукор с помощью лупы. Что наблюдаете? Найдите головки со спорами, определите, где расположен мицелий.

  2. Приготовьте микропрепарат плесневого гриба Мукор.

  3. Рассмотрите микропрепарат при малом и большом увеличении. Найдите грибницу, спорангии и споры.

  4. Используя материал учебника, заполните таблицу в графе Мукор:


Характеристика плесневых грибов и дрожжей


Параметры сравнения

Мукор

Пеницилл

Дрожжи

1.Строение







2.Где живет






3.Чем питается






4.Как размножается






5.Значение






  1. Сделайте вывод о принадлежности Мукора к царству Грибов.



2 группа – исследование микроскопического плесневого гриба Пеницилл

  1. Рассмотрите внешнее строение гриба Пеницилл с помощью лупы. Какой имеет цвет, равномерно ли окрашена?

  2. Найдите в учебнике информацию об особенностях строения мицелия Пеницилла, процессах жизнедеятельности.

  3. Используя материал учебника заполните таблицу в графе Пеницилл:


Параметры сравнения

Мукор

Пеницилл

Дрожжи

1.Строение







2.Где живет






3.Чем питается






4.Как размножается






5.Значение






  1. В энциклопедии найдите информацию о создании и применении лекарства «Пенициллин».

  2. Сделайте вывод о принадлежности пеницилла к царству Грибов.



3 группа – исследование микроскопического гриба Дрожжи

  1. Возьмите каплю жидкости с культурой дрожжей, поместите ее на предметное стекло и накройте покровным.

  2. Рассмотрите клетки дрожжей при большом увеличении микроскопа. Отметьте одиночные и почкующиеся клетки.

  3. Используя материал учебника, заполните таблицу в графе Дрожжи:


Параметры сравнения

Мукор

Пеницилл

Дрожжи

1.Строение







2.Где живет






3.Чем питается






4.Как размножается






5.Значение






  1. Сделайте вывод о принадлежности микроскопического гриба Дрожжи к царству Грибов.


4.Выступление групп


- По ходу выступления ребят заполните таблицу «Характеристика плесневых грибов и дрожжей в графе «Мукор».

- Выполните ЗАДАНИЕ №1 в рабочих листах, подпишите части в строении гриба Мукор.

- Что отметили? Молодцы!



- По ходу выступления ребят заполните таблицу «Характеристика плесневых грибов и дрожжей в графе «Пеницилл».

- Выполните ЗАДАНИЕ №2 в рабочих листах, подпишите части в строении гриба Пеницилл.

- Что отметили? Молодцы!



Продолжение темы начинаем с загадки: Хозяйка решила испечь хлеб. Взяла пшеничной муки, добавила в нее воды и соли, замесила тесто. Смазала сверху яичным желтком. Поставила в печь. Вынула через определенное время хлеб из печи. Тесто хорошо пропеклось, покрылось румяной корочкой, только вместо пышного хлеба получилась жесткая лепешка. Отчего так получилось?


- По ходу выступления ребят заполните таблицу «Характеристика плесневых грибов и дрожжей в графе «Дрожжи».



- Найдите черты сходства и отличия плесневых грибов.

- Найдите черты сходства и отличия плесневых грибов и дрожжей.

- Относятся ли плесень и дрожжи к ц. Грибы?

-Почему?





5.Рефлексия.

- Вспомните о чем мы говорили сегодня на уроке и сформулируйте тему, запишите ее в рабочих листах.

- Что у вас получилось?

- Какие цели ставили перед собой?

-Получили ответы на свои вопросы?

-Какие задачи остались нерешенными?

-Что больше всего понравилось на уроке?

- С каким настроением уйдете с урока, покажите.



Найти следующую информацию: Возможно, вы слышали о "Проклятье Фараонов"? Какие организмы и почему получили такое название?





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!