ТЕМА УРОКА:
Подлежащее
и способы его выражения
Сегодня на уроке
- Обобщим сведения о подлежащем, знакомые по курсу V - VII классов.
- Продолжим формировать умения выделять главные члены предложения и среди них подлежащее.
- Определим способы выражения подлежащего ;
- Будем работать с таблицей .
Результат урока:
- углубить знания о подлежащем;
- уметь определять, какой частью речи выражено подлежащее;
- заполнение таблицы примерами.
Разве в этом кто-то виноват, что с
деревьев листья улетели!
Н.Рубцов
Запишем в тетрадь
Способы выражения подлежащего
Части речи
Примеры предложений
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Проверяем вместе
- 1 . Сонный туман на лугах серебрится. (И.Бунин) (Сущ. в И.п.)
- 2. Я помню чудное мгновенье. (А.С.Пушкин) (Местоим. в И.п.)
- 3. Пять – моя любимая цифра. (Числительное в И.п.)
- 4. Курить – здоровью вредить. (Посл.) (Инфин.)
- 5. Смелый к победе стремится. (Посл.) (Прилаг .)
- 6. Будущее принадлежит людям честного труда. (М.Горький) (Причастие)
- 7. Светлое завтра в наших руках.(Л.Ошанин) (Наречие)
- 8. Мы с приятелем вдвоем замечательно живем.
- (С.Михалков) (Синтаксически неделимое сл/соч)
- 9. В лесу раздавалось громкое ау .(Междометие)
- 10. Родная сторона – мать, а чужая – мачеха. (Посл.) (Фразеологизм)
Способы выражения подлежащего
Части речи
Примеры предложений
1.Имя существительное в И.п.
2.Местоимение в И.п.
3.Числительное в И.п.
4. Инфинитив
5.Имя прилагательное в И.п.
6.Причастие в И.п.
7.Наречие
8.Синтаксически неделимое сл/соч
9 . Междометие
10.Фразеологизм
ВЫВОД:
Подлежащее может быть выражено
разными частями речи
Самопроверка
1
Черемуха
Сущ.
2
Уничтожить
Инфинитив
3
Двое
Числ.
4
5
Три девицы
Сл/соч
Провожающие
Прич.
6
7
Семеро
Числ.
Жить
Инфинитив
8
Гав-гав
Звукоподражат.
9
Он
Мест.
10
Лес
Сущ.
Работаем устно
Составьте предложения, используя в качестве подлежащих неделимые словосочетания.
- Российская Федерация
- железная дорога
- половина дома
Итоговая работа с таблицей
Части речи
Примеры предложений
1.Имя существительное в И.п.
2.Местоимение в И.п.
3.Числительное в И.П.
4. Инфинитив
5.Имя прилагательное в И.п.
6.Причастие в И.п.
7.Наречие
8.Синтаксически неделимое сл/соч.
9.Междометие.
10. Фразеологизм
Домашнее задание
- 1. Правило, стр.46
- Упр. 93
- 2.Списать текст.
- 3. Подчеркнуть подлежащее.
- 4. Указать, чем оно выражено.
- 5. Указать предложения, в которых нет подлежащего.
- 6. Произвести морфологический разбор выделенного слова.
Итак, сегодня на уроке
- 1. На уроке я работал
- ( активно / пассивно) 4. За я урок
- (не устал / устал)
2. Своей работой я
- (доволен / не доволен) 5. Мое настроение
- (стало лучше / стало хуже)
3. Урок для меня показался
- (коротким / длинным) 6. Материал урока мне был
- (понятен / непонятен)
-
-