Тема урока: Плесневые грибы и дрожжи.
Оборудование: световой микроскоп(3), электронный микроскоп(1), чашки Петре (3), предметное стекло - покровное стекло (3), микропрепарат «Мукор», плесень, культура дрожжей, рабочие листы, задание для групп, энциклопедия по биологии.
Ход урока.
1.Орг. момент.
2.Актуализация знаний учащихся.
- Давайте немного поиграем. На слайде фотографии объектов живой природы. Выберите среди них лишнее и объясните свой выбор. (СЛАЙД №1)
- Почему вы считаете, что выбранные вами организмы не являются грибами? (не образуют плодовых тел)
- А какие грибы образуют плодовые тела? (шляпочные)
- К Ц. Грибов относятся не только шляпочные грибы, но и другие, которые сразу вы бы не назвали грибами. Некоторые из таких грибов я вырастила к сегодняшнему уроку. Как оказалось, это совсем не сложно. (СЛАЙД №2)
- Посмотрите, что вы видите у себя на столе? (плесень)
- Какой возникает вопрос? (почему плесень относится к грибам)
- Почему же? Какие возникают предположения?
- Она появилась на Земле 200 млн. лет назад. С тех пор она убивает и спасает от смерти.
Ее называют хлебом дьявола и плевком Бога. Она сказочно красива, но вызывает отвращение.
Она вездесуща и неистребима. Она способна управлять огромными
массами людей и менять ход истории. Если она объявит нам войну, у нас не будет шансов выжить. И мы даже не предполагаем, какие тайны и скрытые силы хранит эта проклятая и благословенная плесень.
Видеосюжет
Плесень относится к микроскопическим грибам. Самые известные плесневые грибы – это мукор и пеницилл (СЛАЙД №3)
- Что бы вы хотели узнать об этих грибах? (цели и задачи урока)
3.Исследовательская работа
- Сегодня на уроке нам предстоит провести исследовательскую работу, которая поможет нам ответить на все ваши вопросы.
- Каждая группа получает инструктивную карту для проведения исследований.
- Выберите лидера в группе, распределите роли и задачи каждого участника группы.
1 группа проводит исследование микроскопического плесневого гриба мукор. Свою работу проводите с использованием электронного микроскопа.
2 группа изучает микроскопический гриб пеницилл. Для исследований вы используете энциклопедию по биологии.
3 группа тоже проводит исследовательскую работу, но объект исследования оставим пока втайне.
1 группа – исследование микроскопического плесневого гриба Мукор
Рассмотрите внешнее строение гриба Мукор с помощью лупы. Что наблюдаете? Найдите головки со спорами, определите, где расположен мицелий.
Приготовьте микропрепарат плесневого гриба Мукор.
Рассмотрите микропрепарат при малом и большом увеличении. Найдите грибницу, спорангии и споры.
Используя материал учебника, заполните таблицу в графе Мукор:
Характеристика плесневых грибов и дрожжей
Параметры сравнения | Мукор | Пеницилл | Дрожжи |
1.Строение | | | |
2.Где живет | | | |
3.Чем питается | | | |
4.Как размножается | | | |
5.Значение | | | |
Сделайте вывод о принадлежности Мукора к царству Грибов.
2 группа – исследование микроскопического плесневого гриба Пеницилл
Рассмотрите внешнее строение гриба Пеницилл с помощью лупы. Какой имеет цвет, равномерно ли окрашена?
Найдите в учебнике информацию об особенностях строения мицелия Пеницилла, процессах жизнедеятельности.
Используя материал учебника заполните таблицу в графе Пеницилл:
Параметры сравнения | Мукор | Пеницилл | Дрожжи |
1.Строение | | | |
2.Где живет | | | |
3.Чем питается | | | |
4.Как размножается | | | |
5.Значение | | | |
В энциклопедии найдите информацию о создании и применении лекарства «Пенициллин».
Сделайте вывод о принадлежности пеницилла к царству Грибов.
3 группа – исследование микроскопического гриба Дрожжи
Возьмите каплю жидкости с культурой дрожжей, поместите ее на предметное стекло и накройте покровным.
Рассмотрите клетки дрожжей при большом увеличении микроскопа. Отметьте одиночные и почкующиеся клетки.
Используя материал учебника, заполните таблицу в графе Дрожжи:
Параметры сравнения | Мукор | Пеницилл | Дрожжи |
1.Строение | | | |
2.Где живет | | | |
3.Чем питается | | | |
4.Как размножается | | | |
5.Значение | | | |
Сделайте вывод о принадлежности микроскопического гриба Дрожжи к царству Грибов.
4.Выступление групп
- По ходу выступления ребят заполните таблицу «Характеристика плесневых грибов и дрожжей в графе «Мукор».
- Выполните ЗАДАНИЕ №1 в рабочих листах, подпишите части в строении гриба Мукор.
- Что отметили? Молодцы!
- По ходу выступления ребят заполните таблицу «Характеристика плесневых грибов и дрожжей в графе «Пеницилл».
- Выполните ЗАДАНИЕ №2 в рабочих листах, подпишите части в строении гриба Пеницилл.
- Что отметили? Молодцы!
Продолжение темы начинаем с загадки: Хозяйка решила испечь хлеб. Взяла пшеничной муки, добавила в нее воды и соли, замесила тесто. Смазала сверху яичным желтком. Поставила в печь. Вынула через определенное время хлеб из печи. Тесто хорошо пропеклось, покрылось румяной корочкой, только вместо пышного хлеба получилась жесткая лепешка. Отчего так получилось?
- По ходу выступления ребят заполните таблицу «Характеристика плесневых грибов и дрожжей в графе «Дрожжи».
- Найдите черты сходства и отличия плесневых грибов.
- Найдите черты сходства и отличия плесневых грибов и дрожжей.
- Относятся ли плесень и дрожжи к ц. Грибы?
-Почему?
5.Рефлексия.
- Вспомните о чем мы говорили сегодня на уроке и сформулируйте тему, запишите ее в рабочих листах.
- Что у вас получилось?
- Какие цели ставили перед собой?
-Получили ответы на свои вопросы?
-Какие задачи остались нерешенными?
-Что больше всего понравилось на уроке?
- С каким настроением уйдете с урока, покажите.
Найти следующую информацию: Возможно, вы слышали о "Проклятье Фараонов"? Какие организмы и почему получили такое название?